Научная статья на тему 'Экологическое образование как интегрирующий фактор устойчивого развития общества'

Экологическое образование как интегрирующий фактор устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОНИЗИРУЮЩАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / СЦИЕНТИЧЕСКАЯ И КОНСЕРВАЦИОНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Ш. М., Набиева Д. Н.

К началу XXI века в результате реализации утилитарно-потребительского подхода к окружающему миру ситуация усугубилась и привела планету к угрозе самоуничтожения. Для решения этой проблемы необходимо осуществлять интеграционные процессы научных и прикладных стратегических задач. Экологическое образование является важным фактором перехода общества к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological formation as the integrating factor of steady development of society

To the beginning of XXI century as a result of realization of utilitarian-consumer approach to the world the situation was aggravated and led the planet to threat of self-destruction. To dissolve this problem it is necessary to carry out integration processes of scientific and applied strategic problems. Ecological education is the important factor of transition of society to steady development.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование как интегрирующий фактор устойчивого развития общества»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 502.3:1

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© 2009. Алиев Ш.М., Набиева Д.Н.

Дагестанский государственный университет

К началу XXI века в результате реализации утилитарно-потребительского подхода к окружающему миру ситуация усугубилась и привела планету к угрозе самоуничтожения. Для решения этой проблемы необходимо осуществлять интеграционные процессы научных и прикладных стратегических задач. Экологическое образование является важным фактором перехода общества к устойчивому развитию.

To the beginning of XXI century as a result of realization of utilitarian-consumer approach to the world the situation was aggravated and led the planet to threat of self-destruction. To dissolve this problem it is necessary to carry out integration processes of scientific and applied strategic problems. Ecological education is the important factor of transition of society to steady development.

Ключевые слова: эволюционизирующая открытая система, сциентическая и консервационистская концепции.

В конце XX века ученые мира пытались объединиться для решения насущных проблем, связанных с будущим планеты, и создать новую систему ценностных установок, которая могла бы определить последующее развитие мировой цивилизации. К началу XXI века в результате реализации утилитарно - потребительского подхода к окружающему миру ситуация усугубилась, и перед человечеством встала очень сложная задача: или оно должно сделать усилие и посвятить себя качественному преобразованию существующего деструктивного типа цивилизации, который привел планету к угрозе самоуничтожения, или смириться со сложившейся ситуацией и принять неминуемую гибель. «Человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны погибнуть»(4).

Развитие общества можно отнести к универсально-адаптирующейся открытой системе, в которой действуют принципы и механизмы эволюционной самоорганизации живых систем, которые проявляются в перманентных, повторяющихся процессах и трансформируют различные инновации в определенные групповые стереотипы. Этот процесс может сопровождаться интеграцией научных и прикладных стратегических задач, которые содержатся в теоретических науках о человеке и социокультурной реальности. К таким можно отнести все гуманитарные науки, которые составляют существенную, необходимую часть всего профессионального образовательного пространства. Образование представляет собой эволюционизирующую открытую систему, которая может перейти на новый структурный уровень развития и позволит на информационном этапе поступательного развития общества определить противодействующие тенденции и стороны системы.

В образовательном пространстве важное место занимает экологическое образование, которое является интегрирующим «системообразующим фактором образования в целом, определяющим его стратегические цели и ведущие направления, созидающим интеллектуальную основу школы будущего»; оно «не столько часть всей системы образовательного процесса, а сам смысл и цель»(Экологическое образование формирует ценности и понятия, способствующие развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека, его культуры и биосферы. Оно, как интегрирующая система включает «практику принятия решений и

формулирования кодекса поведения, касающегося вопросов экологии» [6], а также формирования экологического сознания; кроме того развивает представление о человеке как о части природы, совершенствует его гуманистические императивы, формирует убеждения о единстве и самоценности всего живого. Борьба за выживание человечества и сохранение биосферы как гаранта жизни является составляющим компонентом целостной системы экологического образования. Эта система интегрирует все знания связанные с природой и профессиональной деятельностью человека. Она основана на интеллектуальном уровне образования и обеспечивает устойчивое развитие общества и окружающей среды. Экологическое образование формирует экоцентрическое мировоззрение, в котором экологическое сознание играет ведущую роль. Оно создает условия для образования «поля» мотивов в системе личность - природа - общество, что соответствует современным требованиям социального заказа на подготовку активной деятельной и инициативной личности. Проблема формирования личности, ее взаимосвязь с природой и обществом отражает процесс формирования экологической формы общественного сознания.

Экологическое сознание предполагает развитие личности и формирование его чувства ответственности, стимулирует социо-природный этап развития общества. Оно способствует совершенствованию нормативно-ценностных регулятивов природы и общества и повышению ответственности за их защиту. Создает условия для регуляции практической, преобразующей деятельности человека и общества по отношению к природе. В системе личность-природа-общество экологическое сознание может привести к установлению динамического равновесия между обществом и природой и его восстановлению, если оно нарушено. Личность в современном мире, его система ценностей, мировоззренческие компоненты, сформировавшиеся под воздействием информационного пространства и новых инновационных технологий, составляют интегрирующую систему, которая оказывает огромное воздействие на процесс устойчивого развития общества.

Устойчивое развитие общества представляет собой целостное, системное единство экологической, социально-политической и духовной сфер деятельности человека, направленное на обеспечение безопасности человека, общества и человечества вообще. Существует несколько точек зрения в понимании концепции устойчивого развития общества, две диаметрально противоположные - сциентическая и консервационистская, и третья - центристская. Согласно сци-ентической точке зрения, все проблемы, стоящие перед человечеством, а именно энергетические, демографические и политические, решаются с помощью науки и техники. Краеугольным камнем такой концепции является принцип познаваемости мира и его преобразование благо человечества. Теоретической предпосылкой точки зрения сциентической концепции является учение о ноосфере, разработанное В.И.Вернадским. Он связывал дальнейшее развитие человечества с влиянием коллективного разума на все виды человеческой деятельности, начиная с производственно-практической и кончая созданием условий человеческому существованию. Возрастание влияния людей на природу приводит к превращению биосферы в ноосферу, которая, по утверждению ученого, является «царством разума человеческого», а также «новым геологическим явлением» [1] в мире. «Труд и мысль человека должны перестраивать жизнь самих людей и то, что было раньше» [7]. Далее В.И.Вернадский отмечает, что в будущем ноосфере принадлежит решающая роль в развитии Земли и всего человечества.

Другой теоретической основой данной концепции устойчивого развития явилась диалек-тико-материалистическая концепция развития природы. Она стремилась доказать, что передовые социальные группы, свергая экономическое и политическое господство иностранного капитала, создают условия для освобождения всего человечества от колониального владычества и в дальнейшем подтягивают сферы экономики и культуры до уровня передовых. Основоположники этой концепции считали, что для этого необходимо сделать долгосрочное урегулирование наших отношений с природой. Чтобы осуществить это урегулирование, требуется нечто большее чем познание, т.е. полный переворот в способе производства теперешнего общества. Этот переворот выражается в планомерном развитии общества в интересах трудящихся. На несравненно большую экологическую перспективность плановой социалистической системы указывали советские ученые, отмечая исчерпаемость природных ресурсов.

Согласно консервационистской точке зрения, экологический кризис с трагическими последствиями, вплоть до полного исчезновения человечества неизбежен. Формирование этой точки зрения связано с изменениями, происшедшими в среде обитания и порожденными новы-

ми противоречиями в системе общество-природа-человек. Эта точка зрения нашла свое отражение в деятельности неправительственной организации - Римского клуба под руководством Аурелио Печчеи. В его докладе «Пределы роста» была обоснована неизбежность истощения ресурсов, и в связи с этим предлагались весьма решительные меры по сокращению рождаемости в странах «третьего мира» и в целом на планете до 0,5-1,5 млрд. человек. В дальнейшем они изменили свое отношение к рождаемости, предлагая «ограничение ее роста». Впоследствии сделали упор на «планетарную взаимозависимость», и далее эти доклады явились предпосылкой созыва международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. в рамках ООН, которая приняла концепцию в качестве теоретической основы для объединения усилий мирового сообщества в создании единой коллективной программы по разумному управлению экономическим развитием в региональных и глобальных масштабах.

Третья точка зрения основывается на принципе экологического развития и занимает промежуточную позицию между сциентической и консервационистской точками зрения. Представители ее утверждают, что главным достоинством концепции устойчивого развития является переход к глобализации процесса развития общества и окружающей среды и к научному управлению этими процессами. В систему мероприятий, необходимых для построения мирового сообщества устойчивого развития, входит ряд компонентов: регулирование роста народонаселения гуманными методами на уровне поддерживающей емкости планеты (8-12 млрд. человек), обеспечение человечества продовольственной безопасностью и энергией без истощения природных ресурсов, снижение уровня загрязнения окружающей среды. Эти экономические меры недостаточны для успешного решения проблем охраны окружающей среды. Приведенные компоненты органически должны сочетаться с формированием мировоззрения, связанного с экологическим образованием, экологическим сознанием и с экологическим императивом.

Более полное определение понятия «Концепция устойчивого развития» дает М.Н. Рудке-вич. «Это такой тип развития сложной, состоящей из двух компонентов системы (человеческое общество - окружающая его природная среда), который предполагает не только поддержание системы в состоянии динамического равновесия, но также ее целенаправленное изменение на основе применения достижений науки и техники в направлении, обеспечивающем более устойчивое ее состояние и, одновременно, более успешное ее функционирование в интересах нынешнего и будущего поколений людей» [3]. Данная концепция интегрирует все достижения естественных и гуманитарных наук, служит цементирующим началом всех элементов в системе образования и воспитания.

Разработка концепции устойчивого развития приводит к философским выводам о том, что путь развития человечества идет через осознание противоречий между обществом и окружающей его природной средой, а также через их разрешение внутри глобального сообщества, между континентами, регионами, странами и народами, связанными с ликвидацией колоссального неравенства. Эти выводы касаются соотношения общественного сознания и его высшего проявления - науки и образования, их совершенствования на основе научно-исследовательских программ, которые должны способствовать управлению обществом в глобальном масштабе.

Библиографический список

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988, - С. 511. 2 Маркс К. и Энгельс Ф. //Соч. Т. 20 - С. 497. 3. Рудкевич М.Н. Вопросы философии. №11. - М., 2000. - С.24. 4. Залыгин С. «Экологический консерватизм» шанс для выживания».//Новый мир, №11, 1994 - С.97. 5. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./ Под ред. С.Н. Глазьева. - Волгоград, 1996 - С. 34. 6. Экологическое образование в школе //Материалы семинара Международного Центра образовательной инновации РГПУ им. А.И.Герцена - СПб., 1996. 7. Экология и жизнь. №5. - М., 2002., - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.