УДК 378.046.4
С. М. Романова, А. Б. Ярошевский, З. З. Мухетдинова ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое мышление.
В статье рассмотрена необходимость экологического образования для инженернотехнических работников. Показано, что экологическое образование является неотъемлемой частью общего и профессионального образования работников промышленных предприятий.
Key words: environmental education, ecological thinking.
The article discusses the need of environmental education for engineers and technical workers. It is shown that environmental education is an integral part of general and professional education for workers of industrial enterprises.
Качественное изменение роли человека в современном производстве диктует необходимость профессионального развития персонала как важнейшего стратегического ресурса предприятия. Это важнейшее условие успешного развития любой организации, особенно актуально в современном мире, в котором экологические проблемы стоят чрезвычайно остро.
Сегодняшний инженер должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.
В настоящее время в связи с обострившимися экологическими проблемами, в том числе, с проблемой размещения, обезвреживания и утилизации опасных отходов, а также в связи с необходимостью лицензирования этих видов деятельности возникла насущная необходимость переподготовки и повышения квалификации работников промышленных предприятий в этой области.
Одной из важнейших составляющих системы повышения квалификации является подготовка в области охраны окружающей среды, так как только специалист, способный удовлетворять широкому кругу изменяющихся требований социальной и природной сред, может искать выход из экологического кризиса. Кризисная экологическая ситуация диктует свои требования к работникам экологически опасных производств, которые должны самостоятельно и ответственно принимать технические, экономические, социальные решения, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
До недавнего времени экологическое образование заключалось, в основном, в том, чтобы обучать людей способам и технологиям восстановления нарушенного равновесия в биосфере. Однако большинство сегодняшних специалистов не получили и такого экологического образования, поэтому этот пробел может быть восполнен как за счет экологической учебы на предприятии, так и за счет обучения в системе дополнительного образования государственных и негосударственных структур, имеющих лицензии на данный вид деятельности.
Обучение в системе дополнительного образования должно предполагать смену системы мировоззрения, перестройку сознания, то есть становление экологической культуры личности экоцентрической направленности. Экоцентрическое сознание базируется на следующих положениях: человек, обладая силой разума, тем не менее, является частью биосферы Земли, включен в нее, зависим от нее и ответственен за ее сохранение [1-5].
Подобная подготовка работников промышленности предполагает обучение, ориентированное на получение знаний по экологии, формирование четкого представления о связи деятельности конкретного производства с возможными неблагоприятными экологическими последствиями и личной ответственностью каждого работника за экологическую обстановку на предприятии. Обучение ориентируется на формирование у слушателей активной экологи-
347
ческой позиции при решении технических вопросов. Необходимость повышения квалификации персонала и экологического обучения объясняется не только недостатком экологических знаний, но и в значительной степени, и необходимостью изменения отношения людей к вопросам, связанных с сохранением природы в целом.
При разработке программ создана система экологического обучения, которая способствует формированию экологического мышления у руководителей, служащих и рабочих, пониманию влияния их конкретной профессиональной деятельности на экологические характеристики предприятия.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый работник на своем рабочем месте знал экологические аспекты своей работы и то, как можно технически и технологически изменить производственный процесс, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью подрастающего поколения.
Для повседневного осуществления технологических процессов требуется знание особенностей производства, связанных с загрязнением окружающей природной среды, и владение навыками, позволяющими принимать решения, оптимальные как для производства, так и для воздействия на окружающую среду.
К таким навыкам относятся:
- умение действовать с опережением и своевременно выявлять возможности не только совершенствования технологических процессов, но и устранения риска возникновения всевозможных, опасных и чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде;
- умение внедрять мероприятия по природоохранной деятельности;
- выявление источников и характера негативного воздействия на окружающую среду и принятие необходимых мер для снижения негативного воздействия на окружающую среду;
- умение находить оптимальные технологические решения с учетом требований защиты окружающей природной среды;
- умение оценить экологический риск, связанный с недостатками культуры эксплуатации, моральным и физическим износом оборудования и предотвращения его.
Одно из основных требований к руководителям среднего звена - наличие соответствующих экологических знаний и технического образования, чего требует расширяющаяся практика переноса ответственности за технологическую и экологическую деятельность на более низкие уровни управления производства. Это делается необходимым включение в число профессиональных знаний и экологических, что требует соответствующей подготовки.
Для инженеров-экологов необходимы знания технологий переработки отходов характерных для их отрасли, постоянное обновление информации по изменению нормативной базы в области охраны окружающей среды, в области обращения с опасными отходами, умение проводить оценку ущерба окружающей природной среде, представление о системе управления окружающей средой на предприятии и т. д.
Работа по созданию системы экологической учебы производственного персонала сопряжена с рядом трудностей:
- например, это сложность с набором контингента слушателей, так как руководители коллективов неохотно отпускают специалистов для обучения, особенно, когда обучение идет по программам не по профилю предприятия, а часто по недооцениваемым вопросам охраны окружающей среды;
- отсутствие учебных пособий и учебников, предназначенных для систем повышения квалификации.
Тем не менее, опыт подобной организации занятий в системе повышения квалификации работников различных отраслей промышленности показал, что предложенная система организации обучения в системе повышения квалификации и получения знаний, во-первых, вызывает интерес к проблеме, во-вторых, изменяют восприятие производственного процесса как
чего-то изолированного от окружающей среды и, в-третьих, формируют желание и в дальнейшем повышать уровень своей подготовки в этой области.
Литература
1. Лобачева, Г. К. Экологизация промышленных предприятий - экологически чистое производство: учеб.-метод. пособие / Г. К. Лобачева, А. П. Фоменко, М. Н. Тужлова, А. И. Гучанова; под общ. ред. д-ра хим. наук, проф. Г. К. Лобачевой. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 140 с.
2. Хасанова, Г.Б. Социальная экология / Г.Б. Хасанова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2001. - 92 с.
3. Хасанова, Г.Б. Формирование естественнонаучной картины мира как основная форма фундамента-лизации образования / Г.Б. Хасанова // Фундаментализация обучения естественнонаучным и общеспециальным дисциплинам в ССУЗ. - Казань: ИСПО РАО, 1999. - 124/14 с.
4. Прохоров, Б.Б. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения / Б.Б. Прохоров. - Вып. 15. - М.: Феникс 1999. - 165 с.
5. Мухутдинова, Т.З. Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях / Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 8. - С. 298-308.
© С. М. Романова - доц. каф. инженерная экологии КНИТУ, [email protected]; А. Б. Ярошевский -доц. той же кафедры; З. З. Мухетдинова - ст. препод. каф. общей физики АГНИ.