4.13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ КАК НОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Иванцов С.В., к.ю.н, доцент
Московский Университет МВД России
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского государства, приобретает особую остроту. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности и коррупции, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, в том числе ее организованных форм.1
Одним из главных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в нашей стране является терроризм, который, прикрываясь политическими или религиозными лозунгами, является основным проявлением организованного преступного экстремизма. Значительность террористической угрозы подчеркнута в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, в котором отмечается, что существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется меж-конфессиональное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.
Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае, если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофиче-скими.2
1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента Российской Федерации №24 от 10 января 2000г.) // СЗ РФ. - 2000. - №2. - Ст.170.
2 См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2006.
Понятие «экологический терроризм» употребляется в научной и юридической литературе, средствах массовой информации сравнительно недавно.
Между тем, экологический терроризм крайне общественно опасен. Так, по мнению Д.В.Якушева, экологический терроризм - преступление, последствия которого не знают границ.3
Боголюбов С.А. отмечает, что новые глобальные угрозы XXI века - это экологический терроризм: незаконное применение дефолиантов, распространение отравляющих боевых химических веществ; точечное использование изотопов и иных радиоактивных материалов, вплоть до миниатюрных атомных бомб; заражение населения с помощью птиц и рыб инфекционными заболеваниями с целью вызвать эпидемии и эпизоотии; выжигание джунглей, сельвы, тайги; попытки взорвать крупные водосодержащие плотины, космические аппараты и атомные электростанции. Совершение таких террористических актов может приобретать межнациональный, межконтинентальный характер, иметь всемирные, возможно необратимые последствия. Поэтому необходимо повышение бдительности, чтобы пресечь эти экологические угрозы, в том числе путем своевременного принятия соответствующих норм административного, уголовного, экологического права.4
Можно считать, что экологический терроризм - это потенциальная угроза, так как крупных террористических загрязнений окружающей среды, к счастью, еще не было. Но можно представить последствия подрыва террористами, например, АЭС или железнодорожного состава с отработавшим ядерным топливом. Поэтому уже сегодня данную угрозу следует рассматривать как вполне осуществимую.
Так, согласно статистическим данным, полученным при анализе аварий в химической промышленности США, на внешние причины инициирования (возникновения) аварий, среди которых диверсии и терроризм, приходится около 2%5, что довольно много только лишь для потенциальной угрозы.
Появление такой потенциальной угрозы, как экологический терроризм, обусловлено рядом причин, большинство из которых, безусловно, носят объективный характер. Это промышленные и урбанистические революции, изменение мировой транспортной инфраструктуры, геополитическое состояние современного мирового сообщества, прежде всего, такие факторы, как, так называемая, «борьба Севера и Юга», демографические трансформации в обществе, и др.6 Вышеперечисленные факторы оказали и продолжают оказывать воздействие на общественное сознание, психологию людей.
Наиболее очевидны выводы о восприятии населением экологического терроризма как потенциально реальной современной угрозы. Такой вывод можно сделать из анализа результатов проведённого анкетиро-
3 См.: Россия в окружающем мире: правовые аспекты. - М., 2000. -С.156-159.
4 См.: Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства. // Журнал российского права. - 2004. - № 5. -С.18,21.
5См.: Муравых А.И. Экологическое управление. - М., 2004. - С.69-70.
6См.: Тисленко Д.И. Экологический терроризм: понятие и структур-
ный анализ. // Охрана окружающей среды и экологическая безопас-
ность. Материалы региональной научной экологической студенческой
юридической конференции. - Тамбов, 2004. - С.117.
вания. Так, несмотря на то, что всего 4% опрошенных считают вероятность теракта на техногенно опасном объекте чрезвычайно высокой, уже 17% полагают, что она высока, а 74% не исключают возможности экологического террористического акта. Достаточно высок показатель того, что люди представляют себе катастрофичность последствий экологического террористического акта (33%).
Следует отметить, что законодательного определения понятия «экологический терроризм» нет ни в международном праве, ни в национальном законодательстве Российской Федерации или других государств. По нашему мнению, такое определение необходимо вводить в правовой оборот и, прежде всего, на международном уровне. Наиболее полным, максимально отражающим характер совершения террористического акта определением терроризма служит дефиниция, которую содержит статья 2 Проекта всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме, подготовленного Специальным комитетом и его рабочей группой7.
Из этой правовой дефиниции можно попытаться вывести и определение экологического терроризма как незаконного или умышленного причинения серьезного ущерба окружающей среде с целью устрашения и запугивания населения или принуждения правительства или международной организации к совершению каких-либо действий или воздержанию от их совершения. Однако такое определение будет значимым прежде всего на легальном уровне, при закреплении ответственности за экологический терроризм в международных и национальных уголовно-правовых актах. Для иных целей можно предложить более простое определение, по которому экологический терроризм - это совершение террористических действий посредством воздействия на окружающую среду8.
В российском законодательстве об экологическом терроризме говорится косвенно. Так, в Федеральном законе от 6 марта 2006г. № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму»9 употребляется термин «экологическая катастрофа», который связывается с последствиями террористического акта.
Последний означает «совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а так же угроза совершения указанных действий в тех же целях» (п.3 ст.3).
7 См.: Доклад Рабочей группы «Меры по ликвидации международного терроризма», А/С.6/56/1.9,Оо1оЬег, 2001/. // Официальный сайт
ООН: http://www.un.org.
8 См.: Тисленко Д.И. Экологический терроризм - современная угроза человечеству. // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: Сборник научных трудов под ред. д.ю.н. проф. Н.А.Лопашенко. - Саратов, Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. -С.34-41.
9 См.: Сапрыкин С.Ю. Новый закон о противодействии терроризму: коммент. к Федеральному закону от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ. - М.: ГроссМедиа, 2006.
Введение в закон термина «экологическая катастрофа», с одной стороны, можно оценить положительно, а с другой -возникают сомнения в том, будут ли его использовать правоприменители. Возможно, было бы целесообразно указать так же иные, менее масштабные экологические последствия терроризма, которые могут встречаться гораздо чаще.
С точки зрения экологической катастрофы могут быть рассмотрены те положения Федерального закона о противодействии терроризму, которые касаются пресечения террористических актов путем применения оружия и боевой техники для уничтожения воздушного судна (ст.7). Например, в самолете - нарушителе правил использования воздушного пространства РФ могут находиться террористы с ядерным, химическим или биологическим оружием, уничтожение которого при определенных условиях может привести к непредсказуемым последствиям - действительно экологической катастрофе10.
В Уголовном Кодексе РФ в ст.205 предусмотрена уголовная ответственность за террористический акт, а в ч.3 ст.205УК РФ говорится об ответственности за посягательство на объекты использования атомной энергии либо за использование исключительно ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, что не охватывает всего круга объектов с производством повышенной опасности либо серьезного экологического риска. Вместе с тем особую общественную опасность представляет возможность совершения террористических нападений также на такие объекты, на которых производятся, хранятся, используются, транспортируются химические, биологические или взрывоопасные материалы. Высока степень вероятности и опасности применения в террористических целях радиологического, химического, бактериологического и токсического оружия.11
Ответственность за подобные деяния предусмотрена в УК Украины ст.261 «Нападение на объекты, на которых имеются предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих» и КУ Грузии в ст.324 «Технологический терроризм».12
Не только опыт наших ближайших соседей, но и других государств можно использовать для анализа понятия «экологический терроризм» как разновидности организованной преступной деятельности террористического характера.
Так, в разделе II УК Франции о терроризме главе I об актах терроризма ст.421-1 (в ред. законов от
22.06.1996 №96-647 и от 17.06.1998 №98-468) определено, что «Актами терроризма являются, если они намеренно связываются с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора». К экотерроризму непосредственное отношение имеет ст.421-2 УК Франции (в ред. закона от 22.07.1996 №96-647). В ней установлено, что
10 См.: Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. / Под ред. Долговой А.И. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 75-80.
11 См.: Петрищев В.Е. Защита объектов террористических посягательств и проблемы информационного противоборства // Организованный терроризм и организованная преступность. - М., 2002. - С.35.
12 См.: Казаков Р.Ю. Законодательство стран - участниц СНГ по борьбе с терроризмом//Новые криминальные реалии и реагирование на них. / По ред. проф. Долговой А.И. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2005. - С. 289-293.
«образует равным акт терроризма, если он намеренно связывается с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью распространение в атмосфере, почве, недрах или водах, включая территориальные морские воды, любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека или животных или природную среду». 3 Таким образом, закрепление в УК Франции такой цели террористических актов, как внесение в почву, воду, атмосферу опасных для человека, животных и природы вредных веществ можно рассматривать как своеобразное отражение в этом законе экотерроризма.
Полагаем, что, учитывая опасность экологического терроризма и возможную катастрофичность последствий экологического теракта, а так же не забывая о принципах демократии и правового государства, государственную стратегию в области превенции и борьбы с экологическим терроризмом следует строить на началах сбалансированности интересов общества и государства, которое создано прежде всего для общества.
Поэтому экологический терроризм как преступление требует либо выделения из состава ст.205 УК РФ(террористический акт), либо введение нового квалифицирующего признака в данный состав.
Наши предложения основываются так же на положениях экологической доктрины РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-р, которая приоритетным направлением деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ определила предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.14
В соответствии с этой доктриной основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.
Важнейшей международно-правовой мерой по превенции и борьбе с экологическим терроризмом является необходимость определения экологического терроризма в международном праве, что будет способствовать консолидации усилий членов мирового сообщества по его противодействию.
Проблема превенции экологического терроризма должна решаться в тесном взаимодействии всех сегментов общества Российской Федерации, других стран, при обязательной координации всех членов мирового сообщества, поскольку экологический терроризм - потенциальная угроза мирового масштаба.
Так же считает и В.С.Овчинский, который полагает, что остро назрела необходимость «ставить вопрос о разработке дополнительного протокола о незаконном использованиии распространении биотехнологий к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2001г.)». «Не менее актуальны, пишет указанный автор, разработка и принятие Конвенции о борьбе с биотерроризмом, о чем ставился вопрос на многих межправительственных и международных научных встречах»15.
13 УК Франции. / Научное редактирование канд. юрид наук, доц. Головко Л.В., перевод с французского и предисловие канд. юрид. Наук, доц. Крыловой Н.Е. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
14 См.: СЗ РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 3510.
15 Овчинский В.С. Криминология и биотехнология. - М.: Норма. -
2005. - С.69-70.
В связи с этим целесообразно разработать Концепцию биологической безопасности РФ, Федеральную целевую программу развития биотехнологий, доработать проект Федерального закона «О биотерроризме и биокатастрофах», принятие которого неоднократно откладывается Государственной Думой.
Очевидным является тот факт, что террористический акт экологической направленности может подготовить и совершить только высоко организованная и технически подготовленная группа. В связи с этим в УК РФ (ст.205.1) содержится указание на террористическую организацию, которая, в свою очередь, является разновидностью организованного преступного формирования. Такая организация создается в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма.
Можно констатировать, что в законе, как в теории уголовного права, нет сколько-нибудь четких различий, разграничений форм организованной преступной деятельности в связи с отсутствием признаков, позволяющих их дифференцировать однозначно. Особенная часть Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве организованных форм совместной преступной деятельности сообщество, организацию, формирование, банду, объединение, мятеж, массовые беспорядки. Кроме того, в диспозиции ст.208 вооруженное формирование, в свою очередь, может выражаться в таких формах, как объединение, дружина, отряд или иная группа.
Все это говорит о чрезвычайной сложности уголовноправовой квалификации терроризма. Подобная ситуация свидетельствует о необходимости разработки четких и единообразных подходов к решению наиболее важных вопросов, которые так или иначе связаны с основанием уголовной ответственности членов организованных террористических структур. Одним из таких вопросов является содержание участия лиц в террористических сообществах, так как террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя:
1) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
2) подстрекательство к террористическому акту;
3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
5) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
6) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.16
Поэтому необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранитель-
16См.: Сапрыкин С.Ю. Указ. соч.
ных органов. Именно такую задачу поставил недавно перед МВД РФ российский Президент, подчеркнувший необходимость упреждающего, превентивного характера действий силовых структур в борьбе с террориз-мом.17
Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия организованной преступной деятельности террористического характера не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо расширять и практику позитивно-правового регулирования.
Это предполагает, в частности, широкое привлечение к такой работе религиозных деятелей, интеллигенции, активизацию работы с общественными объединениями, с политическими движениями.
Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, нравственной и иных сферах.
Подводя итог вышеизложенному, автор приходит к выводу, что:
во-первых: экологический терроризм требует намного больше внимания, чем ему уделяется сегодня, так как это серьезная угроза экологической безопасности как одной из составляющих региональной, национальной и международной безопасности;
во-вторых: выработка стратегии и осуществление необходимых мер - компетенция федеральных органов государственной власти. Работа в данной области должна производиться в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, учеными в
области экологии, уголовно-правовых наук, Федеральной службой безопасности РФ, которая должна координировать деятельность правоохранительных органов, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ;
в-третьих: потенциальные объекты экологических террористических атак должны тесно взаимодействовать с правоохранительными органами при осуществлении текущей деятельности по обеспечению безопасности.
Эколого-правовые меры по превенции и борьбе с экологическим терроризмом представляют наибольшую важность именно на региональном уровне. Среди таких мер следует выделить, прежде всего:
- оценку аварийной опасности техногенных объектов независимо от наличия угрозы аварии,
- оценку аварийной опасности техногенного объекта в случае срабатывания террористического фактора инициирования аварийных событий в технологической сфере или угрозе таких событий.
В заключение отметим, что вопрос информированности общества об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об угрозах террористического характера как современного проявления организованной преступной деятельности и их последствий должна быть абсолютно открыта.для общества. Одновременно информация, затрагивающая конкретные вопросы безопасности потенциальных объектов экологических террористических атак не должна быть доступной.
17 См.: Алисова Ю. Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http://www/utro.ru/articles/2005/07/27/462393.shtml