УДК 371.128.3
О. Н. Пономарёва
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. Актуальность и цели. 2013 год в России - год охраны окружающей среды. Этот акцент должен быть отражен в деятельности образовательных организаций, выполняющих социальный заказ на подготовку юных граждан.
В Пензенской области наработан уникальный опыт формирования у школьников экологической культуры, ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни. Региональный компонент содержания образования для старшеклассников включает дисциплины экологической направленности, отвечающие запросам всех субъектов образовательного процесса - государства, личности, родителей. Материалы и методы. Впервые в России представлен элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека» для учащихся 9-11-х классов, который объединяет идею здорового образа жизни и формирование экологической грамотности обучающихся. Отдельную ценность имеет программа элективного курса, которая практически в неизменном виде может быть включена в основную образовательную программу образовательной организации. Результаты. Предложенная программа элективного курса для старшеклассников является логическим продолжением программы обучения экологии (Н. М. Чернова с коллегами, федеральный комплект учебников, 2001-2013, «Дрофа»), предполагает практико-ориентированную деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, содержит тематику социально значимых учебных и учебно-исследовательских проектов экологического содержания. Такой образовательный подход способствует социализации школьников, становлению их гражданской жизненной позиции. Программа имеет междисциплинарный характер. Выводы. Представлены элементы программы внедренного в образовательную систему Пензенской области элективного курса для учащихся 9-11-х классов «Окружающая среда и здоровье человека».
Ключевые слова: элективные курсы, региональная система образования, методика преподавания биологии и экологии, окружающая среда и здоровье человека.
O. N. Ponomareva
ECOLOGICAL COMPONENT OF THE CONTENT OF SCHOOL EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF PENZA REGION)
Abstract. Background. 2013 is the year of environmental protection in Russia. This emphasis should be reflected in the activity of educational organizations engaged in the social order for preparation of young citizens. Penza region have accumulated a unique experience of formation in pupils of ecological culture, values, health, culture, healthy and safe lifestyle. The regional component of the curriculum for schoolchildren includes the disciplines of ecological orientation to meet the needs of all subjects of the educational process - the state, the individual, the parents. Materials and methods. For the first time in Russia it is presented the elective course «Environment and human health» for pupils of 9-11 grades, which unites the idea of healthy lifestyle and development of environmental literacy of schoolchild-
ren. Of individual value is a program of the elective course, which may be included, virtually unchanged, in the main program of an educational organization. Results. The proposed program of the elective course for schoolchildren is a logical continuation of the program of ecological training (N.M. Chernova and colleagues, Federal textbooks, 2001-2013, «Drofa»). Elective course involves the practice-oriented activities for schoolchildren on environmental assessment of the environment, contains the themes of socially significant educational and educational-research projects for environmental maintenance. This educational approach promotes socialization of pupils, formation of their civil life position. The program has an interdisciplinary character. Conclusions. The presented program is embedded in the educational system of the Penza region elective course for pupils of 9-11 grades «Environment and human health».
Key words: elective courses, regional system of education, methods of teaching biology and ecology, environment and human health.
В каждом субъекте Российской Федерации органы управления образованием, выполняя государственный заказ на подготовку юных граждан страны, стремятся к тому, чтобы система регионального образования имела «собственный почерк». Так, в Пензенской области в 2009-2011 гг. был разработан и внедрен «Межведомственный комплексный план мероприятий по направлению «Семья - дети - здоровый образ жизни», который стал основой совершенствования здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений (здесь и далее - ОУ) в регионе. Межведомственное взаимодействие осуществлялось по семи направлениям, в том числе «Школа - территория здоровья», «Школьное питание», «Профилактика вредных привычек», «Семья и здоровье ребенка», «СМИ и пропаганда здорового образа жизни».
В учебный план образовательных учреждений Пензенской области с 2012/2013 учебного года включены разнообразные элективные курсы, во всех школах Пензенской области начата работа по «новому» учебному плану. Презентация этого учебного плана состоялась во всех ОУ региона с 1 по 8 сентября 2012 г. в рамках проектной недели «Со-творчество и со-трудни-чество». Были задействованы все возрастные группы учащихся. Каждый день был построен по отдельной тематике, например: День Отечества «Через прошлое в будущее» - передача эстафеты Года истории (2012) Году охраны окружающей среды (2013); Экологический фестиваль, флеш-моб «Сто нас - сто добрых дел»; Квест «Scientia» (Наука - молодым) - командная игра, построенная в жанре поиска; Open-air (фестиваль под открытым небом) «Здоровье молодым». Однако «стержень»-цель деятельности в каждом ОУ - формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни всех обучающихся.
Съезд учителей Пензенской области (23-24.01.2013) прошел под девизом «Наша главная задача - подготовить человека к реальной жизни». Были подведены некоторые итоги и намечены ориентиры для дальнейшей деятельности. В Пензенской области за последние годы разработаны и внедрены для учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учреждений программы интегрированных элективных курсов экологического содержания, основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, отвечающих образовательным потребностям и интересам обучающихся. Программы курсов ориентированы и направлены на формирование общечеловеческих ценностей; со-
хранение и укрепление физического, психологического и социального (духовно-нравственного) здоровья школьников; развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды, в социальное и учебно-исследовательское проектирование.
Основное внимание в программах сосредоточено на тех знаниях, умениях, которые способствуют успешной адаптации в изменяющемся мире. Общеобразовательные учреждения реализуют эти элективные курсы за счет часов регионального и школьного компонентов, в том числе за счет часов, обеспечивающих предпрофильную и профильную подготовку школьников. Пензенский институт развития образования организовал широкий обмен опытом: проводит научно-практические конференции, мастер-классы для учителей, выставки, круглые столы и др.
В региональной системе образования Пензенской области внедрены уникальные элективные курсы, направленные на формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- региональный проект «Семьеведение» (1-11-е классы с двумя параллельными линиями «Семьеведение» и «Семья. Семейные ценности» в 9-11-х классах);
- учебный курс «Полезные навыки» для учащихся 5-9-х классов;
- учебный курс «Окружающая среда и здоровье человека» для учащихся 9-11-х классов.
Элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека» имеет междисциплинарный характер, предполагает практико-ориентированную деятельность, в том числе и по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни [1]. Акцент в преподавании сделан на формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью, к окружающему миру, восприятию и отношению к окружающей природной среде как значимому условию своего собственного выживания и развития.
Актуальность программы. Данная программа является логическим продолжением программы Н. М. Черновой, В. М. Галушина, В. М. Константинова (федеральный комплект учебников экологии, 2001-2013, «Дрофа» [2]); предусмотрена практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предложены варианты тем для выполнения учащимися социально значимых учебных и учебно-исследовательских проектов экологического содержания (в соответствии с ФГОС среднего общего образования)1. Эта деятельность может способствовать социализации школьников, становлению их гражданской жизненной позиции. Междисциплинарный характер учебной программы, связь изучаемых тем с человеком как объектом изучения повышают интерес учащихся к данному курсу. Акцент в преподавании сделан на формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, окружающему миру, восприятию и отношению к окружающей природной среде как значимому условию своего собственного выживания и развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете.
1 иКЬ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402596/.
Цель курса: формирование экологической культуры учащихся на основе фактического и статистического материала, характеризующего экологические факторы окружающей среды и характер их влияния на здоровье человека.
Формы реализации программы элективного курса:
- интеграция в содержание базовых учебных предметов (биология, география, химия, физика, экология и др.);
- внеурочная деятельность: учебные и учебно-исследовательские проекты (тематика заданий позволяет делать интегрированные, межпредметные проекты);
- внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, работа объединений, клубов и др.);
- комбинированный подход (часть материала интегрируется с учебным материалом, часть используется во внеклассной работе).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (18-34 ч)
Тема 1. Окружающая среда. Экологические факторы среды, их
классификация: абиотические, биотические, антропогенные. Биосоциальная природа человека. Законы экологии (оптимума, минимума, взаимодействия факторов и др.) и проявление их влияния на здоровье человека.
Тема 2. Климатические факторы среды и их влияние на здоровье человека. Определение понятий «климат» и «погода». Зональные особенности влияния климатических факторов (свет, температура, влажность) на здоровье человека. Солнечная радиация (загар: за и против). Влияние изменения погоды на здоровье человека. Метеочувствительность.
Варианты тематики проектов и практических работ :
1. Оценка климатических условий своей местности.
2. Влияние УФ-лучей на здоровье человека (солярии).
3. Подбор информации о неблагоприятных днях («магнитные бури»). Медико-статистические данные о метеозависимости в своем регионе. Интерпретация графиков (статматериалы).
Тема 3. Физические факторы среды и их влияние на здоровье человека: вибрация, шум, радиоактивность, электромагнитные поля («электромагнитный океан», мобильные телефоны) и др. Интенсивность влияния факторов. Меры профилактики заболеваний.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Шумы природные и техногенные. Особенности влияния на здоровье человека.
2. Электромагнитная «нагрузка» в квартире.
3. Мобильный телефон: опасности и меры профилактики заболеваний.
Тема 4. Пища как химический фактор среды, ее влияние на здоровье
человека. Качество воды и питательных веществ, их влияние на здоровье человека. Экологическая характеристика продуктов питания. Экологически чистые продукты. Генетически модифицированные продукты питания: за и против. Понятие о консервантах, БАДы, канцерогенные вещества, токсические вещества.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Определение качества воды ближайших водоемов и зон, наиболее благоприятных для отдыха. Составление соответствующих карт.
2. Экологическая характеристика продуктов питания.
3. Консерванты в пище человека.
4. Пищевая продукция, произведенная в регионе проживания: экологическая и экономическая выгода (прибыль).
Тема 5. Ландшафт и геохимические особенности почв, их влияние на здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как причина заболеваний. Йодная недостаточность. Эндемические заболевания. Медицинская география.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Выделение на карте России очагов эндемических заболеваний. Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе.
2. Дебаты на тему «Изменился ли в наши дни смысл выражения «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»?
3. Рекреационные возможности Пензенской области для экологического туризма.
Тема 6. Биотические факторы среды: разнообразие агентов и их влияние [вирусы, бактерии, грибки, продукты жизнедеятельности живых организмов (токсины и др.), растения, животные]. Биологические загрязнения и болезни человека. Бактерии и грибки на «службе» у человека («болгарская палочка», «кефирные» грибки и др.).
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Полезные бактерии (производство кисломолочной продукции), «чайный гриб», «рисовый гриб» и другие представители в повседневной жизни человека.
Тема 7. Растения и их влияние на здоровье человека. Оздоравли-вающая роль леса. Фитонциды. Влияние различных видов растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Лекарственные растения: правила сбора, экологически безопасные места сбора, применение. Ядовитые и опасные растения своей местности. Роль зеленых насаждений в городе. Растения - фильтры и накопители вредных веществ. Растения - индикаторы состояния среды.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Оценка территорий, на которых живут школьники, с точки зрения обеспечения лесными ресурсами, лекарственными растениями.
2. Выявление лекарственных растений и причин сокращения их популяций.
3. Оценка состояния и роль зеленых насаждений вблизи школы и места проживания учащихся (шумопоглощение, очищение воздуха и др.).
4. Лекарственные растения в моей семье.
Тема 8. Животные и их воздействие на здоровье человека. Инфекционные и паразитарные заболевания (гельминтозы, протозоозы). Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Болезни домашних животных, опасные для человека (сибирская язва, бруцеллез, сальмонеллез и др.). Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды (пример - борьба с малярией при помощи ДДТ и последовавшее за этим разрушение взаимосвязей живых организмов в природе). Природно-очаговые болезни, встречающиеся
в Пензенской области (клещевой боррелиоз, клещевой энцефалит, дирофиля-риоз, туляремия, ГЛПС). Меры профилактики заболеваний. Животные-«лека-ри» и помощники: апитерапия (пчелы и их «продукция»); ипотерапия (лошади); дельфинотерапия, канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки) и др. Домашние животные (собаки, кошки) и их роль в создании «семейной среды».
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Оценка места проживания с точки зрения опасности природно-очаговых болезней.
2. Бешенство/энтеробиоз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом и другие заболевания в регионе проживания: особенности заражения, протекания, меры профилактики.
Тема 9. Воздействие человека на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Шумовое, тепловое, радиоактивное, химическое загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почв). Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, диоксины, соединения свинца, серы, азота (можно рассмотреть и другие вещества - на выбор учителя). Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результате влияния человека. Опасность избыточного накопления нитратов в живых организмах. Источники накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Распределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях - во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружающей среды.
Понятие о предельно допустимых концентрациях. Кумулятивный эффект.
Тепловое загрязнение. Источники загрязнения: промышленность,
транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Бытовой мусор. Свалки. Сточные воды. Ядохимикаты в сельском хозяйстве. Примеры воздействия сочетания различных веществ в окружающей среде на здоровье человека. Изменение естественного круговорота веществ человеком.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Выявление источников загрязнения в месте проживания, вокруг школы, в местах отдыха, возле своего дома. Меры оздоровления окружающей среды.
2. Выяснение возможных источников накопления нитратов на своих огородах, дачных участках.
3. Составление и анализ списка ядохимикатов, наиболее активно используемых на территории региона.
4. Дискуссия на тему «Возможен ли переход к массовому выращиванию экологически чистой продукции?».
5. Конференция совместно с родителями на тему «Экология в быту».
Тема 10. Загрязнение атмосферы. Обсуждение и анализ материалов
по загрязнению атмосферы по докладу о состоянии окружающей среды в Российской Федерации и Пензенской области. Наиболее загрязненные города: а) мира; б) России; в) своего региона. Примеры критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, жилых массивов. Оценка состояния воздушной среды в микрорайоне школы.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Выявление состава загрязняющих веществ (выбросов) местного предприятия с анализом выбрасываемых веществ. Построение диаграммы. Работа с материалами по состоянию атмосферного воздуха в месте проживания, выявление основных источников загрязнения.
2. Анализ состава загрязняющих веществ (в атмосферу) по регионам России и выявление связи с заболеваемостью населения.
3. Нанесение на карту России названий городов с наиболее высокой степенью загрязнения атмосферы и сопоставление этой карты с экономической и физико-географической картами. Заболеваемость населения в этих городах.
4. Построение розы ветров для своего населенного пункта и анализ ее с точки зрения размещения предприятий.
Тема 11. Загрязнение водных ресурсов. Значение воды в жизни человека. Загрязнение вод Мирового океана, рек, озер (источники загрязнения, примеры). Загрязненные воды - одна из основных причин заболеваемости населения. Загрязнение водоемов в России и Пензенской области: анализ данных Государственного доклада о состоянии окружающей среды. Источники питьевых ресурсов - поверхностные и подземные. Оценка состояния водных источников своей местности. Питьевые источники и здоровье.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Оценка состояния водных ресурсов своего региона и выявление источников загрязнения вод. Влияние загрязнения вод на здоровье населения.
2. Водоемы родного края: родники, реки, подземные воды. Их роль в жизни местного населения. Традиции сбережения.
Тема 12. Антропогенное воздействие на почвы: ядохимикаты, эрозия и др. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДДТ, хлорофос и др.). Правила применения ядохимикатов. Альтернативные методы защиты растений.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Современное состояние почв в Пензенской области: анализ данных Государственного доклада о состоянии окружающей среды в РФ и Пензенской области.
2. Антропогенное загрязнение почв в Пензенской области.
Тема 13. Классификация социально-экономических факторов (население, семья, образование, искусство, наука, СМИ, религия и др.). Человек -единственный биосоциальный вид на планете Земля. Здоровье как триединство физического, психоэмоционального и социального благополучия.
Тема 14. Экологические связи человечества: современность. Квартира как экосистема. Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами. Бытовые отходы. Проблема бытовых свалок.
Город как экосистема (урбанизация). Болезни цивилизации.
Будущее: экологические связи человечества.
Варианты тематики проектов и практических работ:
1. Индивидуальное и популяционное здоровье человека. Оценка показателей индивидуального и популяционного здоровья различными методами.
2. Социальные факторы (семья, культура, искусство, наука, религия и др.) и их информационно-психологическое воздействие на население.
3. Анализ внутреннего обустройства школы: материалы, применяемые для оформления, их влияние на здоровье. Оценка степени и характера озеленения в школе и вокруг нее. Экологическая оценка школьного кабинета.
4. Применение экологических знаний и умений в быту.
5. Ресурсосбережение в квартире.
6. Ресурсосбережение в школе.
7. Конкурс на создание серии запрещающих знаков/плакатов по теме «Экологически грамотное поведение в быту».
Тема 15. Проблемы адаптации человека к окружающей среде (1 ч). Здоровый образ жизни - основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Движение - основа жизни. Спорт и здоровье. «Активный» отдых. Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Режим дня. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Значение питания в жизни человека. Режим и культура питания.
Тема 16. Заключительное занятие по всему курсу (1 ч). Контрольно-обобщающий урок «Окружающая среда и здоровье человека».
Варианты проведения: пресс-конференция по темам всех блоков; защита учащимися учебных проектов по изученным вопросам.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании ознакомления с курсом учащиеся должны:
- знать биологические и социальные характеристики человека с целью обоснования влияния биологических и социальных факторов на здоровье человека;
- знать особенности влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов окружающей среды на жизнедеятельность организма человека;
- знать современное состояние окружающей природной среды, в том числе в регионе проживания;
- знать последствия влияния загрязнения биосферы на здоровье человека;
- знать правила безопасного использования химических веществ в быту;
- знать возможные варианты практического применения экологических знаний для поддержания здоровья.
- уметь получать (собирать, анализировать) необходимую информацию о своем здоровье, состоянии здоровья населения и состоянии окружающей среды, знать способы получения такой информации;
- уметь использовать знания в учебных экологических ситуациях (решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации влияния экологических факторов);
- уметь применять экологические знания для анализа влияния факторов среды на здоровье человека;
- уметь формулировать собственную позицию, отстаивать ее, используя современные сведения для аргументации;
- уметь обосновать и осуществить элементарные здоровьеподдерживающие действия в ситуациях экологического неблагополучия;
- иметь навыки позитивного взаимодействия в межличностных партнерских взаимоотношениях;
- быть толерантным по отношению к людям своего и противоположного пола;
- уметь сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
- использовать приобретенные знания и умения:
1) для поддержания хорошего уровня собственного здоровья и аргументации здоровьесберегающих действий в общении с другими людьми;
2) для реализации экологических познаний в повседневной жизни.
Учебный процесс по авторскому курсу «Окружающая среда и здоровье
человека» выстроен с использованием педагогического приема «Азбука народной мудрости». Информационная составляющая этого приема предполагает ознакомление учащихся с содержанием конкретного текста к изучаемой теме урока; интерпретационная функция заключается в раскрытии дополнительных межпредметных аспектов (прежде всего мировоззренческого); проблемная направленность осуществляется специальной формой подачи материала в виде проблемных ситуаций, кейс-заданий [1-3].
Список литературы
1. Пономарёва, О. Н. Окружающая среда и здоровье человека. Программа и материалы к урокам по элективному курсу : книга для учителя / О. Н. Пономарёва. - Пенза : ГАОУ ДПО ПИРО, 2013. - 160 с.
2. Пономарёва, О. Н. Методическое пособие к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы экологии» / О. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. - М. : Дрофа, 2001. -190 с.
3. Пономарёва, О. Н. Традиции народной экологии в экологическом образовании / О. Н. Пономарёва. - М. : Скрипторий, 2003. - 83 с.
References
1. Ponomareva O. N. Okruzhayushchaya sreda i zdorov’e cheloveka. Programma i mate-rialy k urokam po elektivnomu kursu: kniga dlya uchitelya [The environment and human health. Program and materials for elective course classes: teacher’s book]. Penza: GAOU DPO PIRO, 2013, 160 p.
2. Ponomareva O. N., Chernova N. M. Metodicheskoe posobie k uchebniku pod red. N. M. Chernovoy «Osnovy ekologii» [Guide to the textbook edited by N. M. Chernova “Basic ecology”]. Moscow: Drofa, 2001, 190 p.
3. Ponomareva O. N. Traditsii narodnoy ekologii v ekologicheskom obrazovanii [Traditions of social ecology in ecological education]. Moscow: Skriptoriy, 2003, 83 p.
Пономарёва Ольга Николаевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой естественноматематического образования, Пензенский институт развития образования
(Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40)
E-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru
Ponomareva Ol'ga Nikolaevna Doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of natural-scientific education, Penza Institute of Education Development
(40 Popova street, Penza, Russia)
УДК 371.128.3 Пономарёва, О. Н.
Экологический компонент содержания школьного образования (на примере Пензенской области) / О. Н. Пономарёва // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. -№ 4 (28). - С. 177-186.