А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова
Экологический дизайн:
инструменты и критерии проектирования
глобального социокультурного пространства
Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.
27
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.
Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия [8]. Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» [6] возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма [7], расширенного взгляда на мир [11; 12]. Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» [9], которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.
Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,
современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).
Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.
Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.
В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.
Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.
Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте [3]. Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,
гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |
ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и
вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.
Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.
Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста [5]. При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.
Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.
Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени [1]. Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.
Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.
Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически
изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» [10; 13]. Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |
Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и
озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.
С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.
По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.
Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы [2].
Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду [4].
Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,
что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию
человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |
и:
снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.
На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).
В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению
технологии
Экологическая культура в контексте устойчивого развития
профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.
Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.
ДИЗАИН
Функция:
отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды
Проектирование
Оптимизация окружающей среды
Цель:
гармонизация человека и природы
Задача:
Формирование целостного мировоззрения человека
/ \
Проблемное поле:
Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира
Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна
Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.
Библиографический список
1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.
2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.
3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.
4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.
5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.
6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.
7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.
9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.
10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.
11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.
12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.
13. Thomas Mattews: Ten ways design can fight climate change. URL: http:// thomasmatthews.com/tm_sustainability_booklet_lo.pdf (дата обращения: 15.03.2010).
37
технологии