УДК 101.1:316
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ЗАЩИТА ОТ ГЕНДЕРНОЙ ДИСФОРИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
А. Л. Крайнов
Крайнов Андрей Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, krainoval@sgau.ru
Статья посвящена анализу влияния идеологии трансгуманизма на гендерную самоидентификацию. Ценности трансгуманизма весьма успешно институционализируются в современном, особенно западном, обществе, и данный процесс таит в себе серьезную угроз для бытия человека. В процессе анализа данного феномена автор приходит к выводу, что итогом такой институ-ционализации нередко становится гендерная дисфория, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины. Ценности трансгуманизма прежде достижения человеком заветного бессмертия приводят к феномену трансгендерности - к утрате гендерной самоидентификации. Данный процесс является крайне деструктивным для психики и социальной деятельности. Для предотвращения этого деструктивного влияния предлагается использовать систему экологических ценностей, которые четко определяют мужское и женское начало в человеке, понятие традиционной семьи, традиционные отношения между мужчиной и женщиной. Ориентация на формирование экологического сознания способна заложить истинные представления о сущности гендера, о том, как надлежит вести себя мужчине и женщине. Экология человека предполагает отказ от псевдоценностей мировоззрения трансгуманизма и возвращение человечества в традиционные рамки его бытия, изначально заложенные самой природой.
Ключевые слова: экологические ценности, экология человека, экологическая культура, трансгуманизм, информационное общество, гендерная дисфория.
Э01: 10.18500/1819-7671 -2018-18-1 -36-40
Проблема гендерной дисфории сегодня становится крайне актуальной, плавно перемещаясь из сугубо медицинской сферы в сферу социальную. Данный феномен отчасти является следствием развития техногенной цивилизации, информационного общества и распространения идеологии трансгуманизма, цивилизации, стирающей границы между жизнью и смертью, реальным и виртуальным, мужским и женским.
Понятие «гендерная дисфория» означает гендерное расстройство личности, которое проявляется в нарушении половой самоидентификации, т. е. человек, страдающий данным заболеванием, ощущает свою принадлежность к другому полу [1]. Другими словами, человек уверен в том, что он - жертва биологической ошибки и заключен в тело, несовместимое с его половой сущностью. В процессе данного заболевания специалисты выделяют такие сим-
птомы, как навязчивое желание носить одежду противоположного пола, неприязнь к собственным половым органам, неучастие в характерных для своего пола играх, неопределенность в своем половом статусе и сопутствующих ему социальных ролях [1].
Невольно возникает вопрос: «Как данная медицинская проблема взаимосвязана с трансгуманизмом и при чем здесь экологические ценности?». Все дело в том, что призывающая расширить границы человеческого бытия идеология трансгуманизма приводит к феномену трансгендерности. Согласно М. В. Немировской, идеология трансгуманизма помимо изменений в образе мысли и стиле жизни приводит и к телесным изменениям, что выражается в отказе от своей расы или пола [2]. На официальном сайте российского трансгуманистического движения в статье «Тело как проблема: постчеловечность и трансгуманизм» указывается на то, что «Тело предстает уже не просто неким скафандром духа, а подобием костюма, который можно менять и выбирать по желанию, как предмет игры - спорта, искусства, моды. В любом случае - не раз и навсегда данным, не однозначным, открытым к иным, не привычным, не человечески обычным, нечеловеческим формам», и что трансгуманистов не интересует здоровое полноценное тело, но им интересно тело с точки зрения смены пола, донорства органов, все более совершенное протезирование на грани киборгизации [3].
Сегодня в ряде стран Запада и США наблюдается тенденция принудительной перемены половых ролей у детей с целью обогащения их внутреннего мира, раскрытия творческих и иных потенциалов, другими словами, если мальчик или девочка еще не определились со своим полом, то это нормально и ни в коем случае нельзя их ограничивать и запрещать делать то, что не свойственно их половой модели поведения. В частности, в США ( в Сан-Франциско) существует лагерь для трансгендерных детей, в который летом 2017 г. уже набрали 60 детей от 4 до 12 лет, якобы не определившихся с половой принадлежностью [4].
© Крайнов А. Л., 2018
Л. Л. Крайнов. Экологические ценности как защита от гендерной дисфории
В подобных лагерях проблемным детям обещают не только отдых и развлечения, но и практические занятия по использованию модели поведения противоположного пола, чтобы лучше понять свою половую идентичность. По сути, данные дети тяжело больны гендерной дисфорией и нуждаются в серьезном медицинском вмешательстве, в то время как им пытаются изменить представления о естественной, заложенной природой модели гендерного поведения
[5]. Тем не менее данная тенденция существует и распространяется во многих странах Евросоюза. Например, в Швеции официально признали третий пол, в стране стало неприличным произносить «муж» и «жена», «девочка» и «мальчик». Данные слова заменили, соответственно, на «партнер» для супругов и «друзья» для детей
[6]. Следует отметить, что в школьную программу по сексуальному воспитанию Европы и Северной Америки входит подробное изложение и пропаганда всевозможных девиаций сексуального поведения, но не изучение и пропаганда классической семьи и традиционных семейных ценностей, что, по-видимому, представляет собой целенаправленную политику по разрушению института традиционной семьи [7, с. 37].
В основе идеологии трансгуманизма лежит идея переходного человека - трансчеловека, к которому обычный человек должен стремиться приблизиться для того, чтобы гордо войти в эру постчеловечества [8, с. 135]. Трансчеловек максимально противостоит смерти, старению и таким человеческим предрассудкам, как гендер-ный статус и соответствующая ему гендерная роль [9]. Он, по сути, является человеком-конструктором, который в любой момент может заменить больной или состарившийся орган своего тела новым, как искусственным (созданным при помощи 3Б-принтера), так и естественным. Вопрос пола в данном случае вообще архаичен. Если надо, можно легко сменить пол или вообще сделать из своего тела нечто, не поддающееся традиционному пониманию в гендерной политике. Вопрос в том, что останется от человека при таком переходе?
Трансчеловек позиционируется как тот, чье сознание интегрировано в глобальную информационную сеть Интернет, а тело подчинено законам генной инженерии и робототехники. В мае 1942 г. в Нью-Йорке была создана группа, получившая название «Проект человек-машина» (в 1947 г. Н. Винер предложил название группы -«Группа кибернетики»), в рамках которой были объединены инженеры, биологи, нейрологи, антропологи и психологи для проведения экспериментов по социальному управлению. Деятель-
ность этой группы основывалась на положении о том, что человеческий мозг представляет собой сложную, подобно компьютеру, машину с процессами ввода и вывода, а человеческое поведение, соответственно, можно программировать на личном и общественном уровнях [7, с. 30]. С этого момента можно отсчитываать становление информационного общества и идеи трансчеловека как того, кто перешагнул свою природную сущность с помощью информационных технологий.
Дальнейшее развитие событий по становлению человека-машины мы хорошо видим на примере современных реалий и основных тенденций реализации идеологии трансгуманизма. Это работа над крионизацией человека, создание виртуальных миров, в которые можно будет перенести человеческое сознание после смерти, манипуляция массовым сознанием посредством СМИ и Интернета, поощрение развития и спонсирование ЛГБТ-движений, специальное про-пагандирование третьего пола.
Для примера достаточно сравнить героев детских мультфильмов тогда и сейчас. Если половая принадлежность мультипликационных героев до периода тотальной пропаганды идей трансгуманизма сомнений не вызывает, но многие современные мультипликационные герои, такие как роботы-трансформеры (Вакама из «Бионикл 2», «Валл-И» и т.д.), Губка Боб, Айкис (из сериала «Настоящие монстры») и прочие монстры, Вупсень и Пупсень (из сериала «Лун-тик»), нетрадиционной ориентации пингвины Гус и Вальдо из одноименного мультипликационного сериала, оставляют много вопросов о своем поле. У современных героев мультфильмов могут быть мужские или женские имена, но образ и манеры поведения определенно не соотносятся с их именами, оставляя зрителю поле для ментальных вариаций в гендерной идентификации персонажей.
Роботы-трансформеры, монстры, киборги, выдуманные персонажи и прочие чудища в сознании детей есть победа идеологии трансгуманизма над гендером как таковым. Все вышеперечисленные существа, по сути, не имеют пола, но являются сразу тем и тем. Им присуща гендерная комбинаторика - в мгновение они могут стать воплощением как женской, так и мужской сущности. Подобные паттерны в детском сознании приводят к проявлению гендерной дисфории. Ребенок, так же как и любимый персонаж мультсериала, хочет изменить модель гендерного поведения, но сталкивается при этом с рядом трудноразрешимых проблем, наносящих непоправимый вред его психике. В итоге
в современном обществе увеличивается количество детей, которые не знают свой пол [10].
«Транслируются формы нестандартного по-лоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка» [11].
Обозначенные выше модели реализации идеологии трансгуманизма невольно приводят к вопросу о дальнейшей судьбе бесполого человечества. Трансчеловек, который может преодолеть старение и в перспективе смерть, не нуждается в тендере, так как вечная жизнь не предполагает оставление после себя потомства. По мнению В. А. Розанова, все показатели, имеющие отношение к продолжению человеческого рода, объединяются в понятие репродуктивного здоровья, которое имеет самостоятельное интегральное значение, так как отражает важнейшую функцию человека [12, с. 42]. Репродуктивная функция потому и дана всем живым организмам, так как они смертны. Но трансчеловеку на своем пути в постчеловечество совершенно не нужно собственное воспроизводство традиционным биологическим способом. К счастью, эра постчеловечества пока не наступила, но с большой долей вероятности можно предположить, что размножаться постчеловек будет копированием себя и своего сознания в виртуальной среде либо созданием своего биологического тела в ЭБ-принтерах, после чего в него будет загружаться сознание через определенный порт ввода данных.
Таким образом, назревает острая необходимость внедрения альтернативной системы ценностей в сознание человечества для противопоставления ценностям трансгуманизма, ведущим не в мифическое бессмертие человечества, но к его вымиранию, так как бесполый человек не способен воспроизвести себя. Одной из таких ценностных систем, бесспорно, является система экологических ценностей, старых как мир, но апеллирующих к гармонии биологического и социального в человеке [13, с. 64].
В основу экологических ценностей входит аксиома о первостепенной роли традиционной семьи в формировании гармонично развитой личности, в сознании которой не будут смешиваться мужские и женские гендерные статусы и роли. Согласно М. Д. Батыровой, с основными понятиями, связанными с необходимостью бережного отношения к природе и всему живому
в этом мире, ребенка знакомит, прежде всего, семья, и в это время в его сознание закладываются представления о роли и значении природы в жизни каждого человека и формируется система экологических ценностей [14]. «Именно опасность самоуничтожения и ставит сегодня перед обществом, школой, педагогикой задачу формирования у детей экологической культуры личности как важнейшего звена возрождающейся в новом качестве идеи природосообразности в воспитании», - считает З. А. Хусаинов [15]. Важно подчеркнуть, что экологическая культура основывается не только на любви и почитании природы как источника человеческой жизни, но и на традиционных культурных семейных ценностях [16, с. 109], в которые входит, прежде всего, почитание отца и матери, а не родителя номер один или два. В этом принципиальное различие между экологическими ценностями и ценностями трансгуманизма.
В связи с вышеобозначенными проблемами актуальным представляется вопрос об экологической компетентности. А. В. Гагарин и С. А. Мудрак понимают под ней совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в том числе продуктивной природосохранительной деятельности [17, с. 12]. Другими словами, это опыт человека, направленный на сохранение окружающего природного мира и решение экологических проблем. Важно отметить, что экологическая компетентность предполагает включение экологических знаний в непрерывный процесс социализации личности начиная с дошкольного возраста. При этом происходит единение человека с природой, «переживание радости от ощущения гармонии природы и страдания от ее ущербности, уничтожения красоты» [17, с. 18]. Таким образом, при включении системы экологического воспитания и образования в процесс социализации, начиная с семьи, детского сада и школы, можно четко сформировать в сознании ребенка представления о мужском и женском началах и о соответствующих им гендерных ролях. Если данный процесс закрепить институционально, то в будущем резко снизится количество детей, обладающих гендер-ными расстройствами или болеющих гендерной дисфорией.
Список литературы
1. Гендерное расстройство личности. URL: https://www. psyportal.net/14292/gendernoe-rasstroystvo-lichnosti/ (дата обращения: 10.09.2017).
А. Л. Крайнов. Экологические ценности как защита от гендерной дисфории
2. Немировская М. В. Неравенство сексуальных меньшинств в контексте социальной необходимости воспроизводства населения. URL: https://riss.ru/ demography/demography-science-journal/6173/ (дата обращения: 10.09.2017).
3. Тело как проблема : постчеловечность и трансгуманизм. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/ view/277/94/ (дата обращения: 10.09.2017).
4. 60 детей набрано в трансгендерный лагерь в США. URL: http://rvs.su/novosti/2017/60-detey-nabrano-v-transgendernyy-lager-v-ssha (дата обращения: 10.09.2017).
5. Динкевич М. Психологи Канады и США выступают за легализацию педофилии. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=638189 (дата обращения: 10.09.2017).
6. Лукиян К. Третий пол : мамы под запретом, транс-гендеры - в моде. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2871584 (дата обращения: 10.09.2017).
7. Таланин В. И. Сущность идеологии трансгуманизма : современные информационные технологии. Запорожье, 2016. 128 с.
8. Гонсалес А. Р. Бессмертие : как его достичь и как избежать. СПб., 2006. 282 с.
9. АндрияноваЕ. А., Тихонова С. В., Федонников А. С. [и др.] Современные медицинские технологии в парадигме трансгуманизма. Саратов, 2016. 136 с.
10. Количество малышей, желающих сменить пол, резко выросло. URL: https://www.medikforum.ru/news/
health/healthy_child/61276-kolichestvo-malyshey-zhelayuschih-smenit-pol-rezko-vyroslo.html (дата обращения: 10.09.2017).
11. Мультфильмы : их влияние на психику ребенка. URL: https://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/ (дата обращения: 10.09.2017).
12. Розанов В. А. Экология человека (избранные разделы) : учеб. пособие для студ.-психологов. Одесса, 2013. 208 с.
13. Крайнов А. Л. Экологическое сознание : сущность и социально-исторические феномены : дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2001. 145 с.
14. БатыроваМ. Д. Роль и место семьи в формировании экологической культуры ребенка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 1). URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18581 (дата обращения: 10.09.2017).
15. Хусаинов З. А. Роль семьи в формировании экологической культуры детей // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2 (ч. 1). URL: https:// www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9443 (дата обращения: 10.09.2017).
16. Парфёнов А. И., Крайнов А. Л. Зоологические основы социального порядка. Саратов, 2007. 160 с.
17. Гагарин А. В., Мудрак С. А. Экологическая компетентность личности : сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития. М., 2013. 160 с.
Образец для цитирования:
Крайнов А. Л. Экологические ценности как защита от гендерной дисфории: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 36-40. Б01: 10.18500/18197671-2018-18-1-36-40.
Ecological Values as Protection against Gender Dysphoria: a Socio-philosophical Analysis
A. L. Kraynov
Andrey L. Kraynov, Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov, 1, Theatre Squ., Saratov, 410012, Russia, krainoval@sgau.ru
The article is devoted to the analysis of the influence of the ideology of transhumanism on gender self-identification. The values of transhuman-ism are very successfully institutionalized in modern, especially Western, society, and this process is fraught with serious threats to human being. In the process of analyzing this phenomenon, the author comes to the conclusion that the result of such institutionalization often becomes gender dysphoria, when a person can not fully accept his gender status of a man or a woman. The values of transhumanism before a person achieves the coveted immortality lead to the transgender phenomenon - to the loss of gender identity. This process is extremely destructive for the psyche and social activities. To prevent such destructive influence, it is proposed to use a system of ecological values that clearly define the male and female principles in a person, the concept of a traditional family, the traditional relationship between a man and a woman. Orientation towards the formation of ecological consciousness is capable of laying the true notions about the essence of gender, how to behave like a man and a woman. Human ecology involves the rejec-
tion of the pseudo-values of the worldview of transhumanism and the return of mankind to the traditional framework of its existence, originally inherent in nature itself.
Key words: ecological values, human ecology, ecological culture, transhumanism, information society, gender dysphoria.
References
1. Gendernoe rasstroystvo lichnosti (Gender dysphoria). Available at: https://www.psyportal.net/14292/gender-noe-rasstroystvo-lichnosti/ (accessed 10 September 2017) (in Russian).
2. Nemirovskaya M. V. Neravenstvo seksualnykh menshin-stv v kontekste sotsialnoy neobkhodimosti vosproizvod-stva naseleniya (Inequality of sexual minorities in the context of the social necessity of reproduction of the population). Available at: https://riss.ru/demography/ demography-science-journal/6173/ (accessed 10 September 2017) (in Russian).
3. Telo kakproblema: postchelovechnost i transgumanizm (Body as a problem: posthumanity and transhumanism). Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/ view/277/94/ (accessed 10 September 2017) (in Russian).
4. 60 detey nabrano v transgendernyy lager v SSHA (60 children recruited into a transgender camp in the USA).
Available at: http://rvs.su/novosti/2017/60-detey-nabrano-v-transgendernyy-lager-v-ssha (accessed 10 September 2017) (in Russian).
5. Dinkevich M. Psikhologi Kanady i SSHA vystupayut za legalizatsiyu pedofilii (Psychologists of Canada and the US advocate the legalization of pedophilia). Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=638189 (accessed 10 September 2017) (in Russian).
6. Lukiyan K. Tretiypol: mamypod zapretom, transgendery - v mode (Third sex: mothers are banned, transgenders are in fashion). Available at: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2871584 (accessed 10 September 2017) (in Russian).
7. Talanin V. I. Sushchnost ideologii transgumanizma: sovremennye informatsionnye tekhnologii [The essence of the ideology of transhumanism: modern information technologies]. Zaporozhe, 2016. 128 p. (in Russian).
8. Gonzalez A. R. Bessmertie: kak ego dostich i kak izbezhat [Immortality: how to achieve it and how to avoid it]. St. Petersburg, 2006. 282 p. (in Russian).
9. Andriyanova E. A., Tikhonova S. V., Fedonnikov A. S. [et al.]. Sovremennye meditsinskie tekhnologii vparadigme transgumanizma [Modern medical technologies in the transhumanism paradigm]. Saratov, 2016. 136 p. (in Russian).
10. Kolichestvo malyshey, zhelayushchikh smenit pol, rezko vyroslo (Number of kids who want to change their sex, has increased dramatically). Available at: https://www.medikforum.ru/news/health/healthy_ child/61276-kolichestvo-malyshey-zhelayuschih-sme-nit-pol-rezko-vyroslo.html (accessed 10 September 2017) (in Russian).
11. Multfilmy: ikh vliyanie na psikhiku rebenka (Cartoons: their influence on the kid's psychics). Available at:
https://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/ (accessed 10 September 2017) (in Russian).
12. Rozanov V. A. Ecologiya cheloveka (izbrannye razdely) [Human Ecology {selected sections}]. Odessa, 2013. 208 p. (in Russian).
13. Kraynov A. L. Ekologicheskoe soznanie: sushchnost i sotsialno-istoricheskie fenomeny: dis. ... kand. filos. nauk [Ecological consciousness: essence and socio-historical phenomena: diss. ...kand. of philosophy]. Saratov, 2001. 145 p. (in Russian).
14. Batyrova M. D. Rol i mesto semi v formirovanii eko-logicheskoy kultury rebenka [The role and place of the family in the formation of the child's ecological culture]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1 (part 1). Available at: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=18581 (accessed 10 September 2017) (in Russian).
15. Khusainov Z. A. Rol semi v formirovanii ekologiches-koy kultury detey [The role of the family in shaping the ecological culture of children]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 2 (part 1). Available at: https:// www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9443 (accessed 10 September 2017) (in Russian).
16. Parfenov A. I., Kraynov A. L. Zoologicheskie osnovy sotsialnogoporyadka [Biological basis of social order]. Saratov, 2007. 160 p. (in Russian)
17. Gagarin A. V., Mudrak S. A. Ekologicheskaya kompetent-nost lichnosti: sushchnost, gendernye i mezhkulturnye aspecty, osobennosti razviviya [Ecological competence of the person: essence, gender and intercultural aspects, features of development]. Moscow, 2013. 160 p. (in Russian).
Cite this article as:
Kraynov A. L. Ecological Values as Protection against Gender Dysphoria: a Socio-philosophical Analysis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 36-40. DOI: 10.18500/1819-7671-201818-1-36-40.