Научная статья на тему 'Экологические риски от автомобильного транспорта в городе-миллионнике'

Экологические риски от автомобильного транспорта в городе-миллионнике Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
482
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОПАТОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОКЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / ENVIRONMENTAL RISKS / ECOLOGIZATION / ENVIRONMENTAL PATHOLOGY / SAFETY IN URBAN PLANNING / PRIORITY EFFECTS / ECOLOGICAL CONSTRUCTION / TERRITORY ECOLOGICAL CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Князев Дмитрий Константинович

Введение. С позиций экологических рисков для городской среды и здоровья местного населения рассмотрены защитные мероприятия от автотранспорта в рамках экологизации города. Цель исследования разработка методики выявления необходимости проведения первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий с ориентиром на минимизацию возможного причинения вреда окружающей среде и здоровью местного населения. Материалы и методы. Использованы сведения статистики, географические и тематические карты; планировочные особенности транспортной сети; проведены натурные исследования. Применены методы корреляционный анализ, автоматизированное моделирование, алгоритмы расчета распространения воздействующих процессов/явлений на территории. Результаты. В геоинформационной системе сформированы пофакторные и комплексная схемы загрязнения приоритетных примагистральных территорий города, позволившие оценить количество жителей, потенциально подверженных риску развития/обострения экопатологий. Зафиксировано повышенное (свыше естественного фона) содержание тяжелых металлов на примагистральных участках, в связи с бóльшим трафиком крупнотоннажного транспорта. Отмечено влияние автотранспорта на здоровье населения. С целью экоклассификации территорий с различным уровнем воздействия автотранспорта и выявления потребности проведения первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий сформулирована авторская методика. Выводы. Оценены область загрязнения примагистральных территорий выхлопными газами на участке от 40 до 190 м шириной от проезжей части; область повышенного звукового давления на участке от 30 до 100 м. Отмечена корреляция концентраций поллютантов в почве от трафика крупнотоннажных автомобилей. Установлено множество статистически достоверных связей (r > 0,3) между уровнями воздействия и экозависимыми нарушениями здоровья местного населения, при этом в некоторых случаях выявлены отдельные возрастные группы, испытывающие наибольший вред от конкретного фактора. Сформулирована авторская методика, позволяющая структурировать факторы воздействия автотранспорта по степени опасности и определить приоритеты в реализации защитных и оздоровительных мероприятий. Предложены концептуальные пути развития примагистральных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Князев Дмитрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental risks from automobile transport in a metropolis

Introduction. The paper considers environment-protective measures from automobile transport within the framework of city ecologization from the perspectives of ecological risks for urban environment and health of the local population. The purpose of the article is to develop a detection method of high-priority protective and sanitary measures oriented to the minimization of possible harm. Materials and methods. The author used statistical data, geographical and thematic maps, transport network planning features and also made field observations. The applied methods include correlation analysis, automated simulation, algorithms of calculation of the influencing processes/phenomena distribution on the territory. Results. A GIS software was used to simulate factor and integrated schemes of pollution priority urban territories adjacent to main roads. The schemes allowed assessing the number of people who are potentially subject to a risk of development/exacerbation of environmental pathologies. Increased (higher than natural background value) content of heavy metals was recorded on the sites adjacent to main roads in connection with more intensive traffic of large-capacity transport. The influence of automobile transport on the health of the population was found. An author’s method was formulated for the ecological classification of territories with various levels of automobile transport impact and detection of high-priority protective and sanitary measures. Conclusions. The research has estimated an exhaust-gases polluted area of urban territories adjacent to main roads as 40 to 190 m from the driveway. An area of increased sound pressure was recorded at 30 to 100 m from it. A correlation of pollutant concentration in the soil on traffic of large-capacity vehicles was identified. A set of statistically reliable relations (r > 0.3) between the levels of influence and ecology-dependent violations of the local population’s health was established. At the same time, there are some cases when separate age groups suffering the most considerable harm because of a specific factor. The author’s method was formulated to structure automobile transport factors by the levels of danger and to define priorities in the implementation of high-priority protective and sanitary measures. The article has proposed the conceptual ways of development of the urban territories adjacent to main roads.

Текст научной работы на тему «Экологические риски от автомобильного транспорта в городе-миллионнике»

УДК 711.454 DOI: 10.22227/1997-0935.2019.10.1299-1308

Экологические риски от автомобильного транспорта

в городе-миллионнике

Д.К. Князев

Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ); г. Волгоград, Россия АННОТАЦИЯ

Введение. С позиций экологических рисков для городской среды и здоровья местного населения рассмотрены защитные мероприятия от автотранспорта в рамках экологизации города. Цель исследования — разработка методики выявления необходимости проведения первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий с ориентиром на минимизацию возможного причинения вреда окружающей среде и здоровью местного населения. Материалы и методы. Использованы сведения статистики, географические и тематические карты; планировочные особенности транспортной сети; проведены натурные исследования. Применены методы — корреляционный анализ, автоматизированное моделирование, алгоритмы расчета распространения воздействующих процессов/явлений на территории.

Результаты. В геоинформационной системе сформированы пофакторные и комплексная схемы загрязнения приоритетных примагистральных территорий города, позволившие оценить количество жителей, потенциально подверженных риску развития/обострения экопатологий. Зафиксировано повышенное (свыше естественного фона) содержание тяжелых металлов на примагистральных участках, в связи с большим трафиком крупнотоннажного транспорта. Отмечено влияние автотранспорта на здоровье населения. С целью экоклассификации территорий с различным уровнем воздействия автотранспорта и выявления потребности проведения первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий сформулирована авторская методика.

Выводы. Оценены область загрязнения примагистральных территорий выхлопными газами на участке от 40 до 190 м шириной от проезжей части; область повышенного звукового давления на участке от 30 до 100 м. Отмечена ^ е корреляция концентраций поллютантов в почве от трафика крупнотоннажных автомобилей. Установлено множество ¡Л 2 статистически достоверных связей (г > 0,3) между уровнями воздействия и экозависимыми нарушениями здоро- 2. н вья местного населения, при этом в некоторых случаях выявлены отдельные возрастные группы, испытывающие ^ *

наибольший вред от конкретного фактора. Сформулирована авторская методика, позволяющая структурировать ^

И

факторы воздействия автотранспорта по степени опасности и определить приоритеты в реализации защитных и МС

оздоровительных мероприятий. Предложены концептуальные пути развития примагистральных территорий.

0 со

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологические риски, экологизация, экопатология, безопасность в градостроительстве, з со

приоритетные воздействия, экологическое строительство, экоклассификация территории

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Князев Д.К. Экологические риски от автомобильного транспорта в городе-миллионнике // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. Вып. 10. С. 1299-1308. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.10.1299-1308 а 3

— СО

Environmental risks from automobile transport in a metropolis

Dmitry K. Knyazev

y -Ь

J со

u s

I

о

CD CO О №

u CO

С Я1

a 0

Volgograd State Technical University (VSTU); Volgograd, Russian Federation d — --— 6

ABSTRACT i °

c-i- -—-

Introduction. The paper considers environment-protective measures from automobile transport within the framework of city t §

ecologization from the perspectives of ecological risks for urban environment and health of the local population. The purpose r n

of the article is to develop a detection method of high-priority protective and sanitary measures oriented to the minimization 0 22

of possible harm. 0 T

Materials and methods. The author used statistical data, geographical and thematic maps, transport network planning ¡r O

features and also made field observations. The applied methods include correlation analysis, automated simulation, 3 1

algorithms of calculation of the influencing processes/phenomena distribution on the territory. ® JO

Results. A GIS software was used to simulate factor and integrated schemes of pollution priority urban territories adjacent . n

to main roads. The schemes allowed assessing the number of people who are potentially subject to a risk of development/ s §

exacerbation of environmental pathologies. Increased (higher than natural background value) content of heavy metals W C

was recorded on the sites adjacent to main roads in connection with more intensive traffic of large-capacity transport. o o

The influence of automobile transport on the health of the population was found. An author's method was formulated for the ecological classification of territories with various levels of automobile transport impact and detection of high-priority protective and sanitary measures.

9 9

OO M 2

© Д.К. Князев, 2019

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Conclusions. The research has estimated an exhaust-gases polluted area of urban territories adjacent to main roads as 40 to 190 m from the driveway. An area of increased sound pressure was recorded at 30 to 100 m from it. A correlation of pollutant concentration in the soil on traffic of large-capacity vehicles was identified. A set of statistically reliable relations (r > 0.3) between the levels of influence and ecology-dependent violations of the local population's health was established. At the same time, there are some cases when separate age groups suffering the most considerable harm because of a specific factor. The author's method was formulated to structure automobile transport factors by the levels of danger and to define priorities in the implementation of high-priority protective and sanitary measures. The article has proposed the conceptual ways of development of the urban territories adjacent to main roads.

KEYWORDS: environmental risks, ecologization, environmental pathology, safety in urban planning, priority effects, ecological construction, territory ecological classification

FOR CITATION: Knyazev D.K. Environmental risks from automobile transport in a metropolis. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2019; 14(10):1299-1308. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.10.1299-1308 (rus.).

№ О г г О О

сч N

о о

*- г

К (V U 3

> (Л

с и 03 *

¡1

ф ф

о ё

---' "t^

о

о "

о со гм

(Л (Л

.Е о

£ ° • с ю о

8 « о ЕЕ

Ё5 °

а> ^

т-

Z £ £

Ю °

С W s1

О (0

ф ф

со >

ВВЕДЕНИЕ

На повестке дня градостроительной науки, экспериментальных практик и теоретических изысканий — совершенствование механизмов устойчивого развития поселений в интересах будущих поколений, достижение качественно новых показателей процессов жизнедеятельности людей.

Разрешение современных вызовов урбанизированной среды невозможно без научного обоснования принимаемых решений, без выявления и осмысления закономерностей функционирования различных механизмов и систем города.

Атмосферный воздух — наиболее важный компонент среды обитания человека — обусловливает необходимость координации принимаемых решений в части его охраны в масштабах именно всего населенного пункта.

Ряд примеров неблагоприятных последствий развития городской среды свидетельствует о потребности постоянного мониторинга негативных проявлений, а также разработки локальных и комплексных проектов, направленных на защиту природной среды и здоровья проживающего населения.

Городской автомобильный транспорт является одним из мощных источников многофакторного воздействия на городскую среду посредством выхлопов вредных газов, воздействия физических факторов, загрязнения почв тяжелыми металлами. Выхлопные смеси включают до 200 химических соединений, в том числе и несколько канцерогенного характера. Поллютанты в значительной мере концентрируются на небольшой высоте — в зоне дыхания человека.

На основании вышеизложенного автомобильный транспорт следует анализировать как приоритетный источник загрязнения городского атмос-

ферного воздуха, а оценку экологических рисков окружающей среде и здоровью населения — необходимым этапом в формировании концепций устойчивого развития крупных городов с развитой автодорожной сетью.

В научных трудах [1-9] отмечено, что стремительный рост количества автомобильных единиц усугубляет ряд урбанистических процессов, регулирование которых наиболее затруднено в крупных городах. В этой связи во многих населенных пунктах содержание в воздухе примесей, привнесенных автомобильным транспортом, превышает установленные гигиенические нормативы.

Ряд ученых называют именно автомобильный транспорт самым опасным и масштабным источником загрязнения окружающей среды в связи с его распространенностью и глубиной проникновения в застройку [10-13].

В иных источниках в качестве главных причин загазованности примагистральных территорий авторы выделяют малую пропускную способность запроектированных в советский период городских улиц (малая скорость движения, заторы и др.), а также техническое отставание отечественного автопро-ма и производителей ГСМ от достигнутых мировых стандартов в части сжигания топлива [14].

Некоторые ученые акцентируют внимание на шумовом загрязнении от автомобильного транспорта [15-18], отмечая регулярное превышение гигиенических нормативов шума в среднем на 30-35 %, угнетение растительности придорожных территорий, ухудшение качества покрытия проезжей части в качестве существенной причины шума автотранспорта.

Другие авторы фокусируют внимание на накоплении высокотоксичных элементов, содержащихся в выбросах автотранспорта, в почвах с последую-

щими негативными последствиями в виде, например, ингибирования ферментативной активности, приводящей к нарушению основных метаболических процессов: синтеза белка, проницаемости клеточных мембран, дыхания, азотфиксации [19-21].

Многие исследователи анализировали влияние автотранспорта на состояние зеленых насаждений, выводы которых с приведением математических зависимостей содержат информацию о достоверном пагубном влиянии и подавлении роста зеленых насаждений, расположенных вблизи транспортных артерий [22, 23].

В ряде работ детально рассмотрена негативная роль автомобильного транспорта в различных формах нарушения здоровья населения, в которых уровень воздействия оценивается как адаптивно-компенсационными возможностями организма, так и интенсивностью влияния неблагоприятного процесса или явления городской среды. При этом длительное (хроническое) воздействие провоцирует развитие экологически обусловленных патологий [24-30].

Другие ученые отмечают пользу и рациональность применения геоинформационных технологий в вопросе анализа влияния транспортных потоков на городскую среду, которые позволяют достаточно точно моделировать пространственные процессы распространения газов и шума в городской застройке с представлением наглядно интерпретированных тематических карт, а также определять численность популяции, потенциально подверженной неблагоприятным воздействиям [31-34].

Некоторые публикации посвящены поискам решений по минимизации вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения. Например, в статье [35] уделяется внимание регулированию движения по принципу «зеленой волны» в качестве значимого инструмента снижения количества выбросов в атмосферу города. В трудах [36, 37] делается акцент на учете технического состояния (срока службы) автомобиля при выборе стратегии его эксплуатации.

Волгоград является крупным городом с ярко выраженной линейной планировочной структурой. Продольные магистрали и сеть поперечных улиц пронизывают большую часть жилой застройки, а в зону воздействия попадает значительная часть городского населения. При этом за последние 10 лет количество загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками г. Волгограда, уменьшилось в 2 раза с 68 382 до 34 935 т/год, что связано не только с реализацией природоохранных мероприятий по очистке отходящих газов, но в большей степени с закрытием ряда крупных производств (ОАО «Химпром», АО «Волгоградский алюминий», АО «Волгоградский тракторный завод», АО «Завод Баррикады» и др.) (рис. 1). Данное обстоятельство лишь увеличивает вклад автомобильного транспорта в валовой региональный выброс загрязняющих веществ и повышает внимание к научным и практическим изысканиям в вопросе негативного влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье местного населения.

80 000 70 000

sy 60 000

¡3

^ 50 000 g

^ 40 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

2 30 000 и

§ 20 000 н

10 000 0

68 382

60 854 62 397

56 635

59 179

33 701

34 935

2008 2009 2010

2011

2012 2013 Год / Year

2014 2015 2016 2017

< П

ф е t с

i

G Г сУ

0 сл

n СО

1 2 У -Ь

J со

^ I

n °

2 3

0 2

01

О n

О 2 " 2 CO

0 J^

1

cn

CO о о

о. A

• Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (т/год) / Emissions of pollutants from stationary sources (ton/year)

Рис. 1. Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников Волгограда за период 2008-2017 гг. (т/год)

Fig. 1. Dynamics of gross emissions of pollutants from stationary sources of Volgograd during the years 2008 to 2017 (ton/year)

С о

• ) ¡r

® 4

«> n

■ т

s □

(Я *s

с о <D Ж 1 1 oo

N 2

О О

л -А

(О (О

№ ®

г г

О О

N N

О о"

*- г

¡г <»

и 3

> (Л

с и

но *

И

<и ф

о ё —■ ^

о

СЭ О

о со ГМ

(Л (Л

.Е о

¿и

• с Ю сз

8 * сэ ЕЕ

О) ^

т-2 £ £

(Л °

И «я

5 I

О (О

ф ф

и >

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалами исследования явились статистические и картографические данные, натурные замеры характеристик автотранспортных потоков, архитектурно-планировочные особенности, обусловливающие существенный вклад автотранспорта в экологическую ситуацию миллионного города; результаты натурных исследований шума, концентраций веществ в почве и атмосферном воздухе при-магистральных территорий.

Методы исследования — статистический и кар-тографо-корреляционный анализ, геоинформационное моделирование, методики оценки распространения загрязнений на местности.

С целью оценки зон загрязнения примаги-стральных территорий выбросами выхлопных газов использована методика, основывающаяся на расчете базовой концентрации оксида углерода на бордюре проезжей части и моделирования рассеивания поллютанта в зависимости от характеристик транспортных потоков, архитектурно-планировочных особенностей местности, технического состояния автомобилей, наличия на пути рассеивания зеленой массы. Точки наблюдения (31 шт.) были размещены на основных транспортных артериях города.

По замерам на этих же 31 точке осуществлялся и расчет шумового давления автотранспорта на прилегающие территории с моделированием зон дискомфорта.

По данным Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в период 2008-2012 гг. доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух автомобильным транспортом, составляла 45...50 % в общем валовом выбросе. В период 2012-2013 гг. прекратили свою деятельность ряд вышеописанных крупных промышленных предприятий, что определило доминирование (>50 %) вклада автомобильного транспорта в общем валовом выбросе загрязняющих веществ и его увеличение с 62 % в 2014 г. до 68 % в 2017 г. В условиях смены преобладающего источника загрязнения атмосферного воздуха Волгограда и, соответственно, приоритетных загрязнителей, целесообразным становится оценка вредных воздействий и их влияния на окружающую среду и здоровье населения именно с 2014 г.

Анализ данных заболеваемости органов дыхания (наиболее экозависимой патологии) среди детей Волгограда (0-14 лет, как наиболее чувствительной к негативным изменениям в окружающей среде группы населения) за период 2014-2017 гг. позволяет заключить о существенно больших значениях в городе-миллионнике в сравнении с региональными (на 26.50 %) и общероссийскими (на 18.42 %)

цифрами. При этом необходимо учитывать, что условия контакта населения с автотранспортными факторами воздействия нестабильны и могут не отражаться на показателях здоровья в прямой зависимости, но могут иметь отдаленные последствия, в связи с чем в рамках оценки негативных процессов целесообразен корреляционный анализ, оценивающий силу влияния (опасности) какого-либо воздействия.

На основании вышеизложенного можно заключить, что Волгоград характеризуется значительным уменьшением количества выбросов от стационарных источников, увеличением вклада автомобильного транспорта в валовой выброс загрязняющих веществ, повышенными (более региональных и федеральных) значениями нарушений здоровья среди детского населения Волгограда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Расчет зоны повышенного шумового давления на примагистральные территории позволил их оценить от 30 м в периферийных районах Волгограда до 100 м в центральных частях города (от края проезжей части).

Моделирование рассеивания химических примесей выявило зоны загрязнения на расстоянии от 40 до 190 м вглубь застройки.

Концентрации тяжелых металлов в почвенном слое не превышают установленных нормативных значений, при этом отмечены прямые корреляционные зависимости значений концентраций поллю-тантов от трафика крупнотоннажных автомобилей.

В рамках оценки экологических рисков от автомобильного транспорта для городской среды и здоровья горожан проведена статистическая обработка данных на предмет выявления зависимостей между уровнями воздействия и показателями нарушения здоровья населения. При этом анализировались виды нарушения здоровья, относящиеся различными учеными к экозависимым.

Результаты статистического анализа позволяют сделать вывод о существенном негативном влиянии городского автомобильного транспорта и о достаточно высоких рисках развития/обострения различных экозависимых патологий среди местного населения.

Выявлены достоверные связи между:

1. Уровнем загрязнения воздуха и: • среди подросткового населения: общей заболеваемостью (г = 0,46), болезнями органов дыхания (г = 0,61), астмой (0,13), эндокринной системы (г = 0,44), системой кровообращения (г = 0,83), пищеварения (г = 0,71), атопическим дермати-

том (г = 0,86), врожденными пороками развития (г = 0,61);

• среди детского населения: астмой (г = 0,88), системой пищеварения (г = 0,54);

• среди взрослого населения: злокачественными новообразованиями (г = 0,61), эндокринной системой (г = 0,56), мочеполовой системой (г = 0,49).

2. Уровнем шума и болезнями системы кровообращения среди подросткового населения (г = 0,52).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Концентрацией в почве цинка и:

• среди подросткового населения: астмой (г = 0,80), болезнями системы крови (г = 0,34), эндокринной системы (г = 0,51), системой кровообращения (г = 0,57), пищеварения (г = 0,31), болезнями кожи (г = 0,50), атопическим дерматитом (г = 0,41);

• среди детского населения: астмой (г = 0,51), болезнями кожи (г = 0,39).

4. Концентрацией в почве меди и:

• среди подросткового населения: болезнями системы крови (г = 0,47), эндокринной системой (г = 0,44), болезнями кожи (г = 0,57);

• среди детского населения: общей заболеваемостью (г = 0,39), болезнями органов дыхания (г = 0,39), системой кровообращения (г = 0,53), болезнями кожи (г = 0,64);

• среди взрослого населения: болезнями системы крови (г = 0,49).

5. Концентрацией в почве свинца и:

• среди подросткового населения: болезнями системы крови (г = 0,33), эндокринной системы (г = 0,44), кожи (г = 0,41);

• среди детского населения: болезнями органов дыхания (г = 0,52), кожи (г = 0,39);

• среди взрослого населения: болезнями системы крови (г = 0,79).

6. Концентрацией в почве кадмия и:

• среди подросткового населения: болезнями кожи (г = 0,42), атопическим дерматитом (г = 0,49), врожденными пороками развития (г = 0,47);

• среди детского населения: астмой (г = 0,45);

• среди взрослого населения: общей заболеваемостью (г = 0,40), болезнями органов дыхания (г = 0,66), астмой (г = 0,28), злокачественными новообразованиями (г = 0,39), эндокринной системой (г = 0,45), болезнями системы кровообращения (г = 0,40), мочеполовой системой (г = 0,36).

Для решения задачи экологической классификации территорий с различным уровнем воздействия автотранспорта, а также выявления необходимости в проведении первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий сформулирована соответствующая авторская методика:

ПЭБ = ]Г(ПЭН/ • ПЭЗ/ • ПЭГ;),

(1)

где ПЭБ — показатель экологического благополучия; ПЭН — показатель экологической нагрузки от автотранспорта; ПЭЗ — показатель экологической зависимости нарушений здоровья населения; ПЭГ — показатель экозависимых групп населения (0-13 лет, 14-17 лет, старше 18 лет), для которых выявлена эко-зависимая связь средней и сильной силы; п — количество анализируемых факторов воздействия.

Примечание: показатель ПЭН в формуле учитывается в условных баллах, которые принимаются как отношение реального уровня к нормативному.

Показатель экологического благополучия формируется комплексным влиянием различных факторов вредного воздействия автомобильного транспорта и отражает необходимость системного решения задач по оздоровлению городских территорий (табл. 1).

Результаты применения разработанной методики позволили структурировать факторы негативного воздействия автомобильного транспорта по степени опасности для городского населения:

1. Преобладающее влияние по степени опасности оказывает загрязнение воздушного бассейна города Волгограда выхлопными газами (статисти-

Табл. 1. Ранжирование территорий по показателю экологического благополучия Table 1. Ranking of territories by an ecological wellbeing index (EWI)

Интервалы ПЭБ / EWI intervals Характеристика экологической нагрузки на территорию / Characteristic of environmental pressure on territory Степень необходимости сре до защитных мероприятий / Degree of urgency in environment-protective measures

0,3-3 Приемлемая / Acceptable Достаточно мониторинга / Monitoring is sufficient

3-6 Допустимая / Admissible Требует повышенного внимания и реализации точечных средозащитных мероприятий / Requires increased attention and implementation of separate environment protection measures

6-9 Недопустимая / Inadmissible Требует срочной реализации комплексных средозащитных проектов / Requires urgent implementation of integrated environment protection measures

< DO

<D <D W О

Î.Ï О I

О CO =! CO

У

О cd

g s

i

3 ° »g

о сл

§ I

l-t- —

с w

|z

" l\J со о

Q. >

о

S О

CD ^D

fi <D

«> П ■ £

ЗГ □ «i *s с о <D *

-A. -A.

P P 10 10 о о

л -A

(О (О

№ ®

г г

О О

N N

О О

т- г

¡г <»

и 3

> (Л

с «

но *

И

<и ф

о ё —■ ^

о

СЭ О

о со ГМ

(Л (Л

.Е О

¿и

• с ю сэ

8 * сэ ЕЕ

О) ^ т- ^

ческая связь колеблется в интервале г = 0,41.0,9 (гср = 0,59), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 36 % случаях, воздействие отмечается на все три возрастные группы (взрослые, дети, подростки)).

2. На втором месте — загрязнение почв кадмием (статистическая связь колеблется в интервале г = 0,34.0,64 (гср = 0,44), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 31 % случаях, воздействие отмечается на все три возрастные группы (взрослые, дети, подростки)).

3. На третьем месте — загрязнение почв медью (статистическая связь колеблется в интервале г = 0,38.0,65 (гср = 0,53), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 22 % случаях, воздействие отмечается на все три возрастные группы (взрослые, дети, подростки)).

4. На четвертом месте — загрязнение почв цинком (статистическая связь колеблется в интервале г = 0,30.0,78 (г = 0,49), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 25 % случаях, воздействие отмечается на две возрастные группы (дети, подростки)).

5. На пятом месте — загрязнение почв свинцом (статистическая связь колеблется в интервале г = 0,31.0,75 (гср = 0,45), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 17 % случаях, воздействие отмечается на все три возрастные группы (взрослые, дети, подростки)).

6. На шестом месте — шумовое давление (статистическая связь колеблется в интервале г = 0,45.0,50 (г = 0,47), коэффициент корреляции средней и сильной силы (г > 0,3) фиксируется в 4 % случаях, воздействие отмечается на одну возрастную группу населения (подростки)).

Сформированная иерархия факторов воздействия от автомобильного транспорта позволяет расставить приоритеты по разработке средозащитных решений:

• разработка и реализация градостроительных, архитектурно-планировочных, организационных решений, а также проектов по озеленению городских улиц, способствующих снижению выбросов выхлопных газов и их концентрации в застройке;

• разработка и реализация специализированных проектов развития газонно-кустарникой раститель-

ности вдоль городских и районных магистралей, ориентированных на минимизацию миграции тяжелых металлов вглубь жилой застройки и рекреационные участки города; особого внимания требует формирование, развитие и поддержание в рабочем состоянии системы поливочного водопровода;

• разработка и реализация специализированных научно обоснованных проектов, ориентированных на минимизацию повышенного шумового давления вдоль магистралей, внутри застройки и в рекреационных зонах вблизи проезжей части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенных исследований и применение известных методик моделирования распространения шума и выхлопных газов от источника позволили оценить от 40 до 190 м шириной от проезжей части область загрязнения примагистральных территорий выхлопными газами, от 30 до 100 м — повышенного звукового давления, а также отметить корреляционную зависимость значений концентраций поллютантов в почве от трафика крупнотоннажных автомобилей.

В рамках оценки влияния исследуемых факторов воздействия от автомобильного транспорта был реализован метод корреляционного анализа; результаты показали наличие множества статистически достоверных связей (г > 0,3) между уровнями воздействия и экозависимыми нарушениями здоровья местного населения, при этом в некоторых случаях выявлялись отдельные возрастные группы, испытывающие наибольший вред от конкретного фактора.

В рамках выявления необходимости в реализации первоочередных защитных и оздоровительных мероприятий сформулирована соответствующая авторская методика, которая позволила структурировать факторы негативного воздействия автомобильного транспорта по степени опасности для городского населения и определить приоритеты в реализации защитных и оздоровительных мероприятий.

С позиций экологических рисков для городской территории и местного населения предложены концептуальные пути развития примагистральных территорий.

С <"

51 II

О (0 ф ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со >

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкодаева М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух : автореф. дис. . д-ра техн. наук. СПб., 2009. 35 с.

2. Плешакова О.В. Снижение вредного влияния автотранспорта на окружающую среду крупного города на примере г. Омска : автореф. дис. . канд. техн. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.

3. Шулепова О.В., Сидоров П.Т. О влиянии автотранспорта на окружающую среду на примере города Тюмени // Агропродовольственная политика России. 2018. № 3 (75). С. 45-47.

4. Гриванов И.Ю., Гриванова О.В. Оценка влияния выбросов загрязняющих веществ автотранспорта на атмосферный воздух г. Владивостока // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 109-113.

5. Дегодя Е.Ю., Мальцева Е.В. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2016. Т. 6. № 1. С. 34-37. DOI: 10.18503/22229396-2016-6-1-34-37

6. Недикова Е.В., Зотова К.Ю. Особенности влияния автомобильных дорог и автотранспорта на окружающую среду // Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 2. С. 82-85.

7. Звягинцева А.В., Соломкин Д.Ю., Рубцова Ю.К. Мониторинг влияния автотранспорта на загрязнение окружающей среды в мегаполисе и природоохранные решения // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 167-170.

8. Никифорова В.А., Сташок О.В., Мендо-фий А.И., Никифорова А.А. Экологические аспекты влияния автотранспорта на окружающую среду // Системы. Методы. Технологии. 2014. № 4 (24). С. 144-150.

9. Третьяк Л.Н., Вольнов А.С. О системном подходе к оценке влияния автотранспорта на экологию городов в процессе эксплуатации // Вестник ОГУ. 2014. № 1. С. 161-166.

10. Паршкова К.А. Оценка влияния автотранспорта на качество воздуха улиц города Оренбурга // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : мат. Всеросс. науч.-метод. конф., Оренбург 1-3 февраля 2017 г. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. С. 1303-1309.

11. Кондыкова Н.Н., Тимошин А.А. Оценка влияния автотранспорта на состояние воздушной среды городов Центрального федерального округа // Современные проблемы обеспечения экологической безопасности : сб. мат. Всеросс. очно-заочной науч.-практ. конф. с международным участием, Орел, 16 мая 2017 г. Орел : Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. С. 157-161.

12. Vasilyev A.V. Method and approaches to the estimation of ecological risks of urban territories // Safety of Technogenic Environment. 2014. Vol. 6. P. 43. DOI: 10.7250/ste.2014.014

13. Suleimanov I.F., Kharlyamov D.A., Mav-rin G.V., Tretyak L.N., Sultanov N.Z., Volnov A.S. Justification for the road transport stream parameters on basis of their ecological monitoring // Indo American

Journal of Pharmaceutical Sciences. 2018. Vol. 5. Issue 5. Pp. 4423-4429.

14. АнтроповаМ.А. О влиянии автотранспорта на окружающую среду крупных городов (на примере городского округа город Воронеж) // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (3). С. 6-9.

15. Бочаров И.В. Степень изученности влияния автотранспорта на компоненты окружающей среды // Образование, экология, практика : мат. Между-нар. молодежного форума. 2018. С. 82-85.

16. Панькова Е.И., Батракова Г.М. Оценка влияния шумового воздействия автотранспорта на комфортность среды университетского кампуса // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. № 3 (27). С. 180-191. DOI: 10.15593/2409-5125/2017.03.14

17. Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Силюти-на В.В., Гаврикова Д.В. Экологическая оценка влияния автотранспорта как многофакторного загрязнителя окружающей среды города // Современные проблемы экологии : сб. тр. XXI Междунар. науч.-практ. конф., 30 октября 2018 г. Тула : Инновационные технологии, 2018. С. 66-69 с.

18. Миленина Е.М., Каргаполова Е.О. Влияние автотранспорта на шумовое загрязнение г. Омска // Омский научный вестник. 2011. № 1 (104). С. 174176.

19. Зайцева Т.А., Рудакова Л.В., Уланова Т.С. Оценка влияния выбросов автотранспорта на микрофлору экосистемы почвы // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-1. С. 23-28.

20. Шайхутдинова А.А., Искалиева Г.А., Шари-пова Д.И., Зулькарнаева А.Г. Биоиндикация состояния атмосферного воздуха придорожной территории по хвое сосны обыкновенной // Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности : мат. I Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28 марта 2018 г. СПб. : Петровская академия наук и искусств, 2018. С. 126-131.

21. Вишневая Ю.С., Попова Л.Ф. Влияние автотранспорта на загрязнение почвенного покрова г. Архангельска тяжелыми металлами // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Сер.: Естественные науки. 2016. № 2. С. 32-41. DOI: 10.17238/issn2227-6572.2016.2.32

22. Артемьев О.С., Арсентьева А.А. Оценка влияния выбросов автотранспорта на приросты по диаметру стволов тополя бальзамического в городе Красноярске // Вестник КРАСГАУ. 2014. № 4 (91). С. 198-202.

23. Маврин Г.В., Сиппель И.Я., Мансурова А.И. Исследование влияния автотранспорта на состояние растительности придорожной полосы // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3-2 (34). С. 15-17.

< п

ф е t с

i Н

G Г сУ

0 w

n СО

1 S

y -Ь

J со

^ I

n °

S> 3

0 s

01 o n

& N

П 2 s 0

S 6

r 6 c я

h o

С o

• )

Ü ® 4

«> 00

■ £

s У

с о

Ф я

л -А

о о

О О

л -А

(О (О

№ О

г г

О О

N N

о еэ

*- г

К (V

U 3

> (Л

С И

ва *

ÎÎ

ou ф

О % —■

о

СЭ О

о со гм

(Л (Л

.Е о

DL

• с

Ю СЭ

S *

сэ ЕЕ

СП ^

т- ^

24. Коломин В.В., Рыбкин В.С., Филяев В.Н. Влияние факторов окружающей среды на состояние заболеваемости детского населения города Астрахани // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. Т. 23. № 2. С. 63-69.

25. Сазонова О.В., Сухачева И.Ф., Дроздова Н.И., Якунова Е.М., Галицкая А.В. Роль автотранспорта в загрязнении среды обитания и влиянии на здоровье населения Самарской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 3-6. С. 1944-1948.

26. Иванова Ю.П. О влиянии автотранспорта на экологическую обстановку г. Волгограда // Молодежь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли России : мат. IV науч.-техн. конф. студ., асп. и мол. уч. Волгоград : Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2010. С. 246-252.

27. Копыл А.Н., Блохин А.Л., Морозова О.Н. Анализ развития транспортного комплекса Ростовской области. Одесса, 2013. 450 с.

28. Степанова Н.В., Святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-6. С. 1185-1190.

29. Сейдалиев Р.Г., Попов В.И., Мелихова Е.П. Гигиеническая оценка влияния автотранспорта на состояние окружающей среды в Воронежской области // Молодежный инновационный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 453-455.

30. Мамаева Г.С., Алайчиев Э.К. Влияние автотранспорта на здоровье городского населения // Известия ОшТУ. 2018. № 1. Ч. 1. С. 198-202.

31. Дугинова А.П. ГИС-технологии в экологических исследованиях (на примере оценки влияния

Поступила в редакцию 19 июля 2019 г. Принята в доработанном виде 27 августа 2019 г. Одобрена для публикации 26 сентября 2019 г.

Об авторе: Дмитрий Константинович Князев — кандидат технических наук, доцент кафедры экологического строительства и городского хозяйства; Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ); 400005, г. Волгоград, пр-т им. В.И. Ленина, д. 28; ORCID: 0000-0003-4797-2520; [email protected].

автотранспорта на окружающую среду) // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии : мат. Всеросс. науч.-практ. конф., Кемерово, 16-17 октября 2014 г. Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2014. С. 316-317.

32. Фаткуллин И.Ф., Трофимов А.М. Концептуальная модель учета влияния инфраструктуры автотранспорта на основе ГИС // Вестник ВГУ. Серия: география. Геоэкология. 2012. № 2. С. 57-62.

33. Черемушкин О.А. Использование геоинформационных технологий для оценки влияния автотранспорта на экологическую безопасность городской территории // Интернет-вестник ВолгГА-СУ. 2012. № 7 (21). 8 с.

34. Pashkevich A., Beliakova M., Ivanov A., Purju A. Development of interactive monitoring system for urban environmental impact assessment of transport system // Procedia Engineering. 2017. Vol. 178. Pp. 4252. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.01.058

35. Высоцкий С.П., Столярова Н.А., Фатку-лина А.В., Широких К.С. Пути снижения влияния автотранспорта на окружающую среду // Вестник Автомобильно-дорожного института Донецкого национального технического университета. 2012. № 1 (14). С. 139-145.

36. Рогожкин В.М., Ушаков Н.А., Илларионова Е.Д. Выбор оптимальных вариантов эксплуатации транспортных средств методом динамического программирования // T^omm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Т. 11. № 5. С. 65-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Magaril E. Improvement of the environmental and operational characteristics of vehicles through decreasing the motor fuel density // Environmental Science and Pollution Research. 2016. Vol. 23. Issue 7. Pp. 6793-6802. DOI: 10.1007/s11356-015-5920-6

REFERENCES

CO CO

С w

si i*

Ï!

О tn Ф 9

ta >

1. Volkodaeva M.V. Scientific and methodical bases of assessment of impact of motor transport on atmospheric air : abstract of the thesis of the Doctor of Engineering. Saint Petersburg, 2009; 35. (rus.).

2. Pleschakova O.V. Decrease in an adverse effect of motor transport on the environment of the large city :

on the example of Omsk : abstract of the thesis ... cand. tech. sci. Novosibirsk, 2006; 22. (rus.).

3. Schulepova O.V., Sidorov P.T. About influence of motor transport on the environment on the example of the city of Tyumen. Agro-food policy in Russia. 2018; 3(75):45-47. (rus.).

4. Grivanov I.U., Grivanova O.V. Assessment of the impact of emissions of pollutants on atmospheric air of Vladivostok. Road Transport of the Far East. 2014; 1:109-113. (rus.).

5. Degodya E.Y., Maltseva E.V. Impact of automobile transport on the environment. Modern Problems of Russian Transport Complex. 2016; 6(1):34-37. DOI: 10.18503/2222-9396-2016-6-1-34-37 (rus.).

6. Nedikova E.V., Zolotova K.U. Features of influence of highways and motor transport on the environment. Economics and Ecology of Territorial Entities. 2016; 2:82-85. (rus.).

7. Zvyaginceva A.V., Solomkin D.U., Rubco-va U.K. Monitoring of influence of motor transport on environmental pollution in the megalopolis and environmental decisions. Modern technologies for ensuring civil defense and emergency response. 2018; 1(9):167-170. (rus.).

8. Nikiforova V.A., Stashok O.V., Mendofy A.I., Nikiforova A.A. Environmental aspects for influence of motor transport on the environment. Systems. Methods. Technologies. 2014; 4(24):144-150. (rus.).

9. Tretyak L.N., Volnov A.S. About the system approach to the assessment of vehicle influence on the ecology of cities in the process of operation. Bulletin of the OSU. 2014; 1:161-166.

10. Parschkova K.A. Assessment of the impact of motor transport on air quality of streets of Orenburg. University Complex as Regional Center of Education, Science and Culture : materials of the all-Russian scientific and methodological conference, Orenburg 1-3 February 2017. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2017; 1303-1309. (rus.).

11. Kondykova N.N., Timoshin A.A. The assessment of the impact of motor transport on the condition of the air environment of cities of the central federal district. Modern problems of environmental safety : the collection of materials of the All-Russian part-time scientific-practical conference with international participation, Orel, May 16, 2017. Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev Publ., 2017; 157-161. (rus.).

12. Vasilyev A.V. Method and approaches to the estimation of ecological risks of urban territories. Safety of Technogenic Environment. 2014; 6:43. DOI: 10.7250/ ste.2014.014

13. Suleimanov I.F., Kharlyamov D.A., Ma-vrin G.V., Tretyak L.N., Sultanov N.Z., Volnov A.S. Justification for the road transport stream parameters on basis of their ecological monitoring. Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. 2018; 5(5):4423-4429.

14. Antropova M.A. On the impact of motor vehicles on the environment of large cities (on the example of the urban district of the city of Voronezh). Problems of Ensuring Safety in Responding to Emergency Situations. 2014; 1(3):6-9. (rus.).

15. Bocharov I.V. Degree of study of influence of motor transport on environment components. Education, Ecology, Practice: materials of the International Youth Forum. 2018; 82-85. (rus.).

16. Pankova E.I., Batrakova G.M. Evaluation of road traffic noise impact on the enviromental comfort of a university campus. Bulletin of the Perm National Research Polytechnical University. Applied Ecology. Urbanistics. 2017; 3(27):180-191. DOI: 10.15593/24095125/2017.03.14 (rus.).

17. Ladnova G.G., Kurochickaya M.G., Silyuti-na V.V., Gavrikova D.V. Ecological assessment of the impact of motor transport as multiple-factor pollutant of the environment of the city. Modern Environmental Problems: Collection of works XXI of the International scientific and practical conference, 30 October 2018. Tula, Innovative technologies Publ., 2018; 123. (rus.).

18. Milenina E.M., Kargapolova E.O. The influence of vehicles on noise pollution of Omsk. Omsk Scientific Herald. 2011; 1(104):174-176. (rus.).

19. Zayiceva T.A., Rudakova L.V., Ulanova T.S. Assessment of emissions of transport on soil ecosystem microflora. Fundamental Research. 2014; 5-1:23-28. (rus.).

20. Shaikhutdinova A.A., Iskalieva G.A., Sharipo-va D.I., Zulkarnaeva A.G. Bioindication of air quality of roadside areas in the needles of scots pine. Theoretical and Applied Issues of Integrated Security : materials of the I International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, March 28, 2018. St. Petersburg, Petrovsky Academy of Sciences and arts Publ., 2018; 126-131. (rus.).

21. Vishnevaya Yu.S., Popova L.F. Motor transport impact on the soil cover contamination with heavy metals in the city of Arkhangelsk. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences. 2016; 2:32-41. DOI: 10.17238/issn2227-6572.2016.2.32 (rus.).

22. Artemiev O.S., Arsentieva A.A. The assessment of the motor vehicle emissions on stem diameter growth of the balsam poplar in Krasnoyarsk. The Bulletin of KrasGAU. 2014; 4(91):198-202. (rus.).

23. Mavrin G.V., Sippel I.J., Mansurova A.I. Study of the influence of motor transport on the condition of roadside vegetation strips. International Research Journal. 2015; 3-2(34):15-17. (rus.).

24. Kolomin V.V., Rybkin V.S., Filyaev V.N. Impact of environmental status child morbidity in astrakhan. Russian Medical and Biological Bulletin Named After Academician I.P. Pavlova. 2015; 23(2):63-69. (rus.).

25. Sazonova O., Sukhachyova I., Drozdova N., Yakynova E., Galitskaya A. Motor transport role in pollution the environment and influence on population health in Samara region. Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013; 15(3-6):1944-1948. (rus.).

< DO

<d e

t o

i x

G 1

0 w

n CO

1 S

y -»■ J to

El

^ I

n °

S 3

0 SS

01

O n

a N

n 2 s 0

S 6

r ® c R

h o

C o

• )

if

® 4

«> DO

■ T

s □

s y c o ® f a -A

oo

2 2

O O

a -A

<0 <0

№ О

г г

О О

N N

О о"

*- г

¡г (V

U 3 > (Л

С И

m *

si

<U ф

О ё —■

о

сэ о

26. Ivanova Yu.P. About influence of motor transport on an ecological situation of Volgograd. Youth and scientific and technical progress in the road industry of Russia : materials of IVscientific.- tech. conf. students, postgraduates and young scientists. Volgograd, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2010; 246-252. (rus.).

27. Kopyl A.N., Blokhin A.L., Morozova O.N. Analysis of development of a transport complex of the Rostov region. Odessa, 2013; 450. (rus.).

28. Stepanova N.V., Svyatova N.V., Sabirova I.K., Kosov A.V. Influence and risk assessment of air pollution from vehicles to population health. Fundamental Research. 2014; (10-6):1185-1190. (rus.).

29. Seydaliev R.G., Popov B.I., Melihova E.P. Hygienic assessment of the impact of motor transport on state of environment in the Voronezh region. Youth Innovation Bulletin. 2016; 5(1):453-455. (rus.).

30. Mamaeva G.S., Alaychiev E.K. Influence of motor transport on health of urban population. News of Osh University of technology. 2018; 1(1):198-202. (rus.).

31. Duginova A.P. GIS-technology in environmental research (on the example of assessing the impact of road transport on the environment). Information and Telecommunication Systems and Technologies : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kemerovo, 16-17 October 2014. Kemerovo, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev Publ., 2014; 316-317 (rus.).

Received July 19, 2019.

Adopted in its final form on August 27, 2019.

Approved for publication September 26, 2019.

32. Fatkullin I.F., Trofimov A.M. Conceptual model into account the effect of transport infrastructure based on GIS. Proceedings of Voronezh State University. Series: Geography. Geoecology. 2012; 2:57-62. (rus.).

33. Cheremushkin O.A. The use of geographic information technology to assess the impact of vehicles on the environmental safety of the urban area. Internet-Vestnik VolgGASU. 2012; 7(21):8. (rus.).

34. Pashkevich A., Beliakova M., Ivanov A., Purju A. Development of interactive monitoring system for urban environmental impact assessment of transport system. Procedia Engineering. 2017; 178:42-52. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.01.058

35. Vysotskiy S.P., Stolyarova N.O., Fatku-lina A.V., Shirokikh K.S. Ways of decrease of motor transport effect on environment. Bulletin of AutomobileHighway Institute of Donetsk National Technical University. 2012; 1(14):139-145.

36. Rogoghkin V.M., Uschakov N.A., Illari-onov E.D. Optimization studies of operation of vehicles by method of a dynamic programming. T-Comm: Telecommunications and Transport. 2017; 11(5)65-69. (rus.).

37. Magaril E. Improvement of the environmental and operational characteristics of vehicles through decreasing the motor fuel density. Environmental Science and Pollution Research. 2016; 23(7):6793-6802. DOI: 10.1007/s11356-015-5920-6

Bionotbs: Dmitry K Knyazev — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department Ecological building and municipal economy; Volgograd State Technical University (VSTU); 28 V.I. Lenin avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation; ORCID: 0000-0003-4797-2520; [email protected].

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO CM

CO CO

.E о

DL О

• с

Ю СЭ

S rä

сэ ЕЕ

Ё5 °

а> ^

т- ^

с w

S I

ES

О (П ф ф

со >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.