УДК 338 МАЙМАКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА
к.э.н., доцент, кафедры «Экономика и организация производства» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,
г. Казань, Россия, e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2023-1-91 -94 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оказания транспортных услуг, а именно особенности зеленой логистики как одной из устойчивых мер, направленных на снижение негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду при оказании транспортных услуг. В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие зеленой логистики, приведены примеры эко ориентированных компаний, предложены мероприятия в разрезе применения принципов и основ экологистики. Экологические подходы нужно применять в логистике, ведь зеленая логистика — это больше, чем предмет для разговора, — это растущий принцип.
Ключевые слова: экологистика, зеленая логистика, транспортировка, принципы.
MAYMAKOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Organization of Production, Kazan State Energy University, Kazan, Russia, e-mail: [email protected]
ENVIRONMENTAL PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES
Abstract. The article deals with the issues of providing transport services, namely the features of green logistics as one of the sustainable measures aimed at reducing the negative impact of the company's activities on the environment in the provision of transport services. The article examines the factors influencing the development of green logistics, provides examples of eco-oriented companies, and suggests measures in the context of applying the principles and fundamentals of ecol-ogistics. Ecological approaches need to be applied in logistics, because green logistics is more than a subject for conversation, it is a growing principle. Keywords: ecologistics, green logistics, transportation, principles.
1. Введение.
В современном обществе логистика является относительно молодой частью экономической дисциплины и общественной жизнедеятельности. Логистика включает в себя такие процессы, как обмен информацией, доставка транспортом, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. Логистика является комплексным феноменом, который нацелен на снижение издержек, особенно в условиях роста объемов производства.
Логистика оказывает влияние на развитие отношений внутри рынка, то есть способствует развитию отношений между продавцом и покупателем. Кроме того, логистика позволяет развивать горизонтальные хозяйственные связи, что способствует развитию конкуренции между организациями и повышению качества доставки товара соответственно [1]. Логистические методы становятся эффективным механизмом повышения конкурентоспособности компании в рыночных условиях. Но в погоне за конкуренцией и лидирующими позициями на рынке услуг предприятия забывают о многих моментах, которые негативно влияют на ту или иную область жизни и в целом на человечество, в частности на экологию. В связи с этим хочется отметить, что на современном этапе в процессах транспортировки все больше актуальными становятся проблемы в области экологии, связанные с появлением нововведений в логистике. Решение
данного вопроса требует баланса в вопросах снижения негативного воздействия деятельности логистики и учета интересов бизнеса. На сегодняшний день логистическая отрасль не отличается высокой степенью устойчивости.
Исследователи Л. Янбо и Л. Сонгхьян дают наиболее полное определение «зелёной логистики», они объясняют данное понятие как новое направление в науке, что указывает на необходимость применения современных технологий и оборудования в логистике, а его целью является снижение уровня загрязнений и поиск путей более эффективного применения логистических ресурсов [2].
2. Основная часть.
2.1. Факторы, препятствующие развитию зеленой логистики.
На данный момент в России присутствует несколько факторов, которые создают препятствия в развитии зеленой логистики [4] :
1. Малая доля людей в нашей стране заинтересована в уменьшении количества негативных воздействий на природу и бережном использовании ресурсов.
2. Отсутствуют государственные механизмы регулирования деятельности предприятий на принципах экологичности.
3. Российский бизнес ориентирован больше на получение прибыли в краткосрочной перспективе и не готов вкладываться в «зеленые» технологии.
Причиной затяжного характера внедрения экологичных технологий заключается в росте стоимости логистических издержек. Впрочем некоторые факторы смогли повлиять на некоторые международные и отечественные компании, которые уже начали применение экологичных решений.
Большое влияние здесь оказывает рост осведомленности потребителей и их готовность платить больше за «зеленые» товары, а также развитие экологистики за рубежом (международные компании должны соответствовать требованиям партнеров) [1].
Несколько примеров эко ориентированных компаний:
1. Starbucks с 2014 года популяризирует собственные многоразовые стаканы, которые к тому же полностью перерабатываются, а при покупке кофе с этим стаканом можно получить скидку.
2. Компания Mars в рамках своей экологической программы ориентируется на переработку мусора. На фабрике под Москвой за последние несколько лет объем отходов производства животного корма сократился в общем на 36 %. Также прекратился вывоз данных отходов на полигоны, соответственно, происходит переработка всего мусора.
3. Сетевая компания H&M с 2013 года производит сбор старой одежды, что-то отправляется в сегмент секонд-хенда, а что-то идет на переработку. Сдав пакет ненужных вещей, можно получить 15 % скидку на следующую покупку.
4. Компания Amway, чтобы уменьшить объем упаковки и расход бытовой химии, занимается производством более концентрированных составов своей продукции. Помимо этого, моющие средства имеют свойства бороться с загрязнениями при низких температурах воды, это указывает на возможность экономии электроэнергии, например при стирке вещей.
2.2. Перспективы внедрения инноваций в экологистике.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить перспективы внедрения инноваций в экологистике [2]:
1. Возведение логистических «зеленых» центров, целью которых будет являться рост эффективности перевозок груза и деятельности предприятий.
2. Расширение территорий использования электромобилей, дронов для доставки товаров, что приведет к снижению отрицательного влияния на экологию транспортной системы.
3. Внедрение технологий тепло- и энергосбережения на складах, а также автоматизации складских систем с целью сокращения количества ресурсов и отходов, используемых на складе.
4. Применение информационных технологий, которые позволят в режиме реального времени регулировать маршруты доставки для снижения вредных выбросов и сокращения сроков
доставки.
5. Развитие технологий для создания экологичных материалов упаковок товара, маркировка продукции экологическими знаками.
2.3. Предложения по повышению качества оказываемых транспортно-логистических услуг.
Что же можно предложить предприятиям в разрезе применения принципов и основ эколо-гистики?
1. Экологичные критерии в политике закупок организации. При рассмотрении политики закупок предприятия необходимо включить в нее критерии устойчивости. К ним могут относиться: экологически чистая упаковка и ограничение использования пластика в упаковке, гарант международными нормами благоприятное управление окружающей средой, местоположение поставщика, в приоритете те, кто находятся ближе всего к его объекту доставки.
2. Оптимизация управления транспортным парком. Кроме покупок транспортных средств с более чистым ходом, для ограничения выбросов необходимо использовать системы, которые помогают планировать маршруты доставки и расставлять приоритеты при объединении грузов.
3. Склад, соответствующий стандартам устойчивого строительства и управления.
Популярность в секторе логистики стимулирует спрос на новые склады или вынуждает
компании перестраивать свою инфраструктуру в соответствии с требованиями рынка.
4. Меры по сокращению и переработке отходов, образующихся на вашем складе.
5. Управление отходами - одна из самых актуальных проблем в современном мире. Для того чтобы окружающий нас мир не был замусорен, многие организации используют логистические системы для управления отходами. Вся деятельность в этой сфере и ее контроль создают своеобразную систему.
2.4. Контроль утилизации отходов в логистической системе организации.
Система управления отходами - это последовательность действий, выполняемых при управлении отходами (сбор, транспортировка, переработка, повторное использование и утилизация), а также контроль и регулирование этих процессов.
Основными задачами в организациях в управлении с отходами являются действия, направленные на снижение негативных воздействий производственных отходов на экологию.
Понимание основных свойств и характеристик продукта позволяет рационально организовать процесс логистики отходов после потребления. Целью хорошей организации логистики отходов является достижение минимально возможных затрат с помощью экономически эффективных компонентов и процессов, соответствующих действующим нормам, при этом цели, поставленные перед вовлеченными сторонами, труднодостижимы, и их достижение требует сотрудничества и координации между вовлеченными сторонами. Снижение стоимости сортировки может быть достигнуто путем сортировки отходов на производственной площадке, где они уже образуются. Однако в этом случае стоимость внутренней транспортировки будет выше, и отходы будут перевозиться отдельно по типам. Оптимизация процесса сбора отходов может снизить эти затраты. Однако на беспрепятственный вывоз отходов из места образования влияют факторы, связанные с различными методами хранения в соответствии с действующими нормами [3]. Например, опасные материалы запрещено хранить вблизи производственных площадок, поскольку для них требуются специальные хранилища. Следует также отметить, что практически все виды утилизации отходов требуют дополнительных административных процедур.
Внедрение контроля в логистическую систему управления отходами является необходимым условием для безопасной утилизации отходов. Основными целями управления отходами являются:
1) Разработать логистическую систему управления отходами.
2) Построение коммуникации и надежной информации между участниками логистической
системы управления отходами.
3) Управлять соблюдением законодательных требований, обязательств и правил в области обращения с отходами.
Государственный контроль за деятельностью по обращению с отходами осуществляется органами управления субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями федеральных органов управления, специально уполномоченных в области обращения с отходами. Основным законом об обращении с отходами является ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» [3]. Этот документ состоит из 8 глав и 31 статьи и регулирует широкий круг вопросов, от общих требований к предприятиям до правил обращения с муниципальными отходами.
Организация производственного контроля за обращением с отходами осуществляется в сотрудничестве с отделом охраны труда, здоровья, окружающей среды и надзора (ООТЭиН), который разработал стандарт, устанавливающий общие правила сбора, учета, накопления, утилизации и обращения с отходами производства и потребления [3]. Условия и требования данного стандарта являются обязательными для компании в целом и для сотрудников подразделений, осуществляющих деятельность в данной сфере.
Современный мир не стоит на месте, стремительное развитие цифровых технологий в настоящее время является неотъемлемой частью нашей жизни. Так и цифровые технологии оказывают немалое значение в развитии логистической системы контроля за утилизациями отходов. Решение многих проблем в логистической системе основывается на создании сервисов по эффективному управлению отходами, систем мониторинга и сбора данных, наблюдений, а также систем, контролирующих утилизацию отходов. Главными целями для решения этих задач являются выстраивание эффективной коммуникации и быстрого обмена информации между участниками логистической системы утилизации отходов. В такую систему будут объединены все машины, осуществляющие вывоз мусора и места для сбора отходов, которые оснащены датчиками, что даст возможность моментально организовывать удобные маршруты и контролировать разные трудности.
Литература
1. Абрамова Т. С., Кускова Е. С., Карпова Н. П. Экологическое направление развития логистики //Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - № 6. - С. 21-23.
2. Воронков А. Н., Точков А. Г., Вакуленко Р. Я. Направления применения «зеленых» технологий в логистике //Вестник СамГУПС. - 2012. - № 2. - С. 62-69.
3. Соколов Л. И. Управление отходами (waste management): учебное пособие /Л. И. Соколов. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2018. - 208 С. 4-10. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: https://eAanbook.com/book/108689 (дата обращения: 18.10.2022), свободный. - Загл. с экрана.
4. Сосновская М. С. Проблемы и перспективы развития «зеленой» логистики в России //Инновационная наука. - 2018. - № 5-1. - С. 143-147.
References:
1. Abramova T. S., Kuskova E. S., Karpova N. P. Ekologicheskoe napravlenie razvitiya logistiki // Problemy ekonomiki i menedzhmenta. - 2014. - № 6. - S. 21-23.
2. Voronkov A. N., Tochkov A. G., Vakulenko R. YA. Napravleniya primeneniya «zelenyh» tekhnologij v logis-tike // Vestnik SamGUPS. - 2012. - № 2. - S. 62-69.
3. Sokolov L. I. Upravlenie othodami (waste management): uchebnoe posobie /L. I. Sokolov. - Vologda: Infra-Inzheneriya, 2018. - 208 S. 4-10. - Tekst: elektronnyj //Lan': elektronno-bibliotechnaya sistema. [Elektronnyj resurs]. [Rezhim dostupa]: https://e.lanbook.com/book/108689 (data obrashcheniya: 18.10.2022), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
4. Sosnovskaya M. S. Problemy i perspektivy razvitiya «zelenoj» logistiki v Rossii // Innovacionnaya nauka. -2018. - № 5-1. - S. 143-147.