V2O5 + Ег203 = 2FeVO4. (5) Повышение содержания СО в газовой фазе понижет скорость коррозии углеродистых и низколегированных сталей, но при больших количествах СО в газовой фазе может произойти науглероживание поверхности стали. При этом возможны следующие химические реакции:
2СО + 02 = 2С02, (6) 2СО = Ссаж + СО2. (7) Если бы поверхность металла не была бы покрыта оксидной пленкой, то скорость окисления была бы пропорциональна парциальному давлению окислителя (для
Гр
двухатомных газов ~ * р ).
Но так как поверхность металла покрыта слоем оксида, то зависимость скорости окисления от величины парциального давления окисляющей газа может быть различной в зависимости от строения защитной пленки.
Окисление, как гетерогенный процесс, определяется скоростью подвода и отвода реагентов в зону реакции. Поэтому, чем больше скорость движения потока газа, тем больше и скорость окисления металла [2].
Влияние режима нагрева металла может быть рассмотрено в контексте влияния колебаний температуры. То есть переменные нагрев и охлаждение увеличивают скорость окисления ввиду нарушения сохранности защитной пленки.
Литература
1. Бондарь В. И. Коррозия и защита материалов / Учеб. пособие для студентов металлургических специальностей. - Мариуполь: ПГТУ, 2009. - 126с.
2. Люблинский Е. Я. Электрохимическая защита от коррозии. - М.: Металлургия, 1987. - 96 с.
Экологические и эксплуатационные свойства синтетических
моторных топлив
1 2 Рахимов Б. Р. , Набиев А. А.
1Рахимов Бобомурод Рустамович /КаЫшоу Bobomurod Кт1атоу(сН - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии; 2Набиев Абдулазиз Абдуллоевич / 'ЫаЫуех Abdulaziz Abdulloyevich - преподаватель, Бухарский профессиональный колледж нефтегазовой промышленности, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье изучены некоторые экологическые и эксплуатационные свойства синтетического моторного топлива.
Ключевые слова: октановые числа, ароматические углеводороды, сернистые компоненты, оксигенат, риформат, алкилат, бензин.
Важной задачей, решение которой позволит снизить токсичность выхлопных газов бензиновых двигателей, является отказ от свинцовых антидетонаторов при обеспечении необходимого октанового числа товарного бензина с помощью углеводородного состава. В развитых странах мира применение бензинов, содержащих свинец, запрещено. В частности, в Японии использование свинцовых антидетонаторов запрещено с 1986 г., в США полностью прекращено потребление таких бензинов с начала 90-х годов. У нас до сих пор разрешается введение свинца в бензин А-76 в количестве 0,24 г/кг. В настоящее время около 23 % вырабатываемых бензинов содержат свинец.
Отказ от применения свинцовых антидетонаторов и переход на выпуск высокооктановых бензинов АИ-91, АИ-93 и АИ-95 (вместо А-76), требует обоснованного и экономичного способа решения этой проблемы. Реформулированные бензины, состоящие из отдельных композитов, получаемых в разных процессах нефтепереработки, (изомеризат, алкилат, риформат, бензин каталитического крекинга, оксигенаты типа МТБЭ) и содержащие минимум ароматических соединений, удовлетворяют этим требованиям [1]. В таблице 1. представлен состав (формула) традиционного и реформулированного автомобильного бензинов.
Таблица 1. Состав традиционного и реформулированного бензина
Состав бензинов Концентрация компонента, об. %
Традиционный Реформулированный
Бензин каталитического реформинга 29,6 26,9
Бензин прямой гонки 4,1 3,7
Бензин процесса изомеризации 4,0 3,6
Бензин каталитического крекинга 41,4 28,4
Бензин процесса коксования 0.7 0,6
Бензин процесса гидрокрекинга 2,7 2.5
Бензин процесса олигомеризации 0,3 0
Бензин процесса димеризации 0,2 0
Бензин процесса алкилирования 13,3 20,7
Бутановые углеводороды 3,7 2,5
МТБЭ 0 11,0
Итого: 100,0 100,0
Что касается качества наших бензинов, то содержание ароматических углеводородов в бензинах достигает 50 масс. %, в том числе бензола - 5 масс. %.
Хотя выбросы диоксида серы при использовании неэтилированного бензина обуславливают при допускаемом сейчас содержании серы (<0,1 масс. %) всего 3 % токсичных выбросов, снижение содержания серы в топливе желательно.
Таким образом, по важности и эффективности задачи улучшения экологических свойств бензинов располагаются последовательно:
-Отказ от свинцовых антидетонаторов;
-Снижение содержания бензола и суммы ароматических углеводородов;
-Снижение содержания серы. Содержащиеся в отходящих газах дизельного двигателя углеводороды, а также продукты их неполного окисления, концентрация которых определяется химическим составом топлива, обуславливает только 12-15 % токсичности выбросов. Для дизельных топлив, получаемых прямой дистилляцией нефти, содержание ароматических углеводородов обычно не превышает <30масс. %.
Выбросы диоксида серы при содержании серы в дизельном топливе 0,2 и 0,5 масс % обуславливают от 10 до 20 % токсичных выбросов в пересчете на оксид углерода. Снижение допустимого содержания серы в топливе до 0,05 масс. %, которое установлено в настоящее время в развитых странах, уменьшает выбросы токсичных веществ в эквиваленте оксида углерода на 6 и 18 %, соответственно, для дизельных топлив с содержанием серы 0,2 и 0,5 масс. %. Таким образом, в перспективе перед нефтеперерабатывающими компаниями стоит задача полностью прекратить выпуск дизельного топлива, содержащего серу >0,2 масс. %, и наладить производство экологически чистого топлива ЭЧТ (содержание серы <0,05 и <0,035 масс. %). Следует отметить, что дизельные фракции, получаемые при гидрокрекинге вакуумного газойля, содержат серы <0,05 масс. % серы и ароматических
углеводородов <15масс. %, имеют цетановое число > 50. По экологическим и эксплуатационным характеристикам это на сегодняшний день лучшее, но и самое дорогое нефтяное дизельное топливо [2].
Безусловно, экологические характеристики моторных топлив могут быть кардинально улучшены, если в качестве исходного сырья для их производства рассматривать не нефтяное сырье, а природный газ, который не содержит сернистых компонентов, ароматических соединений и тяжелых металлов.
Литература
1. Шурупов С. В. Углубленная переработка углеводородов // Газовая промышленность, 2003, № 10. - С. 74-79.
2. Магарил Р. З. Теоретические основы химических процессов переработка нефти. -М.: Химия, 1985, С. 279.
Характеристика нефтей до выделения эмульгаторов
1 2 Сатторов М. О. , Шомуродов А. Ю.
1Сатторов Мирвохид Олимович /Sattorov Mirvohid Olimovich - преподаватель;
2Шомуродов Азамат Юлдашевич /Shomurodov Azamat Yuldashevich - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается характеристика местных нефтей до выделения эмульгаторов и даны результаты отмывки их с керосином и петролейным эфиром.
Ключевые слова: эмульсия, эмульгатор, петролейный эфир, асфальтен, керосин, бензол, парафин.
Эмульсию пластовой воды и нефти готовили смешением обеих фаз на гомогенизаторе при частоте вращения 3000 об/мин в течение 5 мин. Эмульгаторы выделяли из эмульсии многократной промывкой последней в делительной воронке растворителем в соотношении 1:2 (эмульсия нефти: растворитель). В качестве растворителя применяли петролейный эфир или сначала керосин, а потом петролейный эфир (видоизмененный метод). После отделения воды из эмульсии, отмытой от нефти, извлекали часть эмульгатора, растворимую в бензоле, сушили и определяли ее выход. При применении в качестве растворителя нефти керосина выделенные глобулы эмульсии перед обработкой бензолом промывали несколько раз петролейным эфиром для удаления остатков керосина [1]. Не растворимую в бензоле часть эмульгатора промывали в воронке Бюхнера дистиллированной водой для удаления из нее неорганических солей. Результаты выделения эмульгаторов из эмульсий исследованных нефтей приведены в табл. 2. Джаркакская нефть почти не содержит асфальтенов, поэтому не было необходимости промывать ее керосином.