Научная статья на тему 'Экологические аспекты в формировании предметных компетенций при обучении химии'

Экологические аспекты в формировании предметных компетенций при обучении химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECT COMPETENCES / CHEMICAL COMPETENCES / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / THINKING / ECOLOGICALLY VALUABLE ORIENTATIONS / FORMS OF EDUCATION / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХИМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О. А., Гринченко Е. Л., Мендубаева З. А., Курдуманова О. И., Гилязова И. Б.

В статье освещается проблема формирования предметных компетенций при обучении химии студентов медицинского вуза через экологизацию образования. Авторы приводят взаимосвязь экологических компонентов (экологического сознания, мышления; экологически ценностных ориентаций; получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности) с предметными компетенциями при обучении химии в медицинском вузе. Приведены примеры внеаудиторной работы, тематика научно-исследовательских семинаров, лабораторных занятий, конкурсов стенгазет, стендовых докладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова О. А., Гринченко Е. Л., Мендубаева З. А., Курдуманова О. И., Гилязова И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS IN FORMATION OF SUBJECT COMPETENCES IN TEACHING CHEMISTRY

The article deals with a problem of forming subject competences in teaching chemistry to medical students through environmental education. The authors cite the interrelation of environmental components (ecological consciousness, thinking; ecologically valuable orientations; obtaining ecological knowledge through research) with subject-specific competences in teaching chemistry at a medical school. Examples of extracurricular work, topics of research seminars, laboratory classes, wall newspaper competitions, poster presentations are given.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты в формировании предметных компетенций при обучении химии»

ренции, обеспечивает быстро и централизованно сообщать родителям и семьям, заинтересованным в психологическом просвещении, необходимую информацию [3; 4].

Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинго-вых занятий.

В последнее время вырос исследовательский интерес педагогов к информационным технологиям в виде использования презентаций. Разработка презентаций и обмен таким опытом с коллегами способствует профессиональному росту самого педагога и повышению уровня родителей и учащихся. Психолог

Библиографический список

должен быть в курсе всех научных информационных новшеств, в курсе инновационного психологического опыта других психологов. Для этого осуществляется сбор и анализ передовой информации в области семейной, гендерной, школьной психологии. Поставленную задачу невозможно осуществить качественно без использования информационных технологий, которые позволяют использовать как накопленные ресурсы, так и информационные ресурсы сети Интернет

Таким образом, применяемые современные технологии способствуют изменению воспитательного потенциала института семьи, активности и инициативности членов семьи, активизируют к деятельности новые организационные структуры деятельности всех субъектов процесса психологического просвещения, изменяют природу взаимодействия педагогической и родительской общественности, детско-родительские отношения и т. д.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

2. Миназова В.М. Структура способности психолога эффективно взаимодействовать с социальными педагогами коррекционного образовательного учреждения по вопросам развития учащихся. Мир образования - образование в мире. Москва, 2016; 3 (63): 256 - 262.

3. Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Создание среды учебного информационного взаимодействия в компьютерных телеконференциях. Информатика и образование. 2003; 6: 84.

4. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. Москва, 2017. References

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva, 2002.

2. Minazova V.M. Struktura sposobnosti psihologa 'effektivno vzaimodejstvovat' s social'nymi pedagogami korrekcionnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya po voprosam razvitiya uchaschihsya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Moskva, 2016; 3 (63): 256 - 262.

3. Prozorova Yu.A., Kastornova V.A. Sozdanie sredy uchebnogo informacionnogo vzaimodejstviya v komp'yuternyh telekonferenciyah. Informatika i obrazovanie. 2003; 6: 84.

4. Robert I.V., Muhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informacionno-obrazovatel'noeprostranstvo. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 378.147:54

Makarova O.A., senior teacher, SBEI of HE "Omsk State Medical University' (Omsk, Russia), E-mail: vitmar20@mail.ru Grinchenko E.L., senior teacher, SBEI of HE"Omsk State Medical University" (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru Mendubaeva ZA., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Medical University' (Omsk, Russia), E-mail: zalihamendubaeva@mail.ru Kurdumanova O.I., Professor, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University' (Omsk, Russia), E-mail: kurdumanovao@mail.ru Gilyazova I.B., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru Jarkih L.A., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru

ENVIRONMENTAL ASPECTS IN FORMATION OF SUBJECT COMPETENCES IN TEACHING CHEMISTRY. The article deals with a problem of forming subject competences in teaching chemistry to medical students through environmental education. The authors cite the interrelation of environmental components (ecological consciousness, thinking; ecologically valuable orientations; obtaining ecological knowledge through research) with subject-specific competences in teaching chemistry at a medical school. Examples of extracurricular work, topics of research seminars, laboratory classes, wall newspaper competitions, poster presentations are given.

Keywords: subject competences, chemical competences, ecological consciousness, thinking, ecologically valuable orientations, forms of education.

О.А. Макарова, ст. преп., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: vitmar20@mail.ru Е.Л. Гринченко, ст. преп., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: jeka_him@mail.ru З.А. Мендубаева, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: zalihamendubaeva @mail.ru О.И. Курдуманова, проф., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru И.Б. Гилязова, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru Л.А. Жарких, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: lajarkih@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В статье освещается проблема формирования предметных компетенций при обучении химии студентов медицинского вуза через экологизацию образования. Авторы приводят взаимосвязь экологических компонентов (экологического сознания, мышления; экологически ценностных ориентаций; получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности) с предметными компетенциями при обучении химии в медицинском вузе. Приведены примеры внеаудиторной работы, тематика научно-исследовательских семинаров, лабораторных занятий, конкурсов стенгазет, стендовых докладов.

Ключевые слова: предметные компетенции, химические компетенции, экологическое сознание, мышление, экологически ценностные ориентации, формы обучения.

Предметные компетенции являются ведущими при определении качества учебной деятельности обучающегося и связаны с конкретными для изучаемого предмета знаниями, умениями и навыками. В этой связи формирование предметных компетенций выступает как одна из основных целей подготовки обучающихся. Предметные компетенции определяются, как способность реа-лизовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики [1, с. 11]. Они характеризуют владение предметной областью на определенном уровне и тесно связаны со специфическим знанием предмета [2, с. 11 - 12].

Формирование химических компетенций при обучении будущих медицинских работников осуществляется через изучение условий жизни человека и их влияния на человеческий организм. Таким образом, процесс обучения приобретает экологическую направленность и выражается в формировании следующих экологических компонентов:

- экологического сознания, мышления;

- экологически ценностных ориентаций;

- получения экологических знаний с помощью исследовательской деятельности [3]. Взаимосвязь экологических компонентов с предметными компетенциями при обучении химии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экологический компонент при формировании компетенций в процессе обучения химии в медицинском вузе (на примере специальности «Педиатрия»)

Группа компетенций Компетенции по ФГОС ВО Характеристика компетенций Экологический компонент

Общепрофессиональные компетенции Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий - уметь отбирать медико-химическую информацию, структурировать материал; - владеть химической терминологией; - уметь находить профессионально значимую химическую информацию, в том числе в сети Internet; - уметь применять знания при решении химических задач; - экологическое сознание, мышление - экологически ценностные ориентации

Способность и готовность к письменной и устной коммуникации - уметь грамотно излагать свои мысли, объяснять суть проблемы, используя химический язык; - уметь правильно, логично представлять результаты научных исследований; - уметь вести дискуссию профессионального содержания, выступать с докладом на химических конференциях; - экологическое сознание, мышление - экологически ценностные ориентации - получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок - знать, понимать, применять химические знания и терминологию для анализа явлений окружающего мира; - уметь интерпретировать структурные формулы веществ; - на основе анализа уметь предсказывать возможные риски по применению химических веществ в медицинской практике; - экологическое сознание, мышление - экологически ценностные ориентации

Готовность к использованию основных физико-химических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач - уметь использовать лабораторное оборудование при химических исследованиях; - владеть навыками выполнения лабораторных работ по инструкциям; - владеть медико-химической терминологией - экологическое сознание, мышление - получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности

Профессиональные компетенции Способность и готовность к формированию здорового образа жизни - знать, понимать, применять химические знания и терминологию для анализа явлений окружающего мира; - знать, уметь прогнозировать риск воздействия на человека и окружающую среду различных веществ; - экологическое сознание, мышление - экологически ценностные ориентации

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания - уметь грамотно излагать свои мысли, объяснять суть проблемы, используя химический язык; - уметь правильно, логично представлять результаты научных исследований; - уметь вести дискуссию профессионального содержания, выступать с докладом на химических конференциях; - уметь отбирать медико-химическую информацию, структурировать материал; - экологическое сознание, мышление

Способность к участию в проведении научных исследований - уметь находить профессионально значимую химическую информацию, в том числе в сети Internet; - уметь отбирать медико-химическую информацию, структурировать материал; - уметь правильно, логично представлять и обосновывать результаты научных исследований; - уметь использовать лабораторное оборудование при химических исследованиях; - владеть навыками выполнения лабораторных работ по инструкциям; - экологическое сознание, мышление - экологически ценностные ориентации - получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности

Структура экологической подготовки, по мнению Н.А. Ладнич, состоит из учебной академической деятельности, интерактивного обучения, квазипрофессиональной деятельности, учебно- и научно-исследовательской деятельности. Учебная академическая деятельность реализуется в большей степени через аудиторную деятельность, а интерактивное обучение и научно-исследовательская деятельности, с элементами квазипрофессиональной, в большем объеме осуществляется во внеаудиторной деятельности студентов.

В связи с вышеизложенным, внеаудиторная работа на кафедре химии с целью экологизации образования, может быть представлена реферативными работами, стендовыми докладами научно-исследовательского характера в рамках проведения конкурса стенгазет, а также выполнение индивидуальных исследовательских проектов и представлением результатов на научных студенческих конференциях (таблица 2).

Таблица 2

Мероприятия, проводимые в рамках экологического воспитания студентов

Мероприятия Название (научное направление)

Научно-исследовательские и учебные конференции «Химия и экология: теория, практика и эксперимент» «Химия элементов и экологические аспекты охраны окружающей среды» «Химия биогенных элементов и здоровье населения Омского Прииртышья»

Участие в работе студенческого научного кружка Химический состав, свойства ротовой жидкости (слюны), влияние на организм

Конкурсы стенгазет, стендовых докладов «Мы за здоровый образ жизни» - конкурс наглядных материалов (листовки, плакаты, стенгазеты) к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом» «Химия и здоровье человека» - конкурс фотоматериалов к Международному дню отказа от курения (17 ноября) «Табаку-НЕТ!» конкурс наглядных материалов (листовки, плакаты, стенгазеты) к Всемирному дню без табака

Приведём примеры студенческих исследовательских работ в рамках семинаров-исследований:

- определение концентрации ионов двухвалентного железа в исследуемом растворе (экологический аспект - обнаружение ионов железа в водоемах бассейна реки Иртыш, загрязнение пищевых продуктов тяжелыми металлами);

- определение жесткости воды (экологический аспект - исследование проб из разных водоемов бассейна реки Иртыш, выявление связи с заболеваниями ЖКТ, образованием почечных и желчных камней);

- качественное определение ацетона (проба Легаля), альдегидов фуксин-сернистой кислотой, молочной кислоты (реакция Уффельмана) в исследуемом

водородного показателя, вязкости, буферной емкости в предложенных образцах ротовой жидкости. Студенческая группа делится на несколько микро-групп, каждая из которых сама выбирает себе задание. Используется два варианта: 1) каждая группа исследует все виды предложенных образцов, но выбирает одну из методик; 2) каждая группа исследует только один вид ротовой жидкости, но использует разные методики. По какому варианту будет проходить работа, выбирают сами студенты в начале занятия. Общие инструкции и описание методик преподаватель выдает каждой микро-группе. По окончании работы составляется обобщающая таблица, фрагмент которой приведен ниже (таблица 3).

Таблица 3

Обработка результатов химического анализа ротовой жидкости

Показатель Исследуемый образец 1 Исследуемый образец 2 Исследуемый образец 3

Общая кислотность

Водородный показатель (потенциометрический метод)

Буферная емкость

Вязкость

образце (экологический аспект - обнаружение альдегидов, кетонов в продуктах питания);

Большая часть внеаудиторной деятельности студентов на кафедре химии посвящена вопросам экологии человека. Например, последние годы научным направлением деятельности химического кружка является изучение различных свойств ротовой жидкости и предполагает выполнение нескольких микроисследований с дальнейшим обобщением и анализом результатов. Тематика этих работ может быть следующей:

- определение водородного показателя индивидуальной ротовой жидкости;

- определение буферной емкости ротовой жидкости потенциометриче-ским методом;

- определение вязкости ротовой жидкости.

Приведем пример лабораторного занятия «Исследование химического со-ставаротовойжидкости».Работапредполагаетопределениеобщейкислотности,

Библиографический список

Лабораторное исследование способствует приобретению практического опыта самостоятельного сбора фактов для последующего самостоятельного выстраивания цепи рассуждений, ведущих к возможному решению проблемы, навык наблюдения, анализа и систематизации полученных данных, навык работы с научной литературой и справочниками. Таким образом, формируются все экологические компоненты: - экологическое сознание, мышление; - экологически ценностные ориентации; - получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности. Это дает возможность соответствовать требованиям современного общества и формировать отношение к профессиональной деятельности, эффективно использовать умственные способности в решении любой проблемной ситуации, формирует навыки по регуляции собственного самообразования и развития [4, с. 124]. Экологический аспект в образовании студентов медицинского вуза позволяет получить на выходе профессионального врача, способного к решению любой задачи.

1. Смородинова М.В. Формирование предметных компетенций учащихся основного общего образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

2. Киндяшова А.С. Проектирование и реализация предметных компетенций будущих педагогов средствами задачной технологии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Томск, 2012.

3. Дотолева И. О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар: Новация, 2017: 1 - 3. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/211/11757

References

1. Smorodinova M.V. Formirovanie predmetnyh kompetencij uchaschihsya osnovnogo obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

2. Kindyashova A.S. Proekiirovanieirealizaciyapredmetnyh kompetencij buduschihpedagogovsredstvamizadachnojtehnologii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2012.

3. Dotoleva I. O. 'Ekologicheskaya kul'tura kak psihologo-pedagogicheskij fenomen v nauchno-metodicheskoj literature. Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2017 g.). Krasnodar: Novaciya, 2017: 1 - 3. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/211/11757

Статья поступила в редакцию 04.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.