Научная статья на тему 'Экологические аспекты регулирования градостроительной деятельностью'

Экологические аспекты регулирования градостроительной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2491
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ГОРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ НА ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ПРИРОДНЫЙ КАРКАС / "СИНДРОМ БОЛЬНОГО ЗДАНИЯ" / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ / "SYNDROME OF AN ILL BUILDING" / ECOLOGICAL IMPERATIVE OF A TOWN / ECOLOGICAL REGULATION OF TOWN-PLANNING ACTIVITY / STEADY DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL QUALITY / ECOLOGY OF A CULTURE / ANTHROPOGENIC INFLUENCE OF URBAN BUILDING ON THE NATURAL BACKGROUND / NATURAL FRAMEWORK / ECOLOGICAL MONITORING / ECOLOGICAL AND ECONOMICAL DOCTRINES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чистякова С. Б.

Система экологического регулирования градостроительной деятельности в России одна из главных проблем и в то же время один из главных ресурсов социально-политического и экономического развития страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чистякова С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Aspects of Regulation of Town-planning Activity

In terms of increase of ecological problems, ecological regulation of town-planning activity in Russia is one of the main resources of socio-political and economical development of the country. Ecological goals of development of any town must be higher-priority, and the means of their achievement must be absolute imperative of town policy. The quality of the environment must be assigned legislatively as a necessary element of social standards of life in a country, and also it must be consolidated by legal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты регулирования градостроительной деятельностью»

Экологические аспекты регулирования градостроительной деятельности. С.Б.Чистякова

Система экологического регулирования градостроительной деятельности в России - одна из главных проблем и в то же время один из главных ресурсов социально-политического и экономического развития страны. Вместе с тем экологическое регулирование в настоящее время является, пожалуй, наименее реформированной областью взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества. Эта система плохо совместима с рыночными отношениями. Справедливости ради следует отметить, что за годы реформ экологическое регулирование успело коммерциализироваться и в ряде случаев превратилось в отдельный вид бизнеса, в развитую систему извлечения доходов.

Нельзя не признать, что нормативно-правовая база в сфере экологического регулирования находится на данный момент в неудовлетворительном состоянии - многие требования и нормы, построенные на многоступенчатых отсылках, часто противоречащих друг другу, устарели. Проблема заключается не только в количестве требований и нормативов, но и в их организации. В настоящее время данные требования разделены по ведомственным сферам, «разнокали-берны» по масштабу и по своей компоновке ориентированы скорее на удобство их разработки и принятие, нежели на выполнение ответственного контроля.

Экологический императив города

Города как места сосредоточения основной массы жителей России призваны удовлетворять их потребностям и обеспечивать достаточно высокое, экологически обоснованное качество городской среды. Но при этом они являются центрами основных экологических проблем.

Экологический подход решения социальных проблем при разработке генеральных планов городов в новых условиях вычленил следующие основные направления:

- экология культуры - сохранение, восстановление, развитие различных элементов культуры среды, созданной человечеством (памятники архитектуры и истории, ландшафты и т.д.). Эта проблема, по существу, сопутствует общим проблемам прогресса и выживания человечества, развития его духовности и гармоничному развитию личности;

- охрана и улучшение окружающей природной среды (охраняемые природные территории и ландшафты, рекреационные зоны, озелененные городские территории, водные пространства и др.);

- санитарно-гигиенические условия среды проживания.

Основным принципом экологического регулирования

является применение единых правил установления экологических требований и регламентов к объектам проектирования. Система экологических регламентов и показателей при составлении градостроительной документации должна охватывать все структурные и функционально-планировочные элементы территории последовательно на каждом уровне проектирования (территориальное планирование, город, район, квартал).

Экологические цели развития любого города должны быть, безусловно, приоритетными, а средства их достижения - абсолютным императивом городской политики.

Экологическая ситуация на урбанизируемых территориях

Большая часть территории России подвергается различного рода деформациям, связанным с загрязнением воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, эрозией и дефляцией почв, нарушением гидрологического режима, сведением лесов, деградацией ценных природных комплексов, памятников истории и архитектуры.

Протяженная территория страны, контрастные различия в природных и социально-экономических условиях предопределили неодинаковое состояние окружающей среды в отдельных регионах и городах России. По самым ориентировочным оценкам можно считать, что западные, юго-западные и центральные районы находятся в наименее благоприятной экологической ситуации. Это относится также и к Уралу. Северные и восточные районы находятся в более благоприятных условиях. В целом экологическая ситуация может быть оценена следующим образом: экологически неблагоприятная обстановка наблюдается во всех городах с населением свыше 1 млн. человек, в 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек и в 25% городов с населением от 250 тыс. до 500 тыс. жителей.

В промышленных городах России уровень техногенного воздействия на окружающую среду достиг той фазы, когда дальнейшее освоение этих районов без проведения специальных исследований и мероприятий чревато возникновением аварий и катастроф не только локального, но и регионального и даже глобального масштаба. По загрязнению воздуха промышленными предприятиями «рекордсменами» являются индустриальные центры - Норильск, Нижний Тагил, Череповец, Челябинск, Липецк, Братск, Ангарск, Стерли-тамак. К катастрофическим зонам относится Кузбасс с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды, заболеваемости и смертности населения.

Архитекторы, работающие в области промышленной архитектуры, идут по пути строительства новых типов предприятий, так называемых мини-заводов, научно-производственных комплексов, технопарков, наукоградов. Такой опыт имеет место в различных странах, где новые предприятия зачастую функционируют с более высокими технико-экономическими и экологическими показателями, чем крупные комбинаты. Вместе с тем технические методы при всем их значении пока не могут полностью гарантировать защиту воздуха в городах от загрязнения. Они должны быть дополнены планировочными методами: взаимное размещение промышленных предприятий и мест расселения с учетом санитарно-защитных зон, повышение интенсивности использования промышленных территорий путем превращения их в комплексные экономические зоны. Необходима разработка стратегии массовой реорганизации и перепрофилирования производственных зон

городов, занимающих в ряде случаев до 40% городских земель. В них - огромный внутренний ресурс интенсификации и развития российских городов.

В крупных и крупнейших городах основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы автомобильного транспорта, содержащие более двухсот химических соединений, что является особенно опасным для детского организма. За период с 1998 по 2006 год доля загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта возросла на 30% (из доклада В.В.Путина 30 января 2008 года). В настоящее время разрабатываются перспективные виды автотранспорта, работающие на безвредном газовом, водородном топливе.

Большой опасностью для здоровья людей является физическое загрязнение природной среды: механическое (гравитация и др.); тепловое (температура среды, влажность, инфракрасная радиация); звуковое, вибрационное; оптическое (световая и ультрафиолетовая радиация); электрическое (электростатическое поле, блуждающие токи); магнитное (электромагнитные поля различных радиочастотных диапазонов); радиоактивное.

К очевидным причинам ухудшения здоровья людей относится чрезмерный шум. В последнее десятилетие проблемы борьбы с шумом стали чрезвычайно важны - воздействие шума на человека сокращает его жизнь на 8-10 лет. В России свыше 30% жителей городов подвержены действию сверхнормативных уровней шума (55-65 дБ и выше). Сегодня уровни шума в городской застройке, особенно в крупных городах, достигли 83-87 дБ. Основные пути борьбы с шумовой проблемой - в первую очередь градостроительные: рациональное размещение жилых домов в зоне акустического комфорта, шумозащитные экраны и конструкции.

Особое место в проблеме обеспечения экологической безопасности среды обитания занимают вопросы радиационной безопасности внутренней среды зданий. Для решения этого вопроса в федеральных Нормах радиационной безопасности (НРБ-99) установлен предел допустимой концентрации радона в воздухе помещений и создана система мер, обеспечивающих выполнение требований норм.

При очень большой плотности застройки, особенно в крупных городах, не выдерживаются санитарные нормы инсоляции (рекомендованная продолжительность инсоляции жилых комнат, согласованная компендиумом, составляет 2,0 часа).

По данным ВОЗ, 80% заболеваний населения вызваны потреблением непригодной для питья воды. В России в целом по стране порядка 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам и правилам, 33% водопроводных сетей не имеют очистных сооружений.

Проблемой является также ликвидация отходов, накопленных в результате десятилетий хозяйственной и военной деятельности, - в отвалах и хранилищах накоплено более 80 млрд. тонн твердых отходов.

Оценка состояния окружающей среды не ограничивается ее загрязнением. Ущерб, наносимый природной среде, порой невосполним и обусловлен целым рядом причин: отсутствием соответствующих природоохранных актов, несовершенством нормативно-технической документации, низкой культурой общества.

Для решения практических задач охраны окружающей среды в крупных городах и пригородных зонах необходимо выделить два блока экологических взаимосвязей:

1) антропогенное воздействие городской застройки на природное окружение;

2) экологическое воздействие природного окружения на состояние городской среды.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» определяет порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, конкретизирует категории таких территорий, а также порядок их образования, режим особой охраны, особенности правового законодательства и др. в зависимости от категории собственности - федеральной, субъектов РФ или муниципальных образований.

В процессе градостроительного освоения территории возникает множество планировочных, функциональных и архитектурно-ландшафтных взаимосвязей структурных элементов города и природного окружения. Целесообразно условно выделить две группы этих связей: территориальнопространственные и функциональные.

Первая группа связей характеризуется территориальным «наступлением» («экспансией») города на природу через прямой непосредственный контакт - уплотнение сети транспортных средств, инженерных коммуникаций, досуговых и спортивных комплексов и др. Все это приводит к сокращению размеров и нарушению целостности природных комплексов и соответственно снижению их устойчивости, а также снижению эффективности благоприятного воздействия на окружающую среду.

Среди функциональных связей прежде всего следует выделить рекреационные нагрузки, связанные с такими последствиями, как расчленение лесов автомагистралями, застройка пойменных территорий, «эрозия» краев лесов.

В настоящее время активно проводятся исследования по разработке нормативов и критериев, а также методологических подходов к оценке и снижению антропогенных воздействий на природную среду: формирование природного каркаса, допустимые рекреационные нагрузки и их территориальная локализация, дифференциация природных и озелененных территорий по режимности их использования, ландшафтно-планировочное зонирование с учетом интенсивности и локализации рекреационных нагрузок.

Жилая среда - экологический ракурс

Формирование здорового и комфортного жилья с учетом современных жизненных потребностей человека затрагивает проблемы плотности застройки, этажности, визуаль-

ной видимости, гигиенические условия жилья, расположение в системе застройки.

Сложившаяся практика некомплексной застройки городских территорий оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье горожан. Известна зависимость здоровья населения, его психического состояния от проживания в домах со значительной концентрацией людей, особенно это относится к вопросам повышения этажности домов, плотности застройки.

По статистическим данным, полученным по опросам жителей в Москве, самой популярной является высота 8-14 этажей (46%), более низкую этажность предпочитают около 30% жителей, меньше 3% согласны жить в высотных зданиях. Обследования высотных зданий, проведенные в европейских странах, установили так называемый «синдром больного здания», SBC (Sick Building Syndrome). Такое определение дал известный ученый П.Оле Фангер, иностранный член РААСН. Большинство людей в таких зданиях испытывают перманентные недомогания любого характера, включая утомляемость и потерю памяти. Уровень шума от городского транспорта на верхних этажах на 5-9 дБ выше по сравнению с нижними этажами.

Приоритетной задачей при формировании пространственно-нормативной организации жилой застройки является обеспечение безопасности, надежности, долговечности и комфортности для проживания человека. Важнейшее значение приобретают не только традиционные аспекты физической безопасности, но и аспекты физиолого-психоло-гической защиты человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды - перегрева, шума, вибрации, радиации, электромагнитного излучения, визуального дискомфорта. Это так называемые территории «риска проживания», а также малоизученные факторы безопасности - психоэмоциональное воздействие человека на поведение и культуру окружающих людей, преступность, чрезмерное расслоение общества на «богатых и бедных» и др.

Сейчас в проектной практике выделяется специальный раздел «Экологическое обоснование проекта реконструкции». Названный раздел разработан в соответствии с новым законодательством и нормативными документами в области охраны природы, здоровья и безопасности населения.

В настоящее время в мировом строительстве появилось большое количество зданий, микрорайонов и даже архитектурно-строительных зон, которые были запроектированы и построены на основе различных концепций энергетически эффективных и экологически чистых технологий: энергоэффективное здание, здание с низким энергопотреблением, пассивное здание, «умное» здание, «Экодом» и др.

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование - это специальная нормативно-правовая деятельность по обоснованию экологических и гигиенических критериев качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Экологическое

нормирование выступает как правовой институт и как функция управления в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на две группы: санитарно-гигиенические и экологические. Санитарно-гигиенические включают констатацию уровней вредного воздействия антропогенных факторов на здоровье населения и все живое. Оценку влияния окружающей среды на здоровье населения в нашей стране осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба. Законодательной основой этой деятельности является Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Установлена зависимость заболеваемости и состояния здоровья населения от воздействия антропогенных факторов окружающей среды - физического, химического и биологического происхождения. Установлены их предельно допустимые показатели, которые включены в действующие государственные стандарты: ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие виды нормативно-правовых актов. В настоящее время подлежит исследованию ряд факторов природного происхождения, таких как геопатогенные зоны, которые могут отрицательно влиять на психофизиологическое состояние человека, а в некоторых случаях действуют как разрушающий фактор на конструкции зданий и сооружений.

Большое значение приобретает разработка экологических критериев и нормативов, определяющих допустимую антропогенную нагрузку на природные комплексы, опосредованно связанных с влиянием как на окружающую среду в целом, так и здоровье человека.

Следует отметить, что действующие в настоящее время нормативные и методические материалы не образуют единой системы природоохранной документации. В них обнаруживается известный параллелизм, дублирование, отсутствие согласованности в подходах к решению природоохранных задач.

Актуальным предметом исследования является разработка (корректировка) социальных норм, в том числе в области здравоохранения, норм обеспеченности жильем, социально-бытовыми услугами с учетом современного развития общества, его потребностей и интересов для отдельных социальных групп.

Следует отметить, что имеющаяся в настоящее время тенденция выработки единых социальных норм (стандартов) означает выравнивание условий проживания людей в больших и малых населенных пунктах. Такая постановка не жизненна и не корректна в условиях имущественного расслоения, различного социального происхождения и возраста людей, региональных и этнических традиций.

При разработке социальных норм с точки зрения репродуктивности здоровья человека необходим учет характера его производственной деятельности. Именно в этой среде трудоспособное население проводит большую часть своего активного времени и именно здесь в ряде случаев испытываются максимальные, порой критические нагрузки (ежегодные потери от болезней, связанных с плохими условиями труда, составляют 1,4%).

Разработка и внедрение в практику проектирования градостроительных критериев окружающей среды являются инструментом для перевода санитарно-гигиенических целевых установок в плоскость требований к планировке и застройке городов. Их использование позволит четко поставить в градостроительных проектах цели охраны и оздоровления окружающей среды и программировать их достижение средствами планировки и застройки.

Наиболее реформируемой областью взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества является техническое регулирование, основные принципы которого заложены в Федеральном законе «О техническом регулировании». Основой технического регулирования является технический регламент - принципиально новый вид нормативного документа.

Технические регламенты с учетом степени риска причиненного вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность лишь отдельных видов производства (эксплуатация и утилизация машин и оборудования, безопасность эксплуатации зданий, строений, сооружений, продуктов питания и др.). Они практически не затрагивают проблем градостроительства и архитектуры как основ создания благоприятной окружающей среды, обеспечения безопасности граждан и устойчивости природных систем.

Дальнейшее развитие закона «О техническом регулировании» должно обеспечить обобщение норм, установленных в настоящее время более чем в трехстах нормативных документах различного уровня. Этот закон должен являться базовой основой для всех общих и специальных регламентов по безопасности в архитектурной, градостроительной и строительной отрасли.

Должны быть установлены регламенты и на природные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность населения, -это земля, водные ресурсы, энергетика и др. Разработку норм (технических регламентов) развития архитектурно-строительного комплекса необходимо направлять таким образом, чтобы производственно-технологические процессы минимизировали потребность в количестве энергии, водоснабжении, что не ущемило бы при этом жизненные потребности населения (Киотский протокол).

Экологизация градостроительной документации

Казалось бы, принятие новых Градостроительного и Жилищного кодексов, поправок к закону «Об архитектурной деятельности», «О техническом регулировании», «О местном самоуправлении», нескончаемый процесс новых поправок к принятым законам должны надежно обеспечить экологоориентированное проектирование, основной задачей которого должно быть обеспечение прогнозного (устойчивого) нормативного состояния как окружающей среды и природного комплекса, так и оптимального функционирования городских объектов при эффективной планировочной орга-

низации городской территории. При этом ожидаемые результаты и формы внедрения должны включать:

- систему градо-экологических регламентов к правилам функционально-планировочной организации территорий -субъектов РФ и муниципальных образований;

- принципы и показатели «предельности» как основы оценки степени урбанизации и определения критерия предельного освоения природного комплекса, которые позволяют разработать экологообусловленную нормативную базу проектирования в отличие от усредненных норм, не учитывающих региональную и локальную специфику при проектировании;

- сформулированные регламентные критерии и показатели экологической безопасности развития, позволяющие провести функционально-планировочную организацию территории с выделением зон опасных природных процессов и зон с недопустимыми антропогенными нагрузками на природные комплексы.

Однако во всех статьях Градостроительного кодекса РФ просматривается желание сдвинуть проектирование к уровню элементарного землеустройства. Архитектурно-планировочные и композиционно-пространственные задачи формирования среды из градостроительного проектирования «вымыты». Понятие «город» отсутствует.

Федеральный центр, к сожалению, нацелил все региональные и местные власти на максимальное и скорейшее извлечение прибыли из вверенных им территорий. Города переуплотняются, пригороды,рекреационные земли и сельские угодья застраиваются, т.е. Градостроительный кодекс РФ практически выводит градостроительство из сферы профессиональной деятельности специалистов-градостроителей и переводит его в сферу деятельности чиновников различных уровней, где приоритет отдается рынку городских земель. Миф о саморегулирующемся рынке переносится из экономики на градостроительство, что приводит к дезавуированию генерального плана как главного инструмента градоре-гулирования. Взамен предлагается решение локальных проблем по мере их возникновения.

Для того чтобы в рамках экологической стратегии обеспечить рациональную планировочную структуру, необходимо расширить круг требований к ее основным характеристикам, которые могут оказывать существенное влияние на величину или характер нагрузки на окружающую среду. Важно отметить отличие этих требований от действующих нормативов и стандартов (ПДК, ПДВ и др.); объектом их регламентации должны являться не только физические, химические или биологические параметры окружающей среды, а также характеристики планировочной структуры, включающие показатели размеров площадей участков и зон различного функционального назначения, расстояния между отдельными участками и зонами, показатели транспортно-коммуникационной структуры и ее узлов (плотность транспортной сети, параметры коридоров, интенсивность потоков и др.), т.е. речь идет об экологизации градостроительных нормативов.

В настоящее время в проектах планировки и застройки городов задачи улучшения качества окружающей среды выражаются в разработке мероприятий, осуществление которых может давать весьма различный эффект для состояния окружающей среды. Конечный результат такого рода мероприятий в градостроительных нормах, как правило, не оговорен.

С учетом многообразия видов антропогенного воздействия на здоровье человека и природную среду целесообразна разработка группы общих градо-экологических и технических регламентов отдельно для жилой среды и объектов городского строительства. Определенная группа регламентов должна содержать правила и нормы для территорий различного функционального назначения (рекреационные, природный комплекс, историко-археологические территории, технические и транспортные, коридоры и др.).

Особо должны быть выделены объекты, представляющие повышенную опасность для окружающей среды: атомные станции, ТЭЦ, мусоросжигающие заводы, крупные промышленные зоны, военные полигоны и др.

Разработка и внедрение в практику проектирования гра-до-экологических критериев окружающей среды является инструментом для перевода санитарно-гигиенических и экологических целевых установок в плоскость требований к планировке и застройке городов.

Основные направления повышения эффективности экологической деятельности в процессе градостроительного проектирования

Основной конфликт экологических отношений в области природопользования и охраны окружающей среды в целом по стране связан со значительным опережением форм потребления природных ресурсов, вызывающих отрицательные экологические последствия, над формами воспроизводства совокупных компонентов природы.

Для охраны и воспроизводства природных ресурсов с целью сохранения экологического равновесия в городах и в стране в целом необходимо осуществить коренные изменения эколого-экономических доктрин: прогнозировать на период социально-экономической стратегии развития страны долгосрочные и краткосрочные экологические и социальные мероприятия; рыночные цены и экономические показатели должны отражать полную экологическую и социальную стоимость всех видов деятельности человека (в том числе должна оцениваться эколого-экономическая эффективность разрабатываемых градостроительных проектов).

Необходимо создать территориально-экологические комитеты, которые должны сообщать о нарушении допустимых экологических пределов и возможных экологических угрозах. Эти комитеты должны иметь правовую основу для применения санкций к правонарушителям.

В целях государственного управления и контроля широкое развитие должен получить мониторинг по экологической ситуации поселений.

Требуется системная переработка Градостроительного кодекса РФ в части территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, правовой детерминации экологических проблем на разных уровнях проектирования и разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Необходимо добиться скорейшего принятия технических регламентов в области градостроительного и архитектурного проектирования, обеспечивающего минимально необходимые стандарты здоровой и комфортной среды жизнедеятельности, разработки (корректировки) социальных норм, в том числе в области здравоохранения, норм обеспеченности жильем, социально-бытовыми услугами с учетом современного развития общества, его потребностей и интересов для отдельных социальных групп.

Качество окружающей среды должно быть законодательно закреплено как необходимый элемент социальных стандартов жизни в стране, а также зекреплено в правовой системе Российской Федерации.

Основы градостроительного законодательства РФ должны стать преградой ведомственным тенденциям и укрепить авторитет исполнительных органов власти. Этот документ должен утвердить структуру и статус их архитектурно-планировочных органов в центре и на местах, права и обязанности главных архитекторов городов, областей, районов.

Ecological Aspects of Regulation of Town-planning

Activity. By S.B. Chistyakova

In terms of increase of ecological problems, ecological regulation of town-planning activity in Russia is one of the main resources of socio-political and economical development of the country. Ecological goals of development of any town must be higher-priority, and the means of their achievement must be absolute imperative of town policy. The quality of the environment must be assigned legislatively as a necessary element of social standards of life in a country, and also it must be consolidated by legal system of the Russian Federation.

Ключевые слова: экологический императив города; экологическое регулирование градостроительной деятельностью; устойчивое развитие качества городской среды; экология культуры; антропогенное воздействие городской застройки на природное окружение; природный каркас; «синдром больного здания»; технический регламент; экологизация градостроительной документации, экологический мониторинг, эколого-экономические доктрины.

Key words: ecological imperative of a town, ecological regulation of town-planning activity, steady development of environmental quality, ecology of a culture, anthropogenic influence of urban building on the natural background , natural framework, «syndrome of an ill building», ecological monitoring, ecological and economical doctrines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.