Научная статья
УДК 338.4
doi: 10.47576/2949-1908.2024.1.1.011
экологические аспекты развития транспортного
КОРИДОРА СЕВЕР-ЮГ Сингх Далджит
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследование сфокусировано на экспертном анализе эко -логических последствий, порождаемых развитием транспортного коридора Север-Юг, представляющего собой ключевой компонент мировой системы транспортных коммуникаций. Затрагиваются экологические аспекты, включая атмосферные эмиссии, акватическую контаминацию, воздействие на биосферу, деградацию почвенного слоя и шумовое загрязнение. Акцентируется важность нахождения оптимального баланса между экономическим развитием и экологической целостностью. Представлены передовые стратегии уменьшения выбросов, консервации водных ресурсов, защиты биоразнообразия, реставрации почв и редукции шумового загрязнения. Исследование подчеркивает значимость инкорпорации экологических факторов в развитие инфраструктуры для достижения устойчивости.
Ключевые слова: транспортный коридор Север-Юг; экологическое воздействие; устойчивое развитие; экологическая сохранность; биоразнообразие; снижение выбросов; загрязнение воды; реабилитация почв; шумовое загрязнение; развитие инфраструктуры.
Для цитирования: Сингх Д. Экологические аспекты развития транспортного коридора Север-Юг // Прикладные экономические исследования. -2024. - № 1. - С. 87-92. doi: 10.47576/2949-1908.2024.1.1.011.
Original article
environmental aspects of the north-south transport corridor development
Singh Daljit
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, justhighlean@gmail. com
Abstract. The presented study focuses on a comprehensive analysis of the ecological consequences stemming from the development of the North-South transport corridor, a key element in the global system of transportation links. The research encompasses environmental impacts, including atmospheric emissions, water contamination, effects on biodiversity, soil degradation, and noise pollution. Emphasis is placed on the necessity of balancing economic growth with ecological preservation. Innovative approaches to reducing emissions, conserving water resources, protecting biodiversity, rehabilitating soils, and diminishing noise pollution are introduced. The study underscores the importance of integrating environmental considerations into infrastructure development to achieve sustainability.
Keywords: North-South Transport Corridor, invironmental Impact, sustainable development, ecological conservation, biodiversity, emission reduction, water pollution, soil rehabilitation, noise pollution, infrastructure development.
For citation: Singh D. Environmental aspects of the North-South transport corridor development. Applied economic research, 2024, no. 1, pp. 87-92. doi: 10.47576/2949-1908.2024.1.1.011.
Транспортный коридор Север-Юг, являясь ключевым элементом в глобальной системе транспортных связей, играет важную роль в экономическом развитии участвующих стран и регионов, обеспечивая более быстрый, экономичный и надежный путь для перевозки товаров и услуг между странами Северной Европы, России, Центральной Азии, Ближнего Востока и Южной Азии. Однако наряду с экономическими преимуществами рассматриваемый коридор представляет собой сложный объект с точки зрения экологии и устойчивого развития, поскольку оказы -вает значительное воздействие на окружающую среду через выбросы загрязняющих веществ, изменение ландшафтов и потенциальное влияние на местные экосистемы.
С учетом разнообразных географических, климатических и биологических условий вдоль маршрута экологические стороны развития транспортного коридора требуют изучения путем проведения тщательного анализа. Особое внимание необходимо уделить прогнозированию будущих изменений, связанных с эксплуатацией коридора. Важность исследования обусловлена необходимостью балансирования между стремлением к экономическому росту и сохранением природных ресурсов и биоразнообразия [1-5].
Изучение воздействия транспортного коридора Север-Юг на окружающую среду представляет собой критически важный аспект для обеспечения устойчивого развития и минимизации экологического ущерба, связанного с этим масштабным проектом. Основной задачей исследования служит оценка и анализ различных форм воздействия, в которые входят атмосферные выбросы, загрязнение водных ресурсов, влияние на биоразнообразие, изменение почвенного покрова и шумовое загрязнение. Атмосферные выбросы, получаемые в результате активной работы транспортных средств на коридоре, представляют собой один из главных фак-
торов воздействия на окружающую среду. Сюда можно отнести выбросы углекислого газа, оксидов азота и серы, которые способствуют загрязнению воздуха и изменению климата. Для того чтобы понять, как можно уменьшить вред, получаемый от этих воздействий, необходимо тщательно изучить и просчитать все. Например, можно выяснить, сколько вредных веществ выбрасывается, и придумать, как сократить эти выбросы, используя более экологичные способы передвижения или улучшая планирование доставок и перевозок.
Загрязнение водных ресурсов - еще один важный фактор. Данное явление может про -исходить в результате случайных разливов нефтепродуктов, сброса строительных и эксплуатационных отходов в водоемы, а также из-за изменения гидрологического режима в результате строительства. Для решения этой проблемы необходимо провести оценку рисков для водных ресурсов, включая реки, озера и подземные воды, и разработать меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных экосистем. С учетом того, что коридор проходит через различные природные зоны, вопрос влияния на биоразнообразие является критически важным моментом. Поэтому нужно изучить, какое влияние строительство и эксплуатация коридора оказывают на растительный и животный мир, в особенности на редкие и исчезающие виды. Это требует проведения полевых исследований, мониторинга биоразнообразия и разработки программ по его сохранению [6-8].
Почвенное воздействие, включающее ухудшение качества и эрозию почвы, также имеет первостепенное значение, особенно в аграрных регионах. При анализе воздействия на почву необходимо провести оценку нанесенного ущерба, а затем разработать ряд мер по ее восстановлению и защите.
Шумовое загрязнение, особенно в районах, прилегающих к жилым зонам, может
иметь значительные негативные последствия для здоровья человека и местной фауны. В этом случае требуется произвести оценку уровня шума и разработать эффективные методы его снижения, например через строительство шумозащитных экранов или использование более тихих видов транспорта [9-13].
Обсуждение путей минимизации экологических рисков и устойчивого развития транспортного коридора Север-Юг требует комплексного и целенаправленного подхода, ориентированного на интеграцию экологических, технологических и социальных стратегий. Упор должен быть сделан на разработку и внедрение мер, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду при одновременном обеспечении экономической эффективности и социальной ответственности проекта.
Относительно минимизации атмосферных выбросов ключевым направлением является использование экологически чистых технологий в транспортных средствах, таких как электромобили или гибридные транспортные системы. Также важно рассмотреть внедрение строгих экологических стандартов для транспортных средств и промышленных предприятий, расположенных вдоль коридора, например установку фильтров для снижения выбросов вредных веществ, а также переход на более чистые виды топлива.
Для предотвращения загрязнения водных ресурсов необходимо разработать и внедрить системы очистки и мониторинга сточных вод, особенно в зонах строительства и эксплуатации транспортного коридора. Важно усилить контроль за соблюдением экологических норм и предотвращением случайных разливов загрязняющих веществ. Сохранение биоразнообразия и местных экосистем можно обеспечить через создание экологических коридоров и зон защиты, которые позволят животным и растениям перемещаться и сохранять популяции, несмотря на наличие транспортного коридора. Исследования и проекты, связанные с сохранением биоразнообразия в транспортных коридорах регионов, таких как Северная Европа, Южная Азия, Россия, Центральная Азия и Ближний Восток, подчеркивают необходимость всесторонних подходов и стратегий. Например, в рамках проектов, таких как
транснациональная программа «Дунай», осуществляются мероприятия по определению экологических коридоров между существующими охраняемыми территориями в регионе Дуная. Эти коридоры направлены на поддержание и улучшение экосистем и их услуг, а также на укрепление транснационального и трансграничного сотрудничества в области сохранения биоразнообразия.
Согласно Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), численность 42 процентов известных видов наземных животных и растений в Европе и Центральной Азии сократилась за последнее десятилетие. Данное утверждение акцентирует необходимость в бережном подходе к сохранению биологического разнообразия и его эксплуатации с учетом принципов устойчивости, а также подчеркивает значимость минимизации воздействия на природные ресурсы и экосистемы.
Согласно проекту Конвенции ООН о биологическом разнообразии, предлагается сохранить по крайней мере 30 процентов суши и моря в мире, особенно районов, имеющих особое значение для биоразнообразия. Сюда целесообразно отнести создание эффективных, справедливо управляемых, экологически репрезентативных и хорошо связанных систем охраняемых территорий.
Эти примеры иллюстрируют широкий спектр мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия в различных регионах, включая те, через которые проходит транспортный коридор Север-Юг. Они доказывают важность интегрированных подходов и международного сотрудничества в решении этой задачи.
Ключевым моментом является осуществление инициатив, направленных на восстановление поврежденных экосистем и возвращение почвы к ее первоначальному состоянию после проведения строительных мероприятий [14].
Что касается управления почвенными ресурсами, необходимо применять методы, минимизирующие эрозию и деградацию почв, например использование технологий, предотвращающих уплотнение почвы во время строительства, а также проведение работ по восстановлению плодородия почв после завершения строительства. Для снижения
шумового загрязнения можно использовать звукоизоляционные барьеры и применять технологии снижения уровня шума транспортных средств. Также важно проводить регулярный мониторинг уровня шума, особенно в населенных пунктах и экологически чувствительных зонах.
Стратегические подходы к минимизации экологических угроз и продвижению устойчивого развития должны основываться на мультидисциплинарном подходе, то есть интеграцию технических и технологических инноваций, а также усиление нормативно-правовой базы в области экологии. Важными составляющими являются также повышение уровня информированности населения и его активное вовлечение в процессы принятия экологически значимых решений. Кроме того, необходимо уделить внимание развитию эффективного взаимодействия между государственными структурами, коммерческим сектором и международными организациями в данной сфере [15].
Это позволит обеспечить гармоничное развитие транспортного коридора Север-Юг, совместимое с принципами устойчивости и сохранения природных ресурсов.
Основываясь на проведенном анализе, можно утверждать, что развитие транспортного коридора имеет как значительные экономические перспективы, так и серьезные экологические вызовы, требующие внимательного учета и мер по минимизации негативного воздействия.
Атмосферные выбросы, загрязнение водных ресурсов, влияние на биоразнообразие и экосистемы, изменения в почвенном покрове и шумовое загрязнение - все эти факторы
требуют реализации выработанных стратегий устойчивого развития и экологической ответственности. Стоит отметить, что успех проекта во многом зависит от способности интегрировать экологические соображения в процесс планирования и реализации, что требует сотрудничества различных заинтересованных сторон, включая правительства, частный сектор и местные сообщества. Для минимизации экологических рисков и достижения устойчивого развития коридора необходимо применение инновационных технологий, строгое соблюдение экологических норм и стандартов, а также активное вовлечение общественности в процесс мониторинга и оценки воздействия на окружающую среду. критически важным элементом является проведение непрерывных научных исследований и гибкая адаптация к меняющимся условиям, что обеспечит своевременное реагирование на возможные экологические риски.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что транспортный коридор Север-Юг представляет собой не только путь к экономическому росту и развитию, но и возможность демонстрации примера устойчивого инфраструктурного проекта, где экономические интересы сбалансированы с необходимостью сохранения окружающей среды и поддержания качества жизни будущих поколений. Это исследование подчеркивает необходимость глубокого понимания и уважения к эко -логическим аспектам в процессе развития инфраструктурных проектов, что является важным шагом на пути к достижению устойчивого развития.
Список источников
1. UNEP - UN Environment Programme. Первый проект всемирной стратегии сохранения биоразнообразия после 2020 года. URL: https://www.unep.org (дата обращения: 10.11.2023).
2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Сохранение биоразнообразия и устойчивость взаимосвязаны. URL: https://www. fao.org (дата обращения: 13.11.2023).
3. UNECE - Экономическая комиссия ООН для Европы. Разработка политики восстановления биоразнообразия. URL: https://unece.org (дата обращения: 15.11.2023).
4. Программа развития Организации Объединенных Наций (UNDP). Ландшафтная связанность: ключ к устойчивому сохранению биоразнообразия в Западном Тянь-Шане. URL: https://www.undp.org (дата обращения: 16.11.2023).
5. CyberLeninka. Методология организации и ведения мониторинга биоразнообразия в зонах влияния ГЭС. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 19.11.2023).
6. World Wildlife Fund (WWF). Официальный сайт. URL: https://www.worldwildlife.org (дата обращения: 20.11.2023).
7. IUCN - Международный союз охраны природы. URL: https://www.iucn.org (дата обраще -ния: 21.11.2023).
8. Nature Conservancy. Официальный сайт. URL: https://www.nature.org (дата обращения: 22.11.2023).
9. World Bank Group. "Sustainable Development of Transport in Asia and the Pacific: Trends and Opportunities". URL: https://www.worldbank.org (дата обращения: 23.11.2023).
10. International Transport Forum. "Decarbonising Transport: Building the Foundations for Greener Mobility". URL: https://www.itf-oecd.org (дата обращения: 24.11.2023).
11. United Nations Environment Programme. "Global Environment Outlook: Environment for Development". URL: https://www.unep.org (дата обращения: 25.11.2023).
12. European Environment Agency. "Transport and Environment Reporting Mechanism (TERM): The Impact of Transport on Environment and Health". URL: https://www.eea.europa.eu (дата обращения: 27.11.2023).
13. Russian Academy of Sciences. "Environmental Impact Assessment of Transportation Infrastructures: A Russian Perspective". URL: http://www.ras.ru (дата обращения: 29.11.2023).
14. Transport Research International Documentation (TRID). "Integrating Biodiversity Considerations into Transport Sector". URL: https://trid.trb.org (дата обращения: 30.11.2023).
15. ScienceDirect. "Journal of Environmental Management: Special Issue on Transportation and Environment". URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 13.12.2024).
References
1. UNEP is the United Nations Environment Programme. The first draft of the global biodiversity conservation strategy after 2020. URL: https://www.unep.org (date of application: 10.11.2023).
2. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). Biodiversity conservation and sustainability are interrelated. URL: https://www.fao.org (date of reference: 11/13/2023).
3. UNECE - United Nations Environmental Commission for Europe. Development of a biodiversity restoration policy. URL: https://unece.org (date of application: 11/15/2023).
4. United Nations Development Programme (UNDP). Landscape connectivity: the key to sustainable biodiversity conservation in the Western Tien Shan. URL: https://www.undp.org (date of publication: 11/16/2023).
5. CyberLeninka. Methodology of organization and monitoring of biodiversity in the zones of influence of hydroelectric power plants. URL: https://cyberleninka.ru (publication date: 11/19/2023).
6. World Wildlife Fund (WWF). The official website. URL: https://www.worldwildlife.org (date of reference: 11/20/2023).
7. IUCN - International Union for Conservation of Nature. URL: https://www.iucn.org (date of access: 11/21/2023).
8. Nature conservation. The official website. URL: https://www.nature.org (date of publication: 11/22/2023).
9. World Bank Group. "Sustainable transport development in the Asia-Pacific region: trends and opportunities". URL: https://www.worldbank.org (date of publication: 11/23/2023).
10. International Transport Forum. "Decarbonizing transport: creating the foundations for greener mobility." URL: https://www.itf-oecd.org (date of access: 11/24/2023).
11. United Nations Environment Programme. "A global environmental perspective: environment for development". URL: https://www.unep.org (date of publication: 11/25/2023).
12. European Environment Agency. "Transport and Environment reporting mechanism (TERM): The impact of transport on the environment and health." URL: https://www.eea.europa.eu (date of publication: 11/27/2023).
13. Russian Academy of Sciences. "Assessment of the impact of transport infrastructure on the environment: a Russian perspective". URL: http://www.ras.ru (date of publication: 11/29/2023).
14. International Transport Research Documentation (TRID). "Integrating biodiversity considerations into the transport sector." URL: https://trid.trb.org (publication date: 11/30/2023).
15. ScienceDirect. "Journal of Environmental Management: Special Issue on Transport and the Environment". URL: https://www.sciencedirect.com (date of publication: 13.12.2024).
Сведения об авторах
СИНГх ДАЛДжИТ - аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
SINGH DALJIT - PhD Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]