Татьяна ЦЫРЕНОВА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОНГОЛИИ
В статье рассматриваются экологические аспекты концепций национальной безопасности Российской Федерации и Монголии.
The ecological aspects of Russian and Mongolian national security conceptions are considered in the article.
Ключевые слова:
Россия, Монголия, национальная безопасность, экологические аспекты; Russia, Mongolia, national security, ecological aspects.
ЦЫРЕНОВА
Татьяна
Батомункуевна —
к.филол.н,
докторант
кафедры философии
Бурятского
государственного
университета;
доцент
tstаtiаnа 75@
inbox.ru
Проблема добрососедских отношений России и Монголии имеет свои давние традиции: отношения с Монголией всегда была важнейшей частью российского внешнеполитического курса. Этот курс Россия унаследовала от СССР. Тесное сотрудничество двух стран обусловлено многими факторами, в т.ч. историческими и географическими. Монголия, будучи ближайшим соседом России на ее восточных рубежах, всегда представляла для нее интерес как в экономической, так и в политической сферах.
Особую значимость представляли культурные связи двух стран, поскольку Монголия непосредственно граничит с Республикой Бурятия, которая связана с ней культурной, этнической и религиозной общностью. Эти факторы оказывают весьма благоприятное воздействие на развитие экономических, политических, торговых и культурных связей России и Монголии. При современных темпах промышленного производства и глобализации экономики все большую значимость приобретает сотрудничество в области охраны окружающей среды. Ведь на всем протяжении общих границ оба государства имеют общие природные ресурсы и общие интересы в эксплуатации этих ресурсов. При этом важнейшим фактором сотрудничества Монголии и России в области охраны окружающей среды является Байкал — участок мирового наследия, обладающий самым большим в мире запасом пресной воды. Важность сотрудничества России и Монголии в этой области диктуется тем, что проблема распределения и совместного использования водных ресурсов трансграничных рек затрагивает политические, экономические, социальные и экологические аспекты суверенных государств.
Известно, что главным притоком озера Байкал является река Селенга. Истоки этой реки расположены на территории Монголии. Начиная свой путь в Монголии от слияния рек Идэр и Мурэн, вбирая на своем пути воды многочисленных притоков, к устью она становится полноводной и приносит в Байкал половину всего притока пресной воды. Из общего объема стока воды р. Селенги 40—45% формируется на территории Монголии. Остальная часть объема воды приходится на территорию Бурятии. Площадь бассейна реки составляет 470 кв. км. На территории монгольской части Байкальского бассейна формируется водный сток, в среднем составляющий 14,0—15,0 куб. км/год (45—50% объема суммарного стока Селенги, поступающего в Байкал).
В бассейне трансграничной р. Селенги расположены крупные месторождения полезных ископаемых, горнорудные предприятия, промышленные объекты России и Монголии, железнодорожные и
автомобильные магистрали с выходом на Тихий океан и Китай. А это представляет большую угрозу экологической безопасности Селенги, которая напрямую связана с экологической безопасностью Байкала. Такое положение обусловливает необходимость тесного сотрудничества России и Монголии, направленного на обеспечение охраны экологии Байкала и его основного притока.
Поэтому в настоящее время сотрудничество России с Монголией в области охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества. Правовой основой такого сотрудничества являются политические документы обеих стран, отражающие основные положения безопасности, гарантирующие в т.ч. и экологическую безопасность.
В России одним из главных политических документов, отражающих безопасность страны, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая указом президента Российской Федерации в 2000 г. В ней сформулированы и представлены важнейшие направления государственной политики России, отмечены приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере, отмечены основные угрозы национальной безопасности России в различных областях. Особую значимость в современных условиях приобретает угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Особый раздел посвящен обеспечению национальной безопасности России с точки зрения необходимости коренного улучшения экологической ситуации в стране.
Ухудшение экологической ситуации в стране, истощение ее природных ресурсов, природные катаклизмы, вызванные неразумной деятельностью человека, представляют непосредственную угрозу экономическому развитию страны. С другой стороны, состояние экономики также имеет непосредственное влияние на экологическую ситуацию. Необходимость обеспечения экологической безопасности государства затрагивает сферу как его внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности. Для России, обладающей огромными природными богатствами, этот вопрос является особенно значимым. Поэтому в документе говорится о
защите личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Здесь подчеркивается, что угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов зависит от готовности общества осознать всю глобальность и важность этих проблем. Для России угроза ухудшения экологической ситуации особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или низкого уровня природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.
В этих условиях необходим жесткий государственный контроль и надзор. Недостаточная развитость правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности. Экологическая безопасность касается и военной сферы.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:
— рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
— предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
— предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий происшедших ранее радиационных аварий и катастроф;
— экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
— безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
— создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
В современных условиях — условиях глобализации и интеграции экономики —
обеспечение экологической безопасности России во многом зависит не только от ее собственной хозяйственной и внутриполитической деятельности, но и от хозяйственной деятельности соседних стран. Поэтому экологическая проблема приобретает международные масштабы. Россия должна обеспечивать свою экологическую безопасность в тесном сотрудничестве с соседними государствами. И здесь особую важность приобретает видение своей национальной безопасности соседними приграничными странами. Поэтому в контексте российско-монгольского сотрудничества большой интерес для нас представляет Концепция национальной безопасности Монголии1.
Монгольская Концепция национальной безопасности была принята в 1995 г. Она исходит из того, что жизненно важные национальные интересы Монголии состоят в существовании монгольского народа и его цивилизации, в независимости, суверенитете, территориальной целостности страны, нерушимости государственных границ, относительной экономической независимости, устойчивом экономическом развитии и национальном единстве. В структуре документа отражены все направления политики Монголии в области сохранения безопасности государства. Безопасность Монголии обеспечивается через безопасность социального устройства и государственной системы, права и свободы граждан, экономическую, научную, техническую и информационную безопасность, безопасность монгольской цивилизации, населения и его генофонда и, наконец, через экологическую безопасность, которая означает обеспечение условий для предотвращения негативных воздействий на среду обитания человека и экономику в результате экологических и климатических изменений, нерационального использования и недостаточной защиты природных ресурсов.
В Концепции национальной безопасности Монголии определяются внешние и внутренние факторы, которые могут неблагоприятно воздействовать на экологическую безопасность.
Из числа внешних факторов следует подчеркнуть проблему интенсификации опустынивания, изменений в уровне и рас-
1 Концепция национальной безопасности Монголии // The Mongolian Journal of International Affairs, Ulaanbaatar, 1995, № 2.
пределении выпадения осадков и возросшей частоты засух и буранов в результате глобальных климатических сдвигов. Из числа внутренних факторов — истощение растительности, высыхание рек и озер, осушение подземных вод и иссушение пастбищ. Среди приоритетных задач в области экологической безопасности следует выделить пункты, подчеркивающие роль государственной политики в области экологии, указывающие на необходимость взятия водных объектов под особый контроль государства, создания эффективной системы управления водными ресурсами, сохранения водных объектов, строительства резервуаров для сбора дождевых и снежных осадков и осуществления контроля за качеством и запасами чистой воды для питья и промышленного использования.
Сравнительный анализ двух Концепций показывает, что они имеют не только много общего, но и ряд специфических моментов. Главное, что объединяет оба документа, — это их направленность на сохранение мира, осуждение терроризма и агрессии, на сохранение добрососедских и дружественных отношений с сопредельными государствами и готовность к сотрудничеству во всех сферах, в т.ч. и экологической. Но если российский документ исходит из того, что Россия в мировой системе является великой державой, имеющей высокую значимость в мировых процессах в силу обладания ею значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом и уникальным стратегическим положением на евразийском континенте, то монгольская Концепция исходит из конкретной задачи обеспечения независимости, суверенитета и территориальной целостности страны.
В обеих Концепциях особо подчеркивается роль государства в обеспечении экологической безопасности стран. Роль государства должна проявляться, в первую очередь, через его правовую политику, через эффективную, конкретно нацеленную законодательную основу, исключающую волюнтаризм и произвол как со стороны представителей бизнеса, так и со стороны представителей государственной власти. Именно в таком подходе нуждается сегодня Байкал — уникальное творение природы, составляющее мировое наследие. И такой подход декларирован в Концепциях национальной безопасности России и Монголии.
Юбилей
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОМСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (РГТЭУ)
К 50-летию Омского института (филиала) РГТЭУ
К читателям журнала «Власть»
В 2010 году Российский государственный торгово-экономический университет (г. Москва) отметил свой 206-летний юбилей. В апреле 2011 года одному из его 26 филиалов, расположенному в городе Омске, исполняется 50 лет. Помимо профильных специальностей в области торговли, экономики, менеджмента, коммерции, РГТЭУ развивается как комплексный образовательный центр, в котором формируются направления социально-гуманитарного знания, осуществляется выпуск изданий по проблемам современного обществознания. По этой причине руководство нашего вуза благодарит редакцию журнала «Власть» за возможность публикации ряда статей омских ученых-специалистов.
Ректор РГТЭУ, профессор
С.Н. Бабурин