Научная статья на тему 'Экологическая цивилизация и ее построение посредством права в Китае'

Экологическая цивилизация и ее построение посредством права в Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1375
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ВЫХОД ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА / ВЗГЛЯДЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ КОНФУЦИАНСТВА / ДАОСИЗМА И МАРКСИЗМА / ОПЫТ КИТАЯ / ECOLOGICAL CIVILIZATION / WAY OUT OF THE GLOBAL ECOLOGICAL CRISIS / VIEWS ON THE ECOLOGICAL CIVILIZATION OF CONFUCIANISM / TAOISM AND MARXISM / EXPERIENCE OF CHINA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ма Синь

Многовековое бесконтрольное разбазаривание природных ресурсов привело к глобальному экологическому кризису, который человечеству предстоит преодолеть. Китай, как член мирового сообщества, преодолевает экологический кризис путем строительства экологической цивилизации. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы обосновать необходимость и возможность строительства экологической цивилизации в современных государствах. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: определение понятия экологической цивилизации, ее особенностей, исследование взглядов на экологическую цивилизацию, отраженных в конфуцианстве, даосизме и марксизме. Автором предложен путь построения экологической цивилизации и изложен опыт Китая в данной области. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы познания (системный анализ, обобщение, сравнение, синтез и исторический метод), так и методы, специфичные для правового исследования понятийно-правовой метод, государственно-правовое моделирование. По мнению автора, необходимо законодательное закрепление построения экологической цивилизации для определения ее правового статуса, повышения экологической осведомленности населения, изменения образа жизни и способа производства и экологизации законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CIVILIZATION AND ITS CREATION BY LAW IN CHINA

The centuries-old uncontrolled dissipation of natural resources has led to a global environmental crisis, humanity faces the task of overcoming it. China, as a member of the world community, is overcoming the ecological crisis by building an ecological civilization. The purpose of this study is to justify the necessity and possibility of building ecological civilization in modern States. To achieve these goals, the following tasks are set: the definition of the concept of “ecological civilization”, its features, the study of views on ecological civilization reflected in Chinese Confucianism, Taoism and Marxism. At the end of the article the way of construction of ecological civilization is offered and experience of China in this area is stated. The methodological basis of the research is the use of both general scientific methods of cognition (system analysis, generalization, comparison, synthesis, historical) and methods specific to legal research conceptual-legal, state-legal modeling. The conclusion is the necessary legislative consolidation of the construction of ecological civilization to determine its legal status, increase environmental awareness of the population, changes in lifestyle and mode of production and environmental legislation.

Текст научной работы на тему «Экологическая цивилизация и ее построение посредством права в Китае»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВА В КИТАЕ

МА Синь, аспирант Института государства и права Российской академии наук

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

E-mail: 387881735@qq.com

Многовековое бесконтрольное разбазаривание природных ресурсов привело к глобальному экологическому кризису, который человечеству предстоит преодолеть. Китай, как член мирового сообщества, преодолевает экологический кризис путем строительства экологической цивилизации.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы обосновать необходимость и возможность строительства экологической цивилизации в современных государствах. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: определение понятия экологической цивилизации, ее особенностей, исследование взглядов на экологическую цивилизацию, отраженных в конфуцианстве, даосизме и марксизме. Автором предложен путь построения экологической цивилизации и изложен опыт Китая в данной области.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы познания (системный анализ, обобщение, сравнение, синтез и исторический метод), так и методы, специфичные для правового исследования — понятийно-правовой метод, государственно-правовое моделирование.

По мнению автора, необходимо законодательное закрепление построения экологической цивилизации для определения ее правового статуса, повышения экологической осведомленности населения, изменения образа жизни и способа производства и экологизации законодательства.

Ключевые слова: экологическая цивилизация, выход из глобального экологического кризиса, взгляды на экологическую цивилизацию конфуцианства, даосизма и марксизма, опыт Китая.

ECOLOGICAL CIVILIZATION AND ITS CREATION BY LAW IN CHINA

Xin MA, postgraduate student at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

10, Znamenka st., Moscow, Russia, 119019

E-mail: 387881735@qq.com

The centuries-old uncontrolled dissipation of natural resources has led to a global environmental crisis, humanity faces the task of overcoming it. China, as a member of the world community, is overcoming the ecological crisis by building an ecological civilization.

The purpose of this study is to justify the necessity and possibility of building ecological civilization in modern States. To achieve these goals, the following tasks are set: the definition of the concept of "ecological civilization", its features, the study of views on ecological civilization reflected in Chinese Confucianism, Taoism and Marxism. At the end of the article the way of construction of ecological civilization is offered and experience of China in this area is stated.

The methodological basis of the research is the use of both general scientific methods of cognition (system analysis, generalization, comparison, synthesis, historical) and methods specific to legal research - conceptual-legal, state-legal modeling.

The conclusion is the necessary legislative consolidation of the construction of ecological civilization to determine its legal status, increase environmental awareness of the population, changes in lifestyle and mode of production and environmental legislation.

Keywords: ecological civilization, way out of the global ecological crisis, views on the ecological civilization of Confucianism, Taoism and Marxism, experience of China.

DOI: 10.12737/аг!2018.5.19

Экологическая цивилизация—новая форма цивилизации. С XVIII в. страны конкурируют друг с другом в сфере экономики, придер -живаясь принципа быстрого экономического и социального развития, которое ни перед чем не должно останавливаться. С 1986 г. потребление природных ресурсов стало превышать их доход. В 2009 г. природных ресурсов было использовано приблизительно на 40% больше, чем природа могла бы восстановить в этом году1. Многовековое бесконтрольное разбаза-

1 См.: Тетиор А. Чем опасен день «промаха» Земли? // Зеленый мир. 2010. № 9—12. С. 4.

ривание природных ресурсов привело к глобальному экологическому кризису, а именно к глобальному потеплению, парниковому эффекту, сдвигу климатических зон, возникновению озоновых дыр, разрушению озонового экрана, сокращению биологического разнообразия на планете, глобальному загрязнению окружающей среды, накоплению неутилизируемых радиоактивных отходов, водной и ветровой эрозии и сокращению площадей плодородных почв, урбанизации, истощению невозобновляемых минеральных ресурсов, энергетическому кризису, резкому росту чис -ла ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней, недостатку продуктов питания, перманентному

состоянию голода большей части населения планеты, истощению и загрязнению ресурсов Мирового океана. И это далеко не полный список экологических бедствий. В XXI в. в связи с глобализацией наблюдается все более тесная взаимосвязь экономики с изменением окружающей среды, экология все в боль -шей степени влияет на мировую экономику и международные отношения. Краткосрочная экономическая выгода за счет природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности людей, не только препятствует дальнейшему экономическому развитию, но и угрожает существованию человечества и продолжению человеческой цивилизации.

СМИ разных государств часто провозглашают лозунг: «Спасти Землю!». Академик Китайской академик наук Дин Чжунли сказал: «Земля не нуждается в человеческом спасении. Человечество должно спасти себя»2. Единственным способом спасения человечества и выходом из глобального экологического кризиса является отказ от старой модели развития экономики за счет природных ресурсов, реализация научной концепции развития и построение теории гармоничного развития человека и природы, пропаганда экологической цивилизации во всем мире, баланс экономических и экологических интересов, обеспечение устойчивого развития из поколения в поколение и построение современного экологически цивилизованного государства.

Цивилизация является признаком социального прогресса человечества. Это результат социального и культурного развития, всеобщее обобщение материальной, политической, культурной жизни, методов производства и соответствующих творческих моделей человечества. Человеческая цивилизация делится на этапы: первобытная цивилизация, когда человечество подчинено природе; сельскохозяйственная цивилизация, когда человечество начинает развитие и использование природы; промышленная цивилизация, когда человек становится захватчиком (грабителем) природы; экологическая цивилизация, когда человек и природа находятся в гармоничных взаимоотношениях. История человеческой цивилизации показывает, что сельскохозяйственная цивилизация — это желтая цивилизация, индустриальная цивилизация — черная, а экологическая цивилизация — это зеленая цивилизация.

Термин «экологическая цивилизация» предполагает, что при изменении объективного материального мира люди постоянно преодолевают негативные последствия, возникающие в данном процессе, активно улучшают и оптимизируют отношения между человеком и природой, между людьми. Она является совокупностью материальных, духовных и институциональных достижений в процессе создания упоря-

2 URL: https://v.qq.com/x/page/t0149maa8zg.html (дата об-

ращения: 23.03.2018).

доченного механизма экологического функционирования и благоприятной окружающей среды. Экологическая цивилизация отражает степень прогресса человечества в области налаживания отношений между человеком и природой и является неизбежной тенденцией развития человеческой цивилизации, основным символом и сущностью развития современной цивилизации. Уровень экологической цивилизации — важный показатель измерения уровня комплексного развития страны. Экологическая цивилизация имеет следующие особенности:

1) равенство. Человек и природа находятся в сложной экологической системе, люди и другие биологические виды равны, и для обеспечения стабильности и полно -ты экосистемы ни один вид не может отсутствовать;

2) диверсифицированное сосуществование. В экосистеме разные биологические виды сосуществуют и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь может поддерживать стабильность всей экосистемы и не приведет к вымиранию других видов из-за чрезмерного развития одного вида организма;

3) рециркуляция. Сформирована такая модель эко -номического развития, как «природные ресурсы — продукты потребления — регенерация природных ресурсов» для повторного использования природных ресурсов, обеспечения низкого уровня их разработки, высокоэффективного использования и низкого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, максимизации экономических, экологических и социальных выгод.

Построение экологически цивилизованного государства — необходимый выбор для человечества. История развития человеческой цивилизации показывает, что всякая передовая форма цивилизации — это развитие полезных и здоровых элементов и отказ от негативных элементов прежней цивилизации. Экологическая цивилизация — это новая форма цивилизации, предложенная человечеством после индустриализации. Она развивает полезные и здоровые элементы и отказывается от негативных элементов индустриальной цивилизации, однако экологическая цивилизация является не общим сочетанием различных элементов индустриальной цивилизации, а оптимизацией генов глобальной цивилизации в построении новой парадигмы. Экологическая цивилизация подчеркивает коэволюцию людей и среду обитания, выступает за устойчивое развитие, чтобы развитие и использование природы удовлетворяли потребности современных и будущих поколений. Необходимо установление уважительного и заботливого отношения к флоре и фауне для защиты биологического разнообразия, сведение к минимуму потребности в невозобновляемых природных ресурсах, сохранение несущей способности Земли, повышение экологической осведомленности людей, создание общества, в котором человек живет в гармонии с природой.

Взгляды на экологическую цивилизацию в конфуцианстве. Конфуцианство считает, что, хотя порядок Вселенной и порядок человеческого общества имеют свои особенности, они должны быть в гармонии. Конфуцианская концепция «единство Неба (природы) и человека» не только является воззрением на мораль, Вселенную, но и воззрением на экологию. Она требует, чтобы естественный экологический порядок и человеческий общественный порядок были гармоничными:

1) жизнь человека и жизнь всего сущего в мире объединены. Конфуцианская концепция «единство Неба (природы) и человека» подчеркивает, что человек и природа неотделимы, человек — это результат природы и неотъемлемая часть природы. Жизнь человека и жизнь всего сущего в мире объединены. «Человек» и «Небо» вместе составляют Вселенную как единое целое. Например, в книге «И чжуань» написано, что «эволюция неба и земли породила все сущее в мире и человеческое общество...»3. «Весь мир — одна семья, небо — отец, земля — мать, люди и все сущее в мире однородны, и люди объединены с природой и Вселенной. Человечество только одна из всех вещей природы и Вселенной»4.

В настоящее время, когда перед человечеством стоит задача преодоления глобального экологического кризиса, конфуцианская концепция «единство Неба (природы) и человека» особенно актуальна. Природа — это органическое целое, которое развивается в соответствии с его собственными объективными законами. Все сущее в мире равно, взаимосвязано. Только поддерживая эту координационную связь, все сущее в мире может быть симбиотическим и взаимовыгодным. Быстрое развитие современной индустриальной цивилизации вызвало дисбаланс между человеком и природой, угрожает выживанию и развитию человечества. Поэтому «единство Неба (природы) и человека» говорит нам, что только когда люди живут в гармонии с природой и развитие человеческого общества координируется с развитием природы, реализуется экологическая цивилизация в реальности;

2) человек и природа должны быть в гармоничных отношениях. По мнению Сюнь-цзы, разница между человеком и другими жизнями заключается в том, что люди имеют моральное сознание и моральную ответственность. Когда люди преследуют собственное развитие, они могут соблюсти интересы всей Поднебесной. В книге «Чжоу И» говорится: ответственность совершенномудрого человека заключается в том, чтобы следовать законам развития природы и принять меры, способствующие гармоничному развитию всех вещей в природе для защиты людей5;

3 См.: Ху Чжэн. Экологическая культура: культурная критика на стыке экологической практики и экологической рациональности: монография. Пекин, 2006. С. 162.

4 Там же. С. 175.

5 См.: Чжоу И: трактат (на кит. яз.).

3) человек должен подчиняться объективным законам. Конфуций, Мэн-цзы и Сюнь-цзы признавали объективную независимость природы и глубоко осо -знали, что существует неотъемлемая и неизбежная связь между всеми существами природы.

Конфуций считал, что «Небо» — это естественное существование с независимыми законами действия. Люди должны уважать законы природы. Во взаимосвязи между Небом и человечеством говорится, что человечество произрастает из Неба, Небо регулирует человечество, а человечество должно имитировать Небо, т. е. высшая мораль и принципы управления государством должны подчиняется объективным законам природы.

Мэн-цзы полагал, что все сущее имеет объективные и естественные законы, они действуют вне зависимости от воли людей, а люди могут понимать и использовать данные законы. Однако для использования и преобразования природы люди должны соблюдать законы природы6.

Сюнь-цзы сказал, что Небо не остановит наступле -ние зимы, хотя люди не любят холод. Земля не будет уменьшаться, хотя люди не любят далекую дорогу7;

4) рациональное использование природных ресурсов. Конфуцианство считает, что, используя все сущее, человечество должно соблюдать законы роста и развития всего сущего, выполнять аскетическое воздержание для рационального, умеренного и сберегающего использования всего сущего.

В книге «Лунь Юй» написано, что нельзя преграждать течение реки для рыбалки, нельзя разорять птичьи гнезда для ловли птиц8. Это отражает экологиче -ские воззрения конфуцианства: предотвращение исчезновения биологических видов, охрана среды для их размножения.

Мэн-цзы считал, что использование природных ресурсов должно осуществляться в назначенное время и использование должно быть умеренным. Если люди хотят есть бесконечную пищу, то они должны воз -делывать поле четыре сезона. Если они хотят бесконечно использовать лес, то они должны рубить лес в подходящее время9.

Сюнь-цзы полагал, что отношения между человеком и природой не только противоречивы, но и взаимозависимы. Люди не только происходят из природного мира, но и полагаются на природные ресурсы, поэтому должны соблюдать ряд правил поведения для запрещения уничтожения природы. Так, нельзя использовать инструменты и осуществлять деятельность, приводящие к уничтожению видов животных, нужно запрещать деятельность, противоречащую сезонным законам природы, для обеспечения устой-

6 См.: Мэн-цзы: Трактат (на кит. яз.).

7 См.: Сюнь-цзы. Суждение небесного дао (на кит. яз.).

8 См.: Конфуций. Беседы и суждения (на кит. яз.).

9 См.: Мэн-цзы. Лян Хуэй Ван (на кит. яз.).

чивого выживания организмов, например, в течение периода вегетации растений и деревьев запрещается врезаться в горы, в период размножения рыб запрещено ловить рыбу10. Цель этих мер состоит в том, чтобы защитить важные жизненные ресурсы человечества от недостатка и истощения и обеспечить долгосрочное использование природных ресурсов.

«Система мудрых государей» конфуцианства оказывает значительное влияние на жизнь китайской нации. Данная система рассматривает охрану окружаю -щей среды, защиту животных, экономию природных ресурсов как высокую нравственность мудрых государей. Конфуцианство считает, что бережливость — доброта, расточительство — зло11.

Конфуцианство хорошо балансирует отношения в области рационального использования природы для удовлетворения материальных потребностей и охраны природы. Данная идея имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Особенно в настоящее время мы должны учиться у конфуцианцев мудрости экологической цивилизации, ратовать за экономию против расточительства, реализовать научную концепцию развития.

Взгляды на экологическую цивилизацию в даосизме. Теория даосизма пропагандирует совершенствование нравственных качеств, самовоспитание, наличие широкой души, знание меры, нестремление быть первым, предлагает спокойный, безмятежный, экономный и умеренный в своих желаниях образ жизни.

«Тао» является основной концепцией даосизма и отправной точкой всех его идей. «Тао» — не конкретный физический объект, но он составляет внутреннюю основу для создания всех вещей в мире, и в процессе его беспрерывного развития и неостанавливающегося движения растет все сущее в мире. Даосская идеология включает все области, в том числе челове -ческие и экологические отношения. К ее представлениям об экологической цивилизации относится любовь к природе, уважение законов природы и жизни, защита экосистем. Это все актуально для настоящего времени.

Согласно учению даосизма о природе, человечество и природа являются единым целым, все сущее имеет право на существование, имеет свою ценность, человек как естественный организм равен с другим сущим, и исходя из этих предпосылок человек регулирует себя12. Вселенная — это живое органическое целое, все вещи взаимосвязаны и меняются. Люди, живущие в этой среде, должны сознательно соблюдать законы природы, уважать природу, по-доброму относиться к всему сущему. Даосизм считает, что все сущее в мире имеет свои независимые от воли человека законы функционирования. «Человек должен со-

10 См.: Сюнь-цзы. Суждение небесного дао (на кит. яз.).

11 См.: Цзо-чжуань (на кит. яз.).

12 См. гл. 25 трактата «Дао дэ цзин» (на кит. яз.).

блюдать законы земли, земля должна соблюдать законы неба, небо должно соблюдать законы дао, дао должно соблюдать законы природы»13. Если человек жестоко нарушает порядок естественного мира и отклоняется от законов природы, естественное состояние природы не может быть сохранено, все сущее по -теряет свою среду обитания, природа отомстит чело -вечеству, в итоге, несомненно, поставит под угрозу выживание и развитие человечества. Так что люди должны соблюдать законы природы и не должны вмешиваться в природу (важный принцип недеяния в даосизме)14.

С точки зрения даосизма, отношения между человеком и природой являются базовыми. Они предопределяют отношения между людьми. Природа — это истинный дом человеческого существования, человечество должно стать защитником природы, а не захватчиком. Как относиться к природе — это вопрос о нравственности. Если у человека нет уважения и добросовестности, то даже при наличии у него знаний он не сможет наладить отношения между людьми и природой. Человечество должно защищать целостность и порядок природы, чтобы человеческие ценности и достоинство могли быть реализованы в защите природы. Защита природы важна не только для выживания и развития человечества, но и для самосовершенствования и самореализации.

Лао-цзы считает, что выбор экономного или роскошного образа жизни не зависит от нехватки или из -бытка средств существования, это зависит от морали и нравственности человека и определяется размером материальных желаний человека. Выбор образа жиз -ни оказывает значительное влияние на существование человечества. Поэтому Лао-цзы выступал за то, чтобы люди ограничивали и уменьшали материальные желания и выбирали простой и экономный образ жизни15. Это не только важно для здоровья людей, но и очень важно для морального совершенствования. Он считал, что много материальных желаний нарушают природу, они бесполезны и вредны для че -ловеческой жизни и для изначальной сердечной природы человека.

Взгляды на экологическую цивилизацию в марксизме. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, природа существовала до появления человечества, и люди являются результатом развития природы на определенном историческом этапе. Природа является предпосылкой и основой существования и развития человека. Люди существуют в природе и развиваются вместе с природой. Поэтому люди не могут жить без природы и имеют фундаментальную зависимость от нее. Люди должны уважать природу и по-доброму относиться к ней.

13 См. гл. 25 трактата «Дао дэ цзин» (на кит. яз.).

14 См. гл. 55 трактата «Дао дэ цзин» (на кит. яз.).

15 См. гл. 67 трактата «Дао дэ цзин» (на кит. яз.).

Маркс считал, что человек в силу своей телесной организации есть часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, значит, природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы16. По словам Ф. Энгельса, мы всей «нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри нее»17.

Маркс сказал, что «сам труд — не только при нынешних его условиях, но и вообще постольку, поскольку его целью является лишь увеличение богатства, — оказывается вредным, пагубным»18. Человеческий труд не только удовлетворяет собственные потребности людей, но и вызывает изменения в природе. Так что люди должны не только сосредоточиться на накоплении богатства в производстве, но и предвидеть и регулировать долгосрочные природные и социальные влияния, оказываемые человеческим поведением.

Законодательное закрепление концепции экологической цивилизации. В настоящее время перед человечеством стоит задача преодоления глобального экологического кризиса, и единственным путем решения этой задачи является построение экологической цивилизации. Для строительства экологической цивилизации необходимо законодательное закрепление этой концепции в целях государственного принуждения к ее исполнению. После открытия XVI съезда КПК в Китае началось построение экологической цивилизации. Состояние строительства экологической цивилизации на законодательном уровне подразумевает:

1) закрепление концепции экологической цивилизации в Конституции Китая. Конституция является «яд-ром» правовой системы, основным законом государства, закрепление концепции «экологическая цивилизация» в Конституции способствует экологизации правовой системы и реализации права на благоприятную окружающую среду и защиту экологических интересов. На Первой сессии ВСНП XIX созыва, состоявшемся 13 марта 2018 г., были приняты поправки в Конституцию КНР. В новой Конституции КНР четко определен правовой статус экологической цивилизации: главными задачами государства являются «содействие скоординированному развитию материальной цивилизации, политической цивилизации, духовной цивилизации и экологической цивилизации»19;

2) разработку законодательства об экологическом образовании для повышения уровня экологической культуры и экологической осведомленности

16 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 92.

17 Там же. Т. 20. С. 496.

18 Там же. Т. 42. C. 55.

19 Конституция КНР (с изм. от 11 марта 2018 г.). URL: http://

search.chinalaw.gov.cn/law/searchTitleDetail?LawID=398154&

Query=%E5%AE%AA%E6%B3%95&IsExact= (дата обращения: 30.03.2018).

каждого члена общества, воспитания у людей уваже -ния к природе, идеи о единстве природы и человека, четкого понимания ценности природы. На протяжении более 40 лет (с 1973 г.) в Китае экологическому образованию уделяется значительное внимание, постепенно укрепляются положения об экологическом образовании в политических документах, правовых актах, планах действия и руководствах по действию, связанных с охраной окружающей среды. Проводится экологическое образование для воспитанников в детских садах, учащихся в начальных и средних школах, средних и высших профессиональных училищах, вузах, для работников государственных органов, предприятий и учреждений, а также для об-щественности20;

3) изменение способа производства посредством законодательства: реализацию экологизации производства социальных материалов на основе экологических технологий вместо способа промышленного производства с высоким потреблением природных ресурсов и высоким уровнем загрязнения, доминирование экологической промышленности в качестве ос -новного источника экономического роста, трансформацию традиционных отраслей промышленности с помощью экологических технологий и техники, формирование экологической промышленной системы.

В новой Конституции КНР введен термин «внедре -ние новых концепций развития», т. е. инновации, координации, экологичности, открытости и совместно -го развития. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил в докладе на XIX съезде КПК Китая: чтобы коренным образом решить экологические проблемы, необходимо внедрить новые концепции развития: инновацию, координацию, экологичность, открытость и совместное развитие, а также ускорить формирование ресурсосберегающих и экологически чистых пространственных и промышленных структур, способа производства и образа жизни для ограничения хозяйственной и иной деятельности в пределах экологической емкости. Это поспособствует изменению образа жизни и способа производства коренным образом21.

В Китае приняты специальные законы «О поощрении чистого производства», «О поощрении циркуляр -ной экономики» для изменения образа производства, экономического стимулирования использования экологически безопасных и природосберегающих техно-

20 Подробнее cм.: Ма Синь. Законодательство об экологическом образовании в Китае // Правовое регулирование сбалансированного развития территорий: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. «Экологическая политика: векторы сбалансированного развития» (14 декабря 2017 г.) и «Правовое обеспечение комплексного развития территорий» (15 марта 2018 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, Н. В. Ки-чигин, М. В. Пономарев. М., 2018. С. 82—85.

21 URL: http://www.xinhuanet.com/politics/19cpcnc/2017-10/ 22/c_1121837239.htm (дата обращения: 30.03.2018).

логий, техники и оборудования. Так, Законом КНР от 16 марта 2007 г. «О налогах на прибыль предприятия» предусмотрено, что сумма капиталовложений в специальное оборудование для охраны окружающей сре -ды, ресурсосбережения, безопасного производства может компенсировать суммы налогов на прибыль предприятия (ст. 34)22. Финансовые учреждения предоставляют приоритетную кредитную поддержку проектам, которые соответствуют требованиям об энергосбережении, водосбережении, сбережении земельных ресурсов, экономии и комплексном использовании природных ресурсов. Предприятия, повторно и комплексно использующие сточные воды, отходы, отбросное тепло в качестве основного сырья в процессе производства, имеют право на снижение или освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет23.

В новом Законе КНР от 24 апреля 2014 г. «Об охране окружающей среды»24 впервые закрепляется стимулирование построения экологической цивилизации как цель разработки. Эта обновленная идея гарантирует осуществление конституционного права каждого на существование в благоприятной (надежной, безопасной и комфортной) окружающей среде. На государство возлагается обязанность принимать социальные, технические меры для экономии и повторного использования природных ресурсов, охраны и улучшения окружающей среды, гармонизации человека и природы, соответствия социально-экономического развития охране окружающей среды (ст. 4). По сравнению с предыдущим законом, в котором было закреплено соответствие охраны окружающей среды социально-экономическому развитию, в новом Законе осуществляется трансформация этической основы, преобразование правовых ценностей, восстановление взаимосвязи прав и обязанностей в экологическом отношении;

4) изменение образа жизни посредством законодательства. По мнению М. М. Бринчука, «сокращению технологической нагрузки на природу и преодо -лению современного экологического кризиса мешает стимулируемый рынком и рекламой образ жизни потребительского общества, признавшего сверхпотребление материальных благ духовной ценностью, смыслом и целью жизни»25. «Без коренного измене-

22 URL: http://search.chinalaw.gov.cn/law/detailSearchOne? LawID=394840&Query=%E4%BC%81%E4%B8%9A%E6%89 %80%E5%BE%97%E7%A8%8E&IsExact= (дата обращения: 30.03.2018).

23 URL: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/n812171/ n812725/c1192467/content.html##1 (дата обращения: 30.03.2018).

24 URL: http://search.chinalaw.gov.cn/law/searchTitleDetail ?Lawro=332988&Query=%E7%8E%AF%E5%A2%83%E4% BF%9D%E6%8A%A4%E6%B3%95&IsExact= (дата обращения: 30.03.2018).

25 Бринчук М. М. Планирование как элемент эколого-пра-

вового механизма // Экологическое право. 2013. № 5. С. 13.

ния сложившегося ранее мировоззрения потребительского общества, без ограничения основанного на нем типа расширенного природопользования человечество не в состоянии остановить глобальную экологическую катастрофу»26. Необходимо изменить образ жизни потребительского общества, создать экономный образ жизни, который поощряет разумные потребности человечества и не причиняет вред природе, создать рациональную структуру социального потребления, сделать «зеленое» потребление новой целью и новой формой жизни, чтобы люди могли жить по-настоящему в соответствии с человеческой природой и общественной моралью.

Согласно ст. 36 «Экологические закупки и экологически чистое потребление» Закона КНР «Об охране окружающей среды» государство поощряет граждан, юридических лиц и другие организации, использующие экологически чистые или переработанные продукты. Государственные органы и другие бюджетные организации должны преимущественно закупать и использовать ресурсосберегающие продукты и оборудование;

5) правовое ограничение содержания рекламы для изменения образа жизни. Статья 9 Закона КНР от 27 октября 1994 г. «О рекламе»27 предусматривает, что в рекламе запрещается использование некоторых слов, в том числе слова «роскошество», реклама не может препятствовать охране окружающей среды, природных ресурсов и культурного наследия, иначе на нарушителя налагается штраф в размере от 200 тыс. до 1 млн юаней (ст. 57);

6) экологизацию законодательства: внедрение экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. В современном Китае Концепция экологической цивилизации является основой экологического законодательства. В Общие положения гражданского права КНР добавлен принцип «зеленое развитие» в качестве важного принципа осуществления гражданской сделки28, в гражданском, административном, уголовном праве Китая устанавливается экологическая ответственность за правонарушения. В Законе КНР «Об охране окружающей среды» разработан экологический правовой механизм: экологическое норми-

26 Новая газета. 2008. 29 мая; Неизбежное будущее — экологический социализм // Зеленый мир. 2009. № 11—12. С. 8.

27 URL: http://search.chinalaw.gov.cn/law/detailSearchOne? LawID=333134&Query=2017%E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4 %BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B% BD%E5%B9%BF%E5%91%8A%E6%B3%95&IsExact= (дата обращения: 30.03.2018)

28 URL: http://search.chinalaw.gov.cn/law/detailSearchOne?L awID=395414&Query=%E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4%BA %BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B%BD% E6%B0%91%E6%B3%95%E9%80%9A%E5%88%99&IsExact= (дата обращения: 30.03.2018).

рование, экологическое планирование, оценка воз- страхование, экологическое образование, система от-действия на окружающую среду, экологический мо- ветственности чиновников за достижение намечен-ниторинг, экологический контроль, экологическое ных показателей охраны окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бринчук М. М. Планирование как элемент эколого-правового механизма // Экологическое право. 2013. № 5.

Ма Синь. Законодательство об экологическом образовании в Китае // Правовое регулирование сбалансированного развития территорий: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. «Экологическая политика: векторы сбалансированного развития» (14 декабря 2017 г.) и «Правовое обеспечение комплексного развития территорий» (15 марта 2018 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, Н. В. Кичигин, М. В. Пономарев. М., 2018.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, 42.

Неизбежное будущее — экологический социализм // Зеленый мир. 2009. № 11—12.

Тетиор А. Чем опасен день «промаха» Земли? // Зеленый мир. 2010. № 9—12.

Ху Чжэн. Экологическая культура: культурная критика на стыке экологической практики и экологической рациональности: монография. Пекин, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.