Источниковедческие исследования
УДК 94:574
Б01: 10.28995/2073-6355-2018-4-9-16
В.И. Дурновцев
Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования
В предлагаемой статье представлен принципиально новый образовательный продукт в российском образовательном пространстве - магистерская программа «Экологическая история: источники, методы и исследовательские практики (Россия - Запад)», разработанная в РГГУ при поддержке Фонда В. Потанина. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту высшего образования по направлению подготовки 46.04.01. - История - и мотивирована бурным развитием одного из авторитетных направлений в мировой историографии и историческом образовании - Environmental history.
Ключевые слова: экологическая история (еnvironmental history), историография, информационные ресурсы, глобальная история, региональная история, междисциплинарность, историческое образование (уровень магистратуры).
Определения экологической истории не отличаются строгостью, а для ее проблематики характерно исключительное разнообразие. Экологическая история - это и история взаимодействия Человека и Природы во времени, и взаимоотношения между человеческой культурой и окружающей средой в прошлом, и «история взаимоотношений между человечеством и остальной природой»1. Экологическая история является одним из средств познания истории человечества. Многие явления в истории цивилизации, в том числе на современном этапе, обусловлены изменениями в окружающей среде.
© Дурновцев В.И., 2018
Впрочем, то, что природа сформировала всю человеческую историю, осознавалось едва ли не со времени возникновения исторических знаний, а затем и исторической науки. Предэкологичес-кая история - неотъемлемая и важная страница мировой историографии, не исключая российскую.
История людей неотделима от истории природы, от окружающей их среды. Британский и уэльский писатель и теоретик культуры Реймонд Уильямс однажды заметил: «Идея природы содержит, хотя часто незамеченное, экстраординарное количество человеческой истории». Но можно сказать и иначе: история человечества, являясь частью истории природы, и сегодня, и тысячи лет назад, зависит от окружающей среды; люди постоянно изменяют ее, нередко губительно для себя самих. С эпистемологической точки зрения это означает, что последовательно антропологически ориентированное научное историческое познание не может быть исчерпывающим и полноценным вне постоянного учета взаимодействия человека с природой.
Во второй половине минувшего века представления о роли при-родно-географического фактора в человеческой истории, исследовательские практики, раскрывающие разнообразные стороны взаимодействия цивилизации и природы во времени, оформились в особое научное направление.
Место рождения экологической истории - США. Историографическая традиция связывает возникновение экологической истории с мощным социальным экологическим движением в защиту окружающей среды, породившим феномен энвайрон-ментализма. Из США экоистория перекинулась в Западную Европу и быстро распространилась в мировом научно-образовательном пространстве.
Возникновение экологической истории обусловлено, с одной стороны, потребностями глобального исторического анализа, с другой - вызовами современной цивилизации, отчетливой тревогой человечества за состояние окружающей среды. Не последнюю роль играет региональная составляющая экологической истории.
Статус экологической истории как строгого академического научного направления постоянно уточняется. В современной исторической науке образ мировой истории формируется в сферах взаимодействия культур, масштабной экономики, политической и социальной истории и не в последнюю очередь истори-ко-экологического изучения. Глобальный исторический анализ, исключающий свободу исторического опыта от природных условий его приобретения, ведется на региональном, локальном уровнях, в различных хронологических и тематических пределах.
Проблематика экологической истории тесно связана с различными областями естественно-научного и гуманитарного знания, основывается на последовательном применении междисциплинарных методов в исторических исследованиях.
Современная экологическая история представлена многочисленными исследователями едва ли не во всех странах мира, десятками авторитетных научных центров и образовательных университетских программ, многими обществами и ассоциациями, среди которых выделяются Американское общество экологической истории (The American Society for Environmental History) и Европейское общество экологической истории (The European Sodety for Environmental History). Библиография трудов как фундаментальных, так и частных насчитывает многие сотни наименований2.
Экологические историки сходятся во мнении, что ведущими направлениями их научных изысканий являются, во-первых, собственно природа и происходящие в ней с течением времени изменения, в том числе в результате воздействия на нее цивилизации. Во-вторых, история эксплуатации природных ресурсов, роста населения, применения эффективных технологий, изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, история колониальных экспансий, экологических и человеческих последствий промышленных и технологических революций. В-четвертых, изучение представлений людей о природе и о том, как они влияют на процессы взаимодействия цивилизаций, в том числе в форме мифа, религии, науки.
Дж.Р. МакНилл пишет о трех разновидностях экологической истории - материальной, культурно-интеллектуальной и политической, преимущественно современной3.
Российская история и география открывают богатые возможности для развития экологической истории. Они успешно реализуются в новейших исследовательских практиках. Устойчив и разнообразен интерес к экологической истории России в зарубежной историографии. Постепенно входят в практику совместные исследования российских и зарубежных авторов. Определились и центры экологической истории России - Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Тверь, Казань, Елабуга, Саратов... Ввиду пограничного положения экологической истории между естественными, социальными и гуманитарными науками можно с уверенностью полагать, что по большому счету те или иные компоненты этого направления присутствуют во всех крупных научно-исследовательских и образовательных центрах России. В то же время известность экологической истории даже среди профессиональных исследователей не следует преувеличивать.
Новый образовательный проект РГГУ в сфере эколого-исто-рического образования отличается последовательным практико-ориентированным подходом к подготовке обучающихся. Учебный план основан на взвешенном сочетании фундаментального теоретического знания и практических навыков, диффузии исторических, а главное, гуманитарных, естественных и технических наук. Междисциплинарность - важнейшее свойство методов и методик экологической истории.
Более полувека назад известный английский физик и писатель Ч.П. Сноу выступил с докладом «Две культуры», вызвавшим неподдельный интерес в научном сообществе и во многом предопределившим развитие интеллектуальных контактов между представителями так называемой художественной интеллигенции, гуманитарных и социальных наук и учеными, работающими в сфере естественно-научного знания. Ученый с тревогой констатировал существующий и расширяющийся разрыв между художественной и научной интеллигенцией, представителями естественных и гуманитарных наук. Ч.П. Сноу призвал деятелей двух культур сделать шаги к взаимопониманию, изменить существующее, как ему казалось, тревожное положение вещей. «Столкновение двух дисциплин, двух систем, двух культур, двух галактик - если не бояться зайти так далеко! - не может не высечь творческой искры. Как видно из истории интеллектуального развития человечества, такие искры действительно всегда вспыхивали там, где разрывались привычные связи»4.
Напомним, что в годы «оттепели» в нашей стране прошли бурные дискуссии о месте и роли в прогрессе «физиков» и «лириков». Они отразились в знаменитых строчках Б.А. Слуцкого, напечатанных в 1959 г., тогда же, когда состоялось выступление Ч.П. Сноу: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Итогом споров советских интеллигентов был вывод о том, что одинаково нужны и физики, и лирики. Но, кажется, о конвергенции, взаимопроникновении двух направлений научно-познавательной деятельности тогда речь не шла.
Разработка магистерской программы по экологической истории осуществлялась в РГГУ на базе факультетов и научных центров Историко-архивного института (ввиду особой значимости информационных ресурсов экологической истории) с привлечением других вузовских структурных подразделений - Института экономики, управления и права (юридический факультет, экономический факультет, факультет управления), факультета истории искусств, отделения социокультурных исследований, Междуна-
родного учебно-научного центра русского языка. К разработке рабочих программ ряда дисциплин привлекались специалисты из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института истории естествознания и техники РАН, Института научной информации по общественным наукам РАН, Института российской истории РАН, Государственного университета по землеустройству.
В процессе разработки программы проводился тщательный учет аналогичных образовательных продуктов в зарубежных университетах.
Университетские центры экологической истории предлагают развернутые программы эколого-исторического образования. Среди них Йельский университет, Университет Канзаса, Университет штата Орегон, Джорджтаунский университет (США), Австралийский национальный университет, Ноттингемский университет, Кембриджский университет (Великобритания), Университет Уппсалы (Швеция), Сент-Эндрюсский университет (Шотландия). Одно из первых мест в мире по постановке исто-рико-экологического образования принадлежит Университету Висконсин-Мэдисон (США), где лидирующие позиции занимает выдающийся экологический историк Уильям Кронон.
Соответствие международному уровню подготовки магистрантов в области экологической истории позволит РГГУ осуществлять взаимодействие с передовыми научными, образовательными и культурными институциями за рубежом.
В этой связи необходимо отметить блестящие опыты преподавания экологической истории в российских регионах. Так, в Санкт-Петербургской школе социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Фонда В. Потанина реализуется международная магистерская программа на английском языке по прикладной и междисциплинарной истории «Актуальное прошлое» (International MA program in Applied and Interdisciplinary history "Usable Pasts") (руководитель - признанный авторитет в экологической истории России Ю.А. Лайус). Одна из дисциплин программы - экологическая и технологическая история.
В вузах Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ -Югра) курс экологической истории ведет проректор по научной работе СГПИ Е.И. Гололобов, изучающий корни экологических проблем на западе Сибири.
Актуальность подготовки магистров, свободно ориентирующихся как в гуманитарных (исторических), так и естественнонаучных и научно-технических проблемах взаимодействия человека, общества, природы и защиты окружающей среды, определяется их способностью по результатам освоения программы комплексно
изучать влияние на людей изменений в биологических и физических средах, осмысливать отражение природы в философии, искусстве, литературе, исследовать государственную политику по отношению к природе. Реализация проекта в других университетах полностью или частично возможна, с соответствующими коррективами, в таком широко распространенном направлении магистерской подготовки, как «Экология и природопользование».
Выпускники, освоившие программу магистратуры, готовятся к научно-исследовательской и экспертно-аналитической профессиональной деятельности. В соответствии с федеральным государственным стандартом 2015 г. по направлению подготовки 46.04.01 (уровень магистратуры) базовая часть магистерской программы определена университетом и включает теорию и практику управления в гуманитарной сфере, анализ междисциплинарных подходов в исторических исследованиях, актуальные проблемы современной исторической науки, теорию и практику коммуникаций в гуманитарной сфере. Указанные дисциплины создают условия для освоения учебных курсов, представляющих костяк собственно профессиональной подготовки экоисториков. Скажем, углубленные по сравнению с программой бакалавриата представления о государстве, праве, законности, правопорядке и правоприменении позволяют в дальнейшем сосредоточиться на изучении экологического права, экологической политики, истории государственных учреждений и общественных организаций России в сфере экологии и природоохранной деятельности, экологической безопасности и устойчивого развития. Овладение принципами междисциплинарных подходов в научных исследованиях закрепляется изучением методов и исследовательских практик в дисциплинах естественно-научного цикла: это концепция современного естествознания, история науки, техники и технологий, история климата, история воды, история леса, природные ресурсы и история природопользования, история почв и почвоведения.
Цифровая эпоха раскрывает богатые возможности работы с информационными ресурсами экологической истории. В учебный план магистерской программы включены такие учебные дисциплины, как исторические исследования в цифровую эпоху: информационные ресурсы, технологии и методы, интернет-ресурсы экологической истории, геоинформационные системы (ГИС) в историко-экологических исследованиях и в управлении природопользованием.
Культурно-исторические, историко-архивные, литературно-художественные аспекты экологической истории представлены в следующих дисциплинах: источники природного наследия
в Архивном фонде Российской Федерации, образы природы в литературе и изобразительном искусстве, музеи-усадьбы и музеи-заповедники России, история и теория культурного ландшафта.
Экологическая история, историческая география, культурная география - союзные области. Экоисторики, многие из которых, особенно на заре экологической истории, были - и остаются -в значительной мере историческими географами, в поиске перспектив развития научного направления, в разработке ее методов, источниковедческих методик, уточнении дисциплинарного статуса апеллируют к историографическим традициям и новациям исторической и культурной географии. Так что появление этой дисциплины в учебном плане вполне закономерно. Как и то, что именно в этом случае вопрос о границах дисциплинарности исторической географии и экологической истории перестает быть актуальным.
Наконец, две из дисциплин учебного плана выполняют интегральную роль в качественной подготовке обучающихся - источники и историография экологической истории, глобальная и региональная экологическая история. Важный региональный компонент учебного плана представлен учебным курсом по экологической истории Сибири.
Экологический историк в одном случае может удовлетвориться традиционными методами научно-исторического познания, но в других необходимым образом осваивает методы естественных и технических наук, правда, в несколько облегченной, но вполне достаточной версии. Экологическая история - это и собственно история, и основы естествознания, в первую очередь экология. Отсюда овладение, в допустимых объемах, методом датирования биологических остатков, предметов и материалов биологического происхождения путем радиоуглеродного анализа. Экоисторик должен ориентироваться в методах исследования экологической истории техники - совокупности экологических характеристик эволюции техносферы как единого социотехноприродного процесса взаимодействия человека, общества и природы. Свои особенности имеют методы прикладной экологии, структурированной на промышленную, транспортную, строительную, военную, сельскохозяйственную, биоресурсную, промысловую, медицинскую и др. В особую группу выделяются методы экологического, биологического мониторинга. Традиционные в историографии представления об историческом источнике как результате исключительно человеческой деятельности в экологической истории решительно пересматриваются, что влечет за собой поиск новых методологических и методических оснований изучения ее информационных ресурсов.
Основная сфера реализации профессиональной деятельности - работа в государственных (федеральных и региональных), общественных и частных учреждениях, связанных с решением задач охраны окружающей среды, памятников культурного и природного наследия, экологического туризма, экологическим образованием и воспитанием, просветительской работой в СМИ и профессиональных сообществах. Выпускники магистратуры могут быть востребованы в областях управления природопользованием и экологической политикой, в системе управления экологической безопасностью в Российской Федерации. Обладая компетенциями в сфере социально-гуманитарной экспертизы, они могут проводить анализ социальных экологических движений, участвовать в преодолении и разрешении возможных социальных конфликтов в этой сфере с учетом исторического опыта взаимодействия человека и природы во времени.
Выпускники магистратуры могут работать в государственных учреждениях, в том числе структурах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующих учреждениях в субъектах Российской Федерации, аналитических и консалтинговых центрах, органах муниципального управления, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, проектно-изыскательских структурах.
Исключительная популярность программ подготовки экологических историков в Европе и США и практическое отсутствие их в России позволяют утверждать, что магистры в области экологической истории могут успешно развивать соответствующие проекты как в российском образовательном пространстве, так и в странах СНГ. При этом следует иметь в виду пристальное внимание экоис-ториков Западной Европы и США к экологической истории России, которое в некоторых отношениях является интеллектуальным вызовом российской науке.
Примечания
1 Подробнее см.: Человек и природа: экологическая история / Под общ. ред. Д. Александрова, Ф.-Й. Брюггмайера, Ю. Лайус. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2008.
2 The Oxford handbook of environmental history / Ed. by A.C. Isenberg. N.Y., 2014.
3 Человек и природа: экологическая история. С. 24.
4 Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция. [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/SNOW/TWOCULT.HTM (дата обращения: 12.03.2017).