Научная статья на тему 'Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы'

Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3268
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУТЬ РАЗВИТИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECOLOGICAL DIPLOMACY / STAGES OF THE DEVELOPMENT / ACHIEVEMENTS AND CURRENT STATE / STATE INTEREST / INTERNATIONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Гуаньцзюнь

В статье освещаются этапы развития экологической дипломатии Китая, обобщаются ее достижения и обозначается современное состояние, приводится анализ проблем, существующих в экологической дипломатии на данный момент. В завершение приводятся рекомендации автора относительно экологической дипломатии Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China`s Ecological Diplomacy: History and Current Issues

The paper addresses the history and the stages of the development of China`s ecological diplomacy, its achievements are summarized and the current state is described. Recommendations concerning the ecological diplomacy of China are suggested.

Текст научной работы на тему «Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Ван Гуаньцзюнь

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье освещаются этапы развития экологической дипломатии Китая, обобщаются ее достижения и обозначается современное состояние, приводится анализ проблем, существующих в экологической дипломатии на данный момент. В завершение приводятся рекомендации автора относительно экологической дипломатии Китая.

Ключевые слова: экологическая дипломатия, путь развития, результаты и современное состояние, государственные интересы, международная ответственность.

Wang Guanjun

CHINA'S ECOLOGICAL DIPLOMACY: HISTORY AND CURRENT ISSUES

The paper addresses the history and the stages of the development of China's ecological diplomacy, its achievements are summarized and the current state is described. Recommendations concerning the ecological diplomacy of China are suggested.

Keywords: ecological diplomacy, stages of the development, achievements and current state, state interest, international responsibility.

Начиная с 1960 годов, экологическая обстановка во всем мире становится все более напряженной, обостряя вопрос о выживании всего человечества и влияя на международные отношения. Проблема экологии сама по себе носит международный характер, требует преодоления государственных границ и объединения стран, углубления сотрудничества между ними, совместных усилий по решению накопившихся проблем. На данный момент вопрос экологии уже стал приоритетным предметом обсуждения в большинстве стран, многие страны развернули разнообразные и широкие дипломатические мероприятия, связанные с экологией.

Термин «экологическая дипломатия» (environmental diplomacy) впервые появился в книге «Экологическая дипломатия: прошлое и будущее трансграничных экологических отношений США и Канады», выпущенной в 1983 году Мичиганским университетом (John Edward Carroll. Environmental Diplomacy: an examination and a prospective of Canadian — U. S. trans-boundary environmental relations. University of Michigan Press, 1983), после чего этот термин стал широко использоваться [5, с. 3-5]. Китайский исследователь Дин Цзиньгуан определяет экологическую дипломатию как совершенно новую область в системе международных отношений, в основе ко-

торой — международная охрана окружающей среды. Экологическая дипломатия — это различного рода деятельность, осуществляемая субъектами международных отношений посредством переговоров и других мирных способов для регулирования международных отношений по охране окружающей среды. Экологическая дипломатия является важным способом для государства продвигать свой курс экологической дипломатии, защищать свои экологические права и интересы, содействовать экономическому и экологическому развитию своего государства [5; 9, с. 3, 71].

Китайские специалисты обычно считают, что экологическая дипломатия Китая берет свое начало с участия страны в первой экологической конференции ООН в Стокгольме в 1972 году [1; 4; 7; 11]. На этой всемирной конференции проблема охраны окружающей среды впервые вышла на политическую арену, где велись совместные обсуждения путей решения международных экологических проблем. Там делегация из Китая провела множество мероприятий из области экологической дипломатии, заявив о своей позиции и принципах по вопросам охраны среды, провела обмен опытом природоохранной работы.

Участие делегации из Китая в этой международной конференции стало стартовой точкой государственной экологической дипломатии. Это мероприятие также сыграло очень важную роль стимулятора к упорядочиванию понимания экологических проблем и дипломатической работы в целом. Во-первых, в то время когда проходила эта конференция, идеологическое противостояние Китая с развитыми странами Запада еще не завершилось. В Стокгольме Китай начал взаимодействие с Западом по ряду вопросов, связанных с экологией. Такой подход позволил эффективно сгладить многие острые противоречия. По завершении конференции начался процесс развития отношений между Китаем и Западом. Кроме того, до всемирной конфе-

ренции в Китае недоставало понимания важности экологических проблем, природоохранная работа внутри страны находилась на самой начальной фазе. Участие в конференции дало Китаю понимание состояния экологической проблемы в мировом масштабе и позволило осознать серьезность проблем у себя [8, с. 12]. Все это сыграло крайне позитивную роль в формировании государственной природоохранной стратегии.

После конференции в Стокгольме Китай начал активно участвовать в международных делах, развивать двухстороннее и многостороннее сотрудничество по проблемам экологии. Китай поддерживал тесное сотрудничество с Программой ООН по окружающей среде. Кроме того, КНР сотрудничала с такими международными организациями, как ЮНЕСКО, Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк. В сентябре 1978 года в Китае был основан Государственный комитет планирования связей человека и биосферы, который отвечал за сотрудничество с ЮНЕСКО по проблемам человека и биосферы. В 1979 году Китай принял участие в работе Международного регистра потенциально токсичных химических веществ UNEP. В 1980 году вступил в Международный союз охраны природы и Природных ресурсов (МСОП). В 1981 году принял участие в проводимом в США Всемирном форуме по охране природы [1, с. 15].

В эти годы Китай вел активную работу в области экологической дипломатии, двухстороннее сотрудничество получило дальнейшее развитие. В 1980 году Китай и США подписали «Китайско-американский протокол об охране окружающей среды и техническом сотрудничестве», было проведено несколько официальных визитов и обменов, несколько двусторонних научнотехнических конференций. Две стороны обменивались мнениями и опытом по вопросам оценки состояния среды, экологической экономики, природоохранному за-

конодательству и проч. В 1980 году Китай и Япония подписали «Китайско-японское соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды», на этой основе был проведен ряд мероприятий по сотрудничеству в области охраны природы. В 1988 году был подписан «Китайско-голландский меморандум о сотрудничестве по охране окружающей среды». Китай завез из Дании много природоохранных технологий и оборудования. Помимо того, велось эффективное сотрудничество в области природоохранных технологий с Англией и Герма -нией [4, с. 11].

На этом этапе экологическая дипломатия Китая находилась на стадии становления, обладая лишь ее базовыми чертами, она не была еще зрелой и завершенной [12, с. 13]. Особенно до 1989 года Китай не придавал достаточного значения этой форме дипломатии. МИД принимало в этом крайне малое участие, за эту работу в основном отвечали Управление по охране окружающей среды, Государственное метеоуправление, министерства сельского и лесного хозяйства. В декабре 1990 года Госсо -вет КНР обнародовал «Решение о дальнейшем усилении природоохранной работы», в котором постановил, что Китай должен более активно участвовать в экологическом международном сотрудничестве. Документ также указал, что МИД и Управление по охране окружающей среды являются основными органами, ведущими эту работу, они обязаны координировать участие других органов в природоохранной работе. Только на том этапе была официально утверждена роль МИД как основного органа, развивающего экологическую дипломатию.

После 1990 года экологическая дипломатия Китая вступила в фазу быстрого развития. В 1991 году правительство провело в Пекине Конференцию глав министерств развивающихся стран по вопросам окружающей среды, в которой приняли участие министры из 41 развивающейся страны, 16

делегаций от международных организаций, 9 наблюдателей из развитых стран, которые совместно обсуждали охрану среды во всем мире и планы развития. Результатом этой встречи стала «Пекинская декларация» [1, с. 16]. Для дальнейшего укрепления международного сотрудничества в области экологии в апреле 1992 года был основан Комитет по международному сотрудничеству и экологии. В его состав вошли сорок известных специалистов из Китая и других стран и известные общественные деятели. Он должен был осуществлять правительству консультации.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие делегации из 178 стран, членов ООН. КНР направила делегацию для участия в этой конференции, во главе которой был премьер-министр Ли Пэн, он также выступил на саммите глав государств. Премьер-министр следующим образом обозначил позицию Китая относительно решения глобальных экологических проблем: 1) развитие экономики должно координироваться с работой по охране природы; 2) в силу исторических причин развитые страны должны нести большую ответственность за охрану окружающей среды в мировом масштабе; 3) международное сотрудничество в области экологии должно уважать суверенитет всех стран; 4) при решении международных экологических проблем необходимо принимать во внимание текущие интересы каждой страны и долгосрочные интересы всего мира [4, с. 11].

26 августа 2002 года, через десять лет после всемирной экологической конференции в Рио-де-Жанейро в Йоханнесбурге (ЮАР) прошёл Всемирный саммит по устойчивому развитию. Это было самое масштабное и высокое по рангу мероприятие, связанное с экологией, которое стало третьей крупной вехой в истории международной экологической дипломатии. Китайское правительство, придававшее ог-

ромное значение этому собранию, провело исследование всех документов и программ и тщательно подготовилось.

Достижения и состояние экологической дипломатии Китая на данном этапе

С 1972 года началось становление экологической дипломатии Китая, которое прошло путь развития длиной в 39 лет. За это время китайская дипломатия добилась немалых успехов.

Во-первых, Китай сыграл важную роль в процессе многостороннего сотрудничества, инициированного рамочными соглашениями под эгидой ООН. Правительство Китая принимало участие практически во всех важных международных встречах, в подписании многих декларативных документов, включая «Стокгольмскую декларацию по проблемам окружающей человека среды» (1972), «Найробийскую декларацию по проблемам окружающей среды» (1982), «Пекинскую декларацию» по результатам съезда глав правительств развивающихся стран (1991), «Рио-де-Жанейр-скую декларацию по окружающей среде и развитию» (1992), «Повестку дня 21 века» (1992), «Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию» и «Плану выполнения решений» (2002) и др. Всего Китаем было подписано более 50 международных соглашений, включавших почти все сферы международной экологической работы. Особенно важными стали «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» и его «Киотоский протокол». Кроме того, следует отметить «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой», «Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях», «Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР)»,

«Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием, о предотвращении опустынивания» и проч., условия которых страна тщательно выполняет.

Во-вторых, Китай укрепляет и продвигает экологическое сотрудничество со странами своего региона.

Китай находится в восточно-азиатском регионе, в котором в последние годы в связи с быстрым экономическим развитием неуклонно рос уровень промышленных выбросов. На данный момент этот регион

— один из наиболее загрязненных на планете, высокий уровень загрязнения влечет большое количество кислотных осадков, весьма серьезен уровень опустынивания земель, в северо-азиатском регионе серьезной проблемой являются песчаные бури. Многие страны региона расположены на океанском побережье, их связывают общие проблемы загрязнения морских вод, особенно в южных областях [5; 2, с. 199-200, с. 142].

В 1993 году Китай провел первую встречу по экологии стран северовосточной Азии с участием руководителей высшего звена России, Кореи, КНДР, Японии, Монголии. На встрече была выдвинута инициатива экологического сотрудничества стран региона (КЕАБРЕС), в качестве координационного органа должна была выступить Конференция руководителей стран Восточной Азии. На этой встрече главными были названы проблемы загрязнения атмосферы, управление состоянием экологической системы и координация совместных усилий. В ноябре 1994 года в Китае прошла вторая встреча этого объединения.

В 1992 году Китай провел первое совещание с участием России, Кореи, Японии и Монголии по экологическому сотрудничеству в регионе (КЕАС), было принято решение проводить такие встречи раз в год. В качестве основных форм работы были определены форумы и обмен отчетами о природоохранной работе, проделанной за год каждой из стран, проведение совместного обсуждения результатов. В течение десяти лет после становления нового объединения ее члены провели целый ряд переговоров и сотрудничали в таких областях, как контроль за песчаными бурями, охрана природных ресурсов на российско-монголь-

ской границе, кислотные дожди, загрязнение Тихого океана в северо-восточной зоне и т.д. Экологическая конференция стран Восточной Азии — это канал взаимодействия между министерствами по охране окружающей среды пяти государств. С 1996 по 2002 годы Китай проводил у себя 5-е и 11-е заседания конференции.

3 января 1999 года три государства Китай, Япония и Корея учредили координационный совет Экологической конференции глав министерств. После встречи было опубликовано «Совместное заявление глав министерств трех стран», с намерением проводить встречи министров трех стран по очереди в каждой из стран для решения общих экологических проблем и стимулирования устойчивого развития региона[5; 2, с. 201-203, с. 141-145].

Наконец, Китай активно развивает двустороннее сотрудничество по охране среды. На данный момент Китай подписал соглашения о двустороннем экологическом сотрудничестве или меморандумы о взаимопонимании с 42 странами, в числе которых США, Япония, Канада, Россия. С 11 странами были подписаны соглашения о сотрудничестве или меморандумы о безопасности в области ядерного сотрудничества. Были достигнуты значительные результаты по таким направлениям как природоохранное законодательство, предотвращение загрязнений, охрана многообразия видов, изменение климата, устойчивое производство и потребление, наращивание потенциала, показательные проекты, экологические технологии и природоохранная отрасль. Помимо того, Китай расширил экологическое сотрудничество на основе безвозмездной помощи с 13 странами — такими, как Япония, страны Евросоюза, Канада, а также международные организации [9].

Проблемы, существующие в экологической дипломатии Китая

Хотя достижения экологической дипломатии Китая значительны, но существует также немало проблем, которые серьезным

образом влияют на ее дальнейшее проведение. Эти проблемы состоят в следующем.

1. Серьезные внутренние экологические проблемы Китая создают большое давление на экологическую дипломатию.

Вследствие большого количества экологических проблем внутри Китая в мире сформировалась теория «китайской опасности», которая выдвигает идею о том, что экономическое развитие Китая создает большую опасность для состояния экологии во всем мире. По мере неуклонного изменения глобального климата международное сообщество начало говорить «о климатической угрозе Китая», полагая, что в климатических изменениях виноваты главным образом две страны — Китай и Индия. Сейчас многие развитые страны требуют от Китая выполнения многих тяжелых обязательств в области международного экологического сотрудничества, особенно применительно к изменениям климата [3, с. 56]. Китай как крупнейшее развивающееся государство и второе после США по количеству выбросов парниковых газов испытывает сильнейшее давление во время переговоров по проблемам климата. Теперь экологическая обстановка в чем-то начала меняться к лучшему, но в целом продолжается ее ухудшение, следствием этого стало множество вызовов, бросаемых китайской экологической дипломатии.

2. Экологической дипломатии Китая недостает единства и скоординированности.

Хотя экологическая дипломатия — это важная составная часть всей международной политики государства, однако уровень участия в ней МИДа невысок, в основном это — министерства охраны окружающей среды, лесного хозяйства, сельского хозяйства, здравоохранения в рамках своих служебных полномочий. Особенностью экологической дипломатии Китая является участие в этой работе множества министерств и ведомств, главным образом это наблюдалось на ранних этапах [10, с. 221-222]. В декабре 1990 года Госсовет КНР опублико-

вал «Решение об усилении природоохранной работы». Только в нем Министерство иностранных дел КНР официально определено как основная структура, ответственная за ведение экологической дипломатии. Вследствие недостаточного уровня специализации, для участия во всемирных экологических конференциях создавались временные группы и делегации. Так, для участия в переговорах по «Рамочной конвенции об изменении климата» была организована временная «рабочая группа по координации проблемы изменения климата», в которую вошли представители МИДа, Госкомитета по науке и технике, министерств сельского хозяйства, энергетики, транспорта, лесного хозяйства, метеоуправление, Управление по охране среды, Управление по морским ресурсам — всего более десяти организаций. Между этими управлениями и ведомствами не всегда была достаточная координация и согласованность, в результате чего экологическая дипломатия Китая выглядит хаотичной, без единой стратегической линии.

3. Модель приоритета экономического развития страны серьезно сдерживает развитие экологической дипломатии.

Китай постоянно заявляет о том, что экономическое развитие необходимо координировать с проблемами охраны среды, поскольку нельзя отдавать экологию в жертву развитию экономики. Но в действительности повсеместно имеет место обратное: повсюду приоритетом является экономика. В Китае есть опасение, что чрезмерное количество природоохранных мер повлияет на развитие экономики. Экологическая дипломатия является продолжением внутригосударственной политики и находится под влиянием имеющегося положения дел.

4. Серьезный недостаток исследований по проведению экологической дипломатии.

Экологическая дипломатия — это новая область международной деятельности, по всему миру ее история насчитывает всего

сорок лет. Проведение экологической дипломатии требует разработки научной теории с тем, чтобы меры по решению возникающих проблем были четко направленными и носили конкретный характер. Также необходимо исследовать новые проблемы и новые направления, которые возникают в процессе переговоров. Но на данный момент в Китае существует серьезная нехватка исследований по этой проблеме, а также связанных с нею теорий [10, с. 223]. Группа специалистов, занятых в этой области, невелика, мало и связанных с экологической дипломатией исследований и монографий, среди которых очень много дублирующих друг друга.

Китай — как страна с серьезными экологическими проблемами, как вторая в мире по уровню выброса парниковых газов — значительно влияет на состояние экологии во всем мире. Китаю необходимо и дальше активно развивать экологическую дипломатию и внутри своего региона, и в разных частях планеты. Это путь решения глобальных экологических проблем и внутренних проблем Китая.

В первую очередь, Китаю нужно разрешить свои внутренние экологические проблемы. Необходимо ликвидировать основания для «теории китайской опасности», чтобы создать хорошие условия для проведения своей экологической дипломатии [3, с. 76]. Решение внутренних экологических проблем станет важнейшим вкладом Китая в международное сотрудничество и залогом устойчивого развития страны. Китай

— это одна из стран с самыми серьезными экологическими проблемами в мире, их решение крайне важно для всего мира.

Китаю также необходимо урегулировать систему управления экологической дипломатией, а также работу участвующих в ней органов и министерств. Надо добиться четкого разделения полномочий, следовать указаниям единого центра, добиваться единства и скоординированности внешней политики. Китаю необходимо учредить

специальные исследовательские центры, которые занимались бы изучением и разработкой стратегии экологической дипломатии, нужна полная поддержка этой работы государством. Помимо того, исследовательские структуры сами должны активно общаться с другими государствами, с правительством, с неправительственными экологическими организациями, вести с ними диалог, собирать данные и совместно решать проблемы. С учетом национальной

специфики должны выдвигаться проекты и решения, обеспечивая для экологической дипломатии теоретическую и техническую поддержку.

Таким образом, Китай как крупная держава с серьезными экологическими проблемами должен активно проводить экологическую дипломатию. Потребность в решении мировых экологических проблем дает путь для улучшения внутренней экологической обстановки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Жуфэй. Экологические проблемы в мире и экологическая дипломатия Китая в 21 веке: Магистерская диссертация. Дипломатический институт Китая, 2004.

2. Ван Цянъцзюнъ. Международные экологические сотрудничества: анализ проблемы. Пекин: Изд-во экологических наук. 2007.

3. Го Сюцин. Задачи китайской экологической дипломатии в новом веке // Вестник Наньцзинского политического иститута. 2008. №4. С. 46-76.

4. Гоу Юехун. Исследование экологической дипломатии Китая в 21 веке: Магистерская диссертация. Цзинаньский университет, 2008.

5. Дин Цзинъгуан. Международная экологичекая дипломатия. Пекин: Изд-во социальных наук Китая, 2007.

6. Колпакова Т. В. Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: научный журнал. № 123. С. 68-74.

7. Ли Лин. Исследование экологической дипломатии Китая: Магистерская диссертация. Восточно-северный педагогический университет, 2005.

8. Лу Цзе. Охрана окружающей среды в Китае и китайская экологическая дипломатия // Население, ресурс и окружающая среда Китая. 2003. № 5. С. 11-15.

9. «Охрана окружающей среды в Китае 1996-2005». Белая книга, опубликована Пресс-канцелярией Госсовета КНР, 2006.

10. Хуан Цюанъшэн. Введение экологической дипломатии. Пекин: Изд-во экологических наук Китая, 2008.

11. Чжан Хайбин. Практика и действие экологической дипломатии Китая // Международная политика. 1998. № 3. С. 38-44.

12. Чжан Хайбинъ. Развитие экологической дипломатии Китая // Мировая экономика и политика. 1998. № 11. С. 12-15.

ЯЕЕЕКЕ^Е8

1. Уап ІШ^є]. Екоіо§ісЬе8кіе ргоЬіешу V шіге і еко1о§ісЬе8к^а &р1оша1:уа К^а V 21 уеке. Ма§І8Іег-skaja ^8еі1;асуа. Бір1оша1ісЬе8кі) ішйШ К^а, 2004.

2. Уап С]апС]ип'. Mezhdunarodnye eko1ogicheskie sotrudnichestva: апа^ ргоЬіешу. Рекіп: И^о )е-ko1ogicheskih паик, 2007.

3. Оо Біисіп. Zadachi кі^ко) eko1ogicheskoj dip1omatii V novom veke // \^пік Nan'czinskogo ро1і-ticheskogo istituta. 2008. №4. Б. 46-76.

4. Оои МгНип. Iss1edovanie eko1ogicheskoj dip1omatii К^а V 21 veke: Magisterskaja dissertacija. Czi-nan'skij universitet, 2008.

Модернизация и демократия: соотношение теории и практики

5. Din Czin'guan. Mezhdunarodnaja jekologichekaja diplomatija. Pekin: Izd-vo social'nyh nauk Kitaja,

2007.

6. Kolpakova T. V. Kitajskaja «ekologicheskaja diplomatija» i formirovanie mezhdunarodnogo meha-nizma ohrany okruzhajushchej sredy // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. № 123. S. 68-74.

7. Li Lin. Issledovanie jekologicheskoj diplomatii Kitaja: Magisterskaja dissertatsija. Vostochno-severnyj pedagogicheskij universitet, 2005.

8. Lu Cze. Ohrana okruzhajushchej sredy v Kitae i kitajskaja ekologicheskaja diplomatija // Naselenie, resurs i okruzhajushchaja sreda Kitaja, 2003. № 5. S. 11-15.

9. «Ohrana okruzhajutsej sredy v Kitae 1996-2005». Belaja kniga, opublikovana Press-kanceljariej Goss-oveta KNR, 2006.

10. Huan Cjuan'shjen. Vvedenie ekologicheskoj diplomatii. Pekin: Izd-vo ekologicheskih nauk Kitaja,

2008.

11. Chzhan Hajbin. Praktika i dejstvie ekologicheskoj diplomatii Kitaja // Mezhdunarodnaja politika. 1998. № 3. S. 38-44.

12. Chzhan Hajbin'. Razvitie ekologicheskoj diplomatii Kitaja// Mirovaja jekonomika i politika. 1998. №11. S. 12-15.

Г. Л. Гуринский

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ:

СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В статье раскрываются различные подходы к оценке взаимосвязи между социально-экономическим развитием и политической демократией. Дается анализ теоретической аргументации и эмпирическим свидетельствам, касающимся теории модернизации.

В отличие от исследований, в которых доминирует подход с позиций элит, в данной статье основное внимание уделено структурным и социетальным условиям, способствующим демократии, особенно в социально-экономической сфере.

Ключевые слова: модернизация, социально-экономическое развитие, демократия, политический режим, неравенство, средний класс.

G. Gurinsky

MODERNIZATION AND DEMOCRACY: THEORIES AND EVIDENCE

The article analyses different approaches to the relation between socio-economic development and political democracy. It reviews theoretical arguments and empirical evidence concerning modernization theory. Contrary to elite-oriented (sometimes called agency) approaches to the study of democratization this article is concerned with the structural and societal conditions conducive to democracy, especially in the socio-economic domain.

Keywords: modernization, socio-economic development, democracy, political regime, inequality, middle class.

Одним из наиболее важных вопросов в меньше шансов у бедных стран установить

современной политической науке является или сохранить у себя демократический по-

вопрос о взаимосвязи между социально- литический режим, чем у богатых.

экономическим развитием и политической Первым исследователем, раскрывшим демократией. Иначе говоря, насколько теоретическую связь между уровнем раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.