Научная статья на тему 'Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек - общество - природа»'

Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек - общество - природа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1918
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL CRISIS / PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATION / STRUCTURES / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. Г.

Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек общество природа» рассматривается с точки зрения социально-философского аспекта. Основным ориентиром этой деятельности является развитие социокультурных мотивов экологически целесообразного, нравственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL ACTIVITY AS A FOND OF THE HARMONIC RELATIONS IN THE SYSTEM "MAN - SOCIETY - NATURE"

The article shows how philosophy can be helpful in the solution of ecological problems of different branches. A social philosophic analysis of ecological education has been carried out.

Текст научной работы на тему «Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек - общество - природа»»

УДК 1:17.02:37.017.92.033.034

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА»

© О. Г. Афанасьева

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Тел. +7 (347) 272 56 94.

E-mail: [email protected]

Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек — общество — природа» рассматривается с точки зрения социально-философского аспекта. Основным ориентиром этой деятельности является развитие социокультурных мотивов экологически целесообразного, нравственного поведения.

Ключевые слова: коэволюционная парадигма, экологическая деятельность, экологическое воспитание и образование.

Актуальность исследования обусловлена кризисной ситуацией современного общества, характеризующейся противоречием во взаимоотношении человека с природой. «Современный научно-технический прогресс придает преобразовательной деятельности человека масштабы, сопоставимые с действиями геологических факторов. Человечество далеко зашло в своем разрушительном воздействии на природу, что сделало экологический кризис неминуемым. Так как природа не в силах самостоятельно нейтрализовать вредные последствия антропогенного воздействия, то человечество должно взять на себя ответственность за сохранение окружающей среды в жизнепригодном состоянии. Для этого необходимо выработать новую цивилизационную парадигму, базирующуюся на экологической деятельности как фактора формирования гармоничного отношения с природой» [1].

Гармонизация отношений с природой представляет собой сложную задачу, решение которой затрагивает все стороны общественной жизни, ибо речь идет об изменении самого типа взаимодействия общества и природы.

Экологическая деятельность включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизации общественного производства и всей социальной деятельности [2]. Далее Е. В. Никонорова выделяет основной принцип приобщения человека к экологическим знаниям. Это принцип единства познавательной и практической деятельности. Во-первых, практическая деятельность является главным и единственным источником сведений о природной среде. Во-вторых, данная деятельность служит основой актуализации у ее участников уже имеющихся экологических знаний, полученных в учебном заведении, почерпнутых из научно-популярной литературы. В-третьих, экодеятельность, в ходе которой неизбежно возникают новые вопросы, вызывает у людей потребность в приобретении и использовании новых знаний.

Таким образом, можно сказать, что экологическая деятельность рассматривается в узком смысле как природоохранная деятельность и готовность человека участвовать в ней, используя те знания и умения, которые он почерпнул из своего прошлого опыта

(средства массовой информации, научная литература и т. п.).

Но мы попытаемся придать экологической деятельности более глубокое значение и рассмотреть ее с философской точки зрения.

Под экологической деятельностью (экодеятельность) подразумевается потребность человека в преобразовании, развитии как самого себя с точки зрения нравственности, духовности, так и своего поведения, характеризующегося гармоничным отношением к природе и обществу. В узком смысле под экологической деятельностью мы понимаем систему учебной деятельности, которая направлена не только на усвоение знаний и умений учащихся, но и на развитие положительных социокультурных мотивов экологически целесообразного, нравственного поведения. Поэтому экологическая деятельность занимает существенное место в системе экологического воспитания и образования. В этом смысле экологическое воспитание носит деятельностный характер.

Человек в процессе своей экологической деятельности не только приспосабливается к природной среде, но и приспосабливает природу, преобразует ее в связи со своими потребностями. В конечном итоге человек создает особую среду - искусственно созданный им мир экологической культуры. В процессе экологической деятельности человек заменяет природные связи на социокультурные, делая их объектом воздействия. С точки зрения социально-философского аспекта это означает, что человек становится субъектом и объектом экологической деятельности.

Понимание экологической деятельности человека как субъектно-объектного отношения ставит вопрос о ценностях. Ценностями выступают экологические потребности человека в оптимально здоровой экологической среде. Для этого необходимо соотнести эти потребности с возможностями и законами биосферы. Также ценностями человека являются такие элементы, как знания, умения, оценка явлений, событий, которые в совокупности с потребностями создают необходимый механизм для порождения экологической деятельности.

Для осуществления экологической деятельности нужны определенные условия (экономические, политические, научные и другие). Субъект использует для воздействия на объект определенные средства экологической деятельности, помогающие субъекту изме-

нить объект этой деятельности. И, наконец, в процессе экологической деятельности появляется результат, который выражает цель субъекта, преобразованный в ходе данной деятельности природный объект. Примером крупномасштабного международного сотрудничества для достижения этой цели можно считать разработку Киотского протокола о регуляции вредных выбросов в атмосферу в масштабах всей планеты.

Совокупность перечисленных компонентов составляет систему экодеятельности, которая представляет собой структуру, организацию экологической деятельности.

Идеи современных ученых о системе взаимоотношений человека с природой, в том числе воздействие человеческой деятельности на природу, являются продолжением идей как эпохи античности, так и гуманистических идей русского космизма. Можно обратиться к философскому наследию В. С. Соловьева, который одним из первых заметил, что «возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормативным и окончательным, - продолжает В. С. Соловьев, - следует разумным признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения» [3].

Эти идеи очень актуальны сегодня, когда человечество стоит на пороге качественных перемен в различных сферах своего существования, связанных с новым мышлением, научно-технической революцией, объективным процессом изменения национальных, региональных и социальных рамок, классовых стереотипов, ценностных ориентаций. И, естественно, эти изменения не могут не затронуть и такую экзистенциальную область, как отношение в целостной системе «человек - общество - природа». Н. А. Бердяев писал: «Все социальные перемены в судьбе человека связаны с новыми отношениями человека к природе» [4].

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса большое внимание уделяется вопросу воздействия человеческой деятельности на природу. Научная позиция марксизма по этому вопросу такова: «Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе...» [5]. Отсюда следует, что поскольку производственные отношения между людьми изменяются закономерно, качественно отличаясь друг от друга в рамках различных общественных формаций, то столь же закономерные изменения должны происходить и в отношениях общества к природе.

По мнению Н. Н. Моисеева, «человечество уже столь далеко зашло в своем разрушительном воздействии на биосферу, что сделало экологический кризис неминуемым. Избежать его оно не в состоянии, но в его силах этот кризис смягчить» [6]. Со времени неолитической революции человечество стремилось покорять природу, подчинять ее себе. Сегодня необ-

ходимо переосмыслить эту позицию. Для этого нужно выработать новую цивилизационную парадигму, определяющую принципы допустимой активности человека по отношению к природе и соответствующие ей нравственные нормы. Решение этой задачи Ф. С. Файзуллин и другие авторы работы «Введение в курс философии» видят, «во-первых, в изменении отношения общества к природе на основе формирования технологического способа экологизированного производства, при котором деятельность человека по преобразованию природных веществ происходит под его контролем и управлением с помощью природных процессов и механизмов; а во-вторых, в повышении уровня экологической культуры, экологического сознания и поведения масс. Это значит, что экологическое образование и воспитание должны занять одно из главных мест в подготовке каждого к жизни и труду» [7].

Гармонизация отношений с природой представляет собой сложнейшую задачу, решение которой затрагивает все стороны общественной жизни, ибо речь идет об изменении самого типа взаимодействия общества и природы. Последняя уже не может рассматриваться просто как внешний источник ресурсов и предмет активной преобразовательной деятельности человека. Общество и природа образуют единую систему, и ответственность за условия, необходимые для «поддержания биосферы в состоянии, обеспечивающем развитие общества», человек должен взять на себя.

Рассматривая систему «человек - общество -природа» большинство ученых склоняется к мысли, что основу цивилизации составляют специфические отношения человека к природе. В этом отношении интересно высказывание Ф. И. Гиренока «Среди того, что люди наследуют в рамках цивилизации, можно выделить профессии и специальности, то есть рабочие силы человека. Вместе с ними наследуется и вторая природа, то есть исходная среда обитания. Взаимодействуя в этой среде, отношения между людьми и естественной природой получили название экологических. Экологические отношения составляют основу цивилизации, и осознание их означает одновременно и осознание специфики цивилизации» [8].

Дисгармония отношений между человеком и природой, отчасти вызванная привычкой потреблять все больше и больше природных ресурсов, сегодня проявилась в серии кризисов, каждый из которых отличается все более разрушительным столкновением цивилизации и природы.

Ведущая роль в осознании происходящих глобальных изменений и их последствий, а также в переходе общества к стратегии устойчивого развития, по мнению ученых, принадлежит экологическому воспитанию, образованию и экологической деятельности. Результаты экспериментальной работы показали результативность осуществления экологической деятельности как условия перехода общества к устойчивому развитию.

Одним из эффективных способов изучения современного состояния экологической деятельности в школе является анкетирование учащихся. Данная возрастная категория, молодежь в возрасте 15-18 лет, является активной частью общества, ориентирован-

ной на участие в экодеятельности. Но для этой возрастной категории характерно переплетение противоречивых тенденций в личностном развитии.

С одной стороны это целый ряд негативных проявлений:

♦ снижение уровня познавательного интереса к миру природы;

♦ прагматическое отношение к природе;

♦ рост количества экологических нарушений и нигилизма.

С другой стороны этот возраст отличается множеством положительных особенностей:

♦ стремление к постижению глубинных причин изучаемых явлений;

♦ потребность в активном восприятии социального и природного окружения;

♦ стремление быть участником значимого события;

♦ возрастание самостоятельности в принятии решений.

С помощью анкетирования были изучены такие параметры отношения к природе как:

♦ осознанность важности решения экологических проблем;

♦ эмоциональная отзывчивость на природу и природные явления;

♦ осознание своей роли в решении экологических проблем;

♦ готовность к практической деятельности по охране природы, интерес к природоохранной деятельности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

♦ анализ ответов показал достаточно высокую сте-

пень осознания молодежью практического участия в решении экологических проблем. Выразили свою уверенность в этом 80% учащихся. Как отмечает В. В. Черноголовый в своей статье «Современные экологические проблемы и ноосфер-ное сознание», «особенность экологического

осознания отражается в формировании алгоритмов экологической деятельности, которые оформляются в системы принятых обществом способов хозяйствования, а также навыки, умения личной экологической деятельности» [9].

♦ исследование показало, что многих школьников беспокоят экологические проблемы (более половина процентов опрошенных, 73% юношей и 75% девушек), и все они являются социально активными при решении проблем (8 из 10 респондентов считает, что решение этих проблем касается их). Отсюда следует, что преподавателям необходимо вовлекать учащихся в процесс решения конкретных проблем, посредством внеклассной воспитательной работы. При определении содержания данной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решают область, район, связь с программным материалом по предмету и межпредметные связи. Это будет способствовать формированию нравственных основ, развитию практических видов экологической деятельности, в которых подростки могли бы непосредственно контактировать с природой и принимать участие

в защите окружающей среды. Важно, чтобы наряду с традиционной системой обучения и контроля в школах, преобладал системно-

деятельностный подход, при реализации которого «в обучении произойдет развитие всех элементов учебной деятельности (мотивов, содержания, способов деятельности и рефлексии). Поскольку, по мнению Б. Х. Юнусбаева, «традиционная система контроля становится тормозящим фактором реализации задач обновления и развития системы образования, и в первую очередь его экологизации в целях формирования полноценной личности с высокой экологической культурой» [10].

♦ более половины опрошенных школьников (65% юноши и 87% девушек) оценивают свою деятельность по отношению к окружающей среде «положительно» и «скорее положительно». Значимыми оказались половые различия в этой оценке, поскольку девушкам присуще природная аккуратность и организованность. 90% школьников, принявших участие в опросе, считают, что в процессе обучения должны участвовать в практическом решении проблем. Таким образом, выявлена высокая степень потребности молодежи в практическом участии при решении экологических проблем.

♦ более половины опрошенных (68% юношей и 74% девушек) считают, что обладают достаточными знаниями и умениями, позволяющими улучшать состояние окружающей среды. Подавляющее большинство (82%) считает, что образование, полученное в школе, поможет им принять в этом участие.

Таким образом, полученные данные указывают на ряд недостатков, которые необходимо устранить: во-первых, существует несоответствие между объективной потребностью общества в формировании молодого поколения, способного продуктивно осуществлять природосберегающую деятельность и недостаточной научно-практической разработанностью проблемы; во-вторых, необходимо совершенствовать методическую работу преподавателей в области экологического воспитания с целью активизации экологической деятельности и формирования у молодежи основных экологически значимых индивидуальных и личностных качеств, а также экологической ответственности в целом; в-третьих, пересмотр структуры построения процесса экологического воспитания, перераспределение теоретической и практической составляющей в пользу последней, что будет способствовать развитию мотивации экологической деятельности.

Стимулируя экологическое образование, практическая деятельность является своеобразным трансформатором в процессе выработки убеждений - в главном направлении воспитания сознательного, ответственного отношения к природе, то есть высокого экологического сознания. Во-первых, эта деятельность питает ее участников непосредственными знаниями о природной среде, формирующими убеждениями. Во-вторых, социально-экологический опыт, приобретаемый людьми в ходе практической деятельности, дает возможность соотнести с реальностью, продумать и прочувствовать те знания, которые

получены из теоретических источников, и тем самым способствует превращению этих знаний в убеждения. В-третьих, практическая деятельность в экосфере, как и в других сферах, выступает критерием, проверочным средством уровня сознания, поскольку о человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.

Таким образом, исходя из актуальности экологических проблем и их социальной значимости, можно выделить следующие пути их решения: во-первых, оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из возможностей науки, техники, культуры, а именно для преодоления существующих экологических проблем необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин глобальной экологии, разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т. п.), а также производства и управления. Во-вторых, в формировании новой познавательной коэволюционной парадигмы. В ходе ее формирования происходит соединение когнитивных и ценностных начал человеческой деятельности, утверждение нового понимания человека в единстве его социальной и биологической сторон. Усиление понимания нового места человека в системе общества и природы. В-третьих, более четко определить возможности экологической деятельности в природе и обществе и границы этих возможностей. Основным ориентиром в этой деятельности становится соответствие объективным природным законам и закономерностям.

Выводы

Стремительное развитие человечества по пути научно-технического прогресса изменило характер взаимоотношений общества и природы. Деятельность человека постепенно становилась соразмерной проявлению природных стихийных бедствий. Цели этой деятельности были прагматическими, не ориентировались на достижение гармонии с природой. В этой ситуации стала осознаваться необходимость создания целостной концепции взаимодействия общества и природы, опирающейся на экологическую деятельность, подразумевающую построение деятельности на основе двух взаимосвязанных систем - природы и общества - таким образом, гармонизировав эти отношения. Единство общества и природы при этом должно быть достигнуто на основе преобладания нравственного, духовного человека. Для этого необходима последовательная и целенаправленная работа по обоснованию ведущих законов и принципов взаимодействия общества и природы, осознанию человечеством своего нового места в современном процессе этого взаимодействия. Для этого должны быть продуманы и реализованы новые подходы и принципы организации научного знания и деятельности, сфор-

мированы новое сознание и стиль мышления современного человека, дающие ему возможность подняться до осмысления глобальных проблем и их научного разрешения с позиций гуманизма. Более четко определяются возможности преобразующей (экологической) деятельности в природе и в обществе. Основным ориентиром в этой деятельности становится соответствие объективным природным законам и закономерностям. К этой деятельности предъявляются два основных требования.

Первое требование - верная ориентация всех видов и форм деятельности, то есть ее направленность на решение назревших и перспективных задач в области взаимоотношений общества и природы, ее соответствие кардинальной цели экологической политики - гармонизации этих взаимоотношений. И деятельность по «покорению природы», природоразрушительные действия несовместимы с экологической культурой, так как антиэкологичны по своему существу.

На современном этапе направление экологической ориентации определяется совершенствованием системы управления охраной окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов; созданием экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств страны; широким внедрением достижений научно-технического прогресса как важного направления улучшения природопользования; повышением эффективности международного сотрудничества России в области экологии; коренным улучшением экологического образования и воспитания населения.

Второе требование - расширение и активизация экологической, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности населения. Участие в решении проблем окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цивилизация, культура, личность / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -224 с.

2. Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. -271 с.

3. Соловьев В. С. Собрание сочинений: В 10 т. М., СПб., 19011907. Т. 6. С. 44, С. 53.

4. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 68.

5. К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., Т. 6. С. 441.

6. Моисеев Н. Н. // Свободная мысль. 1996. № 1. С. 80.

7. Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад.

АЕН РФ и АН РБ Файзуллина Ф. С. Уфа: УГАТУ, 1997. С.

94-95.

8. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. -180 с.

9. Черноголовый В. В. Современные экологические проблемы и ноосферное сознание // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 1. С. 138-141.

10. Юнусбаев Б. Х. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании: педагогическая диагностика и мониторинг качества обучения: Материалы республиканской научнопрактической конференции. Уфа: БИРО, 2004. С. 11.

Поступила в редакцию 09.04.2007 г. После доработки —12.05.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.