ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ
СОКОЛОВ В.В.,
аспирант,
Донской государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
Показана важность экологического аспекта в обеспечении экономической безопасности старопромышленных городов. Установлена неблагоприятная экологическая ситуация в городе Новочеркасске, описаны техногенные влияния на городскую экосистему и состояние здоровья населения. Предложены меры, направленные на улучшение состояния окружающей природной среды и снижение экологических угроз экономической безопасности города.
Ключевые слова: экономическая безопасность; старопромышленные города; экологосбалансированная экономическая политика; экологические угрозы.
The importance of ecological aspect in maintenance is shown economic safety of old industrial cities. Unsuccessful ecological conditions in Novocherkassk, described technogenic loading on city ecosystem and a state of health of the population is established. The measures directed on improvement of a condition of the natural environment and decrease of ecological threats of economic safety of city are offered.
Keywords: economic safety; old industrial cities; the ecobalanced economic policy; ecological threats.
Коды классификатора JEL: Q57.
Важнейшим императивом обеспечения экономической безопасности является снижение уровня экологической угрозы, которая становится реальным препятствием для социально-экономического развития старопромышленных городов. Многие российские ученые отмечают взаимообусловленность экологических, экономических и социальных проблем и особую важность их взаимозависимости в решении вопросов безопасности и устойчивого развития, выделяя при этом экологическую детерминанту [2, с. 4].
Наиболее уязвимым уровнем обеспечения экологического баланса является муниципальный: нехватка собственных средств, отсутствие действенных нормативно-правовых механизмов, пассивность местных администраций,
© Соколов В.В., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
финансирование экологических проектов по остаточному принципу — эти и другие причины отсрочивают решение экологических проблем, тем самым повышая уровень экологических угроз экономической безопасности. В настоящее время экологический облик российской экономики определяется доминированием энерго- и материалопроизводящих отраслей хозяйства, неразвитостью ресурсосберегающих технологий, сырьевой ориентацией экспорта, недофинансированием экологических программ и научных разработок в этой сфере, что предполагает высокий антропогенный пресс на природу.
Особую значимость экологический аспект принимает для старопромышленных городов в связи со следующими обстоятельствами:
♦ большой концентрацией вредных для здоровья производств;
♦ неблагополучная экологическая обстановка существует здесь не одно десятилетие, в связи с чем произошло накопление токсичных веществ в почвах городов и хранилищах промышленных предприятий, идут постоянные процессы вторичного загрязнения;
♦ длительное неблагополучное состояние окружающей среды привело к ухудшению здоровья населения городов на уровне популяции в целом, что проявляется в повышенной заболеваемости органов дыхания, пищеварения, нервной системы и в отклонениях здоровья новорожденных.
Типичным представителем старопромышленных городов является г. Новочеркасск Ростовской области, характеризующийся всем комплексом экологоэкономических и социальных проблем. Промышленность города формировалась в 50-60-х годах ХХ века, и на сегодняшний день основные фонды производственных предприятий в большинстве своем морально и физически устарели и не отвечают современным технологическим, энергетическим и экологическим требованиям. В результате городские экосистемы подвергаются значительному техногенному воздействию, что отражается, прежде всего, на состоянии здоровья населения загрязненных территорий.
В 1990-е гг. повысилось внимание к экологическим проблемам города и выявлению причинно-следственных связей между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения в г. Новочеркасске. Показателем неблагополучия экологической обстановки территории являются корреспондирующие с уровнем техногенной нагрузки критерии здоровья населения.
Так, результаты проводимого филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в Аксайском районе» отделением по г. Новочеркасску социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья всего населения города показали, что численность населения г. Новочеркасска в 2008 году составила 177 000 человек и снизилась по сравнению с 2007 годом на 1000 человек. Среди детского населения отмечалось увеличение первичной заболеваемости на 2,4%, показатель онкопатологии составил в 2008 г. — 4,91 на 100 000 населения (2007 г. — 4,79). Показатель смертности от злокачественных новообразований по г. Новочеркасску среди всего населения составил в 2008 г. 215,82 на 100 000 населения, что выше предыдущего года на 1,3% (2007 г. — 212,92). Анализ показал, что второе место занимает смертность от злокачественных новообразований органов дыхания — это 20% от
общего количества [1, с. б]. Общая заболеваемость населения в 2007 г. была в 1,3 раза выше, чем в среднем по России; количество пациентов, у которых выявлены болезни эндокринной системы, в Новочеркасске превышает среднеобластной уровень в 1,2 раза, общероссийский — в 1,3 раза. Значительную долю (31%) в структуре заболеваемости населения города Новочеркасска занимают болезни органов дыхания, кроме того, значение показателя по городу выше областного и общероссийского в 1,4 раза, что, безусловно, связано с загрязнением атмосферного воздуха на территории города.
Состояние окружающей среды в г. Новочеркасске определяется рядом специфических факторов, таких как: высокая концентрация промышленных предприятий в одном районе города; насыщенность движения автотранспорта на отдельных магистралях; недостаточное количество зеленых насаждений; высокая степень подтопления промышленного района города грунтовыми водами. Основными загрязнителями окружающей среды в городе являются промышленные предприятия следующих отраслей: теплоэнергетики, цветной металлургии, нефтехимии, машиностроения, производства стройматериалов, пищевых продуктов, а именно филиал ОАО «ОГК-б» Нч ГРЭС, ОАО «ЭПМ-НЭЗ», ОАО «НЗСП», ООО «ПК «НЭВЗ», ООО фирма «Актис». Экологические проблемы города связаны с неудовлетворительным качеством питьевого водоснабжения, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, утилизацией твердых бытовых и промышленных отходов. По данным Государственных докладов РФ о состоянии окружающей природной среды по уровню заболеваемости органов дыхания и злокачественных новообразований в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века Новочеркасск входил в первую десятку экологически неблагоприятных городов СССР. В последующие годы город неоднократно включался в приоритетный список наиболее загрязненных городов РФ. Так, Государственная экологическая экспертиза в своем заключении от 22.02.2000 г. пришла к выводу, что территория г. Новочеркасска по состоянию здоровья населения, питьевого водоснабжения, загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, а также по подтоплению селитебной и промышленной застройки, вызывающей деградацию наземных экосистем, относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации [4, с. 4].
В городе прогрессирует экологическая деградация хозяйственной структуры, что находит выражение в загрязнении среды обитания населения и ухудшении состояния его здоровья. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с б1,б31 тыс. т/год в 2004 г. до 107,2 тыс. т/год в 2008 г. произошло за счет увеличения объемов производства предприятий [1, с. 8]. В полный перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу города, входят все приоритетные вещества по классификации ВОЗ — всего 14б ингредиентов различных классов опасности, из которых 4б относятся к I и II классам опасности. Основными предприятиями — загрязнителями атмосферного воздуха в городе являются: филиал ОАО «ОГК-б» Нч ГРЭС (предприятие I класса опасности) — 94,50% от всех выбросов от стационарных источников города; ОАО «ЭПМ-НЭЗ» (предприятие I класса опасности) — 4,0; ОАО «НЗСП» (пред-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
приятие I класса опасности) — 0,3б; ООО «ПК «НЭВЗ» (предприятие II класса опасности) — 0,3б; МУП «Тепловые сети» — 0,14; ОАО фирма «Актис» — 0,40%.
В условиях современного мирового экономического и финансового кризиса, который особенно остро сказался на старопромышленных городах, чрезвычайно трудно проводить радикальные экологические решения, поскольку закрытие предприятий — загрязнителей среды (как правило, являющихся основными градообразующими объектами) приведет к параличу жизни города: резкому росту безработицы, падению уровня жизни населения, сокращению доходов городского бюджета. Филиал ОАО «ОГК-б» Новочеркасская ГРЭС, наряду со Ставропольской ГРЭС, — самая крупная тепловая электрическая станция Южного региона России и единственная в этом регионе. В то же время именно ГРЭС представляет значительную экологическую угрозу городу. Она работает на местных отходах добычи угля и углеобогащения — антрацитовом штыбе, высокая зольность которого и большие объемы выработки электроэнергии неминуемо приводят к значительному воздействию ГРЭС на окружающую среду.
Особенностью поставляемых на НчГРЭС углей является обогащенность их широким спектром тяжелых металлов и токсичных элементов (Си, Zn, Нд, V, РЬ, Мп, Лэ и др.), а также радионуклидами (1Ъ, Sr и др.). Причиной тотального загрязнения города выбросами является неудачное расположение электростанции по отношению к г. Новочеркасску: без учета розы ветров (преимущественными являются восточные и юго-восточные ветры) и с несоблюдением 10-километровой санитарно-защищенной зоны. Несмотря на то, что предприятие выделяет средства на модернизацию производства и охрану окружающей среды, эти меры являются недостаточными.
Учитывая стратегический характер функционирования предприятия для энергетической системы Юга страны и городской экономики (электростанция является градообразующим предприятием), а также планы по расширению производства (строительство 9-го энергоблока и неминуемое увеличение техногенного воздействия на окружающую среду), основным решением кардинального уменьшения валового выброса загрязняющих веществ для ОАО «ОГК-б» НчГРЭС является модернизация производства и очистных сооружений, перевод энергоблоков на природное газовое топливо.
Города с тяжелой экологической ситуацией требуют особого внимания и системности в решении задач снижения экологической напряженности, направленных, в первую очередь, на реабилитацию здоровья населения с постепенным восстановлением городских экосистем.
Так, основными неотложными мерами реабилитации и охраны здоровья населения старопромышленных городов с экологической составляющей должны являться: проведение многопрофильных обследований населения, в том числе углубленного анализа состояния репродуктивного здоровья; создание медицинских детских общеоздоровительных и специализированных реабилитационных центров; создание медицинских центров репродуктивности и здоровья женщин; создание специализированных клиник по профзаболеваниям; развитие спортивно-оздоровительной работы и т.д.
Опыт изучения архитектурно-планировочной структуры загрязненных старопромышленных центров показал, что одна из существенных причин неблагополучия здоровья населения связана с отсутствием вокруг предприятий санитарно-защитных зон, организованных в соответствии с нормативными требованиями. Нередко массивы жилой застройки и объекты соцкультбыта (школы, больницы, детские сады) расположены в непосредственной близости от заводов, в зонах интенсивного загрязнения. Поэтому одним из важнейших направлений экологического оздоровления территорий чрезвычайной экологической обстановки является вынесение школ и детских дошкольных заведений, объектов здравоохранения за пределы санитарно-защитных зон предприятий; поэтапная ликвидация жилых массивов в пределах интенсивно-загрязненных районов, строительство новых микрорайонов на существенном расстоянии от промпредприятий с учетом розы ветров; создание общественного транспортного сообщения между промзонами и экологически чистыми районами; рекультивация земель техногенного загрязнения; озеленение санитарно-защитных зон предприятий и городских экосистем в целом.
Приведенные выше меры направлены на смягчение экологической напряженности в кризисных городах, но не ликвидируют главных причин загрязнения окружающей среды, которые заключаются в излишней концентрации загрязняющих промышленных предприятий на небольших территориях и отсталых технологиях производства. Отличия экологической реабилитации старопромышленных городов будут выражаться, прежде всего, в мероприятиях, связанных с устранением первопричины — источников загрязнения.
Так, радикальными мерами по улучшению экологической обстановки является вынос предприятий-загрязнителей за городскую черту, а также модернизация самого производства на базе новейших технологий экологической направленности. В Ростовской области таким примером может служить перенос производства компании «Донской табак», основанной еще в 1857 году, из центра города Ростова-на-Дону в промышленную зону левого берега р. Дон. При реализации проекта уделялось внимание инвестициям на приобретение оборудования, позволяющего снизить негативное воздействие на окружающую среду, дополнительные затраты на которое составили в итоге 175,3 млн руб. Инфраструктура комплекса создана на базе новейших технологий. Эффективность пылеулавливающих установок составляет 99,9%. В результате применения современных технологий выбросы табачной пыли снизились с 12,577 т/ год (2001 год — до перевода табачного и сигаретного производств на новую площадку) до 5,907 т/год (200б год). Отходы производства подвергаются прессованию в брикеты, что позволяет перейти от пылеобразной формы отхода к твердой и снизить объем в 4-7 раз [3, с. 125].
Вместе с тем, экологическая обстановка в старопромышленных городах свидетельствует о том, что традиционные меры по охране окружающей среды, направленные на улучшение ситуации, являются неэффективными, в связи с чем в городах с тяжелой экологической обстановкой необходимо внедрять методы, способные остановить деструктивные процессы. Разрешение противоречия между экономическими интересами субъектов производственно-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
хозяйственной деятельности и состоянием экосистем урбанизированных территорий заключается в реализации экологизации производственной сферы. Необходимы инструменты, предусматривающие не только принуждение хозяйствующих субъектов к охране окружающей среды путем нормативного регулирования и штрафных санкций (плата за пользование природными ресурсами, штрафы за сверхнормативное загрязнение воздуха, вод и почв, санкции за сверхлимитное потребление), но и экономические меры стимулирования природоохранной деятельности (ускоренная амортизация экологической техники, налоговые льготы, льготное кредитование). Снижение вредного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду достигается за счет внедрения на производстве экоинноваций, применения малоотходных и безотходных технологий и т.д.
В связи с этим заметим, что предпочтение краткосрочной экономической выгоды поиску решений социальных и экологических проблем несет угрозу экономической безопасности в будущем. Следует обратить внимание на непропорциональность затрат на охрану окружающей среды г. Новочеркасска степени его загрязнения и состояния здоровья проживающего на его территории населения; так, в 2008 году они составили только 15,4% от общей суммы затрат на мероприятия по улучшению экологической обстановки в целом по Ростовской области, что катастрофически недостаточно для зоны экологического бедствия, коей объявлен Новочеркасск. В то же время следует подчеркнуть, что собственно экологические меры, направленные на охрану окружающей среды, не дадут эффекта без экологосбалансированной экономической политики. Можно вкладывать огромные средства в охрану окружающей среды, но без учета и коррекции развития всей экономики и ее секторов (топливноэнергетического, металлургического, химического и др.), а эффект от таких затрат будет минимальным. В этой связи актуальным становится рассмотрение проблем сохранения окружающей среды с позиций, позволяющих определить основные системные причины экологической деградации; выявить те экономические направления, которые влияют на окружающую среду. В случае кризисного экологического состояния территории требуется государственная помощь с соответствующим нормативно-правовым обеспечением и адекватным финансированием.
Одной из причин неэффективности экологической политики является фактическое отсутствие правовых механизмов, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности. Существующие санкции незначительны и малоэффективны в отношении предприятий — загрязнителей окружающей среды. Между тем Министерство природных ресурсов и экологии РФ предложило повысить размер штрафов за загрязнение рек и воздуха. Законопроект теперь по-иному трактует понятие «вреда» окружающей среде: как превышение установленных нормативов. До сих пор нарушителям очень часто удавалось избежать наказания в суде именно из-за размытости определения.
В настоящее время популярным является принятие различных постановлений, программ и подпрограмм экологической направленности, как по от-
дельным городам, так и по регионам. Однако, как показывает практика, зачастую такие программы малоэффективны или носят половинчатый характер. Например, на территории Ростовской области в 2003-200б годах действовала Программа экономического и социального развития, которая включала подпрограмму «Экология и воспроизводство биоресурсов». Из 371 проекта Программы только 37 были экологической направленности с финансированием в 1,4% в общей структуре затрат, что явно не соответствует масштабам существующих проблем.
По нашему мнению, основными методами, направленными на улучшение состояния природной среды и снижения экологических угроз экономической безопасности старопромышленных городов, должны стать:
■ со стороны федерального уровня власти: разработка действенных нормативно-правовых актов, направленных на защиту окружающей среды от техногенного воздействия, принятие законов экономического стимулирования природоохранной деятельности, введение непрерывного экологического образования населения и т.д.;
■ со стороны регионального уровня власти: предоставление законодательно установленных налоговых льгот по прибыли предприятий, направленной на природоохранные мероприятия и инвестиции в модернизацию производства экологической направленности, разработка и реальное финансирование программ по улучшению ситуации в городах с тяжелой экологической обстановкой, реализация мероприятий медико-экологической реабилитации населения неблагополучных территорий и т.д.;
■ со стороны местных администраций: совершенствование механизма экологического аудита в соответствии со стандартами КО 14000, создание предприятий по утилизации отходов и их переработке, мониторинг и контроль загрязнения окружающей среды и т.д.;
■ со стороны предприятий: разработка стратегий развития с экологической составляющей, модернизация производства и очистных сооружений на основе экоинновационных технологий, переход к малоотходному или безотходному производству, введение экологического менеджмента и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад «Экологическая обстановка в г. Новочеркасске». Отдел по охране окружающей среды Администрации г. Новочеркасска. 2008.
2. Россинская М.В. Методология обеспечения устойчивого развития теории в рамках эколого-экономической безопасности: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2008. 44 с.
3. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов
Ростовской области в 200б году» / под общ. ред. С.М. Назарова, В.М. Остроуховой, М.В. Паращенко. Ростов н/Д: ООО «Синтез технологий», 2007.
4. Экология Новочеркасска. Проблемы, пути решения. Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2001.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2