7. Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. Сборник. М.: Тайкс Ко, 2003. 312 с.
8. Петров А.А. Никита Николаевич Моисеев - судьба страны в судьбе ученого. М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2011. 152с.
9. Смирнов К. Низко кланяюсь долготерпению народа, к которому принадлежу. Интервью Н.Н. Моисеева // Новая газета. 2000. 6-12 марта. №9.
10. Степанов С.А., Тарко А.М. Россия в ХХ1 веке: проблемы идентификации и национальных целей: Монография. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. 164 с.
11. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб./ Пер. с англ. 2-е изд. М.: Айрис-пресс,2003. 592с.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Политические исследования. 1994. №1.
References and Sources
1. Il'in I.V., Ursul A.D. Obrazovanie, obshhestvo, priroda: Jevoljucionnyj podhod i global'nye perspektivyPredislovie V.A. Sadovnichego. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2016. 556 s.
2. Moiseev N.N. Voshozhdenie k Razumu. Lekcii po universal'nomu jevoljucionizmu i ego prilozhenijam.M.: IzdAT, 1993. 192 s.
3. Moiseev N.N. Vremja opredeljat' nacional'nye celi. M.: Izd-vo MNJePU, 1997. 256s.
4. Moiseev N.N. Rossija v sisteme gosudarstv HH1 veka: Materialy sovm. zasedanija uchen. sovetov Moskovskogo jenergeticheskogo instituta (Tehn. Un-ta) i Mezhdunarodnogo nezavisimogo jekologo-politologicheskogo universiteta 27 oktjabrja 1999g. M.: Izd-vo MNJePU, 2001. 24 s.
5. Moiseev N.N. Sovremennyj antropogenez i civilizacionnye razlomy. Jekologo-politologicheskij analiz. M.: MNJePU, 1994. 47 s.
6. Moiseev N.N. Sud'ba Civilizacii. Put' razuma. M.: Izd-vo MNJePU, 1998. 78s.
7. Moiseev N.N. Civilizacija na perelome. Puti Rossii. M.: RIC ISPI RAN,1996.- 167s.
8. Moiseev N.N. Zaslon srednevekov'ju. Sbornik. M.: Tajks Ko, 2003 312 s.
9. Petrov A.A. Nikita Nikolaevich Moiseev - sud'ba strany v sud'be uchenogo. - M.:ANO «Zhurnal «Jekologija i zhizn'», 2011. 152s.
10. Smirnov K. Nizko klanjajus' dolgoterpeniju naroda, k kotoromu prinadlezhu. Interv'ju N.N.Moiseeva// Novaja gazeta. 2006. 12 marta. №9.
11. Stepanov S.A., Tarko A.M. Rossija v HH1 veke: problemy identifikacii i nacional'nyh celej: Monografija. M.: BIBLIO-GLOBUS, 2015. 164 s.
12. Tojnbi A.Dzh. Civilizacija pered sudom istorii: Sbornik/Per. s angl. 2-e izd. M.: Ajris-press,2003. 592s.
13. Hantington S. Stolknovenie civilizacij//Politicheskie issledovanija. 1994. №1.
ЗАЛИХАНОВ МИХАИЛ ЧОККАЕВИЧ - академик РАН, Герой Социалистического труда, научный руководитель Академии МНЭПУ; эксперт Всемирной организации «Законодатели - за сбалансированную окружающую среду» (ГЛОБЕ), почетный доктор МГУ имени М.В. Ломоносова.
СТЕПАНОВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор Академии МНЭПУ (ecosas@rambler.ru)
ZALIKHANOV, MIKHAIL Ch. - Academician of the Russian Academy of Sciences, Hero of Socialist Labor, Scientific Leader of the Academy of MNEPU; Expert of the World Organization "Legislators for a Balanced Environment" (GLOBE), Honorary Doctor of Moscow State University named after M.V. Lomonosov. STEPANOV, STANISLAV A. - Doctor of Pedagogcs, Associate Professor, Professor of the Academy of MNEPU.
УДК 009
ЕЖОВ В.С.
ЭКОФИЛОСОФКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА В.П. КАЗНАЧЕЕВА
Ключевые слова: культура, творчество, экология, рефлексия, мозг, интеллект, эстетическое сознание, красота, идея бессознательного, духовность, ценность, ментальность.
На основе научного наследия и экофилософской концепции В.П. Казначеева в статье определяются наличные материальные и природно-биологические предпосылки эстетического сознания. Эстетическая рефлексия становления дарования творческого человека в своем генезисе есть универсальное, целостное и историческое состояние общества и конкретного человека. Показано, что разум человечества ответственен за ноосферную эволюцию. Поэтому важно приблизиться к пониманию физической сущности интеллектуального живого пространства Космоса, что будет способствовать осмыслению мирового единого временно-пространственного потока, его потенциальных факторов. Итоговой мыслью при исследовании научного наследия академика В.П. Казначеева можно считать предостережение о растущей энергоемкости планофизических процессов деятельности людей, что ведет к глобальным катастрофам.
EZHOV, V.S.
ECOPHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF SCIENTIFIC HERITAGE OF ACADEMICIAN V.P. KAZNACHEYEV
Keywords: culture, creativity, ecology, reflection, brain, intelligence, aesthetic consciousness, beauty, idea of unconsciousness, spirituality, value, mentality
On the basis of scientific heritage and ecophilosophical concept of the V.P. Kaznacheyev in the article determines having material and natural-biological conditions of aesthetic consciousness. Aesthetic reflexion of the formation of the talent of the creative person in itself Genesis have a universal, holistic and historical condition of society and individual human. It is shown that the mind of man is responsible for the noospheric evolution. Therefore, it is important to approach the understanding of the physical essence of the intellectual living space of the Cosmos, which will help to comprehend the world's single temporal and spatial flow, its potential factors. The final thought in the study of the scientific legacy of Academician V.P. Kaznacheeva can be considered a warning about the growing energy intensity of the planophysical processes of people's activities, which leads to global catastrophes.
Казначеев Влаиль Петрович является ученым с мировым именем, научные исследования которого в основном посвящены философским и медико-биологическим аспектам экологии, медико-социальной проблеме здоровья, адаптации человека в различных экстремальных природных условиях, проблемам отечественной космогонии. В его научных трудах прослеживается масштабность и смелость исследователя, высота экспериментальных обобщений. Его научные идеи, сформированные концепции поражают своей оригинальностью, опережая многие современные научные знания, устремлены в будущее. В неустанных поисках нового Казначеев В.П. переосмыслил наследие лучших представителей традиционной отечественной научной школы, отличающихся масштабными философскими обобщениями. Он создал новые направления и развил космоноосферную линию творчества выдающихся учёных - А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, С.П. Боткина, И.И. Менделеева, И.В. Давыдовского, В.А. Ларина, А.А. Заварзина.
Рассматривая идеи научного наследия академика В. П. Казначеева, выделим те, которые способствуют решению нашей научной гипотезы генезиса эстетического сознания, выявлению его природно-биологических оснований. Развитие идей В.И. Вернадского от геоцентризма к солнечно-земным связям А.Л. Чижевского сформировало космическую антропоэкологию, как науку о среде обитания, здоровье и эволюции, к новому видению и изучению проблем экологии человека. Он развил и углубил понятие «здоровье» в целях выявления эстетики оптимальной трудоспособной жизнедеятельности людей, их творческой социальной активности в концепции антропоэкологического напряжения при переходе от теории экологии человека к практике. Разрабатывая теоретические аспекты проблемы адаптации человека в неадекватных условиях среды, внес творческие идеи в системный подход и наследие В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, обогатив теоретическую биологию Э. Бауэра. Созданная им концепция «синдрома полярного напряжения» научно обосновала разработку практических мероприятий для специфики эстетических форм жизнедеятельности людей при долговременной адаптации в неблагоприятных условиях. Развил положение о роли конституциональных типах человека в соответствии с прогнозированием экстремальных исходов природной среды. Обосновывая пути решения космопланетарной футурологии, Влаиль Петрович считал возможным существование в голографической Вселенной различных форм жизни не только белково-нуклевидных, но и полевых при глобальных дистантно-образных взаимодействиях между людьми («пространство Козырева»). Это прослеживается в уникальной гипогеомагнитной установке при изменении генов в новых космических условиях, а значит в конечном проявлении новой эстетики (красоты). Им утверждалась идея о «синтетической духовной деятельности», раскрытии «космической телесности», существования на Земле «всечеловеческого» (Ф.М. Достоевский) и «вселенского» (В.И. Вернадский). В эстетическом аспекте казначеевскую валеологию «феномена человека» можно рассматривать как фундаментальную социокультурную эстетическую целостность [1].
Развивая исследования по геобиологии А.Л. Чижевского в контексте изучения солнечно-земных связей, Казначеев В.П. расширяет содержание антропного принципа и принципа дополнительности. Возникает возможность преодоления космическим наблюдателем пространственно - временных ограничений и познания более глубоких слоев универсума, как «всеединства мирового целого». «Не исключено, что так называемые мистические (эскатические) озарения на основе концентрации психофизических
(психокосмических) резервов человека - случаи погружения в мировое целое» [2, с.21]. Мы погружены в глубины бессознательного З.Фрейда, в архетипы К. Юнга и пассионарность Гумилёва. В этой неясной первичной основе интеллект клетки, также как и интеллект мозга - это не продукт белково-нуклевидного обмена нейрона, а только следственная конструкция другого уровня. Человеческий интеллект и человеческое сознание - это космический инструмент, который пользуется мозгом, чтобы сохранить тот генетический код, который зашифрован в человеческих клетках. Согласно данной парадигме, возможно «упорядочивание» космического землеведения через эстетическое созерцание, например, контролировать загрязнение биосферы, «не эстетичные» территории.
Концепцию А.Л. Чижевского о солнечно-земных связях академик в своем творчестве углубил, исследовав информационные процессы в биосистемах, высказав идею о наличии в межклеточных и межтканевых взаимодействиях информации от световых потоков, излучаемых биологическими объектами. В творческом коллективе изучалось поведение клеточного монослоя в динамике полного солнечного 11 -летнего цикла. Сформулированная концепция «синдрома полярного напряжения» научно обосновывала влияние состояния окружающей среды (космической антропоэкологии) на здоровье больших коллективов людей, на модификацию онтогенеза. Обосновано влияние экологии на витальные циклы человека, на субмолекулярные, молекулярные, клеточные и системные изменения при воздействии на психо-эмоциональное напряжение человека [3]. Многолетние исследования выявили феномен наличия сверхслабых электромагнитных излучений в клетках и тканях растений и животных - эффект светового излучения различными тканями. Изучая работу клеток в зеркалах Козырева, особенно в спинорно-торсионных генераторах, академик описал волновой переход генетической информации на расстоянии. Было обнаружено деление клеток в левовращающемся эфиро-торсионном потоке и накопление определенных питательных и информационных белково-нуклевидных структур в правовращающемся.
Согласно нашей концепции об эстетическом, в природно- биологических основаниях имеются базовые предпосылки (ощущение цвета, формы) становления эстетического сознания в социальной практике человека. Иначе говоря, Казначеевым В.П. было обнаружено неизвестное ранее явление дистантных межклеточных взаимодействий между двумя культурами. В движущейся материи факторы механические, физические, химические, биологические и социальные, воздействующие на одну природную тканевую культуру, вызывает характерную (например, эстетическую эмоцию) реакцию в другой (интактной) культуре в виде «зеркального» цитопатического эффекта. В этой логике, надо полагать, возникают и природные задатки особо одарённых людей. Признав осуществление определённых эколого-эволюционных возможностей человека, исследователь создал парадигму эстетического управления социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Казначеев В.П. выдвинул гипотезу о генезисе интеллекта, в становлении которого сущностно сыграли роль полевые составляющие формы жизни живого вещества в «ментально - энергетически - информационном» потоке. Исследуя эстетическую целостность культуры в парадигме философии «всеединства» (В.С. Соловьёва), он утверждает «цивилизации любви» на основе знаний и добродеяния идею неразделённости Красоты, Добра и Истины! [4]. Необходимо сформировать «космопланетарный интеллект», как часть космического эфироторсионного пространства, способного выдвигаться из «экологической паутины» [5, с.41], [6].
При экспериментальных исследованиях функционирования клетки, он формирует положение о клеточной рефлексии, обогащающей представление о роли рефлексии в развитии живого вещества биосферы [7; 8; 9]. Тем самым обосновывается механизм онтологической сущности рефлексии в эволюции биосферы в виде закона спиральной фрактальности системного времени в системогенетике [10]. В полевом уровне бытия космоса реализуются каналы мгновенной передачи информации. Клеточная рефлексия - это «квант космического интеллекта», в котором наблюдатель «возникает, отражает природу, рефлексирует и создает дальнейшее продолжение линии квантовых процессов
интеллектуального живого пространства» [2, с.125]. Интеллект человека есть «космический интеллект», проявляющийся как информационная матрица в семантической Вселенной. Содержание гипотезы сводит интеллект к полевой форме живого вещества, где поле объединяется, расширяется и уходит в эфирно-торсионные потоки. Человеческие мысли -это сложные интегральные природные явления: « Другая горизонталь, другая программа о природе нашего сознания, интеллекта выдвигается эпохой ноосферности как космический. Если это сознание присутствует в живом веществе, в клетках растительных, животных, у всех форм, заселяющих водные просторы и т.д., то но особая форма само сознание человека есть не только производная межнейрональных центров, космического полевого фрактала в планетарно - космическом пространстве (К.Э. Циолковский) - космического интеллекта -ума» [11, с.81]. Человеческая культура, развиваясь во времени, имеет своё космо - био -социо - информационное поле. Она сохраняла и пополняла свою память, оставаясь нелинейной и открытой, исходя из синергетических представлений
Новое понимание Космоса, как живой системы, явится революционным переломом в интеллектуальной деятельности человека, ибо изучение спинорно-торсионного потока являет нам иные феномены. Если наше сознание станет утверждать все больше компьютерную систему обычных физических программ (компьютерную цивилизацию), то это будет искажением естественно - природного процесса эволюции космического интеллекта планеты и «заточение» его в компьютерной обычной физической голографической информационной системе. Человечество утвердит компьютерную киберсоциальную систему, заменит себя системой роботов, искажая эволюцию, или разум начнет обогащать себя новыми гуманистическими представлениями. Об этом писали К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.И. Умов. Решая проблему на основе информационно-энергетической фазы в живом веществе (реально в клетках) за счет спинорно-торсионного свободного эфирного потока в голограмме Козырева, мы возможно изменим и обогатим наше видение ближнего и дальнего космоса. При этом откроются новые перспективы в нанотехнологиях, в нано- и в мегопространстве. Эволюция живого вещества и интеллекта планеты все больше приобретает вектор инволюции. В этой связи ученым обоснован вывод об ответственности человека в логике космической эволюции Земли и в целом Вселенной.
Под руководством Казначеева В.П. была развита квантовая биология, и на ее базе -биоквантовые эстетические основания биосфроведения. Было показано, что жизнь вначале развивалась в автотропной форме, а затем уже на ее базе стала в прерывистых «скачках» формироваться «новая форма живого вещества - гетеротрофы, которые могут жить, продолжить и развивать себя, только употребляя накопленный органический материал» [12, с.9]. По этому закону прогрессивная эволюция диалектически самоотрицает себя через космический разум семантической Вселенной, увеличивает свою память в структурах живых систем, в памяти этносов и человечества в целом, отражающих процесс «самопознания эволюции». Основываясь на концепции А.Л. Чижевского об усилении психофизической активности в отдельные периоды индивидуальной жизни, таких как повышение артериального давления, психических функций, формируется представление о пространстве космофизического интеллекта XXI века [13, с.53], [14].
Таким образом, разум человечества ответственен за ноосферную эволюцию [15]. Важно приблизиться к пониманию физической сущности интеллектуального живого пространства Космоса, что будет способствовать осмыслению мирового единого временно-пространственного потока, его потенциальных факторов. Итоговой мыслью исследовании научного наследия академика В.П. Казначеева можно считать предостережение о растущей энергоемкости планофизических процессов деятельности людей, что ведет к глобальным катастрофам [16, с.53], [17, с.353]. В этой связи, необходимо формировать космические законы кооперации, переход к неклассической социокультурной истории.
Литература и источники
1. Казначеев В. П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, 1991.
2. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. М.: Наука, СО, 1991.
3. Казначеев В.П. Здоровье наци, культура, футурология 21 века. Сборник статей и докладов В. П. Казначеева (2007-2012гг). Новосибирск: ЗСО МСА, 2012.
4. Культура, наука, образование: контекст познания в развитии универсума: монографи / Под общей редакцией академика В.П. Казначеева. Новосибирск: ЗСО МСА, 2013.
5. Казначеев В.П. Дума о будущем. Рукописи из стола. Новосибирск, 2004.
6. Казначеев В.П. Вопросы научной космогонии: сб.ст. Новосибирск, 2013.
7. Развитие научных идей В. П. Казначеева // Сборник научных трудов членов Западно-Сибирского отделения Международной Славянской академии/ Гл. ред. доктор культурологи В.В. Ромм. Новосибирск: Изд-во «Окарина», 2015.
8. Ежов В.С. Архетипические основания эстетической рефлексии // Международный научный журнал. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2011. №1(26).
9. Ежов В.С. Архетипические основания эстетического сознания. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, 2017. 437 с.
10. Субетто А.И. Ноосферизм, Том первый. Введение в ноосферизм. СПб, 2001.
11. Казначеев В. П. Мысли о будущем. Интеллект, голографическая вселенная Козырева. Новосибирск, 2008.
12. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля. Проблема космопланетарной антропоэкологии. Новосибирск: Наука, 2004.
13. Субетто А.И. Бессознательное. Архаика. Вера. СПб, 1997.
14.Казначеев В.П. Природа интеллекта. Новый взгляд на культурную антропологию. Интеллект человека и модифицированные неоднородности физического вакуума. Материалы Международной научно-практической конференции 2007г. / Под общ. Ред. академика В.П. Казначеева. Т.1. Новосибирск, 2007.
15. Баркова Э. В. Понимать мир как нераздельно - целое: А.Л.Чижевский о связи человека и мироздания // Humanities, Social Sciences and Environment Conference materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization "Professional science". 2016. С. 5-10.
16. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в 21 веке / Под науч. ред. А. И. Субетто. СПб, 2003.
17. Казначеев В.П., Дмидриев А.Н., Мингазов И.Ф. Цивилизация в условиях роста энергоёмкости природных процессов Земли (Проблемы космоноосферной футурологии). Новосибирск, 2007.
References and Sources
1. Kaznacheev V.P. Fenomen cheloveka: kosmicheskie i zemnye istoki. Novosibirsk, 1991.
2. Kaznacheev V. P., Spirin E. A. Kosmoplanetarnyj fenomen cheloveka. Problemy kompleksnogo izuchenija. M.: Nauka, SO, 1991.
3. Kaznacheev V. P. Zdorov'e naci, kul'tura, futurologija 21 veka. Sbornik statej i dokladov V. P. Kaznacheeva (2007 - 2012gg). Novosibirsk: ZSO MSA, 2012.
4. Kul'tura, nauka, obrazovanie: kontekst poznanija v razvitii universuma: monografi / Pod obshhej redakciej akademika V.P. Kaznacheeva. Novosibirsk: ZSO MSA, 2013.
5. Kaznacheev V.P. Duma o budushhem. Rukopisi iz stola. Novosibirsk, 2004.
6. Kaznacheev V. P. Voprosy nauchnoj kosmogonii: sb.st. Novosibirsk, 2013.
7.Kaznacheev V.P., Mihajlova L.P. Redkie neordinarnye kosmofizicheskie processy i ih vlijanie na kletochnuju kul'turu cheloveka (Metod bioindikacii). Kaznacheevskie chtenija №1, 2015. Razvitie nauchnyh idej V.P. Kaznacheeva / Sbornik nauchnyh trudov chlenov Zapadno-Sibirskogo otdelenija Mezhdunarodnoj Slavjanskoj akademii: Glavnyj redaktor - doktor kul'turologi V. V. Romm. Novosibirsk. Izd-vo: «Okarina», 2015.
8. Ezhov V.S. Arhetipicheskie osnovanija jesteticheskoj refleksii // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. Gorno-Altajsk, 2011, №1(26).
9. Ezhov V. S. Arhetipicheskie osnovanija jesteticheskogo soznanija. Monografija. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken. 2017. 437 s.
10. Subetto A. I. Noosferizm, Tom pervyj. Vvedenie v noosferizm. SPb, 2001.
11. Kaznacheev V. P. Mysli o budushhem. Intellekt, golograficheskaja vselennaja Kozyreva. Novosibirsk, 2008.
12. Kaznacheev V.P., Trofimov A.V. Ocherki o prirode zhivogo veshhestva i intellekta na planete Zemlja. Problema kosmoplanetarnoj antropojekologii. Novosibirsk: Nauka, 2004.
13. Subetto A.I. Bessoznatel'noe. Arhaika. Vera. SPb, 1997.
14.Kaznacheev V. P. Priroda intellekta. Novyj vzgljad na kul'turnuju antropologiju. Intellekt cheloveka i modificirovannye neodnorodnosti fizicheskogo vakuuma. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii 2007g. / Pod obshhej redakcii akademika V. P. Kaznacheeva. T.1. Novosibirsk, 2007.
15. Barkova Je. V. Ponimat' mir kak nerazdel'no - celoe»: A.L.Chizhevskij o svjazi cheloveka i mirozdanija // Humanities, Social Sciences and Environment Conference materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization "Professional science". 2016. S. 5-10.
16. Vernadskianskaja revoljucija v sisteme nauchnogo mirovozzrenija - poisk noosfernoj modeli budushhego chelovechestva v 21 veke / Pod nauch. red. A. I. Subetto. SPb, 2003.
17. Kaznacheev V. P., Dmidriev A. N., Mingazov I. F. Civilizacija v uslovijah rosta jenergojomkosti prirodnyh processov Zemli (Problemy kosmonoosfernoj futurologii). Novosibirsk, 2007.
ЕЖОВ ВИКТОР СЕМЕНОВИЧ - доктор философских наук, профессор Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики (ezhov@sibsutis.ru)
EZHOV, VIKTOR S.-Doctor of Philosophy, Professor, Siberian State University of Telecommunications and Informatics