УДК 27-1
БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-160-171
Экклезиологический аспект теологического нарратива в ранних работах С. Хауэрваса
Дмитрий Е. Коровин
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, dimkorovin1992@yandex.ru
Аннотация. Теология в эпоху постмодерна пытается преодолеть методологические основания, свойственные эпохе модерна. Постлиберальная богословская традиция во второй половине XX вв. актуализировала использование нарративного метода в теологии. В статье рассматривается история развития и методология экклезиологической модели в ранних трудах современного американского теолога Стэнли Хауэрваса. Кратко освещается взаимосвязь и различие его нарративной методологии с постлиберальной богословской традицией (Г. Фрай, Д. Линдбек). Мы обращаем внимание на тот факт, что С. Хауэрвас делает акцент на практической значимости своего метода в противовес академизму постлиберальных теологов. Выделяются два этапа в развитии нарративного метода С. Хауэрваса: антропологический и теологический нарративы. В работе дается генезис каждого этапа с учетом экклезиологической проблематики. В данной статье автор показывает, как преобразовалась нарративная методология С. Хауэрваса при переходе с антропологического этапа к теологическому.
Также делается попытка разобрать методологию теологического нар-ратива в контексте одного из самых ключевых аспектов богословской концепции С. Хауэрваса - добродетели миротворчества/христианского пацифизма. Автор статьи демонстрирует, что именно принцип христианского пацифизма стал основанием для теологического нарратива в методологии С. Хауэрваса.
Ключевые слова: Стэнли Хауэрвас, постлиберальное богословие, нарративное богословие, экклезиология, христианский пацифизм
© Коровин Д.Е., 2018
Для цитирования: Коровин Д.Е. Экклезиологический аспект теологического нарратива в ранних работах С. Хауэрваса // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 160-171. БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-160-171
Ecclesiological aspect of theological narrative in early works of S. Hauerwas.
Dmitry E. Korovin
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; dimkorovin1992@yandex.ru
Abstract. Theology in the postmodern era tries to overcome methodological grounds of modernism. Postliberal theological tradition actualized the use of narrative method in the second half of the twentieth century. In the article early works on the history and methodology of ecclesiological model by contemporary American theologian Stanley Hauerwas is discussed. The article also talks about the correlation and difference of his narrative methodology with postliberal theological tradition (Lindbeck G., Frei H.). The article focuses on Hauerwas emphasizing the practical significance of his method in contrast to academic style of postliberal theologians. The growth of two stages of narrative method of Hauerwas are highlighted: the anthropological and theological ones. In the article the author shows how Stanley Hauerwas's methods altered from anthropological to theological. The work gives the genesis of each stage and takes into account the ecclesiological problems. The paper shows how narrative methodology of S. Hau-erwas was transformed in the transition from the anthropological to theological.
Also, there is a try to investigate the methodology of theological theory in context of a key aspect of Hauerwas's theological conception - virtue of peacemaking/Christian pacifism. The paper demonstrates how Christian pacifism gave ground for Hauerwas's theological narrative.
Keywords: Stanley Hauerwas, postliberal theology, narrative theology, ecclesiology, Christian pacifism
For citation: Korovin DE. Ecclesiological aspect of theological narrative in early works of S. Hauerwas. RSUH/RGGUBulletin."Philosophy.Social Studies. Art Studies"Series. 2018;2:160-71. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-160-171
Введение
Теология, вступившая в эпоху постмодерна, в своих методологических поисках стремится найти выход за пределы историзма и рационализма, свойственных эпохе модерна. Новая эпистемология была нацелена на отрицание метанарратива Просвещения, отказ от базового акцента на человеческом разуме как основе знания. На основании этих предпосылок во второй половине XX в. в США сформировалось постлиберальное богословие. Оно в первую очередь представлено в трудах двух профессоров Йель-ской богословской школы1 - Ганса Фрая и Джорджа Линдбека. Вдохновленные неортодоксией К. Барта и «языковыми играми» Л. Виттгенштейна, они попытались предоставить альтернативный путь в борьбе между консервативным и либеральным подходами в богословской традиции США. Основной принцип постлиберального богословия был сформулирован в ключевом тезисе работы Джорджа Линдбека «Природа доктрины»: «Вселенная поглощается библейским миром» [1 p. 135]. Другими словами, мы не должны адаптировать библейский текст к нашему миру, используя различные вариации современной эпистемологии. Библейский текст становится для христиан намного более реальным, чем эмпирический мир, который их окружает. В своей работе «Затмение библейского нарратива» («The Eclipse of Biblical Narrative») Ганс Фрай пояснил, что либеральный и консервативный методы разрушают авторитет Писания, т. к. они оба определяют библейское учение в форме доктрин и мировоззрений, что ставит само Писание во второстепенное положение по отношению к этим формам, которые стали новыми основаниями для христианской веры [2 p. 17]. Чтобы говорить о христианстве, необходимо напрямую обращаться к сюжетам Авраама, Марии и Иисуса Христа. Не существует какого-либо метанарратива, в котором эти истории могут быть поняты, как и не существует философских категорий, по которым их можно охарактеризовать [3 p. 697].
Один из младших представителей постлиберальной богословской школы - Стэнли Хауэрвас - также воспринял основные принципы Йельского богословия: критику модерна и использование нарративного метода. Но если Фрай и Линдбек были сконцентрированы на академической проработке своей богословской методологии, то Хауэрвас принципиальным образом показывал свою
1 В итоге постлиберальная теология стала синонимична «Йельскому богословию», «Йельской богословской школе», «нарративной теологии».
заинтересованность исключительно в практическом применении своих наработок. Являясь изначально специалистом по христианской этике, а не теологом, Хауэрвас пришел к довольно сложной экклезиологической системе, в которой немаловажную роль играет нарративный метод. В нашей статье мы рассмотрим ключевые моменты в ранних работах Хауэрваса, посвященные нарративному методу и экклезиологии.
Антропологический нарратив
Стэнли Хауэрвас - современный американский богослов, один из самых влиятельных специалистов по христианской этике в англоязычном мире. Его исследования посвящены широкому кругу богословских проблем, в частности отдельным аспектам христианской этики, проблемам современного западного христианства, отношению христианства и политики. Также профессор Хауэрвас известен тем, что занимался разработкой нарративного подхода в своей богословской методологии. Нарративное богословие в его парадигме представляет собой своеобразный антипод систематическому богословию. Оно пытается освободить христианство от каких-либо оснований (в первую очередь от рациональных, а иногда и от догматических) и представить его в едином целостном повествовании. Нарративное богословие видит свою задачу в том, чтобы связать Писание, Церковь и жизнь отдельного христианина в единую историю.
Исследователи наследия мыслителя отмечают, что нарративный подход С. Хауэрваса в своей творческой эволюции имеет два периода: до 1983 г. и после. Шведский теолог Ан Расмуссон так описывает этот методологический поворот в работах Хауэрваса: «Если в ранних работах он концентрировался на феноменологических особенностях моральных поступков в свете христианской этики, то сейчас он начинает свои рассуждения с жизни внутри Церкви. Это привело к тому, что его не интересуют теории о добродетели, он занимается именно христианскими добродетелями. Он рассуждает более о христианской истории и историях, нежели чем о нарративной сущности личности. И именно Церковь, а не абстрактное сообщество, играет центральную роль в его богословии» [4 р. 178]. Сэмьюел Веллз, один из самых значительных исследователей трудов профессора Хауэрваса, подчеркивает различие этих периодов, называя ранний - «нарратив снизу», поздний - «нарратив сверху» [5 р. 42]. Он предлагает обозначить
первый как антропологический, подразумевая, что в этот период Хауэрвас сконцентрирован на связи личности и общества. А второй - теологический, т. к. в нем предполагается присутствие Бога в личной истории каждого человека.
В самом начале своего исследовательского пути, в работе «Характер и христианская жизнь»2, Хауэрвас акцентировал внимание на целостности человеческой личности в христианской этике и выступал против подхода, предлагающего деление человеческих поступков на праведные и неправедные [6 p. 15]. Человек несет ответственность не за отдельные поступки, а за формирование своего характера (character), который в свою очередь и определяет каждый поступок человека. Здесь же и происходит зарождение его нарративного метода; показывая важность целостности христианского мировоззрения, Хауэрвас пишет: «...характер крайне важен в нравственном плане. Если он хорошо сформирован, то он может достойно связать наше прошлое с будущим» [6 p. 125]. В начале 1970-х годов Хауэрвас начинает впервые использовать нарративный подход, чтобы подчеркнуть идею целостности «характера» и нравственной жизни. Человек сформирован не правилами, а историями и метафорами, которые делают нашу жизнь целостной [7 p. 45]. Понимание жизни как истории нравственно полезно, поскольку оно напоминает нам, что жизнь имеет начало и конец [8 p. 169]. Но в этот период Хауэрвас также сторонится какой-либо богословской конкретизации и практически не упоминает Церковь. Характер и мораль можно понять только в контексте конкретной истории [9 p. 159]. Современный мир, по мнению профессора Хауэрваса, предлагает объективную мораль, которая обезличивает человека и нивелирует его личную историю. Хауэрвас предлагает не бороться с данным положением дел, а увидеть, что современный мир тоже является нарративом, который отказывается от своих традиций и видит себя вне категорий повествования [9 p. 175]. Другими словами, по мнению Хауэрваса, современный мир - это история, которая не видит своей целостности и цели.
Можно отметить, что в период «антропологического нарра-тива» Хауэрвас сконцентрировался на возможности дать человеку лучше понять себя и истоки своих поступков, а внутренние и сущностные вопросы христианства играли лишь вспомогательную роль в его методологии.
2 Эта работа является докторской диссертацией С. Хауэрваса, которую он защитил в 1968 г. в богословской школе при Йельском университете (Yale Divinity School). Впервые была издана в 1975 г.
Теологический нарратив
Переходным моментом от антропологического нарративного подхода к теологическому могут служить некоторые идеи, изложенные профессором Хауэрвасом в сборнике эссе 1981 года «Сообщество с характером» («Community of Character»). Стоит обратить особое внимание на мысль из этой работы, в которой Хауэрвас утверждает: «Главная общественная задача Церкви -быть собой»[10 p. 10]. Здесь он подробно не поясняет, что такое Церковь, ограничившись лишь определением: Церковь - это люди, верующие, что мировой историей руководит Бог [10 p. 10]. Но в то же время Хауэрвас использует метод нарратива уже не для описания целостности и уникальности личности; он делает шаг в сторону определения особенности именно христианской истории, которая включает в себя такой феномен, как Церковь. Хауэрвас, описывая задачи Церкви, сводит их, по сути, к одной - ее самобытности: Церковь не должна способствовать решению социальных вопросов. Задача Церкви - помнить о своей сути и, исходя из этого, преобразовывать непосредственно сами вопросы и проблемы, которые существуют в обществе. Мыслитель также добавляет, что Церковь должна переосмыслить не только проблемы, но и общественные добродетели, такие как «доброжелательность, дружба и создание семьи» [10 p. 11], и заявляет, что Церкви необходимо уйти от обсуждения вопросов и проблем светского общества для выражения своей христианской уникальности. Из этого следует еще одна ключевая идея богословия Хауэрваса: задача Церкви -показать, что мир является миром [10 p. 10]. Это означает, что Церковь, провозглашая свой нарратив, отказывается от историй, которые диктуются в мире. И через это отрицание Церковь может показать самому миру, что он является историей, противостоящей истории, возглавляемой Богом. Как отмечает Д. Томпсон по поводу работы «Сообщество с характером»: «... в каждом тезисе С. Хау-эрваса сделан акцент на социальном аспекте христианской этики, ее экклезиологической природе. Такое положение кардинально меняет индивидуалистический подход, показанный в работе "Характер и христианская жизнь"» [11 p. 18]. Хауэрвас в этой работе действительно меняет направление своего богословия - он делает переход от индивидуалистического понимания этики и рассматривает возможность христианской жизни исключительно в контексте общины. Более того, он довольно сильно акцентирует внимание на христианском отрицании индивидуализма как такового: «...христиане воспринимают индивидуалистическое понимание свободы как
рабскую зависимость человека перед своим «эго» и своими желаниями» [10 p. 130]. Отсюда - и две главные функции Церкви: изменять людей и нести свидетельство о вере в то, что мир сотворен и управляется Богом. Эти две функции в полной мере дают людям целостную историю, в которой они могут развиваться и осознавать себя. Он делает замечание, что люди, говоря о «церкви» в очень узком смысле, имеют в виду западный христианский мир и Римско-Католическую Церковь. Но это, по мнению мыслителя, не является полноценным описанием Церкви. Он считает, что Церковь - это в первую очередь люди, свидетельствующие о реальности Царствия Божьего. И такие люди появляются в каждом поколении [10 p. 108-109].
В 1983 году вышла работа Хауэрваса «Мирное Царство» («The Peaceable Kingdom»). В данной работе мыслитель впервые с полной уверенностью говорит, что главная христианская добродетель -это миротворчество, и провозглашает себя христианским пацифи-стом3. Мы не будем подробно разбирать концепцию христианского пацифизма Хауэрваса, а лишь рассмотрим, как появление этой идеи преобразило сам нарративный метод.
Во введении к работе «Мирное Царство» Хауэрвас проясняет свое критическое отношение к нарративному методу и нежелание, чтобы его богословие ассоциировали с ним: «В ходе своей работы я понял, что нарратив является крайне полезной концепцией. Но есть и другая сторона медали: эта концепция может стать приманкой для развития какой-нибудь богословской новинки (theological fad). Я не развивал и не собираюсь развивать нарративную теологию или теологию нарратива. Я даже не могу представить, как бы это могло выглядеть. Теология не производит истории: правильнее было бы сказать, что она критически осмысливает историю; или что эта традиция, воплощенная в сообществе, которое с учетом прошлого существует сейчас и смотрит в будущее. Следовательно, ошибочно думать, что нарратив занимает центральное место в моем подходе» [12 p. XXV]. Но здесь прослеживается общая тенденция нежелания Хауэрваса, чтобы его воспринимали как представителя какой-либо школы/богословского или философского подхода.
В «Мирном Царстве» уже полноценно говорится об Истинной истории, которая показана в Писании и продолжается в жизни Церкви. Стоит отметить важную особенность, характеризующую нарративное богословие Хауэрваса: оно противопоставляет себя
3 На формирование этой позиции у Хауэрваса преимущественно повлиял менонитский богослов Джон Йодер.
систематическому богословию. Христиане, по мнению Хауэрваса, живут не на основе отдельных постулатов и учений из Писания, а они сами, в своей жизни должны воплощать совокупность и продолжение Божьей истории. «Наша вера не основана на некоторых аспектах Бога, Иисуса Христа и Церкви, и наша мораль не исходит из этих аспектов. Мы воплощаем мораль в самих наших верованиях. Мы не разделяем веру и действия» [12 р. 16]. Другими словами, Хауэрвас снова, как и в этике «характера», делает акцент на целостности. Но теперь он пытается продемонстрировать эту целостность не в человеке, а во взаимосвязи христианского учения и христианской жизни, которые при теологическом нарративе практически неразделимы. Нарратив является единственным возможным путем для полноценного восприятия христианства.
Бог - имя нарицательное, оно профанируется вне Его истории. Понять Бога можно только через Его историю. Бог решил сделать нас участниками Своего существования. Наша жизнь - это дар от Бога. Задача христиан состоит в том, чтобы праведно принять этот дар от Творца. Только в такой связи христиане могут познать себя и Бога [12 р. 27]. Но эту историю нельзя просто увидеть и понять; необходимо стать учеником в сообществе, которое стремится жить праведно и придерживаться истории Бога [12 р. 29]. Церковь - это то место, где «история Бога воплощается, где ее слышат и рассказывают» [13 р. 101]. Все, что происходит в Церкви, служит этим трем действиям. Вне Церкви Священное Писание не может быть правильно понято и прочитано. Понимание Священного Писания в Америке, по мнению Хауэрваса, подверглось сильному искажению, т. к. в большинстве своем его читали в индивидуальном порядке, без необходимости духовного перерождения. «Они читают Библию не как христиане, и не как внешние, а как граждане демократического общества, которым достаточно просто "здравого смысла" для "понимания" Писания» [14 р. 15]. В Америке произошла своеобразная метаморфоза: значение и смысл библейского текста стало возможно определять вне Церкви, индивидуально. Американские граждане, читая Священное Писание, осознавали себя в первую очередь как граждане страны, а не как христиане. По мысли Хауэрваса, это привело к тому, что Библией они освятили свой гражданский статус и сам демократический строй. «В результате того, что Библия была изъята из Церкви и отдана в распоряжение сознанию индивидуальных людей, Писание стало принадлежать националистической идеологии. Америка стала христианской нацией, освященной Богом» [14. р. 32].
В этой связи Хауэрвас заново осмысливает понятие добродетели и конкретизирует особенность христианской добродетели:
«добродетели, которые помогут вспомнить и рассказать историю о распятом Спасителе» [12 р. 103]. Добродетель служит основополагающим инструментом, помогающим рассказать историю Бога и утвердить самобытность Церкви. Центральная христианская добродетель - миротворчество. Хауэрвас поясняет, что миротворчество должно быть именно в центре церковной жизни, т. к. эта добродетель не встречается в других сообществах. И сделав ее центральной, Церковь обретет самоидентичность и сможет осмыслить такие распространенные добродетели, как вера, надежда и любовь, уже исходя из своих принципов [12 р. 103].
Заключение
С помощью теологического нарратива Хауэрвас показал неразрывность христианской жизни и христианского учения, христианской этики и христианской теологии [12 р. 54-55]. Хауэрвас получил ученую степень по богословской этике и преподавал именно этику, но при этом он всю жизнь стремится доказать тождественность христианской этики и богословия, указывая на катастрофические последствия нарушения этой связи. И сердцевиной этого стремления к целостности христианской жизни является Церковь, т. к. только в ней может происходить Божественная история и могут быть воспитаны люди, которые поймут эту историю и станут ее свидетелями. В дальнейшем Хауэрвас сделает вывод, что «всякая теология должна начинаться и заканчиваться экклезиологией» [15 р. 58].
Таким образом, Хауэрвас пришел от индивидуалистического понимания нарратива к теологическому, в котором ключевую роль играет церковное самосознание христиан. Но методологическая концепция Хауэрваса стоит на крайне радикальном требовании исполнения принципа ненасилия для всех христиан: хотя данный принцип свойственен лишь некоторым христианским течениям и сектам. Это показывает, что при попытке создать нечто объективное, что могло бы объединить христианскую этику и теологию, Хауэрвас привнес то, что для большинства христиан будет недопустимым.
Однако подобный акцент на такой радикальной идее, как христианский пацифизм, обусловлен самой структурой теологического нарратива. В поисках целостности отдельного человека Ха-уэрвас пришел к целостности церковной, которая сочетает в себе целостность как отдельного человека, так и мистической Церкви, воплощенной в христианах. Таким образом, теологический нарра-
тив позволяет созидать целостность на трех уровнях: личном (целостность отдельной личности), религиозном (целостность отдельной личности определяется христианской самоиндентичностью), метафизическом (христиане воплощают единую Церковь и через нее же приобретают свою личную целостность). Подобная структура существует в резком противопоставлении Церкви остальному миру. В данном случае противопоставление возможно только при использовании элемента, который бы созидал это противопоставление по отношению к остальному миру. Таким элементом в эккле-зиологической модели Хауэрваса стало миротворчество, в котором он видит сущность христианства.
Хауэрвас неоднократно замечал, что его богословская модель недогматическая, довольно гибкая и находится в постоянном движении. Открыв для себя добродетель миротворчества, Хауэрвас на ее фундаменте создал свою экклезиологическую модель, которая воплотила в себе и прошлые наработки, связанные с антропологическим нарративом.
Литература
1. Lindbeck G. The Nature of Doctrine. Religion and Theology in Postliberal Age. Philadelphia: The Westminister Press, 1984. 142 p.
2. Dorrien G. The origin of postliberalism. A third way in theology? // Christian Century. 2001. Vol. 118 (20). P. 16-21.
3. Comstock G. Two types of Narrative Theology // Journal of the American Academy of Religion. 1987. Vol. 55 (4). P. 687-717.
4. Rasmusson A. The Church as Police: From Political Theology to Theological Politics as Exemplified by Jurgen Moltmann and Stanley Hauerwas. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1995. 422 p.
5. Wells S. Transforming fate into destiny. The theological ethics of Stanley Hauerwas. London: Paternoster Press, 1998. 210 p.
6. Hauerwas S. Character and the Christian Life A Study in Theological Ethics. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1994. 272 p.
7. Hauerwas S. Vision and Virtue. Notre Dame: Fides Publishers, 1975. 264 p.
8. Hauerwas S. Vision, Stories, and Character // The Hauerwas Reader. Durhem: Duke University Press, 2001. P. 165-170.
9. Hauerwas S, BurellD. From system to story: an alternative pattern for rationality in ethic // Why narratives. Reading in Narrative Theology. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 1997. P. 158-190.
10. Hauerwas S. A Community of Character: Toward a Constructive Christian Social Ethic. Notre Dame: Notre Dame University Press, 1986. P. 197.
11. Thomson J. The Ecclesiology of Stanley Hauerwas: A Christian Theology of Liberation. Hants: Ashgate, 2003. 245 p.
12. Hauerwas S. The Peaceable Kingdom. Notre Dame: Notre Dame University Press, 1986. 208 p.
13. Hauerwas S. Christian Existence Today. Durhem: The Labyrinth Press, 1988. 266 p.
14. Hauerwas S. Unleashing the Scripture: Freeing the Bible from Captivity to America. Nashville: Abingdon Press, 1993. 160 p.
15. Hauerwas S. In Good Company: The Church As Polis. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1995. 268 p.
References
1. Lindbeck G. The Nature of Doctrine. Religion and Theology in Postliberal Age. Philadelphia: The Westminister Press, 1984. 142 p.
2. Dorrien G. The origin of postliberalism. A third way in theology? Christian Century. 2001;118(20):16-21.
3. Comstock G. Two types of Narrative Theology. Journal of the American Academy of Religion. 1987;55(4):687-717.
4. Rasmusson A. The Church as Police: From Political Theology to Theological Politics as Exemplified by Jurgen Moltmann and Stanley Hauerwas. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1995. 422 p.
5. Wells S. Transforming fate into destiny. The theological ethics of Stanley Hauerwas. London: Paternoster Press, 1998. 210 p.
6. Hauerwas S. Character and the Christian Life A Study in Theological Ethics. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1994. 272 p.
7. Hauerwas S. Vision and Virtue. Notre Dame: Fides Publishers, 1975. 264 p.
8. Hauerwas S. Vision, Stories, and Character. The Hauerwas Reader. Durhem: Duke University Press, 2001. p. 165-70.
9. Hauerwas S, Burell D. From system to story: an alternative pattern for rationality in ethic. Why narratives. Reading in Narrative Theology. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 1997. p. 158-90.
10. Hauerwas S. A Community of Character: Toward a Constructive Christian Social Ethic. Notre Dame: Notre Dame University Press, 1986. p. 197.
11. Thomson J. The Ecclesiology of Stanley Hauerwas: A Christian Theology of Liberation. Hants: Ashgate, 2003. 245 p.
12. Hauerwas S. The Peaceable Kingdom. Notre Dame: Notre Dame University Press, 1986. 208 p.
13. Hauerwas S. Christian Existence Today. Durhem: The Labyrinth Press, 1988. 266 p.
14. Hauerwas, S. Unleashing the Scripture: Freeing the Bible from Captivity to America. Nashville: Abingdon Press, 1993. 160 p.
15. Hauerwas S. In Good Company: The Church As Polis. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1995. 268 p.
Информация об авторе
Дмитрий Е. Коровин, магистр теологии, аспирант философского факультета, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; dimkorovin1992@yandex.ru
Information about the author
Dmitry E. Korovin, M.A. in Theology, graduate student of the Faculty of Philosophy, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; dimkorovin1992@yandex.ru