Ковзик Глеб Олегович, Корнилова Ирина Валерьевна, Магсумов Тимур Альбертович "ЕГО МУЖЕСТВО ПЕРЕДАЛОСЬ И ЕГО СЫНОВЬЯМ...": ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ О. ПАВЛУ ДЕРНОВУ
В статье представлена рецензия на работу врача-психиатра, кандидата медицинских наук, краеведа, диакона А. Г. Комиссарова "Жизнь и духовное наследие священника Павла Дернова" (Набережные Челны, 2014. 600 с.). Книга являет собой не только биографическое исследование жизнедеятельности священнослужителя, ставшего жертвой первой волны кровавого террора Гражданской войны, но и включает в себя разнообразные фактологические материалы, добавляющие, расширяющие и раскрывающие картину реалий начавшихся преобразований Советской власти. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/9/18.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 76-78. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 271.22(470.41) Исторические науки и археология
В статье представлена рецензия на работу врача-психиатра, кандидата медицинских наук, краеведа, диакона А. Г. Комиссарова «Жизнь и духовное наследие священника Павла Дернова» (Набережные Челны, 2014. 600 с.). Книга являет собой не только биографическое исследование жизнедеятельности священнослужителя, ставшего жертвой первой волны кровавого террора Гражданской войны, но и включает в себя разнообразные фактологические материалы, добавляющие, расширяющие и раскрывающие картину реалий начавшихся преобразований Советской власти.
Ключевые слова и фразы: Церковь; духовенство; Гражданская война; мужество; патриотизм; П. А. Дернов; Елабуга.
Ковзик Глеб Олегович
Набережночелнинский государственный педагогический университет chaes2@mail. гы
Корнилова Ирина Валерьевна, д.и.н., доцент
Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан ivkornilova@list. гы
Магсумов Тимур Альбертович, к.и.н., доцент
Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований nabonid1@yandex.ru
«ЕГО МУЖЕСТВО ПЕРЕДАЛОСЬ И ЕГО СЫНОВЬЯМ...»: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ О. ПАВЛУ ДЕРНОВУ
Интерес к возрождению религии вновь стал возвращаться в советском обществе задолго до распада СССР. Поначалу медленно, но затем - в один миг (1988 год - год официального празднования 1000-летия принятия христианства на Руси) - государство признало присутствие конфессиональных институтов в жизни социума.
После «смерти» Союза и демонтажа советской идеологической системы мировоззренческий вакуум российского человека начала заполнять церковь. Внутренняя душевная коллизия граждан, ставшая результатом разрыва с материалистической формой общественного сознания и перехода на многоконфессиональную и плюралистическую идеологическую модель, еще долго будет сопровождать отечественную историю.
Нами утверждается, что отчасти заполнить эту пустоту российское общество, возможно, сможет через познание прошлого: осознание собственного исторического пути со всеми превратностями судьбы и тяготами, а также колоссальными успехами и достижениями российской полиэтнической нации - есть главное и первостепенное значение истории как науки.
В этом плане отечественная историческая наука действует точно и верно. Поднимаются актуальные вопросы о роли церкви в жизни российского обывателя дореволюционного времени, вновь идет приобщение к традициям православной культуры, в некоторой степени обеляется персона духовенства - вместо грязного, мещанского попа исследователи стремятся к историческому объективизму, к показу священнослужителя Русской православной церкви не как объекта всенародной ненависти и презрения.
Особенно стоит отметить в этой области историко-краеведческие исследования, ввиду того, что история государства не заканчивается его центром и порой правду проще отыскать «на земле». Ее, историю, как спираль, следует раскручивать от центра страны, плавно переходя к провинции, ее центрам и глубинке [1].
Несомненно, важную роль в этом процессе занимает сама церковь, заинтересованная в правдивом повествовании ее истории и избавлении от кривотолков, возникших и закрепившихся после большевистской борьбы за власть и Гражданской войны. В свете вышесказанного считаем необходимым познакомить читателя с недавно вышедшей из-под пера диакона Алексия Комиссарова книгой «Жизнь и духовное наследие священника Павла Дернова», входящей в серию «Жизнь во благо» [2].
Диакон Алексий активно участвует в восстановлении доброй памяти о новомучениках Православной церкви, занимается трансляцией в коллективную память подлинной истории жизни священнослужителей, подпавших в бездумные жернова Гражданской войны и массового террора. В числе основных направлений его изысканий - реконструкция провинциальной истории через персоналии Камско-Вятского края [2-4].
Открывая в первый раз книгу, читатель встречается со стихом 8-19 главы 21 Евангелия от Луки, часть которого мы воспроизводим здесь:
«Он сказал:
берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их».
ISSN 1997-292X
№ 9 (71) 2016
77
Такое предостережение позволяет прочувствовать позицию автора к произошедшему безумному и бездумному истреблению Православной церкви и ее служителей на территории России. Тревожное сообщение не было услышано народом, и мир, некогда хранившийся на Русской земле, постепенно поглотила кровавая жатва революций и войн.
Из предисловия мы узнаем, что Павел Александрович Дернов, достаточно известный в Прикамье священнослужитель, просветитель и краевед, стал жертвой первой волны политического террора Гражданской войны, беспощадного и кровавого. А. Комиссаров выделяет тот факт, что Павел Александрович, представляя собой типичного представителя духовного сословия, кроткого и «скромного труженика на ниве Христовой», с началом Гражданской войны мужественно и решительно встал на путь борьбы за Церковь и Веру. Автор считает, что священник, завидев настоящую антихристианскую опасность, поступил так, как проповедовал в своих речах и трудах, без тени промедления, без раздумий и сомнений.
Содержание книги пропитано нарастанием мрака и трагичности: вот был светлый путь праведника, но вдруг на горизонте возникли тучи, которые заволокли все небо, очернили грязной кляксой, и, как итог, в конце предстает лишь одно - тьма. Не только трагическая гибель героя повествования и части его семьи, но и апокалипсис того мира, в котором они жили. Кроме того, книга богато проиллюстрирована фотографиями основных лиц исследования, документов, сопровождающих жизненный путь семейства [2, с. 107].
Исследование не зацикливается исключительно на личности Павла Дернова, хотя, безусловно, она является объектом авторского внимания. Здесь, помимо самого трагически погибшего священника, присутствует жизнь его отца, сестер и детей. Включенные в работу воспоминания родственников несут в себе, помимо информационной функции, также и большую долю экспрессии для наполнения густыми красками картины той смуты (именно так они называют события 1917 г. и последующей Гражданской войны в России), что наступила в нашем Отечестве. Приведем цитату из воспоминаний А. А. Кузнецовой о расстрелах в Елабуге в 1918 г.: «24 ноября по старому стилю забрали мать, сноху и меня, 15-летнюю девочку. Привезли в дом Глафиры Федоровны Стахеевой. Меня оставили наверху, а мать и сноху - где-то внизу. Скоро привели мать ко мне проститься. Их увели и сразу, в тот же день, расстреляли. Я проплакала допоздна, а потом меня отпустили <...> Тогда же, как и мать, еще двух женщин расстреляли. Говорили, что стреляли их у Тоймы, где "ряжи". Вот и Дернова расстреляли. Взяли его сразу на расстрел <...> Время такое было, что много невинных пострадало. Покажут пальцем - и на расстрел» [Там же, с. 186].
Единичные, поредевшие естественным и насильственным путем «голоса прошлого» большой семьи Дерновых сосредоточены во второй части книги. Здесь представлено 11 жизненных историй, записанных и собранных исследователями в разное время, многие из которых опубликованы впервые. Именно они дают возможность по крупицам воссоздать жизнь и деятельность православной династии Дерновых, продолжившейся в детях, внуках, правнуках. Для всех них характерна активная жизненная позиция и ярко выраженное стремление служения своей стране.
Третья часть книги передает квинтэссенцию дошедшего до наших дней духовного наследия героя повествования - полную библиографию и представленные в сокращении труды П. Дернова, впервые собранные воедино в одной книге в хронологическом порядке их создания. Последнее, 1913 года, произведение «Масоны как враги христианской церкви и государства» стало как бы предостережением для всех православных верующих и страны в целом: грядет буря, и виной ей может стать безбожие, порожденное масонами-интриганами. «Россия в настоящее время находится в положении Давида, гонимого Саулом, - писал в конце этого труда П. Дернов. -Но враги Давида не имели Бога пред собою, и все их ухищрения не принесли вреда ему, имевшему помощником Бога. Масоны, восставшие на Россию, тоже не имеют Бога пред собою, а у России помощник - Сам Бог: и пока Россия будет иметь Бога помощником, подкрепляющим душу ее, до тех пор Он будет избавлять ее от всех бед, и на врагов ее будут без страха смотреть светлые верою очи ее» [Там же, с. 599].
Из этих материалов, которые были собраны воедино на трехста пятидесяти пяти страницах, хотелось бы отдельно выделить «Историческую записку о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878-1903 гг.)» [Там же, с. 409-501]. Этот очерк показывает осведомленность автора, преподававшего в училище Закон Божий, в широком круге проблем дореволюционного образования, а также глубокое исследование истории учебного заведения. Поражает то, с каким ученым усердием П. Дернов подошел к своему заданию: работа систематизирована, структурно изложена, подкреплена большим количеством фактов и статистики. Главное то, что автор составил не сухой юбилейный отчет, написанный канцелярским языком, свойственным учебной бюрократии, но попытался, пусть и не везде, построить картину повседневной истории школы, вплетая в нее жизнь людей, ее населявших, а саму ее - в историю города.
Жизненный путь семьи Дерновых - живой отпечаток истории Российского государства в начале XX века. Как палеонтолог, снимающий слепок со следов древнейших существ, так и мы, читатели и интересующиеся исследователи, проживаем во всей полноте через семейную историю разворачивающуюся картину исторического процесса в России. Огромный кропотливый труд, проделанный Алексием Комиссаровым по спасению от бездны небытия многоликого исторического полотна, должен быть сполна отблагодарен. Пока есть люди, ведущие поиски ответов на такие, кажущиеся рядовому обывателю малозначимыми, вопросы, отечественная история и историческая память народа не будут потеряны.
Список литературы
1. Валеев Н. М., Корнилова И. В., Магсумов Т. А. Волго-Камский край в современной историографии // Сумський юторико-арх1вний журнал. 2016. № 26. С. 38-46.
2. Жизнь и духовное наследие священника Павла Дернова / авт.-сост. А. Комиссаров. Набережные Челны: ИД «Новости МИРА», 2014. 600 с.
3. К столетию Архиерейского визита [Электронный ресурс] // Православное Закамье. URL: http://www.pravchelny.ru/ publications/?ID=11454 (дата обращения: 15.09.2015).
4. Отец Игнатий [Электронный ресурс] // Богоявленский храм. URL: http://mblago.ru/churches/bogoiav/articles/14102014-2 (дата обращения: 21.09.2015).
«HIS COURAGE TRANSMITTED ITSELF TO HIS SONS...»: LITERARY MONUMENT TO PRIEST-MARTYR FATHER PAVEL DERNOV
Kovzik Gleb Olegovich
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University chaes2@mail. ru
Kornilova Irina Valer'evna, Doctor in History, Associate Professor Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Tatarstan Academy of Sciences
ivkornilova@list. ru
Magsumov Timur Al'bertovich, Ph. D. in History, Associate Professor International Network Center for Fundamental and Applied Research nabonid1@yandex. ru
The article presents a review of the work by psychiatrist, Ph. D. in Medicine, regional ethnographer, deacon A. G. Komissarov "Life and spiritual heritage of the priest Pavel Dernov" (Naberezhnye Chelny, 2014, 600 p.). The book is not only biographical study of life and activity of a priest who became a victim of the first wave of murderous terror of the civil war. The publication also includes different factological materials which develop in more detail the realia of the ongoing reforms initiated by Soviet power.
Key words and phrases: Church; the clergy; The Civil War; courage; patriotism; P. A. Dernov; Yelabuga.
УДК 16
Философские науки
Статья раскрывает методологические установки П. Фейерабенда с позиций ментальных характеристик постнеклассической науки. Отношение научного сообщества к вкладу в философию науки П. Фейерабенда неоднозначно. Автор производит анализ методологического подхода философа с позиций концептуальной, нормативной и ценностной составляющих. В эпистемологическом анархизме Фейерабенда выделяются позиции либерализма, онтологические основания, гуманистические ценности. Акценты в проведённом исследовании расставляются в рамках постмодернистского дискурса, предвосхищённого и во многом сформированного Фейерабендом.
Ключевые слова и фразы: экстерналистская составляющая; эпистемологический анархизм; контрпродуктивные действия; контрправило; пролиферация; принцип несоизмеримости; рациональность; формы бытия; ментальность; постнеклассическая наука.
Колесова Ольга Валентиновна, к. филос. н., доцент
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского kolesovaov@yandex. гы
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ П. ФЕЙЕРАБЕНДА КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Наука является областью культуры, она фокусирует в себе все те тенденции, которые свойственны культуре в целом. Мысль о теоретической нагруженности научного исследования, принадлежащая Г. Галилею, дала основания для развития экстерналистского (обусловленного внешними факторами) подхода к науке. Она нашла своё продолжение в последующем развитии теории познания. О связи науки с другими культурными составляющими размышлял М. Фуко [18]. Проблема образа науки или её эпистемологии (теории познания) отражена в работах А. Катре, М. Полани, Т. Куна, И. Лакатоса [9, с. 3]. Об обусловленности идеалов и норм научного исследования различных эпох стилем мышления, присущим этим эпохам, размышляет В. С. Стёпин [15].
Постнеклассический этап развития науки (согласно И. Пригожину, середина XX в. - наше время [11]) характеризуется усилением внимания к исторической изменчивости бытия, смещением акцентов с исследования мира на исследование методов и норм научного познания, ориентацией на значимость ценностных факторов культуры.
П. Фейерабенд ставил методологические вопросы научного познания в широком социокультурном ключе. Прежде чем перейти к анализу взглядов философа, необходимо заметить, что отношение к Фейерабенду трудно назвать однозначным. Так в «Словаре современной западной философии» за 1998 год, наряду с характеристикой Фейерабенда как «одного из самых ярких» выразителей постпозитивизма в философии науки XX века,