Научная статья на тему 'Эффекты институциональной инерции в реформировании российской системы защиты детства'

Эффекты институциональной инерции в реформировании российской системы защиты детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / КРИЗИСНЫЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / INSTITUTIONAL INERTIA / INSTITUTIONALIZATION AND DE-INSTITUTIONALIZATION OF CHILDREN / FAMILIES IN CRISIS / SOCIAL ORPHANHOOD / SOCIAL ASSISTANCE TO CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костенко Максим Александрович

В статье анализируется процесс модернизации российской системы защиты детей с точки зрения институционального подхода к реформированию базовых социальных институтов. Выявлены некоторые эффекты институциональной инерции реформирования, обсуждается природа их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effects of institutional inertia in the reform of the Russian system of protection of the childhood

The article analyzes the process of modernization of the Russian system of protection of children from the point of view of the institutional approach to the reform of basic social institutions. Some of the effects of institutional inertia reform have been identified, nature of their origin have been discussed.

Текст научной работы на тему «Эффекты институциональной инерции в реформировании российской системы защиты детства»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 316.3

Костенко Максим Александрович

кандидат социологических наук, доцент Алтайский государственный университет, г. Барнаул

[email protected]

ЭФФЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНЕРЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

В статье анализируется процесс модернизации российской системы защиты детей с точки зрения институционального подхода к реформированию базовых социальных институтов. Выявлены некоторые эффекты институциональной инерции реформирования, обсуждается природа их возникновения.

Ключевые слова: институциональная инерция, институционализация и деинституционализация детей, кризисные семьи, социальное сиротство, социальная помощь детям в трудной жизненной ситуации.

Улучшение положения детей, семей с детьми является приоритетным направлением в государственной социальной политике России последних лет. Основные задачи семейной политики сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержки семей с детьми [2, с. 7-12]. В последние годы меры государственной поддержки семей стали более системными: реализован ряд приоритетных национальных проектов, вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий и единовременных выплат семьям с детьми, материнский (семейный) капитал, развивается инфраструктура социальных услуг. Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемым на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются собственные программы по поддержке детства, включающие региональные меры поддержки семей с детьми, различные виды помощи многодетным семьям, улучшение жилищных условий молодых семей и др. [1].

Сегодня, когда на первый план выдвигается задача модернизации всех сфер жизни российского общества, важно сформировать понимание, что является первоочередным в решении проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации [4, с. 24-29] Озабоченность этой проблемой можно проследить в интенсивных дискуссиях о будущем детей и активностью в модернизации нормативно-правовой базы защиты детства и модернизации инфраструктуры социальных услуг детям в трудной жизненной ситуации [5, с. 10-15]. Российская национальная система защиты детства в широком смысле, и в более узком смысле - система предотвращения социального сиротства - в ее современном состоянии характеризуется двойственностью. С одной стороны, продолжается реформа законодательства и инфраструктуры социальных услуг в интересах детей, вводятся новее форматы практической деятельности, ориентированные на

сохранение семейной заботы для детей, определяются приоритеты в финансировании эффективных технологий помощи семьям в трудной жизненной ситуации с детьми и т.д. С другой стороны, наблюдается «традиционно» высокие показатели лишений родительских прав и социального сиротства, снижение реального качества социальных услуг семьям, высокая отрицательная трудовая мобильность («текучесть кадров») коллективов социальных служб, отток наилучших профессионалов в другие отрасли экономики и т.д. [5, с. 12-15]. В этой связи, проблемы развития российской системы защиты детства и предотвращения социального сиротства требуют использования современных исследовательских подходов к анализу качественной институциональной динамики.

В институциональном подходе к реформированию базовых социальных институтов большую роль играет учет инерционности социально-экономического развития, или эффекта его исторической обусловленности, которое заключается в том, что большинство институциональных инноваций (обычно с постоянным и убывающим эффектом масштаба) оказываются отвергнутыми в процессе эволюции социальной системы. В трактовке, предложенной Т. Вебленом, инертность институтов, т.е. сопротивление изменениям, вытекает из природы институтов как таковых [3, с. 202-204]. Дж. Ходж-сон определяет институты как устойчивые системы существующих и укоренившихся общественных правил и обычаев, структурирующих социальные взаимодействия. Отсюда следует, что изменение траектории общественного развития невозможно без существенного обновления институтов [12, с. 13-16].

Инертность институциональной структуры определяет важность феномена, используемого в последнее время для анализа экономических и социальных явлений зависимости от предшествующего периода и траектории развития (path dependence) [6, с. 6-16]. К сожалению, современная российская система защиты детей подтверж-

© Костенко М.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

165

дает факт существования институциональной инерции и зависимости от предшествующего пути развития. Действие такой зависимости можно проиллюстрировать на примере практик государственной помощи детям с высоким риском сиротства. До сих среди политиков, лиц, принимающих государственные решения, профессионального сообщества доминирует устоявшийся в советское время стереотип о наилучших формах альтернативной государственной заботы - разлучение ребенка с родителями, не справляющимися с его воспитанием, и размещение его в «более лучших условиях» (будь то детский дом или, что предпочтительнее, - замещающая семья) [8, с. 133-140].

Институциональная инерция также является защитной реакцией системы на разрушающие ее институциональные и технологические инновации [6, с. 10-16]. Реформы системы социальной помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации являются сложным процессом, реакцией на который является усиливающаяся инертность институциональной структуры всех субъектов социальной сферы (социальной защиты населения, образования, здравоохранения и др.).

Выполняя защитную функцию, институциональная инерция, является негативным фактором, замедляющим модернизацию национальной системы защиты детства, что иногда выражается в периодическом возвращении к отжившим институциональным моделям, не соответствующим сложившимся общественно-экономическим условиям [6, с. 6-16]. Одним из таких негативных факторов, относящихся к институциональной инерции, можно назвать традиционно низкие показатели восстановления в родительских правах [1, с. 14-20]. Данное обстоятельство может являться наглядным примером отсутствия практической помощи «кризисным» семьям, направленной на восстановление связи с ребенком, обучение родительским компетенциям, нормализацию социальной жизни самих родителей. Решение суда о лишении родительских прав фактически исключает кровных родителей из дальнейшего жизненного пути ребенка, а институ-ализированные государством агенты его дальнейшей социализации вычеркивают родителей из числа социального окружения ребенка [7, с. 58-65].

Принципиально усложняет проблему институциональных реформ в сфере защиты детства то, что устойчивость, инерционность отдельных институтов не является одинаковой. Это становится наглядным при выделении формальных (зафиксированных в законодательстве) и неформальных (проявляющихся в традициях, системе ценностей) институтов [3, с. 156-160]. Если обратиться к формальным институтам в нашей стране, то приоритеты социально-правовой защиты «кризисной семьи» обнаруживают колебания от полного патернализма модели социальной помощи, детермини-

рующей выученное социальное иждивенчество, до самоустранения в процессе этой же помощи после отбирания ребенка из «кризисной семьи». Последнее обстоятельство, кстати говоря, - есть абсолютный результат патерналисткой социальной помощи со стороны государства. Само наличие таких приоритетов - проявление «двойных стандартов» в формальном институте социальной защиты детей.

Институциональная инерция ощутимым образом проявилась в ходе реформирования российской системы альтернативной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, переводе ее на рельсы «деинституционализации». Известно, что управляемое развитие институциональной структуры общества может осуществляться двумя способами: 1) копирование формальной структуры успешной модели социально-экономического устройства (путем легализации и импорта соответствующих институтов); 2) построение собственной формальной структуры, ориентируясь по контурам существующей неформальной (социально-экономическая генетика) [12, с. 20-30].

Практика показала, что различные меры по усилению критического отношения к прежней институциональной системе жизнеустройства детей-сирот, по ликвидации ее формальных институтов (детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.) не гарантируют быстрого перехода к системе социальных норм, характерных для семейно-центриро-ванной модели социальной помощи [9, с. 45-51]. Заимствуемые (импортируемые) формальные институты демонстрируют низкую работоспособность, порой оказываются востребуемыми на практике лишь после фактического перерождения. Так, институт «приемной семьи» (foster family) в развитой модели альтернативного ухода за детьми с высоким риском утраты родительского попечения определяет рамки отношений, опосредующих либо планирование постоянства жизнеустройства такого ребенка в семьях с высоким потенциалом родительских и воспитательных компетенций, либо временное его размещение в «семейной среде» на период реанимации кровных родительско-детских отношений с последующей реинтеграцией несовершеннолетнего в собственную семью. В отечественной же модели процедура оформления статуса «приемных родителей» стала популярной тогда, когда выяснилось, что она способна служить средством символического получения дополнительного социального вознаграждения со стороны гражданского общества и государства, а также реального получения материального вознаграждения со стороны государства. Более того, вместо инструмента крайней меры решения социально-психологических проблем «кризисной семьи», а также инструмента семейно-средовой реабилитации ребенка, травмированного расставанием с родной семьей, жестоким обращением, приемные семьи порой ис-

Эффекты институциональной инерции в реформировании российской системы защиты детства

пользуются для формального повышения статистики внеинтернатного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, формальные правила под воздействием накопленной институциональной традиции наполняются принципиально новым содержанием - происходит процесс, названный «деформа-лизацией норм» [13, с. 120-122]. Но одновременно импорт социальных институтов служит важным толчком для эволюции норм и правил, фактически определяющих поведение участников социальных трансакций. Эволюция неформальных институтов, происходящая под влиянием новых формальных институтов, не всегда приближает последние к модели-реципиента (идеала). Наблюдаемые на практике мутации как заимствуемых формальных, так и неформальных институтов подтверждают зависимость инновационных форм от исторического процесса эволюции системы защиты детей. Пример мутации неформальных институтов: смена прежнего табу на сожительство и рождение ребенка вне зарегистрированного брака на современное стремление получения статуса «матери-одиночки», проживая в гражданском браке с одним и тем же партнером на протяжении многих лет.

Таким образом, «трансплантация» формальных институтов в среду с иной системой неформальных институтов не гарантирует успеха. Вместо укоренения «импортируемых» моделей возможен противоположный эффект. Среди причин трансплантационных неудач - перепады общественного доверия к заимствуемым институтам. Доверие к новому социальному институту - своего рода индикатор спроса на него, свидетельство наличия «окна возможностей» для преодоления институциональной инерции. Однако уровни доверия в преддверии трансплантации и после нее могут весьма отличаться. Если начальный уровень доверия к новому зависит от выбора заимствуемых институтов, то на его сохранение сильно влияет технология их внедрения.

В российской национальной модели борьбы с социальным сиротством на заре 2000-х годов весьма востребованным оказался институт «юве-нальных технологий», позволявший создавать условия для раннего выявления семейного неблагополучия и защиты прав несовершеннолетнего в семейной среде [11, с. 49-55]. Без внедрения данного подхода невозможно говорить о создании условий для своевременной помощи семье и детям на самом раннем этапе кризиса [14, с. 176-280]. Качество процесса внедрения ювенальных технологий в российскую действительность породило множество спорных вопросов, и в результате отсутствия внятных ответов на них, само словосочетание стало ругательным в восприятии большинства россиян. Чем ниже массовое доверие к новому институту, тем выше расходы (идеологические и матери-

альные) по внедрению и поддержке его существования, тем значительнее трансакционные издержки его использования [13, с. 120-122]. Дефицит доверия приходится перекрывать трансформационными издержками, связанными с созданием мощной инфраструктуры социальных услуг. Как низкое доверие оборачивается высокими трансакционными издержками, хорошо видно из трудностей реализации классического для социальной работы подхода «работа со случаем» (case managment) в российской практике помощи детям в трудной жизненной ситуации [10, с. 15-20].

Ставка в ходе российской реформы деинститу-ционализации альтернативной заботы о детях главным образом на формальные институты расходится как с историческим опытом начальных этапов реформирования национальных систем альтернативной заботы о детях, так и с современными их реалиями [15, с. 34-40]. Подтверждение тому -распространенность негосударственных сетевых структур (ассоциаций, некоммерческих партнерств и т.д.) в современных эффективных моделях социальной помощи за рубежом. Дееспособность таких структур во многом основывается на неформальных нормах и правилах, в частности, на имеющем персонифицированный характер взаимном доверии в триаде «клиент социальной услуги (получатель) -социальные службы (поставщик социальных услуг) - государство (заказчик социальной услуги в интересах получателя)». Эффективность социальных транзакций в данной триаде поддерживается регулированием взаимоотношений между ее агентами и формальными, и неформальными институтами. Вместе с тем, как те, так и другие имеют ограниченный регулирующий потенциал. Превышающая этот потенциал нагрузка на институт приводит к тому, что из средства снижения трансак-ционных издержек он превращается в фактор их роста. Так, перекладывание всех надзорных и контролирующих процедур на государство как заказчика социальной услуги ведет либо к повышению бюрократизации взаимодействия в триаде и замедлению внутренних транзакций, либо к низкому качеству надзорно-контролирующих мероприятий. Снижение трансакционных издержек достигается благодаря своеобразному симбиозу формальных и неформальных институтов.

Институциональные ловушки в сфере финансирования системы защиты детей также приводят к негативным последствиям:

- специалисты, занятые в сфере защиты детства с высоким риском сиротства, имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, который не формулирует стимулы эффективного трудового поведения [4, с. 123-128];

- содержание ребенка в институциональном учреждении дорого обходится государству, но даже закрывая детские дома и другие учреждения выс-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

167

вобождающиеся средства не направляются на меры по профилактике социального сиротства [2, с. 10-15].

Безусловно, универсального рецепта для преодоления рассмотренных выше негативных тенденций не существует. Вместе с тем, чтобы преодолеть их, необходимо адекватное понимание происходящих процессов, т.к. неправильное понимание их природы может привести к не принятию правильного решения. Представляется, что внедрение в российскую систему предотвращения социального сиротства условий конкуренции, большей свободы как для государственных учреждений и негосударственных организаций (поставщики социальных услуг), так и для получателей услуг (семьи и дети в трудной жизненной ситуации) будет способствовать цели создания развитой, отвечающей вызовам времени российской национальной системы защиты детства, снижению инерционности в ходе ее реформирования, что позволит рассматривать ее как один из факторов устойчивого социального развития государства в целом.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:1р://Ы1р:// base.garant.ru/70183566/ (дата просмотра 01.04.2014).

2. Анализ достижений в области деинституци-онализации защиты детей и развития семейных форм их жизнеустройства. - М.: Институт экономики города, 2008. - 177 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 2003. - 586 с.

4. Зарецкий В.К., ДубровскаяМ.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М., 2002. - 208 с.

5. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. М.В. Гордее-вой. - М: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013. - 225 с.

6. Казакова В.И. Концептуализация «path dependence» в современной социальной науке // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2012. - № 3. - С. 6-16.

7. Костенко М.А., Костенко Н.Б. Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних: проблемы предотвращения и организация психосоциальной помощи. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2013. - 152 с.

8. Костенко М.А. Активная поддержка родителей в контексте социальной помощи семьям в трудной жизненной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 5. -С. 133-140.

9. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / под общ. ред. Е.В. Гуровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - 138 с.

10. Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области / под ред. М.О. Егоровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. - 187 с.

11. Роджерс Дж. Гейткипинг: Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. - СПб: Кинт-Принт, 2010. - 150 с.

12. Ходжсон Дж.М. Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Т. 1. - № 4. -С. 11-30.

13. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория, 3-е изд. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. - С. 120-122.

14. Geeraert L., Van den Nootgate W., Grietens H. & Onghena, P. The effects of early prevention programs for families with young children at risk for physical child abuse and neglect: a meta-analysis. Child Maltreatment, 9, 2004. P. 276-297.

15. Rycus J., Huges R. Filed guide to child welfare, Washington DC: CWLA Press, 2009. - 385 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.