УДК 338.46:378:339.137.2
Л. В. ВОРОНЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент, А. Т. ПОПОВА, ассистент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Цель: разработать инструментарий повышения конкурентоспособности образовательных учреждений.
Методы: В работе применялись диалектический метод, абстрактно-логический и метод наблюдения.
Результаты: На основе статистических данных и наблюдений в сфере образования установлено, что в качестве механизма выстраивания и эффективного развития межрегиональных и международных коммуникаций между бизнесом, образовательными учреждениями и потребителями может выступить образовательный консорциум, позволяющий оптимизировать этот процесс и достичь максимального социально-экономического эффекта от деятельности его участников.
Научная новизна: Обозначены основополагающие векторы развития международной деятельности образовательных учреждений, предложен к внедрению инструментарий повышения конкурентоспособности образовательных учреждений.
Практическая значимость: заключается в возможности внедрения разработанных инновационных механизмов сокращения трансакционных издержек в образовательной отрасли и в получении дополнительного социально-экономического эффекта.
Ключевые слова: рынок труда; конкурентоспособность образовательных учреждений; социальный лифт; трансакционные издержки; образовательная интеграция; консорциум; образовательный кластер; экономика; Российская Федерация.
Введение
Общемировые тенденции глобализации и интернационализации, широко охватившие все сферы жизнедеятельности человека, особенно затронули систему высшего образования, тем самым стали движущей силой ее изменения и возникновения качественно новых подходов к системе организации международной деятельности высших учебных заведений. Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство и выход на международный рынок образовательных услуг актуализировали проблему целевой ориентации и универсализации национальной системы высшего образования. Основной целью международной деятельности в области высшего и послевузовского профессионального образования, а также научно-технических связей является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное пространство, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.
Развитие современной социально-экономической модели требует от регионов и стран тесного и комплексного сотрудничества друг с другом. Тесные межрегиональные и международные связи создают благоприятные условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства, что, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование единого экономического пространства, стимулирование роста экономики и повышение благосостояния населения.
Результаты исследования
Современный рынок труда диктует свои требования к образовательным учреждениям, поскольку система подготовки кадров для предприятий и организаций различных отраслей на сегодня имеет структурные проблемы, характеризующиеся сла-
бой интеграцией в производственные процессы предприятий, кадровым голодом и низким процентом выпускников, работающих по полученной специальности. Работодатели готовы оплачивать поиск квалифицированных сотрудников или их дополнительную подготовку в своих стенах.
Исследования, проведенные Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Национальным агентством развития квалификаций, опыта организации профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) кадров в компаниях, позволили выявить современные тенденции процесса корпоративной подготовки профессиональных кадров [1]. Участниками исследования стали около 200 предприятий, производственные мощности которых расположены в различных субъектах Российской Федерации. В результате исследования выявлено, что около 80 % участников опроса удовлетворены профессиональным уровнем сотрудников и положительно оценивают степень их соответствия занимаемому рабочему месту. Но, несмотря на положительную оценку уровня профессиональной подготовки кадров компании, лишь 12,3 % от общего числа опрошенных оценили потребность в обучении сотрудников как «низкую». Согласно опросу, высокую необходимость в обучении персонала испытывают 20,5 % работодателей, 67,2 % определяют потребность в обучении как « среднюю», что в совокупности дает 87,7 % от общего числа опрошенных компаний.
Основная часть компаний (94,5 %) в настоящее время обучает своих сотрудников, треть из них (30,9 %) располагают собственным учебным центром. При этом все компании изъявили потребность в обучении своих сотрудников.
По данным опроса, 41,5 % компаний направляют сотрудников на обучение во внешние образовательные центры; 39,6 % - осуществляют обучение внутри организации; 18,9 % - привлекают внешних преподавателей при наличии собственного штата и ресурсов.
Средний же уровень затрат на обучение персонала в процентах от фонда оплаты труда (ФОТ) расположен в диапазоне от 0 до 4 %; 15,3 % предприятий тратит на обучение сотрудников от 5 до 9 % от фонда оплаты труда, 2,4 % - от 10 % и выше.
При этом компании часто оплачивают лишь некоторые виды обучения сотрудников. Самыми
популярными видами обучения являются курсы повышения квалификации, работа под руководством наставника и тренинги (табл. 1).
Таблица 1 Виды обучения, предпочтительные для работодателей в качестве обучения и переподготовки кадров, (%)*
(Types of training, which are preferable to employers as training and retraining)
Вид обучения Процент от количества опрошенных
Образовательные учреждения 18,6
Наставничество 47,5
Повышение квалификации 66,1
Тренинги 52,5
Другое 5,3
*Источник: рассчитано и составлено по данным Российского союза промышленников и предпринимателей совместно с Национальным агентством развития квалификаций.
В целом, проведенный анализ свидетельствует, что компании положительно оценивают опыт организации профессионального обучения и рассматривают возможности повышения финансирования подготовки и переподготовки собственных кадров.
Отдельно можно выделить результаты опроса взаимодействия компаний с государственной системой профессионального образования и оценки ее деятельности.
Согласно модели конкурентоспособности М. Портера [2], успех страны на мировом рынке базируется на 4 детерминантах, одна из которых -условия внутреннего спроса. При условии обеспечения цельной взаимосвязи отечественного бизнеса и отечественной системы высшего образования будут формироваться явные предпосылки для развития конкурентоспособной среды. Важнейшим критерием конкурентоспособности вуза является спрос на его выпускников со стороны крупных работодателей, как со стороны бизнеса, так и со стороны других институциональных структур.
Результат проведенного опроса о качестве подготовки выпускников в образовательных учреждениях показал, что российские компании не дали однозначного ответа для определения уровня их профессиональных знаний и компетенций. Почти половина респондентов с трудом смогли ответить на поставленный вопрос, что свидетельствует о необходимости разработки и введения механизмов эффективного взаимодействия работодателей и
их объединений на содержание и результаты профессиональной подготовки и обучения студентов (табл. 2). К таким механизмам можно отнести разработку профессиональных стандартов, квалификационные требования которых планируется учитывать при формированиии федеральных государственных образовательных стандартов, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, реализуемых учреждениями сферы образования (табл. 3).
Таблица 2 Оценка профессиональных навыков выпускников (%)*
(Assessment of professional skills of graduates (%))
Варианты ответов Процент от количества опрошенных работодателей
Полностью не соответствует 12,8
Затрудняюсь ответить 46,2
Скорее не соответствует, чем соответствует 19,6
Скорее соответствует, чем не соответствует 15,4
Полностью соответствует 6
* Источник: рассчитано и составлено авторами по данным совместного исследования Российского союза промышленников и предпринимателей и Национального агентства развития квалификаций1.
Таблица 3
Наличие взаимодействия организаций с образовательными учреждениями (%)*
(Interaction between organizations and educational institutions (%))
Варианты ответов Процент от количества опрошенных работодателей
Имеет «подшефные» учебные заведения, целенаправленно готовящие выпускников для нашей организации 19,4
Имеем базовые учебные заведения, где принимаем участие в разработке и утверждении учебного плана 15,3
Имеем контакты с образовательными учреждениями, студенты которых проходят производственную практику 37,5
Не имеем контактов с образовательными учреждениями и не планируем дальнейшее сотрудничество 9,7
* Источник: рассчитано и составлено авторами по данным совместного исследования Российского союза промышленников и предпринимателей и Национального агентства развития квалификаций2.
1 URL: http://www.nark-rspp.ru/ (дата обращения: 10.11.2014)
2 Там же.
По результатам опроса, лишь 15,3 % компаний осуществляют мониторинг и разработку учебных планов образовательных учреждений.
Механизмы влияния работодателей и их объ-единнений на содержание и результаты профессионального образования, прописанные в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»3, являются лишь формальными и полностью не решают вопросов по организации и качественной оценке результатов образовательного процесса.
Современные конкурентные условия диктуют нам: либо Россия выходит на мировой отраслевой рынок полноправным участником, либо становится только посредственным потребителем, ничего не предоставляя взамен, отдавая свои лучшие умы в процессе естественного отбора высокоинтеллектуальных кадров [3]. Подобная косвенная вербовка уже повсеместно ведется странами, являющимися лидерами международного образовательного рынка высшего образования.
В настоящее время происходит процесс перехода от товарного капитализма к интеллектуальному. Реализуемые инновационные стратегии давно уже являются решающими факторами экономического роста государств. Достигнув системной генерации образования, науки и производства, образовательная система сможет смело претендовать на достойную нишу глобального образовательного рынка.
Учитывая процессы глобализации и ситуацию на рынке труда, можно предположить, что весь процесс подготовки специалистов, включая его результаты, необходимо рассматривать не только с точки зрения оценки знаний и компетенций, полученных в процессе обучения, но и с точки зрения организации образования, с его инфраструктурой и информационным пространством.
Задача развитого общества сделать образовательную среду в области гармонизации экономических вопросов не только коммерческого предпринимательства, но и социального бизнеса и бизнеса в сфере образования максимально открытой.
3 URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.11.2014)
4 URL: http://www.nark-rspp.ru/ (дата обращения: 10.11.2014)
На передний план выходит потребность в доступной молодежной образовательной среде нового формата, позволяющей не только приобретать многофункциональные знания и навыки, но и самореализовываться как личности и использовать существующие возможности как на межрегиональном, так и на международном уровне (сейчас понятие «человек мира» тривиальное, но формирование личности, готовой социально и профессионально реализовать себя в любой части земного шара, с наиболее комфортными условиями проживания и осуществления трудовой деятельности, актуально и сейчас). При этом нельзя забывать об экономической составляющей, поскольку доступность качественного образования как понятие, весьма, относительно.
С целью формирования эффективной институциональной площадки для реализации механизмов студенческого социального лифта в настоящее время начали формироваться коммуникационные связи разнообразного формата. В качестве примеров организации экономически эффективных прикладных инновационных площадок молодежной самореализации можно привезти набирающие в последние годы популярность студенческие бизнес-инкубаторы, так называемые молодежные лаборатории бизнес-идей, которые на региональном уровне берут часть задач по становлению инновационной экономики на себя.
В качестве одного из инструментов решения поставленной задачи предлагается формирование модели межрегионального и международного образовательного консорциума определенной отраслевой направленности, объединяющей в себе как принципы образовательных кластеров5, так и модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений на региональном и международном уровне (совместные прикладные научно-исследовательские проекты, непосредственное участие крупнейших игроков рынка в целом комплексе взаимовыгодных услуг).
5 Образовательный кластер - совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.
Поставщики и конечные потребители знаний, расположенные недалеко друг от друга, имеют возможность более просто налаживать контакты, быстро и постоянно обмениваться информацией о потребностях экономики региона, распространять информацию, навыки, технологии, маркетинг, осознавать требования потребителей, непрерывно обмениваться идеями и инновациями [4]. Благодаря реализации кластерного подхода увеличивается скорость формирования и внедрения инноваций, что в результате повышает конкурентоспособность участников кластера.
Организованный образовательный консорциум в сфере различных отраслевых направленностей благодаря объединению усилий ряда профильных вузов разных стран, а также при активной поддержке крупнейших игроков рынка, позволит сделать процесс адаптации индивида, его знаний и его общественной позиции менее ощутимым и существенно снизить расходы на международные образовательные программы.
Предложенная институциональная форма будет способствовать стимулированию снижения трансакционных издержек не только высшего учебного заведения, но и образовательной системы в целом. Достижение такого эффекта обусловлено эффектом масштаба, четкости взаимодействия и разграничения ролей всех групп участников образовательного консорциума, поэтому деятельность в рамках данного консорциума для них экономически эффективна и взаимовыгодна. Благодаря сниженным ценам на проездные билеты и возможности сокращения расходов на доступ к внешним источникам информации и налаживанию коммуникационных связей, и будет достигаться сокращение издержек для участников образовательного консорциума.
Выводы
Посредством образовательного консорциума достигаются следующие цели и задачи:
- новый формат коммуникаций между бизнесом, образовательной средой и потребителями;
- рост взаимовыгодной экономической эффективности;
- комплексная подготовка экспертов отрасли, отвечающих требованиям современного рынка;
- двусторонний образовательный туризм;
- развитие внутреннего рынка.
Для общественно-экономической формации приобретается дополнительный эффект:
1. Содействие укреплению единства многонационального народа РФ (российской нации).
2. Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
3. Содействие этнокультурному многообразию народов России и органичному плавному вовлечению многонациональных традиций и укладов россиян в международное пространство.
4. Содействие формированию толерантных межэтнических и межконфессиональных коммуникаций.
5. Содействие формированию этнотерритори-ального единства.
В целом, консорциум позволит интегрировать максимальное количество регионов России в образовательную деятельность, сделать доступным массовый образовательный туризм, обеспечив в том числе приток иностранных студентов в Россию за счет удешевления проезда и проживания. Что в свою очередь позволит сформировать
массово-доступную образовательную среду и популяризировать имидж сферы образования РФ для представителей различных конфессий и национально стей.
Список литературы
1. Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальное агентство развития квалификаций // Организация профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) кадров в бизнесе. URL: http://media.rspp.ru/document/1/8/f/8f06ed8285ca f5fc5b2d2e1614b35629.pdf. (дата обращения: 10.11.2014).
2. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
3. Тимирясова А.В., Воронцова Л.В. Предпосылки выхода российского высшего образования на международный рынок образовательных услуг // Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве». М.: Книжный дом «Университет», 2008. 104 с.
4. Тимирясова А.В., Воронцова Л.В., Хикматов Р.И., Байгильдеев А.В. Формирование стратегии развития кластерных систем региона. Казань: Познание, 2009. 132 с.
В редакцию материал поступил 12.11.14 © Воронцова Л. В., Попова А. Т., 2014
Информация об авторах
Воронцова Лилия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по инновационно-стратегическому развитию, Институт экономики, управления и права (г Казань) Адрес: 420111, г Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Попова Алина Тимуровна, ассистент, Институт экономики, управления и права (г Казань) Адрес: 420111, г Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Воронцова Л.В., Попова А.Т. Эффективный инструментарий для оптимизации процессов развития и укрепления межрегиональных и международных коммуникаций // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 141-146.
L. V. VORONTSOVA,
PhD (Economics), Associate Professor,
A. T. POPOVA, Assistant Lecturer Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia EFFICIENT TOOLS FOR OPTIMIZATION OF THE PROCESSES OF DEVELOPING AND STRENGTHENING INTER-REGIONAL AND INTERNATIONAL COMMUNICATIONS
Objective: to develop tools to improve the competitiveness of educational institutions.
Methods: dialectical method, abstract logic method and method of observation.
Results: On the basis of statistical data and observations in the sphere of education it was stated that an educational consortium can serve as a mechanism for building and effective development of inter-regional and international communication between business, educational institutions and consumers, which will help to optimize the process of interaction and achieve the maximal socio-economic benefits from the activities of its participants.
Scientific novelty: the fundamental vectors of the international activities development of educational institutions are indicated; the tools for increasing the educational institutions competitiveness are proposed.
Practical value: possibility to implement the developed innovative mechanisms to reduce transaction costs in the education sector and to obtain additional socio-economic effect.
Key words: labor market; competitiveness of educational institutions; social mobility; transaction costs; educational integration; consortium; educational cluster; economy; Russian Federation.
References
1. Rossiiskii soyuz promyshlennikov i predprinimatelei, Natsional'noe agentstvo razvitiya kvalifikatsii. Organizatsiya professional'nogo obu-cheniya (podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii) kadrov v biznese (Russian Union of Industrialists and entrepreneurs, National Agency for Qualifications Development, Organization for professional educational (training, retraining and qualification refreshing) in business), available at: http://media.rspp.ru/document/1/8/f/8f06ed8285caf5fc5b2d2e1614b35629.pdf. (accessed: 10.11.2014).
2. Porter, M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran (International competition. Competitive advantages of countries). Moscow: Mezhdunarodnyeotnosheniya, 1993, 896 p.
3. Timiryasova, A.V., Vorontsova, L.V. Predposylki vykhoda rossiiskogo vysshego obrazovaniya na mezhdunarodnyi rynok obrazovatel'nykh uslug. Sbornik trudov nauchno-prakticheskogo seminara «Rossiiskoe obrazovanie v obshcheevropeiskom obrazovatel'nom prostranstve» (Prerequisites of the Russian education joining the international market of educational services). Moscow: Knizhnyidom «Universitet», 2008, 104 p.
4. Timiryasova, A.V., Vorontsova, L.V., Khikmatov, R.I., Baigil'deev, A.V. Formirovanie strategii razvitiya klasternykh sistem regiona (Forming the strategy of regional cluster systems development). Kazan': Poznanie, 2009, 132 p.
Received 12.11.14
Information about the authors Vorontsova Liliya Vladimirovna, PhD (Economics), Associate Professor, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90
Popova Alina Timurovna, Assistant Lecturer, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
How to cite the article: Vorontsova L.V., Popova A.T. Efficient tools for optimization of the processes of developing and strengthening inter-regional and international communications. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2014, no. 4 (32), pp. 141-146.
© Vorontsova L. V., Popova A. T., 2014