№ 9 (156) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Эффективные направления коммерциализации научных разработок и трансфера технологий в вузах России
М.В. Россинская
заведующая кафедрой «Организация производства и управления» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет», профессор, доктор экономических наук (г. Шахты)
М.С. Плешко
профессор кафедры «Организация производства и управления» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет», доктор технических наук (г. Шахты)
Михаил Степанович Плешко, [email protected]
В настоящее время переход на инновационный путь развития экономики является ключевой задачей для Российской Федерации. Важнейшую роль в решении этой задачи должны сыграть ведущие высшие учебные учреждения страны, внедряющие свои научные разработки и инновационные технологии в различные секторы народного хозяйства.
В последнее десятилетие государство было активным участником процесса создания необходимых финансовых механизмов, в частности, грантового финансирования, производственно-технологической и информационной инфраструктуры и т. д., направленных на стимулирование научной деятельности в высших учебных заведениях (далее - вуз). Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными и привели к появлению отдельных, не связанных друг с другом структур коммерциализации. Недостаточно простимулировано развитие связей между ключевыми участниками процесса коммерциализации - вузами, малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом. В связи с этим научный потенциал российских ученых используется недостаточно
Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
эффективно, инновационная активность и показатели технологического развития страны по-прежнему остаются невысокими.
В целом, процесс коммерциализации научно-технических разработок и трансфера технологий следует рассматривать как деятельность по практическому использованию результатов научных исследований путем вывода на рынок новых или улучшенных продуктов, услуг, процессов с получением экономического, социального эффекта, а также эффекта, связанного с повышением безопасности и обороноспособности государства [1].
Коммерциализация научных разработок и трансфер технологий в высших учебных заведениях могут осуществляться по двум основным направлениям [3]:
1) в виде деятельности по организации системы продаж или иных методов коммерческой передачи результатов научной деятельности на основе договоров, заключаемых без образования юридического лица (контрактное направление);
2) в виде деятельности по организации системы продаж или иных методов коммерческой передачи результатов научной деятельности на основе образования нового
-9789, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
юридического лица (лиц) (институциональное направление).
Контрактное направление может быть реализовано путем заключения следующих видов договора:
• договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной (научно-исследовательской) деятельности;
• лицензионный договор на право использования результата интеллектуальной деятельности;
• договор купли-продажи, аренды, простого товарищества и других договоров, используемых в отношении имущества (вещей) в гражданском обороте.
В настоящее время наиболее интенсивно развивается второе направление коммерциализации научных разработок, предусматривающее изменение институциональной среды, в которой работает высшее учебное заведение, посредством создания:
• специализированной коммерческой организации с участием вуза;
• группы коммерческих организаций, формирующих внешнюю инфраструктуру вуза для коммерциализации научных разработок;
• специализированной некоммерческой организации в качестве инфраструктуры для внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в коммерческий оборот.
Процесс коммерциализации результатов научных исследований и разработок должен охватывать все этапы коммерческого использования результатов научноисследовательской деятельности [2]:
• анализ внешней и внутренней среды организации, выполняющей научные исследования и разработки;
• инвентаризация объектов интеллектуальной собственности;
• проведение маркетинговых и патентных исследований;
• оценка результатов интеллектуальной инновационной деятельности (в том
числе областей их применения, коммерческого потенциала и экономической выгоды от их использования);
• разработка стратегии коммерциализации результатов научноисследовательской деятельности (в том числе стратегий их внешнего и внутреннего использования);
• формирование портфеля объектов интеллектуальной собственности и планов их коммерциализации;
• поиск потребителей интеллектуального продукта, поставщиков, инвесторов и других партнеров;
• урегулирование отношений собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе оценка стоимости созданного интеллектуального актива, выбор формы его внешнего использования и введение в экономический оборот либо постановка его на баланс организации-разработчика и использование во внутреннем инновационном процессе организации;
• мониторинг и пресечение недобросовестной конкуренции;
• оценка эффективности внешнего и (или) внутреннего использования созданного интеллектуального актива;
• корректировка управленческого воздействия.
Анализ современного состояния отечественной науки позволяет выделить следующие основные проблемы, препятствующие масштабной коммерциализации научных разработок [4]:
1) отсутствие ясных ориентиров при выборе направлений поиска новейших технологий и современных разработок (в силу исторической запутанности структуры российской науки трудно понять, в каком научном учреждении ведутся перспективные исследования; ученые очень часто оторваны от реальных потребностей рынка и не учитывают их при выборе тематики научных исследований);
2) сложность адекватной коммерческой
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 9 (156) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
оценки российских технологий из-за многочисленных факторов неопределенности, связанных с интеллектуальными продуктами, спецификой отечественной экономики и т. д.;
3) незавершенность большинства исследований и малое количество разработок, близких к серийному производству (только одно из 500 запатентованных в России изобретений находит применение в промышленности);
4) потеря российскими учеными приоритета в различных областях науки и техники (в первую очередь это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направлениям машиностроения и биотехнологии);
5) низкий уровень юридической грамотности участников процесса коммерциализации и т. д.
Кроме этого, фактор, сдерживающий коммерциализацию научных разработок в России, - неразвитость инфраструктуры ее поддержки (развитие такой инфраструктуры является обязанностью прежде всего органов государственной власти). Без сильной государственной политики в области инновационной деятельности добиться повышения конкурентоспособности отечественных производств невозможно. В индустриально развитых странах (США, Германия, Япония и других) именно сильная государственная инновационная политика обеспечивает устойчивое развитие экономики. Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность создают у всех участников инновационного процесса высокие мотивации к быстрому внедрению результатов научных исследований и разработок в практику [5].
Также выявлено, что преподаватели российских вузов в отличие от преподавателей зарубежных вузов не в полной мере заняты научной деятельностью [6].
Для отечественных преподавателей научная деятельность в основном является
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 3
выражением внутренней потребности, тогда как в зарубежных вузах занятия научной работой - это обязательная составляющая профессиональной деятельности педагогов, что оговаривается в контракте при приеме на работу. Это свидетельствует о том, что в нашей стране до конца не созданы условия для успешной реализации профессиональной деятельности преподавателей вузов.
Основная проблема коммерциализации на начальных этапах разработки заключается в недостаточном внимании преподавателей к патентным исследованиям, технологическому аудиту, исследованиям рынка, конъюнктуры, маркетинговым исследованиям. Это влечет за собой нерациональное использование интеллектуальных и финансовых ресурсов. Для успешного прохождения всех стадий коммерциализации научной разработки в вузе необходимо создание полносервисного центра, осуществляющего весь цикл работ в сфере научных исследований и их коммерциализации. Пример организационной структуры такого центра представлен на рисунке.
Создание и развитие таких центров должны стать обязательными элементами деятельности эффективного российского вуза и получить широкую поддержку государственных структур.
В заключение необходимо отметить, что повысить конкурентоспособность национальной экономики возможно следующими способами:
1) приобретение технологий в развитых странах;
2) приобретение результатов научных исследований у отечественных ученых и доведение их до промышленного и рыночного применения.
Очевидно, что в современной политической ситуации первый вариант не только будет приводить к усилению зависимости России от развитых западных стран, но и поставит под сомнение существование страны как независимого и сильного государства.
1-9789, [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Пример организационной структуры центра по коммерциализации результатов научных
разработок и трансферу технологий
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Дежина И. Ю. Развитие науки в российских вузах // Russie Nei Visions. 2011. № 57. URL: http://www.ifri.org/?page=detail-contribution&id=6458
2. Майкова С. Э. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета / C. Э. Майкова, И. А. Головушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 4 (24).
3. Плешко М. С. Совершенствование организации и управления процессом ком-
мерциализации научных разработок в российских вузах / материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного сервиса» Шахты : ФГБОУ «ЮРГУЭС»,
2013.
4. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России URL: http:// www.iqlink.ru/public01.php.
5. Уровень инновационной деятельности. URL: http://www.rfbr.ru/old/pub/ knigi/al fimov/5.htm
6. Цатурян Э. О. Основные проблемы коммерциализации деятельности Вуза на современном этапе. URL: http://sarmedinfo. ru/list/15427
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]