Научная статья на тему 'Эффективные модели функционирования сельских муниципальных учреждений культуры: результаты экспертного опроса'

Эффективные модели функционирования сельских муниципальных учреждений культуры: результаты экспертного опроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / REFORM IN THE SPHERE OF CULTURE / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / MUNICIPAL INSTITUTION OF CULTURE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / PUBLIC FUNDING OF CULTURE / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ / EDUCATIONAL / CIVIC INITIATIVES / CULTURAL AND SPORTS CENTERS / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тартыгашева Галина Владимировна, Цыбиков Тимур Гомбожапович

В статье анализируются результаты социологического исследования «Актуальные проблемы реформирования муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия», цель определение моделей функционирования сельских учреждений культуры в новых условиях. В целом результаты реформирования муниципальных учреждений культуры в Республике Бурятия оцениваются экспертами как положительные. В качестве эффективных моделей деятельности сельских учреждений культуры эксперты предлагают использовать культурно-досуговые центры, образовательные культурно-спортивные и торговые центры, мобильные многофункциональные центры во взаимодействии с сельскими клубами на местах, развивать деятельность территориальных общественных самоуправлений по сохранению и поддержанию местных учреждений культуры, иные гражданские инициативы. При этом большинство экспертов полагают, что необходимо вернуться к прежней системе управления сферой культуры или же воссоздать централизованную сеть на уровне района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тартыгашева Галина Владимировна, Цыбиков Тимур Гомбожапович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effective models of cultural rural municipal institutions: results of an expert survey

The article analyzes the results of sociological research «Actual problems of municipal institutions of culture reforming in the Republic of Buryatia», with the aim of determining models of functioning of rural cultural institutions in the new environment. The results of the reform of municipal institutions of culture in the Republic of Buryatia, are estimated by experts as positive. As effective models of the activity of rural cultural institutions, experts propose to use the cultural and leisure centres, educational, sports and shopping centres, mobile centres, in collaboration with rural clubs, to develop the activities of territorial public self-government for the preservation and maintenance of local cultural institutions and other civic initiatives. However, most experts believe that it is necessary to return to the old system of management in the sphere of culture or recreate a centralized network at the district level.

Текст научной работы на тему «Эффективные модели функционирования сельских муниципальных учреждений культуры: результаты экспертного опроса»

УДК 323.212

ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

© Тартыгашева Галина Владимировна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета. Россия, 670000, ул. Смолина, 24а. E-mail: tarty@yandex.ru

© Цыбиков Тимур Гомбожапович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры, министр культуры Республики Бурятия.

Россия, 670000, ул. Ленина, 30. E-mail: timur@tsybikov.org

В статье анализируются результаты социологического исследования «Актуальные проблемы реформирования муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия», цель - определение моделей функционирования сельских учреждений культуры в новых условиях. В целом результаты реформирования муниципальных учреждений культуры в Республике Бурятия оцениваются экспертами как положительные. В качестве эффективных моделей деятельности сельских учреждений культуры эксперты предлагают использовать культурно-досуговые центры, образовательные культурно-спортивные и торговые центры, мобильные многофункциональные центры во взаимодействии с сельскими клубами на местах, развивать деятельность территориальных общественных самоуправлений по сохранению и поддержанию местных учреждений культуры, иные гражданские инициативы. При этом большинство экспертов полагают, что необходимо вернуться к прежней системе управления сферой культуры или же воссоздать централизованную сеть на уровне района.

Ключевые слова: реформа сферы культуры, сельские муниципальные учреждения культуры, государственное финансирование культуры, гражданские инициативы, образовательные культурно-спортивные центры.

THE EFFECTIVE MODELS OF CULTURAL RURAL MUNICIPAL INSTITUTIONS: RESULTS OF AN EXPERT SURVEY

Tartygasheva Galina V., PhD in Sociology, Senior Lecturer, Department of political science and sociology, Buryat State University.

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: tarty@yandex.ru

Tsybikov Timur G., PhD in Sociology, A/Professor, Department of socio-cultural activities, East-Siberian State Institute of Cultures, Minister of Culture of the Republic of Buryatia. 30 Lenina, Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: timur@tsybikov.org

The article analyzes the results of sociological research «Actual problems of municipal institutions of culture reforming in the Republic of Buryatia», with the aim of determining models of functioning of rural cultural institutions in the new environment. The results of the reform of municipal institutions of culture in the Republic of Buryatia, are estimated by experts as positive. As effective models of the activity of rural cultural institutions, experts propose to use the cultural and leisure centres, educational, sports and shopping centres, mobile centres, in collaboration with rural clubs, to develop the activities of territorial public self-government for the preservation and maintenance of local cultural institutions and other civic initiatives. However, most experts believe that it is necessary to return to the old system of management in the sphere of culture or recreate a centralized network at the district level.

Keywords: reform in the sphere of culture, municipal institution of culture, public funding of culture, civic initiatives, educational, cultural and sports centers, territorial public self-government.

С целью получения информации о ходе реформирования муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия исследовательской группой, созданной на базе ГАУК РБ «Республиканский центр народного творчества»1, по заказу Министерства культуры Республики Бурятия был проведен экспертный опрос в форме полуформализованного интервью. В исследовании, проведенном в конце 2014 - начале 2015 гг., участвовало 15 экспертов. Из них: 5 экспертов являются представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия; 5 - предста-

'Исследовательская группа ГАУК РБ «Республиканский центр народного творчества»: Д. Ц. Бороноева, Н. В. Еманаков, Г. В. Тартыгашева. Руководитель - Т. Г. Цыбиков.

вители представительных и исполнительных органов государственной власти муниципального уровня; 5 - представители методических центров государственных учреждений культуры Республики Бурятия.

В соответствии с целью нашего исследования было необходимо получить оценку состояния сферы культуры и процесса реформирования сети сельских муниципальных учреждений культуры в Республике Бурятия с точки зрения экспертов в сфере культуры. Кроме того, в рамках исследования требовалось определить модели функционирования учреждений культуры в сельских поселениях. Существует ли возможность функционирования учреждений культуры в данных населенных пунктах за счет средств частных, общественных организаций, за счет спонсорства и пожертвований или за счет деятельности территориальных общественных самоуправлений (ТОСов).

По мнению большинства экспертов, отрасль культуры на селе в республике в целом справляется с выполнением своих главных задач по обеспечению доступности качественных культурных услуг, удовлетворению потребности населения в культурном разнообразии и духовном развитии. 13,3% экспертов оценивают ситуацию в сфере культуры на селе как «стабильную», 33,3% считают, что «происходят положительные изменения». 26,6% экспертов считают, что сфера культуры на селе находится в состоянии «адаптации и неуверенности в будущем, связанной с неопределенностью в распределении полномочий и финансирования». И только 20% экспертов оценивают ситуацию в культуре села в республике как критическую, при этом поясняя, что библиотечная сфера находится на неплохом, даже высоком уровне, в том числе по сравнению с другими регионами. В частности, один из экспертов высказывает мнение: «Финансирование сферы культуры по остаточному принципу приводит к тому, что большинство запланированных мероприятий невозможно реализовать именно из-за отсутствия финансовых средств... Оценка одна - сфера культуры развивается, однако же, недостаточно ее финансирование».

Большинство экспертов считает, что уровень удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых сельскими учреждениями культуры, составляет 50-70%. Наиболее важными проблемами в деятельности муниципальных учреждений культуры на протяжении 3 лет (2012-2014 гг.) по-прежнему остаются: низкая заработная плата работников культуры, недостаточный уровень финансирования учреждений культуры из муниципального бюджета, плохая материально-техническая база учреждений культуры, отсутствие квалифицированных работников, отток кадров из сферы культуры, деградация и сокращение сети учреждений культуры и т.д.2 «Ситуация очень сложная на селе, проблема в кадрах, были бы кадры, ведь работники культуры - это штучный товар, их очень мало. Приходит их в эту сферу мало, потому что материально-техническая база хромает. Хотя в республике во всех поселениях есть дома культуры, но они нищие, если бы была материально-техническая база и очень хорошее финансирование, поддержка, а не просто голая зарплата, тогда потенциал и результаты были бы очень хорошие, результаты есть там, где есть кадры».

В целом эксперты (93%) положительно оценивают итоги реформирования муниципальной сети учреждений культуры, что значительно превышает показатели 2012 г. (51,1%) и результаты 2013 г. (60,7%). Снизилось число скептически настроенных экспертов, которые не отметили существенных изменений, - с 20,1% опрощенных в 2013 г. до полного отсутствия таких утверждений среди экспертов в 2014 г. Количество же тех, кто считает, что «перемены несколько ухудшили положение дел», фактически не изменилось: в 2012 г. составляло 6,9%, в 2013 г. - 7,1%, в 2014 г. - 6,7%. Положительные изменения эксперты усматривают, прежде всего, в повышении заработной платы «в свете майских указов», а также в передаче полномочий по управлению муниципальными учреждениями культуры на районный уровень, благодаря возможностям концентрации ресурсов, большей управляемости, эффективности использования бюджетных средств, кадров. Эксперт: «.В 2006 г. мы не смогли сохранить ЦБС, и сейчас снова идет процесс восстановления, что для нас процесс неплохой. Сельские библиотеки, когда они находятся под методическим руководством, под патронажем межпоселенческой библиотеки, уже защищены, и это в плане профессиональной работы - самое главное».

По мнению экспертов, в 2014 г. заметно увеличилось количество мероприятий (2012 г. - 37,8%, 2013 г. - 50,4%, 2014 г. - 60%), повысилось качество их проведения (2012 г. - 43,5%, 2014 г. - 73,3%), возрос объем оказываемых услуг (в том числе платных) (2012 г. - 41,2%, 2013 г. - 54,9%, 2014 г. -73,3%), увеличились степень свободы и самостоятельности в распоряжении финансовыми средства-

2По результатам панельного социологического исследования «Актуальные проблемы реформирования муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия», проведенного по заказу Министерства культуры Республики Бурятия в 20122014 гг. исследовательской группой ГАУК РБ «Республиканский центр народного творчества».

ми (2012 г. - 25,6%, 2014 г. - 40%) и степень свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений (2012 г. - 29,4%, 2014 г. - 66,7%). По сравнению с результатами 2012-2013 гг., респонденты отмечают значительный рост показателей эффективности деятельности учреждений: эффективность использования материально-технических ресурсов (2012 г. - 23,3%, 2013 г. - 41,1%, 2014 г. - 46,7%), финансовое положение учреждения (2012 г. - 20,6%, 2013 г. - 30,4%, 2014 г. - 40%), привлечение частных (негосударственных) организаций к оказанию государственных услуг культуры (2012 г. - 5,3%, 2013 г. - 11,6%, 2014 г. - 20%).

40% экспертов считают, что показатели деятельности улучшились, однако 53% отмечают, что эффективность использования кадров не изменилась. При этом некоторые высказывают мнение, что «была восстановлена, в какой-то мере, социальная справедливость по отношению к работникам культуры и поэтому повышение зарплаты не рассматривается ими как стимул для эффективной деятельности». Некоторые эксперты считают, что стимулирующие выплаты привели к коммерциализации деятельности учреждений, что отрицательно сказывается на их главных функциях, другие полагают, что зарплата вообще не повышалась.

Определяя наиболее эффективный путь реформирования муниципальных учреждений культуры, 33,3% экспертов высказались о том, что наиболее эффективный путь реформирования - передача полномочий с уровня поселений на районный уровень. Несмотря на то, что реформирование системы управления и финансирования муниципальных учреждений осуществляется полным ходом, 46,7% экспертов считают, что нужно восстановить централизованную сеть учреждений культуры и передать полномочия на республиканский уровень. Эксперт: «... Должна быть управляемая система. Министерство культуры должно действовать не через определенную систему полномочий и рекомендации, а должно действовать напрямую».

Одной из наиболее актуальных проблем реформирования муниципальной сети учреждений культуры является необходимость оптимизации численности учреждений культуры. Более половины экспертов считают, что даже в населенном пункте с численностью населения до 200 жителей необходимы клуб (2013 г. - 58%, 2014 г. - 53,3%) и библиотека (2013 г. - 57,1%, 2014 г. - 60%). Реально оценивая возможности содержания учреждений культуры в малых населенных пунктах с численностью населения до 1500 человек, эксперты предлагают использовать культурно-досуговые, образовательные культурно-спортивные и торговые центры, мобильные многофункциональные центры во взаимодействии с сельскими клубами на местах, деятельность ТОСов, то есть, по сути, эксперты предлагают уже известные и апробированные в советское время, а также активно используемые за рубежом, модели оказания услуг учреждений культуры на селе.

Модель оказания услуг культуры на селе, по мнению экспертов:

1. Концентрация ресурсов и полномочий по управлению муниципальными учреждениями культуры на районном уровне, а еще лучше на уровне республики;

2. Основные статьи расходов сельских учреждений культуры (здания, материально-техническая база, зарплата, книжный фонд и т.д.) должны финансироваться государством. Эксперт: «.Все должно быть по-прежнему, все должно финансироваться. Сфера должна больше поддерживаться государством, больше, нежели другие отрасли, потому что все начинается с культуры. Без клуба и библиотеки мы совсем загнием и умрем»;

3. Сокращение и прекращение финансирования учреждений культуры в малых селах совершенно нежелательно, поскольку это нарушает конституционные права населения и ведет к полной деградации и упадку национальную культуру и среду обитания народа. Эксперт: «Базисом любой профессиональной культуры является национальная культура и любое сколько-нибудь значимое своеобразие любого художника и композитора, так или иначе, зависит от его национальности. Национальная, народно-художественная культура - это фундамент всей профессиональной культуры. .если таковой среды не будет, то раннего выявления одаренных детей не будет, поскольку чаще всего выявление талантливых и одаренных происходит исключительно через самодеятельность». Эксперт: «.Есть прямая причинно-следственная связь между закрытием учреждений культуры на селе и ростом социальных девиаций. Это единственные очаги культуры на селе ... Тогда села просто исчезнут и с этим народное художественное творчество исчезнет, весь быт, вся история уйдет»;

4. Использование маркетингового подхода к оказанию услуг культуры на селе. Необходимо использовать маркетинговые исследования для выявления основных целевых групп потребителей услуг культуры и в соответствии с этой градацией формировать деятельность учреждений культуры. Поскольку в обществе наиболее распространена потребительская модель поведения, нужно «идти на хитрость» и создавать торгово-развлекательные центры;

5. Для малых сел оптимально использование образовательных культурно-спортивных комплексов. Объединение отраслей в одном здании приводит к положительным результатам в использовании финансовых, управленческих, кадровых и материально-технических ресурсов. Эксперт: «ОКСК - идеальный вариант для малых сел, когда объединяются школа, библиотека и клуб. Мы у себя в районе сделали в одном селе, шикарно работает. Качество мероприятий, посещаемость увеличились, посещение библиотеки увеличилось, шикарный фонд перешел в школьную библиотеку, там вся школа теперь день и ночь ходит туда и население в теплое здание ходит с удовольствием...»;

6. Использование мобильных многофункциональных центров для обслуживания малых сел. Большинство экспертов (93,3%) положительно оценивает перспективы использования мобильных многофункциональных центров - библиобусов или автоклубов;

7. Дальнейшее привлечение ТОСов к деятельности учреждений культуры. Как отмечают эксперты, ТОСы продуктивнее работают в больших селах, поскольку в малых селах население не в состоянии поддерживать их инициативы. 26,7% экспертов положительно оценили возможности ТОСов по поддержанию деятельности учреждений культуры в малых селах на средства граждан, без участия государства и муниципалитетов, 26,7% экспертов отнеслись к этому отрицательно, 26,7% склонны рассматривать участие ТОСов как один из вариантов и 13,3% считают, что ТОСы справятся в случае, если будет софинансирование из местных бюджетов;

8. Развитие ценностей гражданского общества у населения. Эксперт: «Для того чтобы граждане были в состоянии заниматься культурой самостоятельно, нужно чтобы была веками сформированная культура населения, у нас пока такой нет.». Эксперт: «.ТОСы - это возможно и актуально становится, люди в состоянии поддерживать культуру. В селе Найхон жители на свои средства клуб отремонтировали, это зависит от инициативности людей, неравнодушных к своему селу, инициативные люди есть везде».

Несмотря на довольно продолжительное развитие процесса реформирования сферы культуры в стране, население, работники учреждений культуры, муниципалитеты, частные инвесторы, общественные организации, различные формы общественного самоуправления и т.д. пока в состоянии лишь частично принять и реализовать идеи реструктуризации и оптимизации бюджетного сектора сферы культуры. Нужно отметить, что господствующие патерналистские настроения среди экспертов и работников культуры, современные потребности в качественных культурных услугах актуализируют проблему будущего муниципальных учреждений культуры, деятельность которых должна быть переосмыслена, либо дальнейшее их функционирование проблематично. Дальнейшее сокращение сети и штатов муниципальных учреждений культуры будет связываться с неэффективностью деятельности, но обязательно при учете интересов местных сообществ.

Литература

1. Тартыгашева Г. В., Цыбиков Т. Г. Модернизация деятельности муниципальных учреждений культуры в регионе (на примере Республики Бурятия) // Социс. - 2014. - №12. - С.120-127.

References

1. Tartygasheva G. V., Tsybikov T. G. Modernizatsiya deyatel'nosti munitsipal'nykh uchrezhdenii kul'tury v re-gione (na primere Respubliki Buryatiya) [Modernization of Municipal Cultural Institutions in a Region (on the example of the Buryat Republic)]. Sotsis - Sociological Research. 2014. No.12. Pp. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.