Эффективность затрат на развитие и адаптацию персонала к нововведениям в телекоммуникациях
Рассматриваются подходы к оценке эффективности затрат на развитие и адаптацию персонала к нововведениям в телекоммуникациях. Представлена методика оценки необходимых затрат, к которым следует отнести затраты на подготовку, переподготовку и развитие персонала (по категориям сотрудников и по различным программам обучения), затраты на реализацию мероприятий мотивационного комплекса и затраты, связанные с организационными изменениями. Величина затрат зависит от полноты реализуемых составляющих процесса развития и адаптации персонала к нововведениям и определяется кадровой политикой телекоммуникационной компании. Обобщены и систематизированы результирующие показатели данного процесса: показатели, связанные с непосредственной оценкой результатов деятельности персонала в области инноваций, показатели, определяющие кадровый состав (например, обеспеченность кадрами высшей квалификации), а также определяемые экспертными методами индексы инновационной и компетентностной готовности персонала. Важными являются показатели, связанные с оценкой влияния Ключевые спою: кадровая юлигика человеческого капитала на финансовые показатели деятельности компании. Рассмотрено применение
катании, четырехуровневой модели Дональда Киркпатрика для качественной оценки эффективности обучения и
адапгация п&рсонала, эффективностъ, развития персонала. Достижение четвертого уровня, т.а возврат, затраченных на обучение инвестиций,
затрат^1, нововведения. зависит от эффективности управления компанией.
Сидорова Т.В.,
к.т.н., доцент кафедры ОПАБУ, МТУСИ Орлов К.В.,
аспирант кафедры ОПАБУ, МТУСИ
Конкурентоспособность телекоммуникационной компании на рынке зависит от эффективного управлением персоналом [1, 2], который является основным носителем новых конкурентоспособных идей и решений нестандартных задач.
Для оценки эффективности затрат на развитие и адаптацию персонала к нововведениям в телекоммуникациях необходимо проанализировать соответствующие затраты и возможные результаты.
Затраты на реализацию системы развития и адаптации персонала включают в себя инвестиции в различные направления. К основным статьям затрат следует отнести затраты на подготовку, переподготовку и развитие персонала (по категориям сотрудников и по различным программам обучения). Эти затраты включают в себя затраты на применение различных форм обучения, переобучения и развития персонала, в том числе создание корпоративных университетов, подготовку инновационных менеджеров, применение методик развития творческой активности персонала.
Также следует учесть затраты на реализацию мероприятий мотивационного комплекса, обеспечивающего заинтересованность персонала в инновационной деятельности с помощью мер материальной или нематериальной мотивации,
Третьей составляющей будут затраты на необходимые организационные изменения, в том числе затраты на планирование инновационного развития персонала, учитывающее перспективы телекоммуникационной компании и профессиональный рост кадров, формирование перспективных требований к персоналу, набор и отбор кадров. Кроме того, необходимо также формировать и совершенствовать организационную культуру компании, благоприятствующую нововведениям.
Таким образом, затраты на реализацию системы развития и адаптации персонала к нововведениям можно оценить по следующей формуле:
I S
' 3оргР
3 = £ £ ЗоЖ;-+1 3
г=1 ]=\
мотивг
1=1 Р=1
где К — номер категории сотрудников; / — номер программы обучения; Зо6ц — затраты на обучение, переподготовку и развитие сотрудников К-й категории по |-й программе; т — количество категорий сотрудников; п — количество программ обучения; Змотив1 — затраты на реализацию мероприятий мотивационного комплекса; / — номер мероприятия по материальной и нематериальной мотивации; I — количество мероприятий; Зорг — затраты на необходимые организационные изменения; р и з — номер и количество необходимых организационных изменений, соответственно.
Величина затрат зависит от полноты реализуемых составляющих процесса развития и адаптации персонала к нововведениям и определяется кадровой политикой телекоммуникационной компании.
Показатели, по которым можно оценивать персонал, и соответственно результаты системы инновационного развития персонала, чрезвычайно разнообразны и многоплановые также как и методы оценки [3, 4]. Можно выделить две группы методов оценки персонала: экспертные и инструментальные. Экспертные методы оценки обладают некоторыми ограничениями.
Кадровые показатели характеризуют обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами, квалификационную структуру персонала, задействованного в создании и распространении инноваций.
Персонал, занятый в инновационной деятельности предприятия,
— один из носителей его интеллектуального капитала, оказывающий влияние на инвестиционную привлекательность компании и рыночную среду. Качество персонала определяется уровнем профессиональной подготовки, способностью к обучению и восприятию нового, инновационной активностью.
На основании анализа научных и практических источников выделим четыре группы результирующих показателей.
Первая группа показателей связана с непосредственной оценкой результатов деятельности персонала в области инноваций — например, количество полученных патентов, лицензий, рацпредложений, число внедренных патентов и тд.
Коэффициент участия сотрудников Куч в подаче новых предложений за период анализа определяется как:
Кч = С/С,
где С1 — численность сотрудников, подавших предложения; С— общая численность сотрудников.
Коэффициент полезности Кпол предложений:
К = ПУП,
пол I' '
где П1 — количество принятых предложений; П — количество поданных предложений.
Коэффициент внедрения принятых предложений:
К = В1/П1,
вн К 1
где В1 — количество внедренных предложений; П1 — количество принятых предложений.
Также целесообразно осуществлять мониторинг следующих абсолютных показателей:
Кпат— количество полученных патентов,
Клиц — количество полученных лицензий,
КПрОГр — количество принятых к разработке инновационных программ и проектов,
Ктехн — количество приобретенных новых технологий.
На основании данных показателей можно рассчитать интегральные коэффициенты оценки результативности инновационной деятельности персонала по выдвижению и внедрению идей по относительным и абсолютным показателям (Кинт1 и Кинт2 соответственно). Представим их в следующем виде:
Кинт1 = А1Куч + А2Кпол + А3Квн + А4Кпат>
Кинт2 = А5Кшц + А6Кпрогр + А7Ктехн>
где А — весовые коэффициенты значимости показателей, определяемые экспертным методом. Интегральные коэффициенты целесообразно оценивать до и после внедрения обучающих методик и мотивационного комплекса.
Вторая группа показателей характеризует кадровый состав [5], например, доля сотрудников, занятых исследованиями и разработками в общей численности персонала, обеспеченность кадрами высшей квалификации, возрастной состав.
Доля занятых Кразр исследованиями и разработками в общей численности персонала:
Кразр = Сразр/С'
где Сразр — численность сотрудников, занятых исследованиями и разработками; С — общая численность сотрудников. Обеспеченность Квал кадрами высшей квалификации:
Кквал = Сквал/С'
где Сквал— количество кадров высшей квалификации.
Доля работающих с профильным образованием:
Кпроф Спроф/С'
где Спроф — количество сотрудников, имеющих профильное образование.
Доля сотрудников, охваченных обучающими программами:
Кобуч = Собуч
где Соб1уЧ — количество сотрудников, охваченных обучением.
Возрастная структура персонала Козр может характеризоваться средним возрастом сотрудников, а также долей сотрудников определенной возрастной категории
Квозр = Свозр/С'
где Сеозр — численность сотрудников определенной возрастной категории.
Третья группа показателей характеризует потенциальные характеристики персонала, определяемые экспертными методами. К этой группе можно отнесем такие показатели как
— приверженность фирме (ценности компании для сотрудников, карьерный рост и его увязка с процветанием компании;
— готовность к принятию решений и ответственность за результаты работы);
— инновационная готовность персонала (готовность к преодолению препятствий, к работе в команде, стрессоустойчивость);
— компетентностная готовность персонала (уровень профессиональных знаний и навыков, повышение квалификации;
— интеллектуальный и творческий потенциал, профессиональный рост и профессиональный опыт);
—мобильность (способность к восприятию информации, обучению, переподготовке, адаптации к новым условиям);
— вовлеченность (желание использовать свои качества наилучшим образом, общий подход к делу, отношение к работе).
Готовность персонала к инновационной деятельности [6] — один из основных показателей, определяющих прогнозирования развития инновационного потенциала компании, поскольку именно готовность персонала к инновационным преобразованиям способствует или наоборот препятствует раскрытию и реализации инновационного потенциала.
Четвертая группа показателей связана с оценкой влияния человеческого капитала на финансовые показатели деятельности компании [7]. Производительность труда, отдача на персонал, финансовые результаты деятельности организации, стоимость компании — показатели данной группы.
Оценка эффективности обучения является важнейшим моментом в управлении развитием персонала. Затраты на профессиональное обучение можно рассматривать как инвестиции в развитие персонала организации, которые должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации.
Помимо количественного подхода к данной задаче, можно применить качественный метод. Таковым методом оценки эффективности проведения обучения является модель Дональда Киркпатрика. Модель имеет четыре уровня оценки — уровень реакции, уровень усвоенных знаний, уровень поведения, уровень эффекта. Достижение четвертого уровня — изменение результатов деятельности компании и возврат инвестиций, затраченных компанией на обучение, зависит от эффективности управления компанией.
В целом, выбор критериев, показателей и методов оценки персонала и затрат на его развитие и адаптацию зависит от выбранной стратегии и кадровой политики телекоммуникационной компании.
Литература
1. Резникова Н.П., Демина Е.В. Менеджмент в телекоммуникациях. — М.: Эко-Трендз, 2005. — 392 с.
2. Голышко А.В., Тихвинский В.О. Третий глаз инновационного менеджера // Вестник связи, 2007. — № 6. — С.54-65.
3. Вотякова ИВ Брендаков В.Н. Оценка эффективности инвестиций в кадровый потенциал при формировании стратегии инновационного развития кадрового потенциала организации // Управление персоналом, 2008. — №16. — С. 9-12.
4. Горшенин ВЛ. Критерии и показатели инновационного потенциала персонала корпорации // Инновации, 2006. — № 4 (91). — С. 115-119.
5. Кибанов АЯ. Управление персоналом организации — М.: ИНФРА-М, 2007. — 638 с.
6. Елисеева А.В, Борисов С.Ю., Мельников О.Н. Инструменты оценки инновационной активности организаций при создании конкурентоспособных товаров и услуг // Российское предпринимательство, 2009. — № 3 Вып. 2 (131). — С. 20-28.
7. Фитченц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Пер. с англ. — М.: Вершина, 2006. — 320 с.