Научная статья на тему 'Эффективность стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ростовской области'

Эффективность стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СОЧЕТАННАЯ ТРАВМА / TRAFFIC INJURIES / MEDICAL ASSISTANCE / COMBINED INJURY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Быковская Т. Ю.

В статье проанализирована эффективность системы стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ростовской области. Основной технологией оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на госпитальном этапе является концентрация их в специализированные травмоцентрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Быковская Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF INPATIENT MEDICAL ASSISTANCE TO PERSONS INJURED IN ROAD ACCIDENTS IN THE ROSTOV REGION

The article analysis the effectiveness of inpatient medical assistance to persons injured in traffic accidents in the Rostov region. The main technology for medical assistance to persons injured in traffic accidents at a hospital point is their concentration in specialized traumatology centres.

Текст научной работы на тему «Эффективность стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ростовской области»

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2011- Т. ХУШ, № 3- С. 269

Раздел IV

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

УДК: 614.8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.Ю. БЫКОВСКАЯ*

В статье проанализирована эффективность системы стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Ростовской области. Основной технологией оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на госпитальном этапе является концентрация их в специализированные травмоцентрах

Ключевые слова: дорожный травматизм, оказание медицинской помощи, сочетанная травма.

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) - сложная и комплексная проблема, занимающая одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных, медицинских, демографических и экономических задач, стоящих перед обществом и государством. Ежегодно по всему миру в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает свыше миллиона человек. На территории эта цифра в 2009 году достигла 26 тыс. чел. За последние десять лет в Ростовской области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 9119 человек, травмы различной степени тяжести получили 53842 человека. В эту негативную динамику большой вклад вносит федеральная трасса М4 «Дон», которая пересекает Ростовскую область с севера на юг по территории 15 муниципальных образований. Её протяженность составляет 360 км. Ежегодный социально-экономический ущерб от гибели и ранения людей в области составляет более 2,5 млрд. рублей. Среди погибших в результате ДТП лица трудоспособного возраста составляют в городах - 67,9%, на трассах - 78,0%. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, смягчение последствий ДТП являются одним из ключевых медико-социальных аспектов. Данное обстоятельство обусловило принятие Правительством Российской Федерации в феврале 2006 года федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.», основной целью которой явилось снижение смертности вследствие ДТП в 1,5 раза. В настоящее время, в Ростовской области в рамках расширения национального проекта «Здоровье», реализуются сбалансированные мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП. С 2006 года согласно Областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области», регионально был внедрен комплекс радикальных мер по совершенствованию медицинской помощи людям при ДТП. В основу данных мероприятий закладываются научно обоснованные принципы организации стационарной медицинской помощи пострадавшим, явившиеся целью нашего исследования

Цель исследования — совершенствование системы стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Материал и методы исследования. Для анализа данных официальной статистики использовали целевые показатели деятельности учреждений здравоохранения в субъекте Российской Федерации, участвующем в реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях по Ростовской области в соответствии с Приложением №3 Приказа Минздравсоцразвития России от 11 июля 2008 г. № 332. Все статистические процедуры проводили с использованием пакета прикладных программ "Statistica 7.0" (StatSoft).

* Министерство здравоохранения Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, Россия, 344029 г. Ростов-на-Дону, ул. Первой Конной армии, 33, тел.: 8 (863) 242-30-96, [email protected]

Результаты и их обсуждение. Оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП в Ростовской области проходит в три этапа. Первый этап - первичная медицинская помощь, которая оказывается пострадавшим на месте происшествия до прибытия медицинских работников участниками дорожного движения, сотрудниками служб ГИБДД, МЧС. Для подготовки сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, а также водителей транспортных средств на базе ГУЗ Ростовской областной клинической больницы за счёт средств федерального бюджета создан и оснащен специализированным оборудованием класс, который используется для обучения навыкам оказания первичной медицинской помощи. Из областного бюджета выделены средства на разработку учебно-методических пособий по оказанию первой медицинской помощи для сотрудников поисково-спасательных служб.

Вторым этапом оказания помощи является лечебно-эвакуационный этап, в котором необходимо соблюсти правило «золотого часа». Министерством здравоохранения Ростовской области разработана и реализуется принципиальная схема эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Уже на месте аварии проводится медицинская сортировка и эвакуация больных в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) по направлениям в зависимости от тяжести состояния и видов полученных травм, что позволяет, в первую очередь, госпитализировать пострадавшего в то ЛПУ, где он получит в полном объеме квалифицированную и специализированную медицинскую помощь и, в конечном итоге, снизить последствия травм и сохранить его жизнь. Работники скорой медицинской помощи передают сведения в травматологический центр о числе пострадавших, характере травм и.т.д. Определены четкие зоны ответственности каждого лечебного учреждения, расположенного вдоль федеральной трассы М4, а также алгоритм их взаимодействия с ГИБДД, МЧС.

Третий этап заключается в оказании госпитальной квалифицированной и специализированной медицинской помощи на базе травматологических центров. В Ростовской области созданы 17 травматологических центров, из них 3 травмоцентра первого уровня и по 7 - второго и третьего уровня. В область в рамках реализации мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП в 2008 году за счет средств федерального бюджета поступило 49 единиц оборудования и 20 реанимобилей Fiat Ducato. За счет средств областного бюджета были приобретены 3 компьютерных томографа и 2 аппарата искусственной вентиляции легких. Это позволило оснастить все травматологические центры 1, 2 и 3 уровней в соответствии с существующими стандартами.

Ведущим учреждением оказания лечебной помощи на третьем этапе является Больница скорой медицинской помощи №2 г. Ростова-на-Дону. Отделение травматологии №2 (множественной и сочетанной травмы) специализированно для лечения пострадавших с множественными, сочетанными и комбинированными повреждениями как при единичных, так и при массовых поступлениях. Мощность отделения - 85 коек, отделение работает круглосуточно.

Учитывая опыт работы с пострадавшими в результате различных техногенных аварий, а также с целью сокращения времени начала оказания специализированной помощи в процессе реконструкции и капитального ремонта больницы отделение сочетанной травмы было переведено на 1 этаж в непосредственной близости с приемным отделением и диагностическим блоком.

Пострадавшие доставляются в приемное отделение БСМП-2, территориально объединенное с операционно-реанимационным блоком, где дежурной бригадой (хирург, травматолог, нейрохирург) проводится их окончательная сортировка на основании оценки состояния центральной гемодинамики, сердечной деятельности, функции внешнего дыхания, уровня сознания, объективного иссле-

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2011- Т. ХУШ, № 3- С. 2TC

дования грудной клетки и живота, оценки целостности костей черепа, конечностей, таза и позвоночника.

Больные при поступлении в отделение разделяются на 3 потока. Первый поток - это пострадавшие, нуждающиеся в экстренном оперативном вмешательстве. После минимальной санитарной обработки больные направляются в операционно-реанимационный блок, состоящий из травматологической, нейрохирургической, трех общехирургических и эндохирургической операционных, соединяющихся через отдельные шлюзы с отделением анестезиологии и реанимации. Здесь выполняются операции реанимационного характера: остановка кровотечения; устранение факторов непосредственно угрожающих жизни. После чего, обследование пострадавшего продолжается в условиях операционной, либо пострадавшие, нуждающиеся в срочной интенсивной терапии или реанимации. Больные направляются в противошоковую палату, где с началом интенсивной терапии проводится необходимое обследование, манипуляции и неотложные операции диагностического и противошокового характера (блокады, пункции, диагностическая лапароскопия, торакоскопия, остановка наружного кровотечения). Последовательность данных лечебно-диагностических мероприятий определяется ответственным хирургом дежурной бригады врачей отделения травматологии. Противошоковая палата рассчитана на одновременное пребывание трех пострадавших. В условиях противошоковой палаты в экстренном порядке возможно выполнение общелабораторных методов исследования, УЗИ брюшной полости, диагностической торакоскопии и лапароскопии, рентгенологического исследования. Имеются наборы для плевральной пункции, торакоцентеза, люмбальной пункции, новокаиновых блокад, первичной хирургической обработки ран и открытых переломов, скелетного вытяжения, иммобилизации переломов аппаратами наружной фиксации. В третий поток входят пострадавшие, общее состояние которых позволяет выполнить обследование в условиях приемного отделения, которое имеет все необходимые возможности для обследования пострадавших, визуализации повреждений. отделения анестезиологии и реанимации. Второй поток - это

Всего в 2008 году в отделении травматологии №2 БСМП №2 выполнено 3309 оперативных вмешательства у 1539 больных, хирургическая активность составила 78,1%, осложнения отмечены в 11% случаев, послеоперационная летальность составила 4,09%. За 2008-2009 гг. основной объем пострадавших приходился на сочетанную травму: в 2008 г. - 371 чел. из 579 (64,1%), в 2009 году - 491 чел. из 723 (67,9%).

Общая летальность в отделении в 2008 году составила 5,2% и по сравнению с предыдущим периодом 2002-2007 гг. была результатом последовательного ее снижения (табл. 1).

Таблица 1

Динамика общей летальности травматологическом отделении №2 БСМП №2 г.Ростова-на-Дону

Год Общая летальность Продолжительность пребывания больного на койке

2002 7,9

2003 7,4

2004 7,1

2005 7,4 15,8

2006 6,8 15,7

2007 5,9 14,9

2008 5,2 14,8

Так, в 2002 году общая летальность в отделении имела величину 7,9% против 5,2% в 2008 году. В группе пациентов, поступавших в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, летальность в отделении травматологии №2 в 2008 году составила 19,8% . В среднем в РФ этот показатель равен от 17 до 27%, в США -19,5%, в странах Европейского союза - от 17 до 23% . Кроме того, существует тенденция снижения продолжительности пребывания больного на койке. Так, в 2005 году средняя длительность пребывания больного на койке в 2005 году составила 15,8 койко-дней, а в 2008 году - 14,8 койко-дня. Сокращение сроков пребывания достигнуто благодаря применению эндовиде-охирургических методов диагностики лечения травм груди и живота, ранней стабильной фиксации переломов с использованием современных методов у пострадавших с тяжелой сочетанной травмой и интенсивных реабилитационных мероприятий.

Таким образом, в результате грамотных организационных мер на догоспитальном и госпитальном этапе, изменения структуры травмоцентра, эффективность оказания медицинской помощи

лицам, пострадавшим в ДТП, на стационарном этапе динамично повышается. Практика концентрации пострадавших после ДТП в травмоцентрах специализированного назначения оправдывает себя. Выводы.

1. Основной организационной технологией оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на госпитальном этапе является концентрация их в специализированных травмоцентрах.

2. Структура травмоцентра подчиняется задаче оказания помощи пострадавшим от ДТП по трем потокам: пострадавшие, нуждающиеся в экстренном оперативном вмешательстве (опера-ционно-реанимационный блок); пострадавшие, нуждающиеся в срочной интенсивной терапии или реанимации (противошоковые палаты); а также пострадавшие, общее состояние которых позволяет выполнить обследование в условиях приемного отделения.

3. Разделение больных на потоки осуществляется дежурной бригадой из хирурга, травматолога и нейрохирурга сразу после поступления пациента в приемное отделение стационара.

Литература

1. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: [Монография] I Багненко С.Ф. [и др.]. - СПб., 2007.- 400 с.

2. Горяинов, М.И. Сравнение результатов лечения пострадавших с сочетанной травмой в условиях травматологических центров и лечебно-профилактических учреждений общего профиля I М.И. Горяинов!! Проблемы городского здравоохранения .СПб.: НИИХ СПбГУ, 2007.- Выпуск 12.- С. 78-85.

3. Дорожно-транспортный травматизм: Алгоритмы и стандарты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (догоспитальный этап) I Щербук Ю.А. [и др.] // [Монография].- 2-е изд., перераб. и доп7 Под ред. Щербука Ю.А., Багненко С.Ф., Стожарова В.В., Мирошниченко А.Г., Озерова В.Ф. - СПб., 2007. - 455 с.

THE EFFICIENCY OF INPATIENT MEDICAL ASSISTANCE TO PERSONS INJURED IN ROAD ACCIDENTS IN THE ROSTOV REGION

T.Y. BYKOVSKAYA Rostov Region Ministry of Health

The article analysis the effectiveness of inpatient medical assistance to persons injured in traffic accidents in the Rostov region. The main technology for medical assistance to persons injured in traffic accidents at a hospital point is their concentration in specialized trau-matology centres.

Key words: traffic injuries, medical assistance, combined injury.

УДК 371.7-057.87

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Р.М. ВОРОНИН*

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за его изменениями приобретает все большую актуальность, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, в том числе для курсантов военных образовательных учреждений. На основе исследований проводимых в Академии ФСИН России определены основные принципы оценки состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений.

Ключевые слова: состояние здоровья, донозологическая диагностика, курсанты.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроля за его изменением на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В настоящее время, многочисленные исследователи, проводят активные теоретические и практические изыскания в этом направлении, используя различные методологические подходы. Само понятие «здоровье человека» является одним из наиболее важных в таких научных дисциплинах, как медицина, физиология, физическая культура и спорт, физиология труда, психология. Однако, несмотря на то, что в литературе распространено более 100 определений понятия «здо-

Академия права и управления ФСИН России, 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.