УДК 377.02:37.016
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ацдатпа
Автор ез мацаласында na3ipri орта буындагы мамандардын, кэслби дайындыгын озгертудщ мацыздылыгы туралы ой козгайды. Окытудагы кузырегп тэмшдердщ пайдасына аргументтер келтлрген. Студенттердщ акпаратты жан-жакты api толы к кабылдауы унпн тэж1рибел1к бинмнщ керектт туралы айтып, тандалган мамандыкты игеру барысында кэслби цузыретттктердщ калы птасуы на, бтм, тэж1рибе жэне оны цолдану-дын, цажетттгш корсетедг
Аннотация
Автор рассуждает о необходимости изменений в современной профессиональной подготовке специалистов среднего звена. Приводит аргументы в пользу компетентно стного подхода к обучению. Считает, что практические занятия должны создавать условия для комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретения студентами необходимого опыта, умений и знания в практической работе в выбранной профессии.
Annotation
г j
The author considers the need of changes in modern vocational training of high- qualified
о
workers. Argues in favor of competence-based approach to training. Notes that apractical training should create conditions for students' all-round development in the specialty (profession), formation of general and professional competences, and getting necessary experience, abilities and knowledge in practical work in the chosen profession.
s
<
ua
c:
м s
B.B. Богданович,
мастер производственного обучения, Костанайский колледж сферы обслуживания
Неггзгг создер: кэсгби оцы-ту, цузыреттшк, енбек нарывы, экономикалыц вам, гылыми прогресс
Ключевые слова: профессиональное обучение, ком-петентностнът подход, компетенция, рынок труда, экономический рост, научный прогресс
Keywords: vocational education, competence-based approach, competence, labor market, economic growth, scientific progress
П
Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.
Назарбаев Н.А.
Изменения в обществе выдвинули новые требования к подготовке человека к жизни и труду, что неизменно приводит к изменениям в сфере образования и обусловливает формирование многоуровневой системы. Изначально низкая мотивация студента, неуверенность: куда пойти учиться, какую выбрать специальность - это низкое качество полученных знаний.
Основная цель мастера всегда при любых обстоятельствах остаётся неизменной: все студенты должны получить глубокие и прочные профессиональные знания, должны быть всесторонне развиты, а также быть воспитанными. Важным условием воспитания профессионального интереса у студентов является наличие в учебной лаборатории необходимого материала и современного оборудования, инструментов, которые бы отвечали всем современным требованиям.
Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании, год выпуска которых иногда датируется 60-70-ми годами прошлого века. После окончания учебного заведения выпускники, трудоустраиваясь на современное производство, сталкиваются со многими трудностями не только профессионального характера, но которые влекут за собой и психологический дискомфорт. Актуальность данной проблемы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе госу-
дарственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, основанных на компетенциях.
Целью практических занятий является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентом необходимого опыта, умений и знания в практической работе в выбранной профессии.
Система профессионального образования должна отвечать потребностям рынка труда региона. Эффективность обучения, на мой взгляд, зависит от максимального учета требований конкретного предприятия к подготовке будущего квалифицированного специалиста.
В ходе организованной деятельности студентов на уроках производственного обучения:
1.формируется познавательный интерес,
2.активизируется процесс познания, владение профессиональными компетенциями,
3.закрепляется интерес к выбранной профессии.
Участие студентов в практической деятельности, в которой сочетаются теоретическое обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к выбранной профессии. В процессе производственного обучения студенты применяют теоретические знания, что помогает им правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания. В нашем колледже уделяется внимание участию в конкурсах WorldSkills Russia. Целью данного конкурса является:
• популяризация рабочих профессий,
• повышение статуса и качества про-
ся
С са С
Г) <
с, из О 3
2
w с; из О
С-,
W S bei U W
•у
С е=Г О
w 2 s
Щ
S Ы
и ©
с и п
я:
СГ5 <
О.
м
и 2
Г>
и о
фессионального образования,
• обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту студентов.
Такие конкурсы профессионального мастерства дают большую возможность студентам:
1. оценить свои силы,
2 .самоутвердиться,
3.показать свои профессиональные навыки, знания и умения,
4. совершенствоваться в выбранной профессии.
Также конкурсы профессионального мастерства - это отличная возможность для работодателей найти и подобрать для себя компетентных, талантливых работников в будущем.
В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена. Это объясняется тем, что сегодня предприятиям необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем теории и практики, адаптированные к условиям современного производства.
Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Именно введение современных технологий позволит решить проблемы обучения в формировании индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.
Таким образом, современные образовательные технологии, связаные с повышением эффективности процесса обучения, а также воспитания, направлены на конечный результат- подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, которые могли бы составить конкуренцию специалистам из других стран. Хорошее качество образования и его доступность формируют один
из основополагающих критериев характеристики гражданского общества с сильной экономикой.
В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего. Только анализируя, можно идти успешно вперед, только умелое сочетание разнообразных технологий может обеспечить успешность обучения студентов.
Мир живет на пороге глубокой социально- экономической трансформации -перехода от индустриальной экономики к экономике знаний.
Сегодня нам нужно сделать всё возможное, чтобы завтра не было стыдно за плоды нашего образования и воспитания, так как эти два понятия неразделимы.
Будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью - оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практике в целом[1,с. 129].
Образование - это важнейшее условие экономического роста, научного прогресса. Так экономисты подсчитали, что в результате поддержки и внедрения эффективной системы образования развитые страны получают до 40% валового национального продукта. А один доллар, вложенный в образование, дает не менее 3-6 долларов прибыли. Поэтому можно утверждать, что на современном историческом этапе образование выполняет и экономическую функцию. Закладывается фундамент в будущее развитие государства.
Освоение определенных знаний, умений и навыков является необходимым, но не единственным условием качественной подготовки студентов. Главным в определении качества является ориентация профессиональной подготовки на конкретную практическую деятельность, на совершенствованию своих навыков.
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
Не секрет, что образование является приоритетным направлением политики любого государства. К проблемам образования обращено внимание государственных деятелей, ученых, педагогов и широкой общественности, т.к. образование является важным средством государственного строительства, оно оказывает решающее влияние на продуктивность национальной экономики, обеспечивает успехи в развитии науки, в технологических преобразованиях, в отношениях человека и окружающей среды. С системой образования сталкивается каждый гражданин государства в разные периоды своей жизни, и поэтому каждый заинтересован в том, чтобы система образования была максимально эффективной.
Выпускник системы профобразования должен владеть набором знаний, обеспечивающих готовность к работе в стремительно изменяющихся экономических условиях, осмысленно воспринимать, прогнозировать их развитие, адаптироваться, и,в идеале, влиять на эти процессы.
Задачи повышения качества подготовки студентов:
• улучшение качества обучения посредством более полного использования возможностей подготовки специалистов в условиях модернизации среднего профессионального образования;
• повышение мотивации и коммуникативной компетенции;
• привлечение непосредственно будущих работодателей, с целью большей мотивации студента к достижению высот в выбранной профессии.
Таким образом, можно сказать, что для модернизации средне-специального образования в новых условиях необходима кардинальная перестройка образовательного процесса для качественной подготовки студентов, поиск новых
_Е|_
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^
форм взаимодействия с работодателями, бизнесом и заинтересованными структурами.
H.A. Назарбаев подчеркнул необходимость в модернизации образовательной системы: "Образовательная реформа должна достичь такого уровня, при котором любой гражданин нашей страны, получивший соответствующие образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира."
Мы должны всеми силами стремиться достичь этого результата, чтобы ребята, обучившиеся в нашей стране, достигли больших успехов, были конкурентоспособными не только у себя на Родине, но и за ее пределами. А также стали гордостью своей страны!
ЛИТЕРАТУРА
I.Бережнова Е.В., Краевский В. В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: монография [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. _ Краевский. - Москва, РАО, 2007. - 150 с. |
2.http://studik.net/pedagogicheskij- ш
aspekt-povysheniya-kachestva-
professionalnoj-podgotovki-budushhix- й • 1 • • , о
specialistov-v-sisteme-vysshego- з
professionalnogo-obrazovaniya/^aTa «
обращения: 19.12.2017)
3.Полежаева O.A. Современные аспек- ~ ты профессиональной подготовки сту- 2 дентов в рамках педагогической практи- ^ ки // Молодой ученый. — 2012. — №5. ? — С. 482-485. — URL https://moluch. о ru/archive/40/4814/ (дата обращения: £ 19.12.2017).
4 . http s ://infour ok. г и/s t aty a- ^
metodicheskie-podhodi-k-povisheniyu- m
kachestva-podgotovki-specialistov- g
v-usloviyah-modernizacii-srednego- i
professionalnogo--67273 1.1Ш"п1(дата q обращения: 19.12.2017)