Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЛАВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЛАВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МО РФ / АЭРОБНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / COMPETITIVE PLAY EQUIPMENT / TRAINED BY GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION / AEROBIC ENDURANCE / INITIAL SWIMMING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Геннадий Викторович, Коровин Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич

С целью совершенствования плавательных навыков кадетов была разработана методика использования состязательно-игровых средств начального обучения плаванию. Апробированы средства и методические приемы модификации целенаправленных гидрогенных двигательных актов в способы плавания. Получен новый научный результат - выявлена возможность совмещенного применения освоенных целенаправленных двигательных навыков в структурированную техническую вариацию плавания при использовании упражнений состязательно-игрового характера. Разработаны условия проявления инициативы и творчества при овладении элементами техники плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Геннадий Викторович, Коровин Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE COMPETITIVE AND GAME METHODS OF INITIAL TEACHING TO SWIMMING SKILLS OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In order to improve the swimming skills of cadets, the methodology was developed for using competitive-playing means of primary teaching in swimming. Means and methodological methods of modification of purposeful hydrogenic motor acts into swimming methods have been tested. A new scientific result was obtained - the possibility of combined application of the mastered purposeful motor skills in a structured technical variation of swimming was revealed when using exercises of a competitive-game nature. The conditions for the manifestation of initiative and creativity in mastering the elements of swimming technique have been developed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЛАВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

стрельбе. Результаты нашего исследования, представленного в таблицах, показали, что длина траектории прицеливания «L» у биатлонистов, проходящих подготовку на этапе ВСМ, снижается, а значит, повышает уровень устойчивости системы «стрелок-оружие» при переходе в каждую последующую категорию, однако достоверных различий в этих изменениях нет (таблица 2).

ВЫВОДЫ

1. Динамика основных показателей стрелковой подготовленности свидетельствует о недостаточной эффективности процесса совершенствования стрелковых навыков у биатлонистов высокой квалификации. При переходе в категорию юниоров зафиксирован рост отдельных стрелковых показателей и их стабилизация при переходе в группу взрослых спортсменов. Оценка индивидуальной динамики основных показателей стрелковой подготовленности и соответствие модельным значениям должны лежать в основе коррекции программ подготовки.

2. Биатлонисты сборных команд России имеют недостаточно высокие показатели устойчивости системы «стрелок-оружие». Этот компонент стрельбы является базовым и без его высоких значений невозможно иметь надежную и высокоточную стрельбу в сложных условиях соревнований, характерных для биатлона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загурский, Н.С. Современные тенденции развития биатлона и анализ выступления сборной команды России по биатлону в 2014-2016 гг. / Н.С. Загурский, Д.А. Шукалович, С.Ю. Гуща // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2016. - С. 250-285.

2. Куделин, А. И. Пути повышения качества стрельбы биатлониста / А. И. Куделин // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2011. - С. 140-145.

3. Романова, Я.С. Стрелковая подготовка сильнейших биатлонистов мира / Я.С. Романова, Н.С. Загурский, С.Ю. Гуща // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 138-143.

REFERENCES

1. Zagursky, N.S., Shukalovich, D.S. and Guscha, S.Yu. (2016), "Modern trends in biathlon development and analysis of the performance of the Russian national biathlon team in 2014-2016", Modern system of sports training in biathlon: materials of the V All-Russian scientific and practical conference, Omsk, pp. 250-285.

2. Kudelin, A.I. (2011), "Ways to improve the quality of shooting biathletes / A.I Kudelin", The modern system of sports training in biathlon: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Omsk, pp. 140-145.

3. Romanova, Ya.S., Zagurskyб N.S. and Gushcha, S.Yu. (2016), "Shooting preparation of the strongest biathletes of the world", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (140), pp. 138143.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.08.2020

УДК 797.21

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЛАВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский горный университет; Кирилл Андреевич Коровин, соискатель, Военный

институт физической культуры, Санкт-Петербург; Филипп Евгеньевич Селькин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

С целью совершенствования плавательных навыков кадетов была разработана методика использования состязательно-игровых средств начального обучения плаванию. Апробированы средства и методические приемы модификации целенаправленных гидрогенных двигательных актов в способы плавания. Получен новый научный результат - выявлена возможность совмещенного применения освоенных целенаправленных двигательных навыков в структурированную техническую вариацию плавания при использовании упражнений состязательно-игрового характера. Разработаны условия проявления инициативы и творчества при овладении элементами техники плавания.

Ключевые слова: состязательно-игровые средства, обучающиеся общеобразовательных организаций МО РФ, аэробная выносливость, начальное обучение плаванию.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p255-259

EFFICIENCY OF THE COMPETITIVE AND GAME METHODS OF INITIAL TEACHING TO SWIMMING SKILLS OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Mining University; Kirill Andreevich Korovin, the post-graduate student, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Philip Evgenievich Selkin, the senior lecturer, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

In order to improve the swimming skills of cadets, the methodology was developed for using competitive-playing means of primary teaching in swimming. Means and methodological methods of modification of purposeful hydrogenic motor acts into swimming methods have been tested. A new scientific result was obtained - the possibility of combined application of the mastered purposeful motor skills in a structured technical variation of swimming was revealed when using exercises of a competitive-game nature. The conditions for the manifestation of initiative and creativity in mastering the elements of swimming technique have been developed.

Keywords: competitive play equipment, trained by general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, aerobic endurance, initial swimming training.

ВВЕДЕНИЕ

Теоретический анализ и обобщение научно-методических материалов показывает, что данные по применению состязательно-игрового метода на этапе начального обучения навыкам плавания носят отрывочный характер и на практике используются недостаточно

[2]. В то же время в физкультурно-спортивной деятельности студентов состязательно-игровой метод должен являться ведущим, поскольку он носит универсальный характер

[3]. В виду своей универсальности состязательно-игровой метод используется в процессе физического воспитания как с целью всестороннего развития школьников и студентов, так и для начального обучения движениям и специальным двигательным действиям в разнообразных специфических условиях, в частности, в водной среде [7, 8]. В большой степени данный метод способствует развитию таких физических качеств и способностей как ловкость, быстрота, скорость реакции, пространственная ориентировка, вероятностная оценка ситуации [1, 5]. Состязательно-игровой метод является исключительно действенным для воспитания коллективизма, коммуникативного взаимодействия, сознательной дисциплины и других нравственных и морально-волевых качеств личности [4].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические исследования осуществлялись с целевой установкой на рассмотрение индивидуального двигательного опыта воспитанников кадетского училища. Вырабатывались средства и методические приемы модификации целенаправленных гидрогенных двигательных актов в более совершенные способы передвижений в воде. Изучались возможности состязательно-игрового метода для начального обучения навыкам плавания воспитанников кадетского училища в процессе их физкультурно-спортивной деятельности. Осуществлялась экспериментальная проверка эффективности состязательно-игрового метода на процесс начального обучения навыкам плавания учащихся кадетского училища.

Педагогический процесс начального обучения навыкам плавания учащихся кадетского училища в экспериментальной группе был нацелен на решение следующих задач:

1. Определение в структуре начального обучения навыкам плавания личного предшествующего опыта физкультурно-спортивной деятельности. Усвоение целенаправленных гидрогенных двигательных актов, как наиболее важных на этапе начального обучения плаванию.

2. Совмещенное применение освоенных целенаправленных двигательных навыков в структурированную техническую вариацию плавания при использовании упражнений состязательно-игрового характера.

3. Совершенствование техники передвижений в воде с помощью состязательно -игрового метода.

Учебно-тренировочные занятия с контрольной группой осуществлялись согласно тематическому плану и учебной программе подготовки кадетов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении первоначального тестирования уровень физического развития испытуемых экспериментальной и контрольной групп статистически достоверных различий не имел.

Тестирование по окончанию эксперимента позволило выявить динамику показателей уровня подготовленности в плавании и оценить эффективность использования состязательно-игровых средств обучения (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей испытуемых в плавании, х±т

Показатель ЭГ КГ

до после г до после г

Задержка дыхания на вдохе (в воде), с 7,4±13,2 16,5±1,2 9,1 7,6±3,5 13,8±3,2* 7,3

Задержка дыхания на вдохе (на суше), с 13,3±0,4 29,7±0,4* 3,7 14,2±0,2 25,5±0,5 4,2

Скольжение на груди, м 2,4±6,1 10,3±5,1 7,2 2,2±4,6 8,5±4,2* 6,4

Ныряние на глубину, попытки 1,8±0,4 4,3±0,4* 3,7 1,5±0,5 3,2±0,6 4,2

Плавание доступным способом, м - 23,1±3,2 - - 18,7±1,4 1,5

Примечание: * - уровень достоверности различий при р<0,05.

Анализ результатов исследования позволил констатировать статистически значимое повышение уровня подготовленности в плавании испытуемых ЭГ по отношению к показателям участников эксперимента КГ. Это подтверждается длиной дистанции плавания по окончанию эксперимента - 23,1±3,2 м испытуемыми ЭГ и 18,7±1,4 м обучаемыми КГ. Причина произошедших позитивных изменений заключалась в применении характерных особенностей состязательно-игрового метода, к которым можно отнести:

- отстаивание статуса лидера в условиях упорядоченного соперничества, атмосфере высокой эмоциональности, увеличивающей степень воздействия физических упражнений на активизацию функциональных возможностей организма;

- многообразие путей достижения цели и интегральная направленность деятельности;

- высокие требования к инициативности и решительности действий занимающихся;

- моделирование состязательно-игровых ситуаций как по типу командного взаимодействия между игроками одной команды, так и по типу состязательного противодействия между соперниками противоборствующих команд;

- ограниченные возможности контроля содержания выполняемых действий и величины физической нагрузки, испытываемой учащимися в процессе состязательно-игровой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность начального обучения навыкам плавания обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ достигается целенаправленным использованием в содержании занятий состязательных упражнений и игр в воде. Они обеспечивают всесторонний педагогический контроль и анализ действий обучаемого с предоставлением ему возможности для проявления инициативы и творчества при овладении элементами техники плавания. Кроме этого, игры и состязания проводятся с целью повторения пройденного материала и совершенствования ранее освоенных элементов техники плавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, В.В. Обучение плаванию студентов на базовом курсе высших учебных заведений физической культуры с учетом дополнительных нагрузок в недельных микроциклах : дис. ... канд. пед. наук / Белкин Владимир Валерьевич. - Великие Луки, 2004. - 24 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание. Наука о спорте // Энциклопедия систем жизнеобеспечения / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, В.Б. Иссурин. - Москва : Магистр-Пресс, 2011. - С. 637-652.

3. Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию / И.Л. Ганчар. - Москва : Просвещение, 2002. - 271 с.

4. Третьяков, А.С. Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Третьяков Александр Сергеевич. - Красноярск, 2008. - 25 с.

5. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.

6. Ольховская, О.Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, А.В. Антонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.

7. Association between swimming lessons and drowning in childhood: a case-control study / R.A. Brenner, G.S. Taneja, D.L. Haynie, A.C. Trumble, C. Qian, R.M. Klinger, M.A. Klevanoff // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. - 2009. - Vol. 163 (3). - P. 389-401.

REFERENCES

1. Belkin, V.V. (2004), Teaching students to swim in the basic course of higher educational institutions of physical culture, taking into account additional loads in weekly microcycles: dissertation, Ve-likie Luki.

2. Bulgakovа, N.Zh., Popov, O.I. and Issurin, V.B. (2011), "Sports swimming. Sports science", Encyclopedia of life support systems, Magistr-Press, Moscow, pp. 637-652.

3. Ganchar, I.L. (2002), Swimming teaching technology, Education, Moscow.

4. Tretyakov, A.S. (2008), The content and methodology of health related training in the aquatic environment in the university course of physical education: dissertation, Krasnoyarsk.

5. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.

6. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta

imeniP.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.

7. Brenner, R.A., Taneja, G.S., Haynie, D.L., Trumble, A.C., Qian, C, Klinger, R.M. and Klevanoff, M.A. (2009), "Association between swimming lessons and drowning in childhood: a case-control study", Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine, Vol. 163, No 3, pp. 389-401.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.08.2020

УДК 796.966

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 1213 ЛЕТ

Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка; Игорь Юрьевич Шишков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Белорусский государственный университет физической культуры, Минск; Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической

культуры, п. Малаховка

Аннотация

В статье приведено исследование, посвященное разработке и проверке эффективности методики развития специальной выносливости хоккеистов 12-13 лет, основанной на рациональном соотношении нагрузок, соответствующих возрастным особенностям юных спортсменов, и выполняемых в анаэробном (анаэробный лактатный механизм энергообеспечения) и анаэробно-аэробном режимах энергообеспечения, а также включении в конце основной части занятий на льду специальных подвижных игр и эстафет. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что нами представлены конкретные средства и методы комплексного развития общей и специальной выносливости, включая специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты, разработанные авторами, предлагается увеличение доли упражнений, выполняемых на этапах специально-подготовительного периода: в анаэробном режиме энергообеспечения - на 10%; в аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения - на 15%; варьирование различных режимов энергообеспечения как в одном тренировочном занятии, так и в сериях занятий в течение недели, месяца, периода.

Ключевые слова: общая и специальная выносливость, хоккеисты 12-13 лет; анаэробный (анаэробный лактатный механизм энергообеспечения), анаэробно-аэробный режим энергообеспечения; специально-подготовительный этап подготовительного периода годичного тренировочного цикла; скоростная выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p259-264

SPECIAL ENDURANCE DEVELOPMENT METHOD FOR HOCKEY PLAYERS

AGED 12-13 YEARS OLD

Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka; Igor Yurievich Shishkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored coach of Russia, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Belarusian State University of Education, Minsk; Olga Vladimirovna Ilyicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Abstract

The article presents the study devoted to the development and verification of the effectiveness of the methodology for the development of special endurance for hockey players 12-13 years old, based on a rational ratio of loads corresponding to the age characteristics of young athletes, and performed in anaero-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.