18. Doneckova O. Ju. Sovremennye osobennosti bankovskogo kreditovanija real'nogo sektora jekonomiki (Modern features of bank crediting of real production sector), Sinergija, 2017, No. 1, pp. 64-70.
21. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Risk-menedzhment na valjutnom rynke (Risk-management in the foreign exchange market), Innov: jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 4 (29), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.innov.ru/science/ economy/risk-menedzhment-na-valyutnom.
22. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Bankovskij risk-menedzhment (Bank risk management), ITportal, 2016, No. 4 (12), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/economy/bankovskiy-risk-men edzhment/
Дата поступления статьи в редакцию 19.01.2017. принята к публикации 20.03.2017.
_08.00.12 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА_
08.00.12 УДК 338
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕИНЖИНИРИНГА.
ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
© 2017
Лесина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал, г. Калуга (Россия)
Аннотация
Введение. Российским организациям в качестве инновационного управленческого подхода следует осваивать методы реинжиниринга бизнес-процессов. Одновременно возникает вопрос о необходимости изменений показателей под влиянием реинжиниринга. В статье проведено исследование понятия «реинжиниринг», рассмотрены сферы его применения. Представлены виды и методы реинжиниринга. Для оценки последствий реинжиниринга предложено использовать систему показателей нефинансовых (степень достижения целей, критерии оценки, связанные с руководством предприятия, изменения в качестве рабочей силы, внешние и внутренние социально-экономические условия, срок формирования управленческой отчетности) и финансовых (численность персонала заработная плата, общие затраты).
Материалы и методы. В теоретическую основу исследования вошли труды зарубежных и российских ученых в области инновационного управленческого подхода - реинжиниринга бизнес-процессов. Методология исследования базируется на системном подходе. Применение методик, разработанных российскими учеными Козелрод Л., Козенкова Д., Балашовой Е., Антипова Д., Чупрова К., Куренковой И., Луневой Е. Сухановой Ю. и Цапко С., Глухова В., Тараскиной Ю., Дубининой Н., позволило обеспечить обоснованность поведенного анализа, теоретических вводов и разработанных практических рекомендаций, сформировать авторскую систему показатлей.
Результаты. Целью исследования является разработка авторской характеристики понятия «реинжиниринг», а также система оценки эффективности последствий реинжиниринга на основе финансовых и нефинансовых показателей.
Обсуждение. Для целей эффективного оценивания результатов реинжиниринга автором разработана система показателей нефинансовых и финансовых: степень достижения целей, критерии оценки, связанные с руководством предприятия, качественные изменения трудовых показателей, расширение рынка сбыта, удовлетворенность выполняемой работой и т. д. Финансовые: численность персонала заработная плата, общие затраты и т. д.
Результатом применения оценки эффекта от реинжиниринга по такой системе является: минимизация рисков и неблагоприятных финансовых последствий, эффективное планирование реинжиниринга с учетом полученных результатов, возможность осуществления контроля в процессе осуществления реинжиниринга.
Заключение. Оценка эффективности реинжиниринга имеет важное значение для целей управления хозяйствующим субъектом. Составляющие эффекта от реализации мероприятий по реинжинирингу представлены в виде комплекса показателей. Системное применение финансовых и нефинансовых показателей позволит снизить финансовые риски, а также оптимизировать осуществление процессов реинжиниринга.
Ключевые слова: бизнес-процессы, балльная оценка, виды реинжиниринга, достаточный уровень, издержки, нефинансовые показатели, нормы показателей, оптимизация, расходы, риски, система показателей, финансовые показатели, экономические процессы, экономический эффект, экономическая эффективность.
Для цитирования: Лесина Т. В. Эффективность реинжиниринга. Финансовые и нефинансовые показатели для оценки // Вестник НГИЭИ. 2017. № 4 (71). С. 129-136.
THE EFFECTIVENESS OF REENGINEERING.
FINANCIAL AND NON-FINANCIAL INDICATORS TO ASSESS
© 2017
Lesina Tatyana Viktorovna., candidate of economic Sciences, associate Professor of Department «Financial management»
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation,
Kaluga branch, Kaluga (Russia)
Annotation
Introduction. Russian organizations as an innovative approach to management needs to master the methods of reengineering of business processes. At the same time the question arises about the necessity of changes in the indices under the influence of reengineering. The article analyzes the concept of «reengineering», considering its scope. Presents the types and methods of reengi-neering. To assess the impact of reengineering it is proposed to use non-financial indicators (degree of goal achieve-ment, the assessment criteria related to the management of the company, changes in the composition of the workforce, internal and external socio-economic conditions, the period for management reporting) and financial (headcount, salary, expenses).
Materials and methods. Theoretical basis of research were the works of foreign and Russian scientists in the field of innovation - reengineering of business processes. The methodology is based on a systematic approach. Application of the techniques developed by Russian scientists jointly selrod L. D. Kosenkov, Balashova E., Antipova on, Chuprov K., Korenkov I., Luneva E. Sukhanova, S. Tsapko Yu., Glukhov V., Taraskina Yu., Dubinina N. ensured the accuracy of the behavioral analysis of theoretical materials and practical recommendations for the formation of the copyright system the indicators.
Results. The aim of the study is to develop characteristics of the concept of «reengineering», and also to assess the effectiveness and impact of reengineering on the basis of financial and non-financial indicators.
Discussion. For the purposes of effective evaluation of re-engineering the author has developed the system of indicators of non-financial and financial: the degree of achievement of objectives, evaluation criteria related to the management of the company, qualitative changes in the labour indicators, market expansion, customer satisfaction, lawyer work, etc financial: staff numbers, wages, General expenses, etc.
The result of applying estimates of the impact of reengineering of this system is to minimize risks and adverse fi-nancial consequences, effective planning of reengineering taking into account the obtained results, the possibility of control in the implementation process reengineering.
Conclusion. Evaluation of the effectiveness of reengineering is essential for owners, management objectives the object. The components of the effect of the implementation of reengineering are presented in the form of a set of indicators. Systemic use of financial and non-financial performance will reduce financial risks and optimize the implementation of the reengineering process.
Keywords: business processes, score, types of reengineering, level, costs, non-financial indicators, standards, optimization, costs, risks, metrics, financial performance, economic processes, economic effect, economic efficiency.
Введение
Необходимость основательной разработки комплексной научной проблемы оценки преобразований в результате осуществления реинжиниринга как инструмента эффективного использования ресурсов организации обусловлена сложившейся экономической ситуацией. Наиболее современной и успешной управленческой бизнес-стратегией, позволяющей достичь реальных конкурентных преимуществ и эффективных результатов, явля-ется реинжиниринг.
Исследования процессного подхода в рамках реинжиниринга являлись предметом многократного исследования российских и зарубежных ученых. Фундаментальные исследования Дубининой Н. А.
посвящены вопросам реинжиниринга бизнес-процессов хозяйствующих субъектов и их оценке, суть ее авторской методики заключается в использовании методов моделирования, к которым относятся методы структурного анализа и технологии проектирования моделей, объектно-ориентированного моделирования, метод попроцессного анализа стоимости бизнес-процессов, функционально-стоимостной анализ, метод анализа ключевых показателей. [5].
Проектирование бизнес-процессов в рамках образования структуры предприятия исследованы Козенковым Д.
Титова В., Лямзин О. провели исследование оценки эффективности бизнес-процессов на осно-
вании многоотраслевых интегрированных структур на основе развития инноваций [18].
Тараскиной Ю. В. представлена методика оценки организационной эффективности бизнес-процессов, в основу которой положены ключевые показатели эффективности предприятия. В своих трудах автор ссылается на мнение Антипова Д., Балашовой Е., Глухова В. [1; 3; 4]. Антиповым Д. на основе интеграции подходов Всеобщего управления качеством, бережливого производства, системы сбалансированных показателей и теории ограничений систем разработал методику показателей оценки эффективности деятельности организации [1]. Авторы Оголева Л. К., Радиков-ский В. М. сформировали методику и определили критерии оценки эффективности бизнес-процессов. Авторами предложено использовать систему инновационного анализа для целей организационно-технологического реинжиниринга [13]. В работе Чаадаева В. А. исследованы вопросы потенциала предприятий при применении методологии реинжиниринга для развития стратегии организационных процессов [20].
Зарубежные разработки в этом направлении представлены трудами Хаммера М., Чампи Д., Г. Харрингтона и Дж. Хилстона, которые считают, что реинжиниринг - это революционные изменения в деятельности организации. Учеными предложены методики и инструменты усовершенствования бизнес-процессов, которые позволят организациям повысить конкурентоспособность[22-24].
Имеющиеся научные исследования в области оценивания бизнес-процессов [2; 3; 6; 7; 11] дают возможность использовать наработки ученых в этой области, однако остается актуальной необходимость исследования оценки эффективности реинжиниринга в отношении комплекса финансовых и нефинансовых показателей.
Материалы и методы
В теоретическую основу исследования вошли труды зарубежных и российских ученых в области инновационного управленческого подхода - реинжиниринга бизнес-процессов [13;14; 15]. Методология исследования базируется на системном подходе.
В качестве инструментов исследования использовались как общенаучные методы, так и методы научного анализа. Методологические и методические вопросы реинжиниринга представлены в трудах отечественных ученых: Козелрод Л., Козенкова Д., Балашовой Е., Антипова Д., Чупрова К., Куренковой И., Луневой Е. Сухановой Ю. и Цапко С., Глухова В., Тараскиной Ю., Дубининой Н. [8; 9; 10; 11; 18; 20].
Применение указанных методов и источников определило напрвление исследования и предоставило возможность подтвердить полученные результаты анализа, теоретических вводов и разработанных практических рекомендаций.
Результаты
Гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям запросов потребителей, революционные изменения структуры бизнес-процессов являются стержневой целью реинжиниринга. Сопутствующие изменения - это изменение стратегических, технологических, организационных основ производства и управления.
Важно отметить, что данный метод будет эффективным, только если он находится в тесной связи с организационным развитием предприятия. Как любой инструмент управления, реинжиниринг обладает как очевидными достоинствами, так и определенными недостатками, накладывающими ограничения на его использование [6; 12].
Если рассмотреть понятие реинжиниринга (табл. 1), можно выделить следующие важные черты:
- изменение бизнес-процессов - это средство повышения экономической эффективности деятельности предприятия;
- изменения могут охватить как рынок трудовых ресурсов, так и рынок услуг;
- реинжиниринг сконцентрирован на основной деятельности [19].
Эффективность бизнес-процессов зависит от ряда показателей, таких как численность работников организации, эффективность использования ресурсов, удовлетворённость выполняемой работой, размер вложений в её производство и др. (рис. 1).
Таблица 1 - Характеристика понятия «реинжиниринг»
Характеристика Реинжиниринг
Цели использования - оптимизация производственных процессов; - налоговая оптимизация; - оптимизация расходов на персонал; - другие
Схема взаимодействия сторон Объединение нескольких должностей
Сфера действия Рынок трудовых ресурсов и рынок услуг
Инновационный потенциал - объединение нескольких должностей в одну; - отказ от массового производства единообразной продукции в пользу приспособления к требованиям разных рынков и ситуаций
/\,_
Расширение рынка сбыта
-
* ■ ■
Численность работников в организации
-
* 1
Экономия от ускорения сбора, обработки и передачи
данных
* ■
Экономия фонда оплаты труда в целом по организации
Эффективность использования ресурсов
Удовлетворённость выполняемой работой
__Ч
Рисунок 1 - Показатели эффективности бизнес-процессов
На рисунке отмечены показатели, которые имеют как финансовую, так и нефинансовую характеристику.
Требуется постоянный контроль за их изменениями и преобразованиями. Объективная оценка изменения бизнес-процессов предполагает рассмотрение вопросов в комплексе, что дает возможность правильнее просчитать предполагаемый количественный и качественный эффект. Представленные и возможные показатели могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер. Нефинансовые показатели в силу их неопределенности сложно оценить, а руководству требуются «ощутимые» показатели. Гипотеза заключается в том, что для оценки эффективности процессов реинжиниринга можно предложить систему показателей, позволяющую не только оценить количественные и качественные результаты, но и сравнивать их за исследуемые периоды.
Обсуждение
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов под влиянием кардинальных изменений -актуальная темой научных исследований, т. к. процесс этот имеет циклическую форму. Реинжиниринг «поддерживает» эффективность и создает условия для ее развития.
Итогами реинжиниринга бизнес-процессов организаций обычно являются:
- сокращается численность персонала компании при стабильном уровне производства;
- стоимость готовой продукции (работ, услуг) снижается, сохраняя прежние объемы и качество готовой продукции;
- сокращается число уровней управления;
- увеличивается стоимость деловой репутации;
- повышается рейтинговая оценка бизнеса в отрасли;
- растёт рентабельность хозяйствующего субъекта.
Для оценки последствий реинжиниринга предлагается использовать систему показателей, представленных в таблице 2.
Показатели эффективности предлагается оценивать по двум направлениям: нефинансовые и финансовые показатели.
К нефинансовым показателям относятся: степень достижения целей, критерии оценки, связанные с руководством предприятия, расширение рынка сбыта, удовлетворенность выполняемой работой, срок формирования управленческой отчетности и т. д.
К финансовым показателям относятся: численность персонала, заработная плата, общие затраты и т. д.
Таким образом, можно сделать выводы относительно эффективности использования ресурсов, изменений в качественных оценках или удовлетворённости выполняемой работой под влиянием бизнес-процессов.
Технология менеджмента, основанная на совершенствовании бизнес-процессов посредством реинжиниринга, приносит «заметный» экономический эффект даже в практике небольших организаций. Безусловно, использование реинжиниринга улучшает как нефинансовые, так и финансовые показатели, однако недостатком реинжиниринга являются высокие риски, связанные с преобразованиями.
Таблица 2 - Оценка эффективности последствий реинжиниринга
Признак сравнения Традиционные бизнес-процессы Бизнес-процессы под влиянием реинжиниринга Показатели для расчета
Нефинансовые показатели
Степень достижения целей Расширение доли рынка сбыта Процент расширения рынка сбыта Необходимо установить пределы норм показателя, в соответствии, с которыми мы будем оценивать. Например, достаточным уровнем является уровень в 10 %. Так как мы оцениваем этот показатель в баллах в пределах от 0 до 1, то доля была оценена в 0,5, а после преобразований бизнес-процессов она составит 0,7 баллов по оценкам экспертов. 0,7:0,5 100 = 40 %
Критерии оценки, связанные с руководством предприятия Качество, эффективность и результативность выдачи информации по специальным запросам Надежность и безопасность информации Увеличение масштабов сбора, обработки информации при разумных затратах Процент экономии от масштабов сбора, обработки информации Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми мы будем оценивать. Например, достаточным уровнем является уровень в 15%. Так как мы оцениваем этот показатель в баллах в пределах от 0 до 1, то доля была оценена в 0,5, а после преобразований бизнес-процессов она составит 0,8 баллов по оценкам экспертов. 0,8/0,5*100 = 60%
Изменения в качестве рабочей силы Полномочия работников и их ответственность Степень удовлетворения выполняемой работой Процент удовлетворённости выполняемой работой Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми мы будем оценивать. Например, достаточным уровнем является уровень в 15 %. Так как мы оцениваем этот показатель в баллах в пределах от 0 до 1, то доля была оценена в 0,6, а после преобразований бизнес-процессов она составит 0,7 баллов по оценкам экспертов. 0,7:0,6- 100 = 16,6 %
Внешние и внутренние социально-экономические условия Способность эффективно использовать ресурсы Лояльность клиентов Уровень интеграции структурных подразделений организации Эффективность использования ресурсов Необходимо установить пределы норм показателя, в соответствии с которыми мы будем оценивать Например, достаточным уровнем является уровень в 14 %. Так как мы оцениваем этот показатель в баллах в пределах от 0 до 1, то доля была оценена в 0,6, а после преобразований бизнес-процессов она составит 0,8 баллов по оценкам экспертов 0,8:0,6-100 = 13,3 %
Финансовые показатели
Численность персонала Численность работников в организации Процент уменьшения численности работников в организации при преобразовании бизнес-процессов По состоянию на 1 января численность персонала компании составляла 118 человек В связи с использованием реинжиниринга 112:118-100 = 5,08 % - доля оптимизации работников компании
Заработная плата Сумма заработной платы работников организации Процент экономии фонда оплаты труда в целом по организации при преобразовании бизнес-процессов Необходимо установить пределы норм показателя, в соответствии с которыми мы будем оценивать. Например, достаточным уровнем является уровень в 30 %. 4987 тыс. руб./год - затраты на содержание работников 3992 тыс. руб./год - затраты на содержание работников после преобразования 3992:4987-100-100 = 19,95 % - снижение затрат на 19,95 %
Заключение
В последнее время стремительно меняются внешние и внутренние условия деятельности организаций, одной из причин изменений является преобразование в результате реинжиниринга, новейших информационных технологий и, как следствие, революционным преобразованием бизнес-процессов компаний.
Высокая динамичность бизнеса стремление к количественным и качественным изменениям обу-
славливают необходимость качественных изменений, что и делают заинтересованные руководители, пытаясь повысить свою конкурентоспособность. Постоянные преобразования в разных сферах деятельности: закупках, сбыте, информационных технологиях, научно-исследовательских и конструкторских разработках стали рядовым явлением, а руководители организаций вынуждены пересматривать свою стратегию и тактику. За основу совершенствования методик эффективности бизнес-
процессов могут быть взяты подходы и практические методики Антипова, Дубининой Н., Ко-зелрод Л., Козенкова Д., Балашовой Е., Чупрова К., Куренковой И., Луневой Е., Сухановой Ю., Цапко С., Глухова В., Тараскиной Ю. [1; 4; 5; 16; 17; 21], разработанные с учетом опыта иностранных ученых и особенностей функционирования российских организаций.
Методики позволяют оценить экономическую эффективности бизнес-процессов хозяйствующего субъекта на базе финансовых показателей, смоделировать показатели эффективности деятельности организации при процессном подходе к ее управлению, оценить организационную эффективность бизнес-процессов.
Обобщая результаты исследования, следует отметить, что для оценки эффективности бизнес-процессов организации необходимо использовать совокупность показателей, характеризующих все сферы деятельности хозяйствующего субъекта, однако принцип «затраты не должны превышать доходы» в отноше-нии затрат и доходов от осуществления оценки результатов реинжиниринга должен присутствовать.
Особое внимание стоит уделить совокупности финансовых и нефинансовых показателей эффективности бизнес-процессов. Их комплексная эффективность, безусловно, обеспечит рост эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Всестороннее, системное и результативное оценивание показателей эффективности выполнения бизнес-процессов хозяйствующего субъекта должно проводиться на основе как финансовых, так и нефинансовых показателей.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать некоторые важные выводы. Длительное функционирование организации без преобразований бизнес-процессов представляется затруднительным. Любая организация, независимо от масштабов деятельности, отраслевой специфики нуждается в преобразовании бизнес-процессов посредством реинжиниринга. Следовательно, разработка методики оценки эффекта от реинжиниринга актуальна в современных условиях.
Предлагаемая система показателей нефинансовых (степень достижения целей, критерии оценки, связанные руководством предприятия, расширение рынка сбыта, удовлетворенность выполняемой работой, срок формирования управленческой отчетности и т. д.) и финансовых: (численность персонала заработная плата, общие затраты) позволит оценить эффект от реинжиниринга и представить его в варианте удобном для пользователей информации. Представлены возможные финансовые и нефинансовые показатели для осуществле-
ния оценки, разработана система оценки показателей с учетом достаточного уровня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипов Д. В. Разработка модели оценочных показателей устойчивого развития организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 186-189.
2. Балашова Е. С. Показатели оценки организационной эффективности бизнес-процессов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 2 (192). С. 185-190.
3. Балынин И. В. К вопросу о введении социально справедливого прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 300-311.
4. Глухов В. В., Балашова Е. С. Организация производства и маркетинг. Вакуумная техника / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. СПб. : Изд-во Политехнического университета. 2012. 369 с.
5. Дубинина Н. А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия // Вестник Пермского университета. 2016. № 2 (29). С. 179-191.
6. Емельянова Е. В. Теоретические аспекты планирования в управлении организацией // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и правление производством. 2015. № 2 (24). С. 73-77.
7. Каплан Р., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию. М. : ЗАО Олимп-Бизнес. 2005.
8. Козенков Д. Е. Проектування бiзнес-процешв як основа створення архтектури шдприемства // Вюник СумДУ. Серiя "Еко-номка" 2011. № 3. С. 126-136.
9. Козерод Л. А. Методика оценки экономической эффективности бизнес-процессов предприятия // Вестник Новосибирского Государственного Университета. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 83-90.
10. Козерод Л. А. Процессный подход в управлении промышленным предприятием // Материалы десятой открытой конференции-конкурса научных работ молодых ученых Хабаровского края (экономическая секция): сборник статей. Хабаровск. РИОТИП. 2008. С. 188-192.
11. Кутелев П. В., Мишурова И. В. Технология реинжиниринга бизнеса. М. : МарТ. 2003. 175 с.
12. Лосев В. В. Реинжиниринг технологических процессов средствами ИМЬ // Успехи современного естествознания. 2009. № 4. С. 46-46.
13. Оголева Л. К., Радиковский В. М. Методология реинжиниринга // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 8.
14. Павлюк А. К., Меркушева Н. И. Применение реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 265-267.
15. Радиковский В. М., Оголева Л. К. Методология реинжиниринга // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 8.
16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М. ИНФРА-М. 2011. 7 с.
17. Сафарова Е. Ю. Аутстаффинг, аутстаф-финг, лизинг персонала: новые технологии бизнеса. Простыми словами о сложных материях. ЭКСМО. 2010. 42 с.
18. Тараскина Ю. В. Показатели бизнес-процессов как основа оценки эффективности деятельности организации // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. № 4.
19. Титова В. А., Лямзин О. Л. Эффективность бизнес-процессов предприятий в рамках многоотраслевых интегрированных структур на основе развития инноваций // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-3.
20. Цапко С. Г., Лунева Е. Е., Курен-ков И. Н., Суханова Ю. А. Методика оценки бизнес-процессов приборостроительного предприятия // Информатика и системы управления. 2011. № 4 (30). С. 104-115.
21. Чаадаев В. К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник ЧелГУ. 2007. № 19.
22. Чупров К. К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании // Консультант директора. 2005. № 20.
23. Harrington H. Business process improvement: the breakthrough strategy for total quality, productivity, and competitiveness. NY. McGraw-Hill, 2009.
24. Hillston J. A. Compositional approach to performance modeling. New York. USA. Cam-bridge University Press, 2006.
25. Oliver N., Delbridge R., Barton H. Lean production and Manufacturing performance improvement in Japan, the UK and US 1994-2001. Business Research. ESRC Centre for Business research. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.netec.mcc.
26. Казьмина И. В. Проектирование системы организации реинжиниринга производственных процессов на предприятии // Территория науки. 2016. № 2. С. 89-97.
27. Давыдова Е. Ю. Проблемы управления инновационно-инвестиционной деятельностью
транснациональных корпораций // Синергия. 2016. № 2. С. 56-62.
28. Бардаков А. А., Корнилов Д. А. Реинжиниринг бизнес-процессов сбытового подразделения промышленного предприятия за счет внедрения двухуровневой архитектуры отдела продаж // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 9 (456). С. 39-54.
29. Корнилов Д. А., Горшенкова Т. Н. Выявление финансовых рисков на основе оценки стоимости бизнеса (на примере ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть») // Иннов: электронный научный журнал. 2016. № 1 (26). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.innov.ru/science/
REFERENCES
1. Antipov D. V. Razrabotka modeli oce-nochnyh pokazatelej ustojchivogo razvitija organizacii (Development of model of estimated indicators of sustainable development of the organization), Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, No. 4. pp. 186-189.
2. Balashova E. S. Pokazateli ocenki organi-zacionnoj jeffektivnosti biznes-processov (Indicators of an assessment of organizational efficiency of business processes), Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU, Jekonomicheskie nauki, 2014, No. 2 (192). pp. 185-190.
3. Balynin I. V. K voprosu o vvedenii social'no spravedlivogo progressivnogo nalogooblozhenija dohod-ov fizicheskih lic v Rossijskoj Federacii (To a question of introduction of socially fair progressive taxation of the income of natural persons in the Russian Federation), Nalogi i nalogooblozhenie, 2015, No. 4, pp. 300-311.
4. Gluhov V. V., Balashova E. S. Organizacija proizvodstva i marketing. Vakuumnaja tehnika (Organization of production and marketing. Vacuum equipment), Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj politehnich-eskij universitet, SPb, Izd-vo Politehnicheskogo uni-versiteta, 2012. 369 pp.
5. Dubinina N. A. Pokazateli ocenki biznes-processov predprijatija (Indicators of an assessment of business processes of the enterprise), Vestnik Permskogo universiteta, 2016, No. 2 (29). pp. 179-191.
6. Emel'janova E. V. Teoreticheskie aspekty plani-rovanija v upravlenii organizaciej (Theoretical aspects of planning in management of the organization), Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija: Jekonomika, finansy i pravlenie proizvodstvom, 2015, No. 2 (24), pp. 73-77.
7. Kaplan R., Norton D. P. Sbalansirovan-naja sistema pokazatelej: Ot strategii k dejstviju (Balanced system of indicators: From strategy to action), M, ZAO Olimp-Biznes, 2005.
8. Kozenkov D. E. Proektuvannja biznes-procesiv jak osnova stvorennja arhitekturi pidpriem-
stva, Visnik SumDU. Serija «Ekonomika», 2011, No. 3, pp. 126-136.
9. Kozerod L. A. Metodika ocenki jekono-micheskoj jeffektivnosti biznes-processov predprijatija (Technique of an assessment of economic efficiency of business processes of the enterprise), Vestnik Novosibir-skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki, 2009, T. 9, Vyp. 1, pp. 83-90.
10. Kozerod L. A. Processnyj podhod v uprav-lenii promyshlennym predprijatiem (Process approach in management of the industrial enterprise), Materialy desjatoj otkrytoj konferencii-konkursa nauchnyh rabot molodyh uchenyh Habarovskogo kraja (jekonomich-eskaja sekcija): sbornik statej, Habarovsk, RIOTIP, 2008, pp. 188-192.
11. Kutelev P. V., Mishurova I. V. Tehnologija reinzhiniringa biznesa (Technology of reengineering of business), M, MarT, 2003, 175 pp.
12. Losev V. V. Reinzhiniring tehnologiche-skih processov sredstvami UML (Reengineering of engineering procedures by means of UML), Uspehi sovre-mennogo estestvoznanija, 2009, No. 4, pp. 46-46.
13. Ogoleva L. K., Radikovskij V. M. Meto-dologija reinzhiniringa (Reengineering methodology), Jekonomicheskij analiz: teorija ipraktika, 2004, No. 8.
14. Pavljuk A. K., Merkusheva N. I. Primenenie reinzhiniringa biznes-processov na predprijatijah (Application of reengineering of business processes at the enter-prises),Molodoj uchenyj, 2015, No. 1, pp. 265-267.
15. Radikovskij V. M., Ogoleva L. K. Meto-dologija reinzhiniringa (Reengineering methodology), Jekonomicheskij analiz: teorija ipraktika, 2004, No. 8.
16. Rajzberg B. A., Lozovskij L. Sh., Staro-dubceva E. B. Sovremennyj jekonomicheskij slo-var' (Modern economic dictionary), 6-e izd., pererab. i dop. M, INFRA-M, 2011,7 pp.
17. Safarova E. Ju. Autstaffing, autstaf-fing, lizing personala: novye tehnologii biznesa. Prostymi slovami o slozhnyh materijah (Outstaffing, outstaffing, leasing of personnel: new technologies of business. Simple words about complex matters), JeKSMO, 2010, 42 pp.
18. Taraskina Ju. V. Pokazateli biznes-processov kak osnova ocenki jeffektivnosti deja-tel'nosti organizacii (Indicators of business processes as basis of an assessment of efficiency of activity of the organization), Vestnik AGTU. Serija: Jekonomika, 2015, No. 4.
19. Titova V. A., Ljamzin O. L. Jeffektiv-nost' biznes-processov predprijatij v ramkah mnogootraslevyh integrirovannyh struktur na osnove razvitija innovacij (Efficiency of business processes of the enterprises within the diversified integrated structures on the basis of development of innovations), Fundamental'nye issledovanija, 2007, No. 12-3.
20. Capko S. G., Luneva E. E., Kuren-kov I. N., Suhanova Ju. A. Metodika ocenki biznes-processov
priborostroitel'nogo predprijatija (Technique of an assessment of business processes of the instrument-making enterprise), Informatika i sistemy upravlenija, 2011, No. 4 (30). pp. 104-115.
21. Chaadaev V. K. Organizacionno-jekonomicheskie uslovija i vozmozhnosti reinzhiniringa biznes-processov (Organizational and economic conditions and possibilities of reengineering of business processes), Vestnik ChelGU, 2007, No. 19.
22. Chuprov K. K. Jekspress-metod diagnostiki biznes-processov kompanii (Express method of diagnostics of business processes of the company), Konsul'tant direktora. 2005. No. 20.
23. Harrington H. Business process improve-ment: the breakthrough strategy for total quality, productivity, and competitiveness. NY. McGraw-Hill, 2009.
24. Hillston J. A. Compositional approach to performance modeling. New York. USA. Cam-bridge University Press, 2006.
25. Oliver N., Delbridge R., Barton H. Lean production and Manufacturing performance improvement in Japan, the UK and US 1994-2001. Business Research. ESRC Centre for Business research. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: www.netec.mcc.ac.uk/WoPEc/data.
26. Kaz'mina I. V. Proektirovanie sistemy or-ganizacii reinzhiniringa proizvodstvennyh processov na predprijatii (Design of system of the organization of reengineering of productions at the enterprise//the Territory of science), Territorija nauki, 2016, No. 2, pp.89-97.
27. Davydova E. Ju. Problemy upravlenija in-novacionno-investicionnoj dejatel'nost'ju transnacion-al'nyh korporacij (Problems of management of innovative and investment activity of multinational corporations), Sinergija, 2016, No. 2, pp. 56-62.
28. Bardakov A. A., Kornilov D. A. Reinzhi-niring biznes-processov sbytovogo podrazdelenija promyshlennogo predprijatija za schet vnedrenija dvuhurovnevoj arhitektury otdela prodazh (Reengineering of business processes of marketing division of the industrial enterprise due to introduction of two-level architecture of sales department), Jekonomicheskij ana-liz: teorija i praktika, 2016, No. 9 (456), pp. 39-54.
29. Kornilov D. A., Gorshenkova T. N. Vyjavlenie finansovyh riskov na osnove ocenki stoimosti biznesa (na primere PAO «Gazprom», PAO «Lukojl», PAO «Rosneft'») (Identification of financial risks on the basis of business estimation of cost (on the example of PJSC Gazprom, PJSC Lukoil, PJSC Rosneft)), Innov: jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 1 (26). [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http: //www .innov.ru/science/economy/vyyavlenie -finansovy
Дата поступления статьи в редакцию 16.01.2017. принята к публикации 28.02.2017.