Научная статья на тему 'Эффективность психологических механизмов саморегуляции психических состояний подростков'

Эффективность психологических механизмов саморегуляции психических состояний подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
513
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность психологических механизмов саморегуляции психических состояний подростков»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойков С. В. Теория и практика педагогики поддержки. -СПб., 2006.

2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.

3. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М., 2005.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ

Е. А. Черкевич

Омский государственный педагогический университет

На современном этапе обостряется проблема развития и совершенствования способностей индивида к управлению собственными ресурсами, регуляции своих состояний, установлению равновесия между внешним влиянием, внутренним состоянием и формами поведения. Умение личности регулировать свое состояние, управлять поведением в различных ситуациях является важным показателем ее зрелости, от чего во многом зависит успешность самой личности в процессе ее жизнедеятельности. Отсюда, проблема саморегуляции психических состояний личности выступает на первый план, а именно: требуется построение системы психологических механизмов, обеспечивающих эффективность саморегуляции психических состояний личности.

Для реализации намеченного нами был разработан курс, целью которого стало овладение испытуемыми механизмом саморегуляции своих психических состояний. В целях повышения уровней выраженности саморегуляции и психологических механизмов саморегуляции психических состояний личности испытуемые (подростки экспериментальной группы) были включены в формирующий этап эксперимента, который предполагал использование методов активного психологического обучения, а также элементов социально-психо-логического тренинга.

По окончании формирующего этапа эксперимента произошли изменения показателей выраженности положительных и отрицательных психических состояний подростков экспериментальной группы. Доминирующую позицию стали занимать положительные психические состояния испытуемых экспериментальной группы. Необходимо отметить, что по окончании формирующего эксперимента возросли средние показатели всех положительных психических состояний учащихся. Из этих состояний преобладают положительные мотивационные, интеллектуальные, состояния общения и деятельностные. Если положительные мотивационные и интеллектуальные состояния подростков отличаются тем, что учащимся свойственны активность, заинтересованность, увлеченность, внимательность, то положительные состояния общения этих испытуемых проявляются еще и в радости, восхищении, возбужденности. Положительные психические состояния подростков экспериментальной группы во время учебной деятельности находят отражение в продуктивных и конструктивных действиях, приносящих удовлетворение, радость, а также в уверенности в себе, продуманности и регуляции своего поведения.

Преобладание положительных состояний в наибольшей степени проявляется у подростков в улучшении процесса общения, во взаимоотношениях со значимыми взрослыми и сверстниками, а также влияют на продуктивность и сотрудничество между членами коллектива класса, взаимную поддержку.

В контрольной группе показатели всех положительных психических состояний значительно ниже, а показатели отрицательных состояний значительно выше по сравнению с данными экспериментальной группы.

Полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что у испытуемых экспериментальной группы произошли изменения и в показателях выраженности отрицательных психических состояний. Так, по результатам данного формирующего эксперимента у учащихся экспериментальной группы удалось снизить средние значения показателей отрицательных состояний (эмоционального, состояния общения, мотивационного, деятельностного).

Изменение отрицательных и преобразование положительных психических состояний подростков экспериментальной группы произошли благодаря действию психологических механизмов. По окончании формирующего эксперимента была выявлена положительная динамика изменения показателей выраженности как рефлексивного, мотивационного, волевого механизмов саморегуляции психических состояний, так и саморегуляции психических состояний в целом. Так, если в начале формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы доминирующими были низкий уровень выраженности рефлексивного механизма у 28 (51,9%) подростков и средний уровень волевого механизма у 35 (64,8%) учащихся, а полюс мотивационного механизма не был выражен вообще у 23 (42,6%) подростков, то по окончании эксперимента доминирующими стали уровни выраженности названных выше механизмов выше среднего у 16 (29,6%) испытуемых, средний - у 34 (62,9%) и высокий - у 31 (57,4%) испытуемых соответственно, в то время как у испытуемых контрольной группы показатели уровней выраженности данных механизмов не претерпели значимых изменений.

При изучении психологических механизмов саморегуляции психических состояний учащихся был выявлен положительный сдвиг значений корреляционных связей. Все показатели психологических механизмов саморегуляции психических состояний подростков экспериментальной группы коррелируют между собой на уровне сильной связи при р < 0,01. Это значит, что психологические механизмы действуют во взаимосвязи, и изменение показателей одного механизма влечет за собой изменение показателей других механизмов.

Так, усилилась связь показателей мотивационного механизма саморегуляции психических состояний подростков экспериментальной группы с показателями общего уровня саморегуляции (г = 0,968, р < 0,01). Это означает, что чем выше уровень мотивации личности, тем активнее человек включается в процесс саморегуляции психических состояний, что повышает результативность саморегуляции. Кроме того, усилилась корреляционная связь показателей общего уровня саморегуляции подростков экспериментальной группы с показателями рефлексивного механизма (г = 0,950, р < 0,01), показатели которого, в свою очередь, тесно коррелируют с показателями мотивационного механизма (г = 0,949, р < 0,01).

Установленные корреляционные связи означают, что выраженная мотивация личности к регуляции психических состояний вызывает у подростка необходимость обращения к самому себе, осмысления своего «Я», своих положительных и отрицательных психических состояний, что приводит к запуску, активизации рефлексивного механизма.

Отчетливо прослеживается усиление корреляционной связи показателей рефлексивного механизма саморегуляции состояний учащихся экспериментальной группы с показателями волевого механизма (г = 0,650, р < 0,01), что свидетельствует о том, что чем выше уровень рефлексивной активности учащихся в саморегуляции, тем больше волевых усилий и дополнительных смыслов действий, направленных на регуляцию и преобразование психических состояний, требуется от личности. Кроме того, наблюдается усиление корреляционной связи между показателями волевого и мотивационного

механизмов саморегуляции психических состояний у учащихся экспериментальной группы (г = 0,628, р < 0,01).

Следует отметить, что по окончании эксперимента по сравнению с его началом число значимых корреляционных связей показателей рефлексивного механизма возросло, а сами связи усилились. Это подтверждает наше теоретическое положение о его доминирующей роли в саморегуляции психических СОСТОЯНИЙ личности, а также говорит о том, что повышение уровня рефлексии, осмысления, понимания себя И СВОИХ СОСТОЯНИЙ позволяет учащимся СООТНОСИТЬ и оценивать СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ и необходимые волевые усилия для осуществления саморегуляции и указывает на неустойчивость волевой сферы подростков, волевых качеств их личности, на некоторые затруднения в реализации намеченного.

Усилились корреляционные связи и между показателями психологических механизмов саморегуляции и показателями психических состояний личности. Так, по окончании формирующего эксперимента практически все показатели отрицательных психических состояний подростков экспериментальной группы коррелируют с показателями рефлексивного, мотивационного и волевого механизмов саморегуляции психических СОСТОЯНИЙ личности на уровне СИЛЬНОЙ СВЯЗИ (р < 0,01). Это означает, что самопознание личностью своих психических состояний, их переосмысление определяет изменение этих состояний и стремление к саморегуляции.

Следует отметить, что если в ходе констатирующего эксперимента не были выявлены статистически значимые корреляционные связи показателей положительных психических состояний учащихся экспериментальной группы с показателями механизмов саморегуляции, то по окончании эксперимента эти связи появились на уровне значимых. Так, увеличилось число обратных корреляционных связей между показателями психологических механизмов саморегуляции и показателями положительных деятельностных, мотивационных состояний, состояния общения подростков экспериментальной группы, что свидетельствует О ТОМ, что чем больше подросток анализирует свое состояние, стремится понять и пытается осмыслить свои переживания, на что требуются волевые усилия, тем меньше становится проявлений эмоциональной возбужденности, бурной веселости, непосредственного и откровенного выражения своих переживаний, радости.

Важно отметить, что было установлено увеличение и усиление положительной корреляционной связи между показателями рефлексивного, мотивационного, волевого механизмов саморегуляции и показателями положительного интеллектуального состояния учащихся экспериментальной группы. Это означает, что побуждение, мотивация личности к саморегуляции психических состояний и рефлексивная активность вызывают повышение уровня выраженности положительного интеллектуального состояния, состояния заинтересованности, увлеченности, сосредоточенности. При этом наблюдается сильная положительная связь показателей интеллектуального состояния с показателями рефлексивного механизма (г = 0,516, р < 0,01).

Результаты корреляционного анализа, свидетельствующие об увеличении числа и усилении связей между показателями выделенных нами психологических механизмов саморегуляции и показателями психических состояний испытуемых экспериментальной группы, подтверждают положительную тенденцию изменения общего уровня саморегуляции психических состояний в результате проведенного исследования. Испытуемые стали понимать важность и необходимость саморегуляции в жизнедеятельности человека, гибко и адекватно реагировать на изменение своих состояний, легко овладевать новыми видами активности, увереннее чувствовать себя в незнакомых ситуациях, что стало сказываться на успешности самого процесса саморегуляции психических состояний, проявляться в программировании и обдумывании последовательности своих действий по преодолению отрицательных психических состояний и преобразованию положительных.

По данным расчета ^критерия Стьюдента, средние значения положительных психических состояний достоверно выше у учащихся экспериментальной группы, средние значения отрицательных состояний значительно ниже также у испытуемых экспериментальной группы, чем у учащихся контрольной группы. При этом в результате формирующего эксперимента произошел существенный сдвиг значений положительных и отрицательных состояний общения, деятельностного, мотивационного, эмоционального и интеллектуального состояний.

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о положительной тенденции изменения показателей выраженности рефлексивного, мотивационного и волевого механизмов. Так, по окончании формирующего эксперимента снизилось число учащихся экспериментальной группы с низким уровнем рефлексивного механизма почти в четыре раза; число учащихся с уровнем выраженности рефлексивного механизма выше среднего увеличилось более чем в пять раз; у пятой части подростков был выявлен высокий уровень выраженности данного механизма, тогда как на констатирующем этапе эксперимента таких учащихся выявлено не было. В то же время снизилось более чем в четыре раза число учащихся, у которых проявление мотивационного механизма характеризуется невыраженностью мотивационного полюса, увеличилось число учащихся экспериментальной группы с уровнем выраженности мотивационного механизма, характеризующегося мотивацией успеха, в пять раз. При этом уменьшилось число подростков экспериментальной группы с низким уровнем выраженности волевого механизма в три раза, а с высоким - возросло почти в два раза.

Таким образом, саморегуляция психических состояний личности осуществляется успешнее при задействовании таких психологических механизмов, как рефлексивный (базовый), мотивационный, волевой (производные). Эффективность психологических механизмов возрастает, когда они выступают единой взаимосвязанной системой.

УЧАСТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Б РАССЛЕДОВАНИИ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Канд. психол. наук, доцент .Л. Н. Костина

Академия управления МВД России, г. Москва

В современных условиях сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с психологическими проблемами при выполнении служебных обязанностей, связанных с раскрытием и расследованием групповых преступлений несовершеннолетних. Итоги анкетирования 694 сотрудников различных служб органов внутренних дел (специализирующиеся следователи, дознаватели, участковые уполномоченные милиции, сотрудники уголовного розыска, инспектора по делам несовершеннолетних), а также интервьюирование опытных следователей и руководителей органов предварительного следствия показали, что по степени трудности психологические проблемы могут быть расположены следующим образом:

- изучение характеристик преступной группы несовершеннолетних (структура, распределение ролей, особенности взаимоотношений и пр.);

- разоблачение во лжи, склонение к признанию вины и правдивым показаниям;

- установление и поддержание психологического контакта с несовершеннолетними правонарушителями;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.