© Есина Е.И.,
секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, аспирант кафедры «Финансы»
РГЭУ «РИНХ»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В России в рамках настоящего реформирования бюджетного процесса провозглашен переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат. Такой подход предусматривает расширение сферы применения программно-целевого метода планирования (далее — программный метод).
В развитых странах указанный метод зарекомендовал себя как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
Программный метод является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона. Целевые программы рассматриваются как долгосрочный инструмент государственного воздействия на экономику. Программный метод в экономике увязывает цели с финансовыми ресурсами при помощи программ. Преимущество программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных направлениях, позволяют ус-
корить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Главными преимуществами программно-целевого метода являются гибкость и мобильность. Таким образом, использование программно-целевого метода представляется наиболее эффективным для решения конкретных проблем и вопросов, в том числе и вопросов обеспечения экологической безопасности [1].
В настоящее время необходимость обеспечения экологической безопасности государства при переходе к устойчивому развитию признана как на государственном, так и на мировом уровне.
Во всем мире наблюдается взаимозависимый процесс: с одной стороны, все большее истощение природных ресурсов, а с другой — загрязнение природной среды отходами и выбросами производства, которое приводит к нарушению естественного экологического равновесия и возникновению глобального экологического кризиса. Развитие общества и более полное удовлетворение возрастающих потребностей населения связаны с постоянно возрастающей массой природных ресурсов, которые вовлекаются в хозяйственный оборот. Природные ресурсы понимаются как природные объекты и явления, используемые для прямого и непрямого потребления и способствующие созданию материальных благ. В итоге резкий рост потребления природных ресурсов привел к интенсивному изменению окружающей среды.
На сегодняшний день приобрели актуальность такие проблемы, как загрязнение атмосферного воздуха городов, неудовлетворительное качество питьевой воды, безопасность продуктов питания (содержание пестицидов и т.д.), загрязнение среды обитания диоксинами, отходами производства и потребления (свалки опасных отходов), радиоактивное загрязнение ряда территорий (районы Чернобыля и др.), возникновение цепной реакции техногенных катастроф при современном критическом уровне изношенно-
сти основных производственных фондов в промышленности и коммунальном хозяйстве.
В России правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социальноэкономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2].
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» под экологической безопасностью понимается «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [2].
Обеспечение экологической безопасности РФ является одним из направлений реализации национальной безопасности страны. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является коренное улучшение экологической ситуации в стране [3].
В Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей природной среды приняты «Экологическая доктрина РФ» «Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [4], «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» [5],
«Концепция национальной безопасности Российской Федерации» и др.
Обеспечение экологической безопасности страны, как и сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, является стратегической целью государственной политики в области экологии [6].
В России статьей 14 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» закреплены следующие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
В последнее десятилетие среди указанных методов регулирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации широко применяется программно-целевой метод финансирования.
Так, в настоящее время наряду с другими программными мероприятиями
в России реализуется широкомасштабная Федеральная целевая программа Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.) (далее — Программа).
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития г. Сочи направлено на создание условий для максимально эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета. В данном случае применение указанного метода позволит осуществить: координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития горноклиматического курорта г. Сочи; реализацию комплекса мероприятий, способствующих сохранению и улучшению физического и духовного здоровья граждан, росту их благосостояния [7].
Программа рассчитана на 20062014 гг. и осуществляется в 3 этапа: 1-й этап — 2006-2007 гг.; 2-й этап — 20082012 гг.; 3-й этап — 2013-2014 гг.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местного бюджета г. Сочи и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы в
2006-2014 гг. составит 313,887 млрд руб. в том числе за счет средств федерального бюджета — 185,822 млрд руб. бюджета Краснодарского края — 4,611 млрд руб. бюджета г. Сочи -4,624 млрд руб. и внебюджетных источников — 118,83 млрд рублей.
Долевое участие в финансировании мероприятий программы наглядно представлено на рис.1.
Таким образом, основная доля финансирования мероприятий программы приходится на федеральный бюджет. На осуществление природоохранных мероприятий выделяется 2,651 млрд руб., что в общем объеме финансирования мероприятий программы составляет 1%, причем основная доля приходится на бюдже-
ты Краснодарского края и г. Сочи. В
2007-2010 гг. из федерального бюджета финансирование охраны окружающей среды в рамках Программы запланировано в следующем объеме: 2007 г. — 0,006 млрд руб., 2008-2010 гг. — 0,017 млрд руб.
Средства бюджета Краснодарского Средства края
внебюджетных 1%
Средства федерального бюджета
Средства 60%
бюджета г.Сочи 1%
Рис. 1. Доля участия в финансировании мероприятий Программы
Для организации надзорно-контрольной деятельности в природоохранной области на период подготовки города Сочи к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолимпийским играм 2014 г. Ростехнадзор создан Координационный совет. Ростехнадзор осуществляет контроль за тем, как предприятия обеспечивают требования экологической, промышленной и энергетической безопасности. Таким образом, наблюдается стремление обеспечить жесткий экологический контроль при подготовке к Олимпиаде.
Рассмотрение условий проведения зимних Олимпийских игр является актуальным в связи с тем, что обеспечение экологической безопасности является важнейшим показателем качества проведения зимних олимпийских игр. Управление экологической безопасностью в регионе должно быть в целом эффективным.
Обычной задачей предолимпийской программы является в том числе и проведение комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду, в связи с тем что одной из ключевых тем в критериях Международного Олимпийского Комитета (МОК) является охрана окружающей среды.
Для соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям МОК необходимо выполнение следующих условий:
- наличие природоохранных сооружений, оснащенных передовыми технологиями хранения и переработки твердых бытовых отходов (значимость показателя в общей оценке — 30 %);
- удельный вес экологически чистого топлива в общем объеме его потребления (значимость показателя в общей оценке - 20 %);
- незасоренность ливневых стоков (значимость показателя в общей оценке — 50 %).
До начала реализации Программы степень готовности к проведению Олимпийских игр и соответствия требованиям МОК по направлению «экология» составила около 39%. По итогам реализации предолимпийской программы предполагается достичь 100%.
Для удовлетворения требований МОК и обеспечения дополнительных гарантий экологической безопасности побережья Черного моря при реализации
рушениями природоохранного законодательства. Так, проверка водоканала в районе Большого Сочи выявила повсеместное нарушение технологии очистки сточных канализационных вод. Ни одна свалка промышленных и бытовых отходов Сочи не имеет соответствующей разрешительной документации.
В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности г. Сочи Федеральной Целевой Программой «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)» предусмотрены природоохранные мероприятия. Мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью, составляют 5,6% общего количества программных мероприятий и относятся к прочим нуждам. Общий объем финансирования указанных мероприятий — 2,651 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 0,632 млрд руб. (24%), бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи — 1,799 млрд руб. (68%), внебюджетных средств — 0,22 млрд руб. (8%). Распределение участия представлено на рис. 2.
Рис. 2. Доля участия в финансировании природоохранных мероприятий Программы
Программы Ростехнадзором и Роспри-роднадзором проведена экологическая проверка Черноморского побережья России. В рамках проверки Черноморского побережья объектам Сочи уделено особое внимание в связи с подготовкой к Олимпийским играм 2014 г.
По итогам проверки выяснилось, что практически все очистные сооружения и свалки отходов Черноморского побережья эксплуатируются с грубыми на-
В реализации природоохранных мероприятий основная доля участия принадлежит бюджетам Краснодарского края и г. Сочи (68%).
Таким образом, использование программно-целевого метода финансирования для обеспечения экологической безопасности как при подготовке к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, так и при реализации других мероприятий яв-
ляется наиболее эффективным, поскольку позволяет сосредоточить средства на ключевых направлениях и целенаправленно решать поставленные задачи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСК:
1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) / Под общей редакцией Фабричного С.Ю. — 2006. — С. 20-21.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 05.02.2007 г.)
3. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в редакции
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
4. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. №236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
5. Указ Президента РФ от
01.04.1996г. №440 «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» (с изм. от 05.02.2007г.)
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. №58-р «Федеральная целевая программа Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.).