ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕРЕОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН - КАК ФАКТОР ТРУДОУСТРОЙСТВА
Карташов С.А., д-р экон. профессор, проректор по дополнительному образованию РЭУ им. Г.В. Плеханова Тертычная М.Ю., ст. преподаватель кафедры государственной службы и специальных программ
В статье рассматриваются вопросы эффективности профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан. Установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан занимает важное место в системе мер социальной защиты населения от безработицы. Подробно рассматривается суть концепции дополнительного образования, которая состоит в постоянной адаптации, перманентном повышении квалификации и профессиональной переподготовке персонала течение всей его трудовой жизни в соответствии с потребностями рыночной экономики.
Ключевые слова: безработные, дополнительное образование, профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовка.
THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL REHABILITATION OF THE UNEMPLOYED - AS A FACTOR IN EMPLOYMENT
Kartashov S., Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for additional education, Plekhanov Russian University of Economics Tertichnaya M., Head Lecturer, public service and special programs chair
The article examines the effectiveness of vocational training, advanced training and retraining of the unemployed. Established by the state the right to free training, skills upgrading and retraining for the unemployed is an important place in the system of social protection against unemployment. Considered in detail the essence of the concept of further education, which is to continuously adapt, permanent professional development and retraining personnel throughout his working life in accordance with the needs of the market economy.
Keywords: unemployed, additional education, vocational training, advanced training and retraining.
Растущие масштабы рынка и интенсивность движения трудовых ресурсов, требуют увеличения объемов деятельности по профилактики безработицы, идентификации и профилирования безработных, их профессиональной ориентации, профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства.
В этих условиях многократно возрастает роль и значение информации, в первую очередь, о социальных аспектах формирования рынка труда.
Изучение и прогнозирование рынка труда необходимо ориентировать на потребность экономики страны в трудовых ресурсах, и с учетом этого вести подготовку и переподготовку рабочей силы, распределять ее по сферам деятельности, планировать и проводить работу по социальной защите незанятых и безработных граждан.
Содействие безработным в профессиональной подготовке и переподготовке - один из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах, что обусловлено высокими темпами организационных и технологических изменений в экономике, требующих постоянного повышения квалификации персонала.
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению службы занятости. Профессиональное образование незанятого населения позволяет решить следующие задачи:
1) изменить профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
2) повысить конкурентоспособность конкретных работников на рынке труда;
3) сократить масштабы безработицы, особенно ее структурных и технологических составляющих.
При этом профессиональное обучение должно проводиться с учетом состояния экономики региона, конъюнктуры рынка товаров и услуг.
Суть концепции дополнительного образования состоит в постоянной адаптации, перманентном повышении квалификации и профессиональной переподготовке персонала течение всей его трудовой жизни в соответствии с потребностями рыночной экономики. Принцип непрерывности обеспечивается за счет поэтапного прохождения каждым работником всех ступеней образования - от низших к высшим - на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого каждая последующая ступень должна являться логическим продолжением предыдущей и составлять собой законченный цикл обучения.
Целью дополнительного образования на современном этапе
становится развитие таких способностей у работников, с помощью которых он мог бы осваивать разнообразные и все более сложные виды трудовой деятельности, то есть при одной и той же профессии менять специализацию.
Обычно выделяют следующие виды профессионального обучения безработных:
• профессиональная подготовка, то есть фактически первоначальное обучение;
• переподготовка (переобучение) по другой профессии или специальности;
• повышение квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.
Право на бесплатное профессиональное обучение по направлению местных органов государственной службы занятости граждане, признанные в установленном порядке безработными, имеют в следующих случаях: отсутствие необходимой профессиональной квалификации мешает подобрать подходящую работу; на рынке труда нет спроса на ту профессию, которой обладает безработный; утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии.
Приоритетное право на приобретение новой профессии или повышение квалификации имеют безработные, у которых истек срок выплаты пособия по безработице. По желанию безработных граждан их профессиональное обучение может совмещаться с участием в оплачиваемых общественных работах, при этом сохраняется право на получение стипендии в полном объеме.
Проблемы в области занятости и безработицы на ближайшую перспективу не потеряют своей остроты, а состояние системы профессиональной переподготовки во многом не отвечает современным требованиям.
Существует ряд аспектов социально-психологического характера, отрицательно влияющих на эффективность использования профобучения безработных, которые во многом зависят от менталитета безработных:
• выбор пассивной позиции в поиске работы (пособие по безработице обладает большей привлекательностью, чем активный поиск работы и переобучение). Выбирается выжидательная тактика: период поиска работы затягивается, предлагаемые вакансии не подходят и т.д.;
• безработный не оканчивает курс по профобучению в силу различных причин, иногда по своему собственному желанию;
• после окончания курса профпереподготовки безработный не может трудоустроиться или не очень желает этого, или увольняется почти сразу с нового места работы, и становиться вторичным безработным.
Организаторы обучения безработных, преподаватели сталкиваются с серьезными проблемами в процессе своей деятельности. Безработные граждане в различной степени страдают физической и социальной дезадаптациями. У них снижена работоспособность, наблюдается высокий уровень тревожности, трансформируются нравственные ценности и жизненные ориентации. При заниженной самооценке они испытывают неуверенность и трудности в освоении новых социальных ролей, в том числе роли «учащегося» и роли «безработного». Отсюда - низкая, неустойчивая мотивация к обучению, усугубляющаяся снижением способности к обучению (частично из-за возраста).
Многим взрослым людям бывает некомфортно и страшно оказаться в позиции ученика, социально-психологический барьер формирует страх перед обучением. Особенно трудно приходится людям, занимавшим высокое социальное положение на административной лестнице.
Повышению эффективности обучения препятствует нерешенность ряда таких проблем, как наличие противоречия между индивидуальными потребностями соискателя рабочего места и объективными требованиями рынка труда. У соискателей вакансий наиболее популярны профессии юриста, менеджера, а работодатели предлагают занятость в области торговли или обрабатывающей промышленности. Набор предлагаемых специальностей формируется с учетом имеющегося спроса на рынке труда и возможностей региона организовать требуемое обучение, по-прежнему доминируют рабочие профессии.
Положение безработных с высшим образованием, высокими запросами сложнее, особенно в плане повышения квалификации, а предлагаемые программы в основном стандартные, не учитывают дифференциацию безработных по базовому образованию.
Особого внимания заслуживает проблема высокой нагрузки на слушателей: сжатые сроки обучения - от четырех недель до восьми месяцев - в сочетании с концентрированной подачей учебного материала без каких-либо адаптационных периодов. Для сравнения: период адаптации студентов обычных учреждений профессионального образования среднего и высшего звена длится практически весь первый год обучения. Преодолеть отрицательные последствия сжатости сроков обучения частично можно было бы благодаря использованию соответствующих принципов и методов, предусмотренных андрогогической моделью, которая учитывает следующие особенности взрослых людей:
• осознанное отношение к процессу своего обучения, стремление к самостоятельности и самореализации;
• концентрация на профессиональных целях, проблемах и задачах;
• наличие стереотипов предпочтений относительно методов обучения;
• практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
• наличие профессионального и личного опыта;
• влияние на процесс обучения конкурирующих интересов (профессиональных, социальных, бытовых и временных);
• высокая критичность, страх неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений.
Взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, используя собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Они осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание уделять индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека. Особо необходимо учитывать возрастное снижение обучаемости, связанное с ухудшением состоянием здоровья и снижением работоспособности. Игнорирование перечисленных особенностей провоцирует конфликты в учебной группе безработных, снижает их мотивацию к обучению, поэтому, при обучении взрослых наиболее эффективными являются активные методы обучения: «круглые столы», дискуссии, ролевые и деловые игры и т.д.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность обучающихся возрастает, носит более продолжительный характер.
Дополнительное образование позволяет адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям отечественной экономики, это
необходимое условие для карьерного роста современного специалиста, содействует его активному включению в профессиональную деятельность, компенсирует недостатки в базовой подготовке.
Совершенствование организационно-экономических механизмов системы дополнительного профессионального образования безработных, как особой сферы оказания образовательных услуг, видится автору в следующем:
• в создании единой комплексной системы образования, в том числе и дополнительного, несмотря на то, что такой системы нет ни в одной стране мира, и Россия не исключение;
• в совершенствовании нормативно-правовой базы обучения безработных для определения перспектив финансирования с учетом изменений уровня безработицы;
• в переходе части государственных образовательных бюджетных учреждений в автономные учреждения с целью получения более широких прав на имущество, находящегося в их самостоятельном распоряжении, расширения источников финансирования своей деятельности посредством привлечения кредитных ресурсов и дополнительных прав по расходованию внебюджетных средств;
• в развитии сети региональных учебных центров службы занятости как многофункциональных учреждений дополнительного образования, и, прежде всего, в регионах, не имеющих развитой сети учреждений профессионального образования для взрослых;
• в дополнительном стимулировании профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала в соответствии с полученным доходом подразделения и личным вкладом;
• в расширении научно-исследовательской деятельности в вузах по проблемам обучения безработных, использовании андро-гогических методов в работе со взрослыми людьми;
• в постоянном мониторинге качества образовательной услуги.