Научная статья на тему 'Эффективность применения упражнений "кроссфит" в системе физической подготовки студентов'

Эффективность применения упражнений "кроссфит" в системе физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССФИТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНИРОВКА / ДОСТУПНОСТЬ / РАЗНООБРАЗИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / KROSSFIT / PHYSICAL CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING / AVAILABILITY / VARIETY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Шестакова Татьяна Алексеевна, Титова Анна Владимировна

Предложены рациональные подходы к физическому воспитанию и оздоровлению студентов с применением упражнений кроссфита, способствующие формированию важных физических качеств: общей и силовой выносливости. Обоснована эффективность применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Шестакова Татьяна Алексеевна, Титова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF APPLICA TION OF EXERCISES "KROSSFIT" IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Material on application of exercises of the krossfit on studies on physical culture is presented in article. Search of rational approaches of physical training and improvement of students with application of the krossfit on classes in physical culture is in our opinion, is one of ways of optimization of educational process on FV.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения упражнений "кроссфит" в системе физической подготовки студентов»

METHODICAL APPROACHES TO TRAINING PATROL SERVICE STAFF OF POLICE HOW TO INTERACT DURING FORCE DETENTION

OF THE OFFENDER

S.N. Barkalov, E. V. Flusov

The analysis of the state of the problem of training police officers on interaction during the forceful detention of the offender on the basis of documentary, scientific and educational sources was carried out. The level of police officers' preparedness for interaction during forceful detention of the offender is determined by the example of employees of the Russian Ministry of Internal Affairs in Bryansk and Orel regions. A methodology has been developed for teaching police officers how to interact with the violent detention of the offender.

Key words: police officer, offenders, physical training, fighting methods of fighting, interaction in force detention.

Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair, barkalov2009@mail. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Flusov Evgeniy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair, flusev 72@inbox. ru, Russia, Bryansk, Bryansk Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ «КРОССФИТ» В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.В. Титова

Предложены рациональные подходы к физическому воспитанию и оздоровлению студентов с применением упражнений кроссфита, способствующие формированию важных физических качеств: общей и силовой выносливости. Обоснована эффективность применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: кроссфит, физическая культура, образовательный процесс, тренировка, доступность, разнообразие, эффективность.

В оптимизации содержания и организации физкультурного образования приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формируют ценностное отношение молодежи к средствам физической культуры [2].

На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в

серьёзных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов организации учебной и методической работы, соответствующих современным требованиям к про -фессиональному уровню специалиста в области высшего образования [4].

Исследования ряда авторов [1, 3] показывают, что кроссфит как вид спорта имеет свои характерные особенности:

- проявляет разносторонний характер воздействия на организм и на развитие специальных профессионально-важных качеств;

- требует и способствует всесторонней подготовке занимающихся;

- выступает в качестве средства развития интеллектуальных способностей;

- воспитывает, «ставит» волевые качества, формирует нравственные привычки и поведение.

- доступен прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни;

- доступен любому, он не накладывает каких-либо ограничений на данные, свойства, способности, качества и т. п.

Кроссфит представляет собой набор высокоинтенсивных упражнений выполняемых друг за другом сетами с максимальной отдачей. Упражнения не станут для вас новинкой, так как практически все они взяты из других видов спорта - тяжелая и легкая атлетика, бег, фитнес.

Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с популярностью упражнений кроссфита, в настоящее время целесообразно использовать систему силовых упражнений кроссфита для совершенствования физической подготовленности студентов. Данная современная система «Кроссфит» как новый инновационный вид физической подготовки студентов практически еще мало изучен и фактически не применяется в учебно-тренировочном процессе.

В нашей работе мы попытались разрешить объективные противоречия между необходимостью оптимизации учебного процесса по физической культуре, с одной стороны, и недостаточным научно-методическим обоснованием использования в учебном процессе методики внедрения средств кроссфита в целях повышения физической подготовленности студентов.

Цель работы - обоснование эффективности применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе. Основной целью кроссфита является развитие функциональных качеств человека, то есть сила, скорость, выносливость, резкость, координация и др. и достигается это за счет выполнения высокоинтенсивных серий упражнений с последующим и интервалами отдыха.

Направление «Кроссфит» представлено множеством различных программ. Нами была разработана программа занятий по системе «Кроссфит» для студентов, обучающихся на первом курсе в вузе.

Кроссфит можно описать как систему силовых упражнений, состоящую из «постоянно меняющихся функциональных упражнений высокий интенсивности», с конечной целью улучшения общей физической формы, реакции, выносливости и готовности к любой жизненной ситуации, требующей активных физических действий. Упражнения обычно не длятся более 20 мин, отличаются повышенной интенсивностью. В связи с тем что, что все упражнения кроссфита невероятно интенсивны и из-за этого гораздо быстрее создают для мышц состояние стресса. Тренировки кроссфита очень короткие в сравнении с другими видами спорта.

Уникальной особенностью кроссфита является то, что этот вид массового спорта, спорта для всех, очень универсален, где нет четкой специализации, где решаются многие задачи в области физической подготовки за достаточно короткое время.

Исследования проводились на базе кафедры физического воспитания Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. С целью выявления обоснования использования упражнений кроссфита на занятиях физической культурой в вузе было проведено обследование студентов первого курса. В ходе эксперимента студенты прошли двукратное исследование в конце 1 -го и 2-го семестров. По состоянию здоровья они относились к основной медицинской группе. Первая группа студентов - экспериментальная (20 чел.) занимались по разработанной программе с использованием упражнений кроссфита. Во второй группе - контрольной (20 чел.) занятия по физической культуре проходили по образовательной программе бакалавриата. В результате тестирования в начале первого семестра у студентов по уровню физической подготовленности установили отсутствие различий в группах сравнения.

Подбирался состав двух групп - экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) с помощью 4 тестов: подъем туловища из положения лежа; челночный бег 4*9 м; прыжки на тумбу высотой 60 см; прыжки на скакалке. До начала эксперимента КГ и ЭГ не значительно отличались между собой. Был проведен формирующий педагогический эксперимент с целью выявления эффективности применения упражнений кроссфит в учебно-тренировочном процессе. Перед началом и после окончания формирующего эксперимента было проведено тестирование, результаты которого позволили выявить уровень развития физической подготовленности студентов.

По программе системы «Кроссфита» на каждой тренировке выполнялись несколько кругов, состоящие из 5-7 упражнений. В связи с

введением в учебно-тренировочные занятия студентов 1 -го курса программы «Кроссфита» в стандартное расписание трехдневной тренировки у экспериментальной группы была введена усиленная скоростно-силовая тренировка. Тренировка подразделялась на 3 части: разминка, основная часть и заминка.

Разминка: продолжительность 12-15 мин. Разминка начинается с легкого бега, ОРУ. Это позволяет «разогреть» организм и подготовиться к интенсивной нагрузке и подготовиться к основной части тренировки. Основная часть (продолжительность не более 20 мин). Сюда входят физические упражнения, входящие в систему «Кроссфит», и которые выполняются друг за другом и повторяются несколько кругов:

1. Запрыгивание на тумбу высотой 60 см.

2. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

3. Приседания.

4. Бег с высоко поднятыми коленями.

5. Выпады.

6. Махи правой (левой) ногой с отягощениями стоя у стены лицом (боком).

Во время выполнения основной части тренировки дается общий старт. Тренирующиеся начинают выполнять упражнения и, в зависимости от своих физических способностей, каждый выполняет определенное количество кругов в течение 15-20 мин. За счет этого тренирующиеся будут соревноваться между собой и стараться выполнить качественно установленную программу.

Заминка: продолжительность 5-10 мин. Используются упражнения на восстановления дыхания, различные виды растяжек, спокойная ходьба.

Учебно-тренировочные занятия по кроссфиту представляет собой комплексную многофункциональную тренировку, которая способствует развитию различных физических качеств у студентов 1 -го курса: выносливости, силы, скорости, гибкости, ловкости. Базовые упражнения экспериментальной программы направлены на проработку основных мышечных групп, целью которой является улучшение у студентов функциональных показателей и может быть использована для приведения в норму собственной массы тела.

В таблице показаны результаты контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента.

В ЭГ достоверно выросли результаты в упражнении подъем туловища из положения сидя (р<0,05), в прыжках на тумбу (р <0, 05) - эти результаты находятся в зоне значимости. Также выросли результаты в челночном беге (р <0,05) и в прыжках на скакалке. В КГ результаты тоже улучшились, но результаты по всем четырем тестам находятся в зоне незначимости (р>0, 05).

Показатели экспериментальной и контрольной групп в течение эксперимента (двигательная подготовленность)

Тесты До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ t КГ ЭГ t

1. Подъем туловища за 1 мин, раз 57,5±0,44 44,5±0,34 0,1 78,5±0,41 91,5±0,38 0,05

2. Челночный бег 4x9 м, с 77,5±35,68 50,2±31, 6 0,06 64,1±32,5 85±0,83 0,02

3. Прыжки на тумбу высотой 60 см за 30 с, 64,5 ±2,24 39,5±2,25 0,7 73±0,23 96±0,8 2,42

раз

4. Прыжки на скакалке за 30 с, раз 57,9±0,92 46,6±1,35 0,16 78,8±0,59 87,5±0,04 0,31

Анализируя полученные результаты можно прийти к выводу, что физическая подготовленность у обеих групп повысилась, но в экспериментальной группе, которая занималась по системе «Кроссфит», результаты достоверно выше, чем в контрольной по четырем упражнениям проведенного теста.

Определена эффективность применения инновационных упраж-нений кроссфит в двигательной и физической подготовке студентов, способствующие успешному росту функциональных возможностей занимающихся. На это указывает прирост результатов практически во всех тестах, выполненных в конце эксперимента. Полученные положительные результаты формируют и поддерживают у студентов сильную мотивацию к дальнейшим занятиям кроссфитом, что является залогом успеха внедрения предложенной программы в учебный процесс физического воспитания в вузе.

Проведенные исследования показали, что эффективность занятий по физической культуре зависит от форм их проведения и наибольший результат в плане формирования таких важных физических качеств как общая и силовая выносливость, может быть достигнут при занятиях по системе «Кроссфит».

Список литературы

1. Атилов А.А. Современный бокс. Серия «Мастера боевых искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Евтюхов В.А. Формирование методики «Кроссфит» // Студенческий научный форум: материалы VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. М., 2015. С. 27-29.

3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 2003. 70 с.

4. Профессиональная подготовка специалистов по физической куль -туре и спорту: монография / А.З. Зиннатнуров [и др.]. М.: ТиПФК, 2011. 79 с.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

THE EFFICIENCY OF APPLICA TION OF EXERCISES "KROSSFIT" IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

V.V. Borisova, T.A. Shastakova, A.V. Titova

Material on application of exercises of the krossfit on studies on physical culture is presented in article. Search of rational approaches of physical training and improvement of students with application of the krossfit on classes in physical culture is in our opinion, is one of ways of optimization of educational process on FV.

Key words: krossfit, physical culture, educational process, a training, availability, a variety, efficiency.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, aqraqor52@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.