Эффективность применения противогололедных материалов при зимнем содержании
автомобильных дорог в Санкт-Петербурге.
The effectiveness of deicing materials in winter maintenance of roads in Saint- Petersburg
Климентьев Юрий Алексеевич,
магистрант 2 курса направления "Государственное и муниципальное управление" СЗИУ РАНХиГС,
г. Санкт-Петербург, [email protected]
Klimentyev Y.A.,
2 course magistrate of Management in NWIMRANEPA,
Saint-Petersburg
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности государственного управления в сфере зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и проанализированы результаты уменьшения использования соли при устранении зимней скользкости.
Ключевые слова:
транспорт, автомобильные дороги, содержание дорог, противогололедные материалы, зимняя скользкость.
Abstract.
In the article the peculiarities of state management in the field of winter maintenance of public roads of regional significance in Saint-Petersburg and analyzes the results of reducing the use of salt in eliminating winter slipperiness.
Keywords:
transport, road, road maintenance, deicing materials, winter slipperiness.
Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, как и любого другого региона Российской Федерации. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Основу сети автомобильных дорог в Санкт-Петербурге составляют автомобильные дороги общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, определенные Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.201 № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт -Петербурге и о перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт -Петербурге».
Вопрос организации зимней уборки дорог входит в полномочия Правительства Санкт-Петербурга, а аспекты применяемой технологии уборки в соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов и с учетом мнения жителей города, а также климатических, градостроительных и прочих особенностей Санкт-Петербурга, являются элементами государственного управления в соответствии с установленными полномочиями органов исполнительной власти.
Содержание автомобильных дорог обеспечивает Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» именно этот исполнительной орган государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивает проведение государственной политики и осуществляет государственное управление в части содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга.
Большинство транспортных проблем в зимний период возникает из-за необходимости проведения уборки снега во время снегопадов и после окончания выпадения осадков. При действующем технологическом
процессе снегоочистки с применением противогололедных материалов (далее - ПГМ) сгребание снега должно производиться через 2-6 часов после начала снегопада в зависимости от его интенсивности и продолжительности. При этом вывоз снежных масс допускается производить в течение нескольких суток, в связи с чем смесь тающего снега с ПГМ остается на дорогах и тротуарах и создает определенные неудобства для движения автомобилей и пешеходов[2].
Климатическим особенностям зимнего периода Санкт-Петербурга характерны неустойчивые, часто меняющиеся погодные условия с переходом температуры воздуха от отрицательных значений к положительным и обратно, что приводит к таянию снега, а также образованию гололеда и наледей. Поэтому, во избежание аварийной обстановки на дорогах, крайне необходимо своевременно применять ПГМ.
В то же время, вопросы применения ПГМ на улицах города затрагивают непосредственно всех жителей города в связи с чем, активно обсуждаются общественностью и специалистами. Вопрос широко освещается в средствах массовой информации.
"Мы привыкли, что зимой под ногами грязная соляная жижа. В этом году власти Санкт-Петербурга решили не использовать химические реагенты для уборки городских дорог" пишет пользователь Ыуе-ГоигпаМшакоуаз [5].
Мнения жителей делятся на диаметрально противоположные от необходимости применения более эффективных ПГМ для полного удаления зимней скользкости на дорогах до полного отказа от использования каких-либо материалов, способных воздействовать на окружающую среду. Следует отметить, что применение любых известных средств на дорогах имеют те или иные отрицательные эффекты. Так, даже экологически чистый по всем параметрам природный материал, такой как карьерный песок, по существу являясь абсолютно инертным материалом, способен впитывать в себя загрязнения, находящиеся в атмосферном воздухе, и при попадании на уличные газоны наносить ущерб плодородному слою почвы. Кроме того, при естественном истирании о твердое асфальтовое покрытие проезжей части и тротуаров образуются мелкие частицы, которые в последствии являются источником пылевых загрязнений воздуха.
В структуре исполнительных органов государственной власти Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проводит государственную политику в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере.По мнению специалистов этого Комитета техническая соль (№0) в составе различных противологоледных материалов (ПГМ) наносит большой вред городской среде. При попадании в почву №0 вызывает разрушение ее структуры вплоть до превращения почвы в солончаки. Из-за засоления почвы гибнут газонные травы, кустарники и деревья[6].
При этом следует отметить, что различные типы ПГМ имеют свои особенности использования. Должны применяться в различных условиях и также имеют свои побочные отрицательные эффекты.
Техническая соль эффективна только в небольшом диапазоне температур. При температуре ниже -9°С смесь тающего снега с солью и песком превращается в лед, что создает аварийно опасную ситуацию и вынуждает вносить дополнительный объем ПГМ для удаления застывшей массы.
Низкая цена и доступность технической соли в качестве ПГМ не могут быть достаточным основанием для ее применения из-за большого вреда, наносимого окружающей среде. Возможно сокращать объемы внесения №0 за счет его использования в смесях с хлоридами кальция (СаС12) и магния (MgQ2) и постепенно переходить на ПГМ с минимальным содержанием технической соли.
По сравнению с хлоридом натрия применение хлорида кальция имеет преимущество, благодаря его гигроскопическим свойствам, т.е. способности быстро поглощать влагу, содержащуюся в воздухе, при относительной влажности 42% и более. Для повышенной влажности на территории Санкт-Петербурга это особенно актуально. Комбинированный состав ПГМ с хлоридами кальция и натрия обладает высоким значением плавящей способности, может применяться в более широком интервале температур и быстрее плавит лед, чем индивидуальный хлорид натрия. 25-28 % раствор хлорида кальция, добавляемого в техническую соль при дозировке 30 % от общего веса смеси, является эффективным. Твердые реагенты, содержащие в своем составе хлорид кальция, могут применяться и без предварительного увлажнения. Чистую соль целесообразно всегда применять в увлажненном виде. Хлорид магния - гигроскопичный противогололедный реагент, способный плавить снег в диапазоне температур до -20 °С. Применяется в твердом и жидком виде (в основном для смачивания соли).
Во многих странах используется новая технология упреждающей обработки дороги жидкими и твердыми реагентами. Показано, что такой способ экономит до 20% химических реагентов и позволяет с меньшими проблемами убирать снег с дорожного полотна. Эффективность использования жидких реагентов для превентивной обработки дорожного полотна существенно выше, чем любых других твердых реагентов (сухой соли, увлажненной соли и пескосоляной смеси), особенно на дорогах с большой интенсивностью движения автотранспорта. Жидкие реагенты можно точно дозировать и легко распределять. Они полностью сохраняются на дороге и эффективно предотвращают возникновение зимней скользкости. Главное преимущество жидких реагентов заключается в том, что реагент в этом случае распределяется равномерно и 100% его фактически остается на поверхности дороги.
Важно отметить, что при температуре ниже -7 - (-10) °С жидкие реагенты для борьбы с зимней скользкостью практически не используются. В редких случаях применяется увлажненная соль или смесь соли с песком. Основной упор делается на механическую уборку снега техникой.
Для предотвращения вредного воздействия ПГМ на окружающую среду и людей необходимо строгое соблюдение норм внесения реагентов, указанных в инструкции к ним. Следует применять такие ПГМ, эффективность которых больше при меньшем количестве реагента (например, хлорид кальция). Любые даже самые совершенные ПГМ могут наносить вред, если вносить их в чрезмерном количестве.
На дорогах группы «А» с асфальтовым покрытием и ливневыми стоками применение пескосоляной смеси наносит больше вреда, чем пользы. Песок с глинистыми примесями - причина пылевых бурь, грязи и засорения ливневых стоков на территории Санкт-Петербурга.
На тротуарах применение пескосоляной смеси приводит к образованию большого количества грязи, что требует дополнительной уборки. Целесообразно сделать акцент на ручной и механизированной уборке тротуаров и пешеходных дорожек от снега с последующей обработкой фрикционными, твердыми или жидкими реагентами (в зависимости от температуры) на основе хлористого кальция.
В зимний период на дорогах группы «В» без ливневой канализации и тротуаров с неусовершенствованным песчано-гравийным покрытием допускается уплотненный снежный накат — здесь применение пескосоляной смеси наиболее эффективно.
Гранитная крошка отскакивает от кузова автомобиля, портит антикоррозийное и лакокрасочное покрытие кузова, который затем разъедается соляным раствором. Применение фрикционных ПГМ целесообразно только на тротуарах и пешеходных дорожках после уборки с них выпавшего снега.
На широких улицах с низкой интенсивностью движения автомобилей практикуется складирование убранного снега в прилотковой зоне дороги с попаданием снежных масс на прилегающие газоны. Такой способ утилизации убранного снега с высокой концентрацией ПГМ наносит большой вред зеленым насаждениям и может приводить к их гибели. Необходимо полностью переходить на вывозной и комбинированный способы утилизации снега с использованием специальных мест временного складирования и снегоплавильных пунктов.
Соли и эфиры уксусной и муравьиной кислот (ацетаты и формиаты) наносят вред здоровью людей, вызывая затруднение дыхания, удушье, отек слизистых, зуд и слезотечение, аллергические реакции, бронхоспазмы, приступы бронхиальной астмы. При попадании в почву ПГМ, содержащих азот, нитрифицирующие бактерии превращают ионы аммония в нитриты и нитраты, которые являются опасными веществами.
Предпосылкой для эффективного, экономичного и экологического зимнего содержания дорог является компетентный персонал, включая наемных сотрудников. Для этого следует проводить регулярное обучение персонала. Наряду с повторением известных правил, процессов и организационных моментов для зимнего содержания дорог, перед началом зимы важным является информирование о новых технологиях и накопленном опыте. Обучение должно проводиться по всем областям, которые задействованы в зимнем содержании дорог, в теоретическом и практическом видах.
Широкомасштабное применение технической соли является причиной ослабления и гибели деревьев, подвергающихся «солевому стрессу». Отрицательное действие солей на растения имеет комплексный характер. Оно включает, по меньшей мере, две составляющие: осмотическую и токсическую. Осмотическое действие проявляется в пониженном поглощении воды и неблагоприятном изменении водно-солевого обмена в клетках и тканях. Дефицит воды в тканях, являющейся результатом осмотического действия солей, может усугубляться их токсичностью, когда ионы в избытке накапливаются в цитоплазме клеток. В этом случае может наблюдаться как прямое, так и косвенное токсичное воздействие ионов. Визуальное проявление токсичности можно наблюдать по образованию на листьях и стеблях некрозов. Как правило, такой солевой эффект хорошо выражен при внезапном подъеме концентрации солей в почве. В целом, механизм стресса состоит в том, что при высоком содержании солей в почве происходит подщелачивание среды, в результате чего изменяется система питания растения, поступление питательных веществ в корни растений становится затруднительным (так как вещества становятся менее подвижными, а при увеличении уровня минерализации почвенного раствора уменьшается осмотическое давление[1].
Техническая соль отравляет почву, делая ее непригодной для жизни растений и микроорганизмов. Высокие концентрации №С1 возникают в почве в зимний период из-за попадания расплавленного снега на газон и после таяния сугробов. Засоление вызывает разрушение гуминовых кислот в почве, определяющих структуру почвы. В результате снижается воздухопроницаемость почвы и ее способность к накоплению влаги. Вместе с тем существенно повышаются значения рН почвы, что негативно отражается на состоянии растений, так как подщелачивание среды затрудняет поступление питательных веществ в корни растений [1].
Повреждение деревьев, кустарников и металлических конструкций при одновременном благополучии газонных трав объясняется следующими причинами. Наибольшее негативное воздействие на древостой производится в зимний период воздушно-капельной взвесью ПГМ, а именно песчано-соляной смесью, переносимой ветром с проезжей части вглубь прилегающих зеленых насаждений. Соляной туман в течение всего периода применения ПГМ оседает на стволе и нижних ветвях деревьев, производя губительное действие на ткани растений. В то же время зимние отложения солей, как правило, не влияют на состояние травостоя, так как талые воды промывают поверхностный слой почвы от технической соли. Воздействие хлоридов на молодые
посадки деревьев более губительно, чем на взрослые деревья, так как саженцы находятся в зоне распространения соляной взвеси на всем протяжении ствола и кроны. Усыхание кустарников в верхней части кроны (а не в нижней как у деревьев) обусловлено отложением сугробов - большая часть кроны кустарников находилась под защитой снега, поэтому солевому воздействию подверглись только верхушечные побеги, находившиеся выше сугробов[2].
Погодные условия отдельных лет регулируют факторы городской среды, усиливая или ослабляя их воздействие на состояние городских растений. Например, дефицит атмосферных осадков («сухой год») усиливает негативное влияние противогололедных реагентов на состояние насаждений, так как хлориды и другие токсичные элементы не вымываются из почвы. Высокие значения годовой суммы активных температур (особенно в совокупности с обилием весенних осадков) стимулируют рост и нормальное развитие растений.
Таким образом специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности предлагается минимизировать использование №Ов ПГМ путем его замещения смесях с хлоридами кальция и магния.
Так же, имеется друга точка зрения специалистов Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Технологии зимнего содержания дорог, используемые в Санкт-Петербурге, традиционны для климатической зоны всего северного полушария, где использование солей на основе хлорида натрия для ликвидации скользкости в зимний период на дорогах осуществляется всеми странами без исключения.
Согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), ликвидировать скользкость необходимо в течение 4-6 часов с момента обнаружения, дорожная сеть должна быть очищена до такого состояния, при котором соблюдается коэффициент сцепления дорожного покрытия. Благодаря наличию ПГМ на дороге образовывается незамерзающий слой, который при неблагоприятных погодных условиях препятствует образованию гололедной пленки обеспечивая требуемые сцепные качества дорожного покрытия, и, тем самым, обеспечивает возможность безопасного движения транспортных средств.
Все используемые в Санкт-Петербурге для обработки дорог ПГМ имеют природное происхождение, имеют соответствующие сертификаты и разрешены к использованию, их дозировка минимальна и не может нанести вред здоровью людей, домашних животных и экологии. Если посчитать расход, то при обработке дороги 10% пескосоляной смесью, максимально используется 15 грамм соли на квадратный метр дорожного покрытия.
Для борьбы со скользкостью и гололедом в Санкт-Петербурге применяются техническая соль, песок и солевые растворы которые входят в перечень ПГМ, определенный «Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 № ОС-548-р. Все применяемые в городе ПГМ имеют сертификаты соответствия Госстандарта России, паспорта безопасности вещества (материала), соответствуют требованиям отраслевых дорожных норм «Требования к противогололедным материалам» (ОДН 218.2.027-2003) и разрешены к применению на территории Российской Федерации.
Каждая партия закупаемых ПГМ проверяется на соответствие требованиям нормативно-технической документации с проведением лабораторных исследований силами аккредитованных организаций.
В соответствии с действующими нормативными документами и с учетом опыта работы по зимней уборке дорог при понижении температуры атмосферного воздуха ниже -120С эффективно применение пескосоляной смеси.
При применении хлорида кальция и других ПГМ на его основе следует учитывать, кроме высокой цены, в 4-5 раз превышающей стоимость хлорида натрия, физические свойства данного материала (температура замерзания - 550С) способствуют наличию луж на улицах города, даже при температуре наружного воздуха -300С. Данный фактор вызывает обоснованное недовольство автомобилистов и пешеходов. Кроме того, наличие просоленных луж на улицах может служить причиной получения химических ожогов выгуливаемых домашних животных.
В соответствии с Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 15.10.2014 № 204-р, дорожная техника может производить превентивную обработку дорог жидкими ПГМ на опасных участках.
Обработка ПГМ зачастую производится выборочно, именно на тех участках дорог, где это действительно необходимо, что значительно снижает среднее значение расхода ПГМ. Дорожными предприятиями используется современное оборудование, электронные дозаторы, которые позволяют очень точно дозировать расход ПГМ. Объем заготавливаемых ПГМ имеет тенденцию к снижению на протяжении последних 7 лет, в то время как площадь улично-дорожной сети неуклонно растет.
Основная масса ПГМ впоследствии удаляется с дорожного покрытия через ливневую канализацию (при наличии), а также вместе со сметом и снегом вывозится в места их утилизации.
Пескосоляные смеси уже несколько лет не применяются на пешеходных дорожках.
При уборке садово-парковых дорожек и площадок от снега на территориях и объектах зеленых насаждений, подведомственных Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга предприятиями садово-паркового хозяйства химические материалы, в том числе соль, не применяются.
Предприятия садово-паркового хозяйства осуществляют постоянный мониторинг за состоянием зеленых насаждений и выполняют все необходимые работы по уходу за ними в соответствии с действующими государственными контрактами.
В Санкт-Петербурге в зимние периоды гранитная крошка стала применяться на тротуарах и дорогах, имеющих открытый водоотвод, а также дорогах, на которых допускается снежный накат и отсутствует интенсивное движение автотранспорта. Об этом свидетельствует опыт применения гранитной крошки в Финляндии.
В соответствии с методологией содержания дорог в зимний период, действующей в Российской Федерации, применение фрикционных ПГМ, в том числе гранитной крошки, на дорогах без снежного наката не предусмотрено. От движения автотранспорта гранитная крошка будет скапливаться в лотковой зоне, не обеспечивая требуемый коэффициент сцепления по всей ширине проезжей части, и тем самым не обеспечивая полную ликвидацию зимней скользкости и безопасность движения автотранспорта.
Применение пескосоляной смеси на дорогах и тротуарах с неусовершенствованным покрытием не представляется эффективным, так как приводит к образованию грязи.
По поводу применения хлорида магния (бишофит) следует отметить, что практика использования ПГМ из природного бишофита была применена в Москве, но в связи с токсичностью и опасностью для растений, животных и человека было принято решение отказаться от использования данных материалов.
Вместе с тем, стоимость бишофита за 1 тонну более чем в 3 раза превышает стоимость используемых на улично-дорожной сети Санкт-Петербурга ПГМ.
Следует отметить, что Арбитражный суд Москвы подтвердил, что бишофит, основой которого является хлористый магний, опасен для человека, а потому не может применяться в качестве ПГМ.
Веществу был присвоен второй класс опасности (высокоопасный). Кроме того, суд установил, хлорид магния превышает требования нормативного дорожного документа «ОДН. Требования к противогололедным материалам» по плотности, вязкости и коррозионной активности. В связи с этим, применять его в качестве противогололедного материала для борьбы с зимней скользкостью на объектах дорожного хозяйства нельзя.
Отдельно следует рассмотреть вопрос определения критериев оценки эффективности выполнения требований ГОСТ Р 50597-93 по ликвидации скользкости.
В соответствии с п. 3.1.4 предусмотрено, чтокоэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора. При этом значения коэффициента сцепления приводятся для условий его измерения прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.00383).». Порядок определения коэффициента сцепления установлен ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием», пункт 4.3.2 которого запрещает проводить определение коэффициента скользкости при отрицательных температурах воздуха. Таким образом однозначно определить соответствует ли конкретное состояние покрытия дороги требованиям по скользкости при отрицательной температуре воздуха не представляется возможным. Прямого указания о запрете содержания дорог со снежным накатом действующими нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга не установлено.
В тоже время, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог», со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации принят Регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) (далее - Регламент).Регламент вступил в силу с 15.02.2015. Указанным Регламентом допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм.
Особенностью зимней уборки города в зимнем сезоне 2015-2016 годов стала минимизация применения соли в качестве ПГМ. Это позволяло избежать справедливых нареканий горожан по наличию луж и грязи на дорогах даже при сильных морозах.
При такой технологии основными видами работ являются подметание дорог и удаление снега с проезжей части и тротуаров.
Изменение используемой материально-технической базы не требуется, так как большинство комбинированных дорожных машин и навесного оборудования, используемых для зимнего содержания дорог, позволяют распределять различные виды ПГМ. Изменению подлежат основные виды выполняемых работ и технологических операций.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения по мере необходимости в местах образования скользкости пескосоляная смесь использовалась в основном на подъемах, спусках, пешеходных переходах и других потенциально опасных местах по мере необходимости.
Использование технической соли в чистом виде осуществлялось для обработки мест разливов воды по причине дефектов на инженерных сетях.
Наличие снежного наката на автомобильных дорогах привело к снижению скорости движения транспортного потока в городе, но при этом дорожная сеть обеспечила свою основную функцию. Транспорт продолжал двигаться, работа городского общественного транспорта не прекращалась, оперативные экстренные службы, такие как скорая помощь, МЧС и полиция передвигались по дорогам для выполнения своих задач.
Такая ситуация вызвала оживленное обсуждение среди жителей Санкт-Петербурга. Содержание дорог со снежным накатом потребовало от водителей навыков зимнего вождения, которые в последние годы мало применялись. Доходило до того, что автовладельцы ранее отказывались от использования зимних шин в связи преимущественным отсутствием зимней скользкости и в сложившихся условиях они испытывали затруднения при езде. Это вызвало недовольство ряда водителей и повлекло серию публикаций в СМИ.
В тоже время, многими автовладельцами высказывалась поддержка применяемой технологии. Как аргументы приводилось отсутствие грязи на дорогах и в воздухе, сохранение кузова автомобилей за счет отсутствия агрессивного воздействия реагентов. Кроме того, водители перестали превышать скоростной режим и преимущественно перешли на спокойный стиль вождения.
Однако мнения жителей являются субъективным оценочным фактором, тем более, что количество выступающих как за, так и против применения соли на дорогах, достаточно большое. Наиболее объективным критерием оценки являются показатели аварийности на дорогах.
По информации Госавтоинспекции МВД России, опубликованной на сайте www.gibdd.ru, всего за первые два месяца 2016 года в Санкт-Петербурге произошло 818 аварий, что на 19,5% процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На 20,8% (до 972) упало число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), количество погибших в ДТП сократилось сразу на 31,5 % (до 37) [3].
При этом статистика в целом по Российской Федерации, хоть и положительная, то есть имеется снижение аварийности, но не показывает таких существенных изменений.
Так снижение количества ДТП по стране составило 6,6%, снижение пострадавших в ДТП - 5,5%, снижение погибших - 15,2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что отказ от повсеместного применения соли в качестве ПГМ существенно снизил аварийность. Кроме того, важнейшим результатом следует отметить снижение травматизма и смертности на дорогах.
Наверно также необходимо обратить внимание, что климатическая зона Санкт-Петербурга подразумевает наличие зимних условий существования и требование по полному удалению снежного покрова с территорий дорог города не должно иметь место. Вопрос обеспечения безопасности лежит не только на организациях, обеспечивающих содержание дорог, но в первую очередь на водителях, которые в соответствии с действующими Правилами дорожного движения обязаны обеспечить скорость движения, которая обеспечивает водителю возможность постоянного контроля за движением средства.
На основании изложенного можно сделать вывод, что государственное управление в сфере осуществления дорожной деятельности должно предусматривать постоянное совершенствование технологию применения ПГМ с учетом появляющихся новых материалов и изменяющихся требований общества и законодательства, однако концентрироваться при этом на достижении ограниченного круга показателей недопустимо, так как при этом возможно ущемление иных законных интересов общества и государства.
Список литературы
1.Азовцева Наталья Анатольевна. Влияние солевых антифризов на экологическое состояние городских
почв.
[Электронный ресурс]: http://www. dslib.net/pochvoved/vlij anie -solevyh-antifrizov-na-j ekologicheskoe-so stoj anie-gorodskih-pochv.html
2.Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2010 году [Электронный ресурс]:
http://old.gov.spb.ru/Files/file/ekol%20situatsiya%20doklad_2010%5B1%5D.pdf#3
3. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]: www.gibdd.ru
4. Официальный сайт Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/news/74645/
5. LiveJournalMinakovas. [Электронный ресурс]:
http ://minakovas. livej ournal .com/205284. html
б.Официальный сайт вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н. Албина. [Электронный ресурс]: http://gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/news/74563/