Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СИНДРОМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РЕФЛЕКТОРНО-МЫШЕЧНЫЙ МАССАЖ / РЕСПИРАТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ АДАПТОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жмурова Татьяна Анатольевна, Рябцев Сергей Михайлович

В статье рассмотрена актуальная медико-биологическая проблема: возможности оптимизации состояния организма детей младшего школьного возраста с синдромом школьной дезадаптации с использованием методов психофизиологической коррекции. В данной работе использование метода корреляционной адаптометрии способствовал выявить степень адаптационного напряжения исследуемых физиологических систем организма детей и уровень их изменений после коррекционного воздействия. Использованные методики коррекции определяли коррелированность физиологических параметров, их низкие корреляционные взаимосвязи, что обеспечило повышение уровня адаптационной тренированности функциональных систем. Анализ полученных данных свидетельствует, что наиболее выраженным потенцированным корригирующим эффектом обладает методика, включающая глубокий рефлекторно-мышечный массаж в сочетании с респираторной тренировкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жмурова Татьяна Анатольевна, Рябцев Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE USE OF METHODS FOR CORRECTING THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH SCHOOL MALADJUSTMENT SYNDROME

The article deals with the actual medical and biological problem: the possibility of optimizing the state of the body of primary school-aged children with school maladjustment syndrome by using methods of psychophysiological correction. In this work, the use of the method of correlation adaptometry helped to identify the degree of adaptive stress of the studied physiological systems of the body of children and the level of their changes after corrective action. The correction methods used determined the correlation of physiological parameters, their low correlation relationships, which provided an increase in the level of adaptive fitness of functional systems. The analysis of the obtained data shows that the most pronounced potentiated corrective effect has a technique that includes deep reflex-muscle massage in combination with respiratory training.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»

УДК 159.91

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Татьяна Анатольевна Жмурова, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Сергей Михайлович Рябцев, доктор биологических наук, профессор, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная медико-биологическая проблема: возможности оптимизации состояния организма детей младшего школьного возраста с синдромом школьной дезадаптации с использованием методов психофизиологической коррекции. В данной работе использование метода корреляционной адаптометрии способствовал выявить степень адаптационного напряжения исследуемых физиологических систем организма детей и уровень их изменений после коррекцион-ного воздействия. Использованные методики коррекции определяли коррелированность физиологических параметров, их низкие корреляционные взаимосвязи, что обеспечило повышение уровня адаптационной тренированности функциональных систем. Анализ полученных данных свидетельствует, что наиболее выраженным потенцированным корригирующим эффектом обладает методика, включающая глубокий рефлекторно-мышечный массаж в сочетании с респираторной тренировкой.

Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, синдром школьной дезадаптации, психофизиологическая коррекция, рефлекторно-мышечный массаж, респираторная тренировка, функциональные системы, корреляционная адаптометрия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p364-369

EFFECTIVENESS OF USE OF METHODS FOR CORRECTING THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH SCHOOL MALADJUSTMENT SYNDROME

Tatyana Anatolyevna Zhmurova, the candidate of biological sciences, senior teacher, Sergey Mikhailovich Ryabtsev, the doctor of biological sciences, professor, Sevastopol State University

Abstract

The article deals with the actual medical and biological problem: the possibility of optimizing the state of the body of primary school-aged children with school maladjustment syndrome by using methods of psychophysiological correction. In this work, the use of the method of correlation adaptometry helped to identify the degree of adaptive stress of the studied physiological systems of the body of children and the level of their changes after corrective action. The correction methods used determined the correlation of physiological parameters, their low correlation relationships, which provided an increase in the level of adaptive fitness of functional systems. The analysis of the obtained data shows that the most pronounced potentiated corrective effect has a technique that includes deep reflex-muscle massage in combination with respiratory training.

Keywords: children, primary school age, school maladjustment syndrome, psychophysiological correction, reflex-muscle massage, respiratory training, functional systems, correlation adaptometry.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современная школа предъявляет значительные требования к ребенку, которые не соответствуют его физиологическим возможностям, в результате чего увеличиваются эмоциональные и нервно-психические нагрузки на центральную нервную систему. Состояния перенапряжения, в сочетании с генетическими, биологическими и средовыми факторами, приводят к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что проявляется возрастанием значительного количества функциональных нарушений, соматической ослабленностью детей и проявлений синдрома школьной дезадаптации [2, 5]. По мнению большинства исследователей, коррекция со-

стояния здоровья этой категории детей должна носить комплексный характер с направленностью на нивелирование поведенческих нарушений и затруднений в обучении, сен-сомоторную коррекцию базисных онтогенетических блоков мозговой организации, изменение школьной дидактики, улучшение школьного медицинского контроля [6]. По данным различных авторов (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Шевченко Ю.С., 2003 и др.), модификация поведенческих расстройств методами двигательной активности или применение методов нейропсихологической коррекции, воздействующих на функциональные блоки головного мозга, являются наиболее эффективными и позволяют достичь состояния компенсации у детей с синдромом школьной дезадаптации. На сегодняшний день существует большое разнообразие применяемых психолого-педагогических и психофизиологических методов в оптимизации функционального состояния. Так, умение произвольно контролировать дыхание развивает контроль над поведением, т.е дыхательные упражнения, способствуя улучшению ритмики, самоконтроля произвольности дыхания, будут особенно эффективны в психофизиологической коррекции. Применение различных методов массажа позволяют мобилизовать защитно-приспособительные механизмы, увеличивать функциональные резервы организма и способствовать оптимизации мышечного тонуса, что является одной из важных задач коррекции организма детей. Таким образом, увеличение количества детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, его социальная, медико-биологическая значимость и применение естественных, общедоступных и эффективных методов психофизиологического воздействия в коррекции состояния организма детей, определяют актуальность исследуемой проблемы.

В связи с вышесказанным, цель данного исследования - определение эффективно -сти применения различных методик коррекции организма детей с синдромом школьной дезадаптации с использованием метода корреляционной адаптометрии. Известно, что важнейшим критерием состояния здоровья человека является уровень его адаптационных возможностей, в данном исследовании степень адаптационного напряжения была использована не только как критерий функционального состояния, но и как оценочный показатель эффективности применяемых методик коррекции.

МЕТОДИКА

В исследовании принимали участие 36 мальчиков, отнесенных ко второй группе здоровья, в возрасте 8-10 лет с синдромом школьной дезадаптации, все дети в произвольном порядке были разделены на две группы: контрольная (п=18) и экспериментальная (п=18).

Методика коррекции детей контрольной группы сочетала дыхательные упражнения (статические на расслабление) проводимые ежедневно, в течение 21 дня, продолжительностью 15-20 минут и классический массаж (шейно-воротниковая зона) с использованием всех основных приемов. Массаж проводился через день, средней интенсивности, курс составлял 10 дней, продолжительность 10-12 минут.

Для детей экспериментальной группы в качестве методики коррекции использовали дыхательные упражнения с применением дыхательного тренажера, который определяет возможность индивидуальной коррекции и обеспечивает управляемость процесса, т.е. саморегуляцию, тем самым способствуя закреплению стереотипа полного типа дыхания [4]. Тренировки проводили ежедневно, в течение 21 дня, режим тренировки определялся количеством выдохов в тренажерное устройство за одно занятие. Длительность одного занятия с использованием дыхательного тренажера составляла 10-12 минут и соответствовала 10-12 выдохам в минуту. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж проводился через день, средней интенсивности, курс составлял 10 дней, длительность процедуры -10-12 минут [1]. Для достижения поставленной цели проведены исследования функционального состояния системы внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и мозго-

вого кровообращения до и после применяемых методик коррекции.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: исследование функций внешнего дыхания - спиропневмотахометрический и газоаналитический метод, при этом фиксировали вентиляторные и газообменные показатели: объем легочной вентиляции (VE, л/мин), дыхательный объем (VT, мл), частоту дыхательных движений (f, цикл/мин), жизненную емкость легких (VC, мл), объем форсированного выдоха за 1 секунду (FVC1, л), пиковую объемную скорость (PIF, л/с), среднюю объемную скорость (COC25-75, л/с). Определяли фракционное содержание кислорода и углекислого газа в пробах выдыхаемого воздуха (FEO2, FE CO2 об.%). Объемные показатели приводились к условиям BTPS, а показатели газообмена к альвеолярным.

Исследование мозгового кровообращения осуществляли реоэнцефалографическим методом при помощи диагностического комплекса DX-NT с компьютерной обработкой полученных данных. При этом фиксировали следующие количественные показатели: максимальную амплитуду реографической волны (РИ, у.е.), диастолический индекс (ДСИ, %), амплитудно-частотный показатель (АПЧ, Гц), длительность анакротической фазы (а, мсек), длительность быстрого наполнения (al, мсек), длительность медленного наполнения (а2, мсек). Расчетными методами определяли венозный объем оттока крови (ВО, %), отношение амплитуды венозной компоненты к амплитуде артериальной компоненты (В/А, %), коэффициент асимметрии (КА).

Одновременно с полушарными РЭГ регистрировали электрокардиограмму во II стандартном отведении. В дальнейшем рассчитывали сердечный индекс (СИ, л/мин/м2), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК, у.е.), коэффициент выносливости (КВ, у.е.), индекс Кердо (ИК, у.е.), индекс двойного произведения (ИДП, у.е.), среднее динамическое давление (СДД, мм рт. ст.). Исследования проводили в состоянии относительного покоя.

Метод корреляционной адаптометрии использовали для определения уровня адаптационного напряжения функциональных систем организма детей, где в качестве числовых характеристик степени напряжения регуляторных систем определяли вес корреляционного графа G-критерий и коэффициент К, равный отношению Офакт/вмакс [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При фоновых исследованиях системы внешнего дыхания у всех обследуемых детей выявлены респираторные нарушения по рестриктивному типу, гипервентиляция, ги-покапния, что свидетельствует об адаптационной напряженности системы внешнего дыхания.

Анализ электрокардиографических исследований и оценка основных гемодинами-ческих параметров, проведенных до курса коррекции, свидетельствует о сниженных адаптационных резервах системы кровообращения у всех обследуемых детей относительно возрастной нормы и характеризуется высоким симпатическим тонусом и низкой эффективностью системы кровообращения.

Первичные исследования мозгового кровотока у детей в обеих группах позволили выявить ряд особенностей, оказывающие значительное влияние на адаптационные возможности организма детей. Так, высокий уровень кровенаполнения сосудов мозга сочетался с повышенным тонусом вен, что затрудняло отток из артерий в венозное русло. Высокие показатели скорости систолического наполнения сочетались с явлениями венозного застоя.

С целью оценки адаптационных возможностей организма обследуемых был проведен корреляционный анализ с определением коэффициентов парной корреляции. По данным Семевского Ф.Н. (1982) при увеличении адаптационной нагрузки повышается уровень корреляций между физиологическими параметрами, в случае успешной адаптации

он снижается. Графическим изображением структуры взаимосвязей между отдельными показателями является корреляционный граф, ребра которого соответствуют достоверным коэффициентам корреляции. В данном исследовании принимались во внимание значения г>0,4 (р<0,05). В качестве интегральной числовой характеристики степени напряжения регуляторных систем организма использовали вес корреляционного графа, рассчитанного как сумма модулей коэффициентов корреляции, соответствующих ребрам корреляционного графа (в=Х| г^ |). В дальнейшем анализировали состояния адаптационного напряжения отдельных физиологических систем организма и общие показатели межсистемных взаимосвязей.

Исходный уровень адаптационного напряжения системы внешнего дыхания у обследуемых был примерно одинаков (рисунок 1). Использованные методики средств коррекции в контрольной группе провоцировал рост адаптационного напряжения (в=63,5), тогда как в экспериментальной группе параметр в снизился до 48,8. Вероятно, использование методик классического массажа и дыхательных упражнений в коррекции является недостаточным с точки зрения адаптационной перестройки организма.

контрольная группа экспериментальная группа

□ до коррекции □ после коррекции Рисунок 1 - Вес корреляционного графа системы внешнего дыхания у обследуемых контрольной и экспериментальной групп при фоновых исследованиях и после завершения курса коррекции

Интегральная оценка адаптационного состояния системы кровообращения (рисунок 2) свидетельствовала об усилении степени напряжения системы кровообращения в процессе адаптации к программе коррекции (в=87,4) у детей контрольной группы. Положительный эффект коррекции у детей экспериментальной группы проявился снижением веса корреляционного графа до 64,5.

87,4

80

G 60

40

20

Рисунок 2

контрольная группа

□ до коррекции

экпериментальная группа □ после коррекции

- Вес корреляционного графа системы кровообращения у обследуемых контрольной и экспериментальной групп при фоновых исследованиях и после курса коррекции

Так, глубокий рефлекторно-мышечный массаж в сочетании с респираторной тренировкой способствовали расширению функциональных резервов сердца, что нашло свое отражение в снижении величины адаптационной напряженности и проявилось падением веса корреляционного графа. В тоже время у детей контрольной и экспериментальной групп отмечалось повышение адаптационного напряжения мозговой гемодинамики в ответ на внешнее воздействие (в = 9,7 и 16,9 соответственно). Для оценки состояния организма в целом, в настоящем исследовании был проведен анализ парных коэффициентов

0

корреляции между всеми исследуемыми физиологическими показателями. С целью получения дополнительной цифровой информации определяли коэффициент К, где, чем выше эффективность методик программ коррекции, тем больше значение коэффициента К приближается к нулевой отметке (рисунок 3).

экспериментальная группа

контрольная группа

1 1 1 1 0,48

0

1 1 1 1

0 ,57

67

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8

К

после коррекции до коррекции Рисунок 3 -Показатели адаптационной напряженности организма обследуемых контрольной и экспериментальной групп определяемые по соотношению веса фактического корреляционного графа (Офакт) к максимально возможному (Омакс)

После проведенных воздействий в контрольной и экспериментальной группах отмечался положительный корригирующий эффект, выражением которого являлось снижение коэффициента К. Однако, в экспериментальной группе достигнут более значительный результат - коэффициент К уменьшился до 0,48, тогда как в контрольной группе он достиг значения 0,57. Вероятно, влияние рефлекторно-мышечного массажа в сочетании с респираторной тренировкой на исследуемые функциональные системы способствовало изменению физиологических параметров и снижению их корреляционных взаимосвязей, тем самым определяя более выраженный корригирующий эффект применяемой методики.

ВЫВОДЫ

1. В данной работе при фоновых исследованиях выявлены респираторные нарушения, изменения основных параметров центральной и церебральной гемодинамики, что оказывает значительное влияние на адаптационные возможности организма детей с синдромом школьной дезадаптации.

2. Применение исследуемых методик корригирующих средств способствовали нормализации ослабленных физиологических функций систем внешнего дыхания и кровообращения детей контрольной и экспериментальной группы.

3. Методика, включающая глубокий рефлекторно-мышечный массаж и дыхательные упражнения с использованием дыхательного тренажера, определяла более выраженный, потенцированный корригирующий эффект для детей с синдромом школьной дезадаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А.М. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж и растягивание скелетных мышц при заболеваниях внутренних органов / А.М. Аксенова, НИ. Аксенова. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 347 с.

2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н.В. Вострокнутов. - Москва, 2012. - 320 с.

3. Горбань А.Н. Динамика корреляций между физиологическими параметрами при адаптации и эколого-эволюционный принцип полифакториальности / А.Н. Горбань, В.Т. Манчук, Е.В. Петушкова // Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. - 1987. - Том 10. - С. 187-198.

4. Жмурова Т. А. Приспособительные возможности организма детей в состоянии адаптационного напряжения и их коррекция : дис. ... канд. биол. наук / Жмурова Татьяна Анатольевна. -Симферополь, 2010. - 182 с.

5. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Р. Ю. Балашова. - Москва : Юрайт,2020. - 136 с.

6. Пивоварова А. М. Современные аспекты клиники, диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности / А. М. Пивоварова // Практика педиатра. - 2019. - № 4. - С. 41-46.

REFERENCES

1. Aksenova, A.M. and Aksenova N.I. (2006), Deep reflex-muscle massage and stretching of skeletal muscles in diseases of internal organs, Voronezh.

2. Vostroknutov, N.V. (2012), School maladjustment: key problems of diagnosis and rehabilitation, Moscow.

3. Gorban A.N., Manchuk, V.T. and Petushkova, E.V. (1987), "Dynamics of correlations between physiological parameters during adaptation and the ecological-evolutionary principle of polyfacto-riality", Problems of ecological monitoring and modeling of ecosystems, Vol. 10, pp. 187-198.

4. Zhmurova, T.A. (2010), Adaptive capabilities of the body of children in a state of adaptive stress and their correction, dissertation, Simferopol.

5. Korsakova, N.K., Mikadze Yu.V. and Balashova R.Yu. (2020), Failing children: neuropsychological diagnostics of difficulties in teaching younger schoolchildren, You write, Moscow.

6. Pivovarova, A.M. (2019), "Modern aspects of the clinic, diagnosis and treatment of attention deficit hyperactivity disorder", Practice of pediatrics, No. 4, pp. 41-46.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2021

УДК 159.9.075

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ

Юлия Александровна Рокицкая, кандидат психологических наук, доцент, Галина Юрьевна Гольева, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Цель статьи - теоретически обосновать, выявить и проанализировать результаты эмпирического исследования перфекционизма подростков и его взаимосвязи с их копинг поведением. В результате теоретического анализа проблемы исследования выявлено, что при гипертрофированной выраженности перфекционизма подростки испытывают хронический стресс, и, если у них не сформированы конструктивные стратегии совладания, то повышается риск проявления различных поведенческих девиаций. Копинг-стратегии могут выступать дифференциальным критерием нормативности перфекционизма подростка. Корреляционный анализ выявил взаимообусловленность перфекционизма и адаптивных копинг-стратегий подростков.

Ключевые слова: перфекционизм, копинг-поведение, корреляционный анализ, подростки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p369-374

STUDY OF PERFECTIONISM AND ITS RELATIONSHIP WITH THE COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Yuliya Aleksandrovna Rokitskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Galina Yuryevna Goleva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The purpose of the article is to theoretically substantiate, identify and analyze the results of the empirical study of adolescent perfectionism and its relationship with their coping behavior. As a result of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.