Научная статья на тему 'Эффективность применения компьютерное моделирование при изучении курса информатики'

Эффективность применения компьютерное моделирование при изучении курса информатики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
335
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА МОДЕЛИРОВАНИЕ / СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аминов И. Б., Алиева М.

Одна из наиболее актуальных проблем современного образования интеграция информатики с другими дисциплинами. В статье рассматриваются вопросы применения современные средства компьютерное моделирование в преподовании информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Аминов И. Б., Алиева М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения компьютерное моделирование при изучении курса информатики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

многих из них строится современная система образования в России. Ниже приведены основные принципы, описанные ученым:

• Практико-ориентировочное обучение. Ломоносов писал: ««Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов». Именно применяя свои знания на практике, учащиеся узнают что-то новое и лучше запоминают материал. • Принцип доступности. Учеников не стоит перегружать новой информацией. Необходимо за один урок преподносить ровно столько материала, сколько возможно усвоить за этот промежуток времени. Но простых условий обучения создавать не стоит.

• Принцип основательности знаний. Ломоносов настоятельно требовал, чтобы ученика не переводили в следующий класс, пока он твердо не выучит все, что было дано ему в предыдущем, так как образование является многоэтапным процессом, и подобно зданию, оно не может продолжаться, если один из этапов не пройден окончательно.

• Принцип наглядности. Ломоносов видел необходимым, чтобы ученики представляли себе о чем идет речь на уроке и осознанно воспринимали информацию, считал, что этому может способствовать использование наглядных пособий и материалов. В современном образовании, так как развиваются информационные технологии, этот принцип широко применяется.

• Принцип активности и самостоятельности. М.В. Ломоносов давал своим ученикам задания в качестве переводов.

Сегодня сюда относятся самые различные виды домашних заданий и самостоятельных, практических работ, помогающих ученикам лучше усвоить материал и проверить свои приобретенные навыки.

К сожалению, у великого ученого нет единой работы по педагогике, но можно найти множество трудов и сочинений косвенно касающихся этой темы. Как начинающий педагог, так и опытные преподаватели могут из них почерпнуть для себя много полезного. Ведь спустя 300 лет идеи Ломоносова остаются актуальными. Именно они являются фундаментом современной образовательной системы в России. Список использованной литературы:

1. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.

2. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования / А.Т. Атаян. - Париж: ЮНЕСКО, 1991.- 296 с.

3. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика.

- 2002. - № 6.- С. 40-45

4. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г.Багдасарьян // Педагогика.

- 2008. - № 5.- С. 34-39

© Алексенко О.Ю., 2018

УДК 378.1

Аминов И. Б.

кандидат физико-математических наук, доцент,

Алиева М. - ассистент, Самаркандский государственный университет, Узбекистан, г. Самарканд E-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Одна из наиболее актуальных проблем современного образования - интеграция информатики с

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

другими дисциплинами. В статье рассматриваются вопросы применения современные средства компьютерное моделирование в преподовании информатики.

Ключевые слова

Моделирование, модель, компьютерное моделирование, программные средства моделирование,

среда программирования, табличный процессор.

Одной из важнейших проблем преподавания информатики остается проблема обоснования содержания этой учебной дисциплины, условия ее общеобразовательной значимости. Как нам известно, информатика изучает процессы получения, передачи, преобразования, хранения и использования информации. Информационные процессы характерны для живой природы, общественных систем и части технических систем. Эти системы в совокупности составляют предметную область информатики, поскольку именно в них и происходят информационные процессы[3].

В настоящее время основная задача преподавания информатики является формирование ключевых компетенций студентов. За последние годы во многом изменилась и сама информатика как отрасль научного знания. На первый план выдвигается необходимость в формировании современной картины мира, научного взгляда на окружающую действительность.

Информатика из прикладной науки о методах и средствах автоматизации обработки данных превратилась в фундаментальную науку об информации и информационных процессах в природе, обществе, технике. Формирование научной картины мира становится сейчас приоритетной задачей изучения информатики в вузе. Поэтому, преподавания информатика предусматривает приоритетное использование моделирование с помощью информационные технологии в учебном процессе.

Моделирование, как средство познания и преобразования материального мира, широко применяется во многих отраслях науки и техники. Моделирование представляет собой процесс замещения объекта исследования некоторой его моделью и проведение исследований на модели с целью получения необходимой информации об объекте[1].

Модель - это физический или абстрактный образ моделируемого объекта, удобный для проведения исследований и позволяющий адекватно отображать интересующие исследователя физические свойства и характеристики объекта[1]. Удобство проведения исследований может определяться различными факторами: легкостью и доступностью получения информации, сокращением сроков и уменьшением материальных затрат на исследования и т.д.

При изучении информатики модели используются для изучения любых объектов явлений и процессов, для решения самых разнообразных задач. Модель поэтому определяется, как обычно, как некий объект , исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте . Во всех случаях между моделью и оригиналом имеется определенное соотношение, которое показывает, в каком смысле оригинал и его модель подобны, аналогичны. Модель всегда отличается от оригинала, но в каком-то отношении она аналогична ему. Часто модели используются для замещения объекта каким-либо другим, более удобным в данных условиях.

Моделирование используется очень широко в педагогических целях. При этом важно учитывать, что модели всегда строятся и выбираются человеком для определенных целей, а не даны изначально. Поэтому для одного и того же объекта можно построить разные модели.

От предметного моделирования принципиально отличается идеальное моделирование, которое основано не на материальной аналогии объекта и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой.

Большинство современных процессов характеризуются наличием значительного числа разнообразных факторов, влияющих на процесс; большим количеством внутренних связей между факторами и их сложным взаимным влиянием на процесс; развитием различных направлений процесса, конкуририрующим между собой и определяющих его ход; воздействием на процесс большого числа неконтролируемых и неуправляемых факторов, играющих роль возмущений

Моделирование - исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей - это основной способ научного познания. В информатике данный способ называется

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

вычислительный эксперимент и основывается он на трех основных понятиях: модель - алгоритм - программа.

Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Существуют общие методы и способы моделирования.

В настоящее время при изучении информатики весьма эффективным и значимым является метод компьютерного моделирования. Моделирование представляет собой деятельность по построению моделей и включает в себя следующие психические процессы:

восприятие, представление, память, воображение и мышление.

Компьютерное моделирование как метод познания основано на математическом моделировании. Математическая модель - это система математических соотношений- формул, уравнений, неравенств и знаковых логических выражений отображающих существенные свойства изучаемого объекта или явления.

Очень редко удается использовать математическую модель для конкретных расчетов без использования вычислительной техники, что с неизбежностью требует создания некоторой компьютерной модели.

В преподавании информатики для решения задач с использованием модели работа студентов организуется поэтапно:

- постановка задачи;

- оценка имеющейся информации и выбор плана создания модели;

- создание модели;

- проверка адекватности модели;

- получение решения задачи с помощью модели.

В преподавании информатики использование компьютерной модели, реализующей математическую, аналогично проведению экспериментов с реальным объектом, только вместо реального эксперимента с объектом проводится вычислительный эксперимент с его моделью. Студенты, задавая конкретный набор значений исходных параметров модели, в результате вычислительного эксперимента получают конкретный набор значений искомых параметров, исследуют свойства объектов или процессов, находят их оптимальные параметры и режимы работы, уточняют модель. Например, располагая уравнением, описывающим протекание того или иного процесса, можно, изменяя его коэффициенты, начальные и граничные условия, исследовать, как при этом будет вести себя объект. Более того, можно спрогнозировать поведение объекта в различных условиях. Для исследований поведения объекта при новом наборе исходных данных необходимо проведение нового вычислительного эксперимента.

Моделирование дидактических понятий позволяет оказывать активное влияние на процесс их усвоения, прежде всего за счёт создания новой реальности, модели изучаемого объекта, процесса, явления. Студент при этом является не просто созерцателем, но и активным участником действий. Это требует определённых навыков умственной деятельности, таких, как анализ, сравнение, обобщение, моделирование, структурирование и другие.

При изучении информатики существует множество программных комплексов и сред, которые позволяют проводить построение и исследование моделей:

- среды программирования;

- электронные таблицы;

- математические пакеты;

Моделирование в среде программирование включает в себя основные этапы компьютерного моделирования. На этапе построения информационной модели и алгоритма необходимо определить, какие величины являются входными параметрами, а какие - результатами, а также определить тип этих величин[2]. При необходимости составляется алгоритм в виде блок-схемы, который записывается на выбранном языке программирования. После этого проводится вычислительный эксперимент. Для этого необходимо загрузить программу в оперативную память компьютера и запустить на выполнение.

Моделирование в электронных таблицах охватывает очень широкий класс задач в разных предметных областях. Электронные таблицы - универсальный инструмент, позволяющий быстро выполнить трудоемкую работу по расчету и пересчету количественных характеристик объекта.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

При моделировании с использованием электронных таблиц алгоритм решения задачи несколько трансформируется, скрываясь за необходимостью разработки вычислительного интерфейса. Сохраняется этап отладки, включающий устранение ошибок данных, в связях между ячейками, в вычислительных формулах. Возникают также дополнительные задачи: работа над удобством представления на экране и, если необходим вывод полученных данных на бумажные носители, над их размещением на листах.

При изучении информатики процесс моделирования в электронных таблицах выполняется по общей схеме: определяются цели, выявляются характеристики и взаимосвязи и составляется математическая модель.

В преподавании информатики компьютерное моделирование как новый метод научного исследования заставляет студента совершенствовать математический аппарат, используемый при построении математических моделей, позволяет, используя математические методы, уточнять, усложнять математические модели.

Список использованной литератураы:

1. С. Н. Колупаева. Математическое и компьютерное моделирование. Учебное пособие. - Томск, Школьный университет, 2008. - 208с.

2. Макарова Н . В ., Нилова Ю . Н . Моделирование средствами языка программирования как технология системно - деятельностного подхода в обучении // Пед . образование в России . 2012 . № 5 . С . 83-87 .

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

© Аминов И., Алиева М., 2018.

УДК 378.14

Л.Р. Вотякова

канд. пед. наук,

доцент НХТИ (филиал) ФГБОУ ВО «КНИТУ»,

[email protected], г. Нижнекамск, Респ. Татарстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности инклюзивного высшего образования. Предложены адаптивные технологии для применения в процессе обучения студентов с инвалидностью в вузе. Обозначены кадровое обеспечение, финансовое затраты в связи с обучением студентов с инвалидностью в образовательной организации.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, адаптивные технологии.

Проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья сегодня очень актуальна. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области высшего образования, предусматривает равные права на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В тоже время общество остро нуждается в профессионалах, способных использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для работы с информацией в будущей профессиональной деятельности и быть мобильными в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.