Научная статья на тему 'Эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку в вузе'

Эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC MANUAL / РЕПРОДУКЦИЯ / REPRODUCTION / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / COMPUTER-BASED TESTING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танцура Т. А.

В данной статье автор рассматривает практические возможности и эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку. Использование информационных технологий является приемлемым и в процессе отработки навыков иностранного языка на занятии, и для самоподготовки студентов. Автор анализирует, какие виды упражнений являются подходящими для того, чтобы внести их в электронное пособие, какие навыки они развивают. Отмечается, что работа с электронными операционными средствами, представленными в пособии, делает менее стрессовым выполнение упражнений и побуждает студентов к участию в различных видах учебно-познавательной деятельности. Автор подчёркивает, что компьютерное тестирование можно успешно использовать для проверки овладения знаниями, однако оно позволяет проверить только навыки репродукции и реконструкции грамматических и лексических единиц, обучение которым происходит в процессе изучения содержания курса. В заключении делается вывод, что применение ключевых методов образование в сочетании с информационными технологиями позволяет поднять уровень иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танцура Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF APPLYING INFORMATION TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In the article the author considers practical possibilities and effectiveness of applying information technologies in foreign language teaching. The introduction of information technologies is useful both for training skills in a mastering a foreign language during lessons and for individual work of students. The author analyzes what types of exercises are helpful to include into the electronic manual, what skills they develop. It is pointed out that operating with electronic means, that the manual provides, makes less stressful doing exercises and encourages students to participate in different types of learning activities. The author underlines that computer-based testing can be successfully used to control the acquired knowledge, but it can check the skills of reproduction and reconstruction of grammar and vocabulary elements that are trained during the process of leaning course contents. The author concludes that the usage of basic methods of education in combination with information technologies allows improving the students’ foreign language communicative competence.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку в вузе»

мина с его определением, подстановка соответствующего слова в предложение и т. п. Наибольший интерес вызывает задание соотнесения термина с определением, если оно оформляется в виде кроссворда.

Когда студенты ознакомились с возможными видами сочетания конкретной лексической единицы, им предлагаются задания, тренирующие репродуктивное создание речевых образцов, изменяя часть фразы, предложения. В заданиях такого типа сначала студентам предлагается проработать представленные варианты, а далее они самостоятельно должны составить речевые образцы по модели. Например, A legal entity has legal capacity ... предлагаемые варианты подстановки - to enter into agreements; to assume obligations; to incur debts; to sue and be sued in its own rights - далее студенты продолжают завершение речевого образца иными возможными вариантами. Задания на изменение предложений согласно заданной модели подталкивают студентов к переходу создания личных речевых образцов, к самостоятельному ведению общения в рамках заданной тематики.

На последнем этапе студентам предлагается ситуативное задание в контексте будущей профессиональной деятельности, где студентам на основе освоенного лексического материала и отработанных речевых образцов предлагается осуществить коммуникативное взаимодействие, следуя выбранным ими ролям. На этом этапе студенты в имитируемой ситуации профессионального общения самостоятельно планируют и реализуют речевые действия. Следует отметить интерес студентов и их активность при выполнении данного задания. Овладев заданными

Библиографический список

лексическими единицами и обработав применение возможных речевых конструкций, они более уверенно вступают в общение. Возможность демонстрации знаний в профессиональной области на иностранном языке, т. е. их практическое применение, в значительной степени повышает мотивацию изучения иностранного языка для использования его в значимой для студента как для будущего профессионала области. Контекстное обучение способствует приобретению практических навыков и теоретических знаний (acquisition of practical skills and theoretical knowledge) для успешного ведения коммуникативного общения на иностранном языке [6]. Поскольку ситуативное задание представляет собой заключительный этап тематического освоения, преподаватель имеет возможность осуществить комплексную проверку уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов. На данном этапе проверяется умение студентов излагать свои мысли и намерения грамотно верно и коммуникативно целесообразно. Разработанные критерии сформирован-ности лексико-грамматических и коммуникативных компетенций позволяют максимально объективно определить уровень студентов и выявить ошибки, их вид, с целью тренинга и восполнения данного пробела у конкретного студента.

В заключении отметим, что контекстный подход в обучении иноязычной коммуникации в период обучения студентов вузе является эффективным методом расширения когнитивной базы студентов, совершенствования навыков коммуникативного взаимодействия, формированию познавательной и профессиональной мотивации.

1. Клюева М.И. Контекстный подход как основа иноязычного профессионального образования. Фундаментальные исследования. 2015; № 2; Ч. 4: 773 - 777.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технологии. Новые методы и средства обучения. Москва, 1994; № 2 (16): 3 - 57.

3. Вербицкий А.А., Ларионова А.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009.

4. Фомашина Н.В., Сбитнева Н.Н., Аксенова В.Ю. Обучение лексике английского языка в военном вузе. Филологические науки. Available at: http://www.rusnauka.com/pdf/239478.pdf

5. Ганиева Р.Р. Роль лексики для овладения иностранным языком. Молодой ученый. 2016; № 10.2: 8 - 10. Available at: https://moluch.ru/ archive/114/29806/

6. Msc. Morena Bracaj Teaching English for specific purposes and teacher training. European Scientific Journal. 2014; vol. 10, No. 2. Available at: http://eujournal.org/index.php/esj/article/viewFile/2578/2439

References

1. Klyueva M.I. Kontekstnyj podhod kak osnova inoyazychnogo professional'nogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; № 2; Ch. 4: 773 - 777.

2. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie: teoriya i tehnologii. Novye metody i sredstva obucheniya. Moskva, 1994; № 2 (16): 3 - 57.

3. Verbickij A.A., Larionova A.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii: problemy integracii. Moskva: Logos, 2009.

4. Fomashina N.V., Sbitneva N.N., Aksenova V.Yu. Obuchenie leksike anglijskogo yazyka v voennom vuze. Filologicheskie nauki. Available at: http://www.rusnauka.com/pdf/239478.pdf

5. Ganieva R.R. Rol' leksiki dlya ovladeniya inostrannym yazykom. Molodoj uchenyj. 2016; № 10.2: 8 - 10. Available at: https://moluch.ru/ archive/114/29806/

6. Msc. Morena Bracaj Teaching English for specific purposes and teacher training. European Scientific Journal. 2014; vol. 10, No. 2. Available at: http://eujournal.org/index.php/esj/article/viewFile/2578/2439

Статья поступила в редакцию 31.07.18

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: ttancyra@yandex.ru

THE EFFECTIVENESS OF APPLYING INFORMATION TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. In the article the author considers practical possibilities and effectiveness of applying information technologies in foreign language teaching. The introduction of information technologies is useful both for training skills in a mastering a foreign language during lessons and for individual work of students. The author analyzes what types of exercises are helpful to include into the electronic manual, what skills they develop. It is pointed out that operating with electronic means, that the manual provides, makes less stressful doing exercises and encourages students to participate in different types of learning activities. The author underlines that computer-based testing can be successfully used to control the acquired knowledge, but it can check the skills of reproduction and reconstruction of grammar and vocabulary elements that are trained during the process of leaning course contents. The author concludes that the usage of basic methods of education in combination with information technologies allows improving the students' foreign language communicative competence.

Key words: information technologies, electronic manual, reproduction, reconstruction, computer-based testing, motivation, foreign language communicative competence.

Т.А. Танцура, доц. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: ttancyra@yandex.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В данной статье автор рассматривает практические возможности и эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку. Использование информационных технологий является приемлемым и в процессе отработки навыков иностранного языка на занятии, и для самоподготовки студентов. Автор анализирует, какие виды упражнений являются подходящими для того, чтобы внести их в электронное пособие, какие навыки они развивают. Отмечается, что работа с электронными операционными средствами, представленными в пособии, делает менее стрессовым выполнение упражнений и побуждает студентов к участию в различных видах учебно-познавательной деятельности. Автор подчёркивает, что компьютерное тестирование можно успешно использовать для проверки овладения знаниями, однако оно позволяет проверить только навыки репродукции и реконструкции грамматических и лексических единиц, обучение которым происходит в процессе изучения содержания курса. В заключении делается вывод, что применение ключевых методов образование в сочетании с информационными технологиями позволяет поднять уровень иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, электронное пособие, репродукция, реконструкция, компьютерное тестирование, мотивация, иноязычная коммуникативная компетентность.

Проблема активного использования современных информационных технологий в учебном процессе, несмотря на то что общество погрузилось в эпоху глобальной цифровизации, остаётся актуальной. Одной из основных задач процесса модернизации высшего образования является всестороннее применение доступных средств информационных технологий с целью качественного изменения осуществления процесса образования в целом и, как следствие, повышения уровня универсальных и профессиональных компетенций выпускников вузов. В связи с этим является важным серьезное изменение профессионального мышления преподавателей, поскольку именно они выполняют весь объем учебно-методической подготовки, определяют методологически правильное использование выбранных средств информационных технологий [1].

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении [2].

Использование информационных технологий оказывает влияние на повышение эффективности развивающего обучения студентов, а также предоставляет возможность формирования навыка самостоятельной учебной деятельности. Последнее является значимым, поскольку в последние годы наметилась тенденция сокращения аудиторных часов для изучения иностранного языка в вузе. При дефиците аудиторных часов введение учебно-методического комплекса для самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий компенсирует недостаток времени, приумножает дидактические возможности обучения иностранному языку вне аудиторного времени, повышает уровень мотивации самообразованию. В связи с этим разработка и внедрение электронных учебных курсов является серьезной поддержкой и в организации самостоятельной работы студентов, и для применения на занятиях в качестве базового методического материала.

Учитывая возможности электронного курса, преподавателями Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ М.В. Мельничук, Т.А. Танцура, О.Н. Анюшенковой было разработано электронное пособие для студентов юридического факультета "Some Issues of Law", которое обеспечивает наглядность, аудио и видео обеспечение учебного процесса, текущий контроль. Каждый тематический раздел пособия представлен подразделами - Reading, Word Development, Grammar Practise, Listening, Speaking, Writing. В каждом подразделе предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов. В зависимости от этапа освоения содержания тематического раздела задания представлены тремя уровнями сложности: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный (полутворческий) и творческий уровни [3].

Задания первого уровня направлены на знакомство, отработку и овладение новым лексическим и грамматическим материалом. Так при ознакомлении с основным текстом студенты визуально (выделение синим цветом) видят новые слова и термины, использование гиперссылок (при помощи клика мышки) позволяет моментально попасть на страницу глоссария с пояснением конкретного термина. Такая возможность компьютерных технологий, представляя собой отчасти игровую форму, увлекает студентов, позволяет в значительной степени экономить аудиторное время и время студентов при ознакомлении с любыми текстами пособия при выполнении самостоятельной работы.

В этом блоке также представлены задания на подбор синонимов и антонимов к словам, которые требуют заучивания. В данном случае интерактивность электронного средства обучения становится эффективным для учебно-познавательной деятельности студентов.

Задания второго уровня предусматривают применение приобретенных студентом знаний, умений и навыков в предлагаемых ситуациях, которые сходны с речевыми образцами, моделями заданий, которые прорабатывались на начальном этапе освоения раздела. Выполняя данные задания студенты не должны стремиться строго следовать механическому воспроизведению речевых образцов. На данном этапе учебного процесса студенты могут проявлять самостоятельность. Задания на сравнение сопровождаются визуальным рядом - фото, картинки, печатный текст с фразами и клише рядом с лицом, которое, как предполагается, является партнёром по коммуникации со студентом. Такое визуальное сопровождение помогает осуществить реконструкцию речевых моделей, готовит студентов к спонтанному применению устойчивых фраз в схожих коммуникативных ситуациях. Одним из вариантов реконструкции является выполнение заданий к аудио фрагменту, в одном из заданий студентам предлагается повторить диалог (консультация юриста с клиентом), заменив некоторые детали.

Задания третьего уровня, они в основном представлены в подразделах Speaking и Writing. Задания этого уровня нацелены на самостоятельное представление студентами своих мыслей на основе изученного материала в коммуникативном взаимодействии на иностранном языке. Содержание задания побуждает студентов развитию иноязычного общения в условиях заданной ситуации, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.

To get more detailed information about writing A Graduate CV watch Video from the Internet https://www.grb.uk.com/careers-advice/graduate-cv.

Study two CVs below. Compare these CVs.

• What distinguishes these two CVs? Why?

• Do you think the applying graduate is suitable for vocational training?

Каждый раздел заканчивается интерактивным Achievement Test (тестом достижений), который представляет возможность оперативного самоконтроля за счёт использования встроенной системы программирования.

Преимуществами электронного пособия являются удобная навигация по меню, наличие гипертекстовых ссылок (как внутренних, так и внешних), интерактивность, визуализация текстов (компьютерное представление содержания разработанных заданий с использованием рисунков, фото, и ссылок на видео фрагменты). Согласно А.И. Татаринцеву, электронное учебное пособие представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний; обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности [4].

Использование электронного пособия "Some Aspects of Law" на занятиях позволило поднять уровень мотивации студентов к изучению иностранного (английского) языка, сделать более ин-

тенсивным учебный процесс, повысить продуктивность самоподготовки в работе над учебным материалом. Считается, что процесс овладения знаниями полностью мотивирован тогда, когда учащийся получает удовлетворение от самого процесса обучения, а не только от перспективы использования его результатов в будущем [5, с. 103].

Следующим видом информационных технологий, который применяется в учебном процессе. является компьютерное тестирование с использованием программ автоматизированной системы. С целью выявления прогресса развития иноязычной компетентности, были разработаны тестовые задания для определения знаний студентов на стартовом, текущем и финальном этапах в течение каждого семестра. Текущее и итоговое тестирования являются обязательными в системе оценивания студентов Финансового университета. Однако картина прогресса каждого студента является более объективной при наличии показателей на момент начала изучения курса иностранного языка.

Преимуществами компьютерного тестирования являются: простота выполнения (как правило, это задания на выбор правильного ответа из представленных вариантов, не осуществляя комментирование или пояснение выбора); многообразие предъявляемых вариантов (что позволяет избежать списывания и ведет в результате к объективности оценивания); моментальная автоматизированная обработка результатов тестирования; возможность оценивания большого количества студентов единовременно. Тестирование, целью которого является определение продуктивности и успешности обучения студентов, должно составляться только на основе изученного учебного материала. Кроме функции осуществления контроля, текущее и промежуточное тестирование помогает определять ошибки и пробелы в изучении дисциплины. Отмечается положительным тот факт, что преподаватель может оперативно получить объективную

Библиографический список

картину успеваемости и, таким образом имеет возможность своевременно скорректировать учебный процесс в соответствие с выявленными недостатками в обучении студентов [6, с. 104].

Однако компьютерное тестирование не позволяет осуществить проверку знаний и навыком ведения иноязычного общения (выражение коммуникативного намерения; верный выбор стратегии речевого поведения; адекватная, соответствующая ситуации общения, реакция партнеров; темп речи участников коммуникации и т. п.). Оценку реализации иноязычной коммуникативной компетенции можно осуществить либо, являясь партнером общения, либо осуществляя контроль над коммуникативным взаимодействием двух или более студентов. Тестирование при помощи автоматизированных систем на сегодняшний день не позволяет полноценно проверить уровень владения студентами навыками говорения.

В заключение следует отметить, что применение информационных технологий в обучении иностранным языкам не заменяет основных методов, однако является практически полезным и эффективным дополнением, поскольку интерактивность и визуализация текстового материала, представленные в электронном пособии, способствуют запоминанию большого объема лексики и речевых образцов, которые в последствии могут быть успешно активизированы студентами в заданиях коммуникативной направленности. Несмотря на невозможность оценить иноязычные коммуникативные компетенции студентов, компьютерное тестирование является эффективным для контроля репродуктивной и реконструктивной учебной деятельности студентов. Результаты такого тестирования позволяют определить пробелы в знаниях студентов и осуществить корректировку путем повторного тренинга, чтобы поднять уровень иноязычной коммуникативной компетентности студента.

1. Шарипова Л.Х. Интерактивные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении. ВестникКазГУКИ. 2016; 2: 133 - 135.

2. Вовненко С.И. Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку. Молодой учёный. 2015; 24.2: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/104/24656/

3. Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рыбушкина С.В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Молодой учёный. 2015; 10: 1141 - 1143. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18757/

4. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза. Теория и практика образования в современном мире. 2012: 367 - 370. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1701/

5. Гулая Т.М., Герасименко Т.Л. Индивидуализация обучения как результат развития теорий обучения иностранному языку. Вестник МГОУ. 2018; 1: 99 - 107.

6. Маслова О.В., Медведева Т.Е., Пятков А.Г. Он-лайн тестирование как форма электронного обучения иностранному языку и контроля знаний. Решетневские чтения. 2014: 102 - 106.

References

1. Sharipova L.H. Interaktivnye tehnologii v professional'no orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Vestnik KazGUKI. 2016; 2: 133 - 135.

2. Vovnenko S.I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2015; 24.2: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/104/24656/

3. Gorbatova T.N., Kudryashova A.V., Rybushkina S.V. Samostoyatel'naya rabota studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyah neyazykovogo vuza. Molodoj uchenyj. 2015; 10: 1141 - 1143. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18757/

4. Tatarincev A.I. 'Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks kak komponent informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza. Teoriya ipraktika obrazovaniya vsovremennom mire. 2012: 367 - 370. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/

5. Gulaya T.M., Gerasimenko T.L. Individualizaciya obucheniya kak rezul'tat razvitiya teorij obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik MGOU. 2018; 1: 99 - 107.

6. Maslova O.V., Medvedeva T.E., Pyatkov A.G. On-lajn testirovanie kak forma 'elektronnogo obucheniya inostrannomu yazyku i kontrolya znanij. Reshetnevskie chteniya. 2014: 102 - 106.

Статья поступила в редакцию 01.08.18

УДК: 378

Timochkin A.S., adjunct, Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education, St. Petersburg

Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: tima85-85@mail.ru

PROBLEMS OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF JUNIOR SPECIALISTS OF MILITARY NATIONAL GUARD. In the article the questions connected with the problems of formation of managerial competencies among the junior specialists of the troops of the Russian National Guard in the training centers of personnel are considered. The analysis of psychological and pedagogical literature on the issues of formation of managerial competencies has been carried out, contradictions on the need for the formation of these competences and their lack of formation in the troops for today have been singled out. The author formulates pedagogical conditions of forming managerial competence in junior specialists of the national guard troops. The author concludes that the issues of the effectiveness of the professional activity of specialists of the national guard troops of Russia require special understanding, especially of the problems associated with the development of managerial competencies of specialists of the Russian Guard Troops.

Key words: managerial competencies, junior specialists, training, formation, training, vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.