ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
М.А.Горенбургов,
профессор кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
С.В. Кельбах,
Председатель правления Государственной компании«Российские автомобильные дороги»(г. Москва),
соискатель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук.
В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности предпринимательских проектов в системе государственного управления. Бизнес-коммуникации (или связи) в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства. Реализация систем бизнес-коммуникаций оказывает многообразное влияние на технико-экономический уровень системы, поэтому понятие «эффективность», а именно: отношение результатов труда (эффекта) к затратам необходимо трактовать более широко, поскольку это понятие включает в себя научные, технические, социальные, экономические и другие положительные результаты.
Ключевые слова: предпринимательство, эффективность, бизнес-коммуникации, региональная экономика, транспортная инфраструктура.
УДК 332.14 ББК 65.049
Экономика России функционирует благодаря деятельности хозяйствующих субъектов — предпринимателей. Поэтому, говоря об экономике, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономической деятельности.
Уже сейчас произошло чрезвычайно сильное изменение парадигмы региональной политики. Это изменение обусловило переход от концепции выравнивания к совершенно новой — концепции полюсов регионального роста, суть которой состоит в выделении основных регионов-локомотивов регионального роста, которые выступают катализаторами роста эффективности национальной и региональной экономики. Также в её рамках активно реализуется и разрабатывается кластерный подход, направленный на развитие региональной экономики и связанный с необходимостью поиска оптимального и эффективного пространственного распределения бизнес-структур. Эти коренные изменения социально-экономических отношений, произошедшие в Российской Федерации, потребовали выработки новых механизмов в управлении предприятиями.
Пространственное распределение системы предпринимательства определяется, с одной стороны органами власти и управления, которые устанавливают стратегические цели и задачи, направленные на поступательное развитие предпринимательства в регионе, улучшение обеспеченности жизнедеятельности граждан и оказывающие значительное влияние на развитие инфраструктуры бизнеса, создавая при этом свои возможности позиционирования своей территории для пространственного распределения предпринимательских структур. С другой стороны, определяется не только особенностями развития транспортной инфраструктуры, но и экономико-географическими особенностями региона, а также исторически сложившимися ареалами расселения.
170
Доступность ресурсов для основной деятельности предпринимательских структур, высокая степень развития инфраструктуры в регионе снижают или компенсируют вероятность того, что проявятся негативные воздействия внешней среды, индуцируемых региональной экономикой.
Решающим фактором, непосредственно влияющим на создание условий для роста предпринимательской активности, а также пространственное распределение предпринимательских структур, является транспортная инфраструктура, которая оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости услуг и надежность рационального обеспечения, формирование устойчивых взаимосвязей между предприятиями региона. Именно с учетом кластерного подхода транспортные системы обеспечивают целесообразность создания региональных кластеров.
Развитие транспортной инфраструктуры при пространственном распределении предприятий региональной системы в современных условиях весьма актуально для практических целей обеспечения экономического роста в регионе на основе стимулирования развития обеспечивающей социальной инфраструктуры существенно повышающей качество жизни населения региона [5].
Постиндустриальная стадия экономики с характерным для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования.
Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования является ключевым моментом деятельности предпринимателя, где его инновационные решения приобретают огромное значение [4, 8]. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его цели носят стратегический характер, а главной целью становится не максимизация
© ПСЭ, 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
а
частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости всей организации. Достижение стратегических целей фирмы возможно только при консолидации усилий всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников.
Бизнес-коммуникации, как взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства играют важнейшую роль. Под взаимодействием понимается общение на основе информации. Данное определение более точно характеризует процесс, происходящий в условиях перехода предпринимательских структур к рыночным отношениям, по сравнению с другими определениями, которые определяют сущность коммуникаций как процесс передачи информации[9]. Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией и ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Так, например, под коммуникациями (как на промышленных, так и на потребительских рынках) мы понимаем всю совокупность возникающих связей и отношения между субъектами рынка, возникающими в процессе их деятельности. Они могут включать производственные и технологические связи между кооперирующимися компаниями, деловые связи между покупателями и продающими фирмами, личные контакты между персоналом и компаниями, информационные связи и т.д.
Для успешного ведения дела необходима информация о конкурентах, рынках, банках, ценах, поставщиках и покупателях. В условиях жесткой конкуренции оперативное получение необходимой для принятия решения информации — основа эффективной деятельности любой фирмы. Информацию можно получить через различные бизнес-коммуникации. Строго говоря, без коммуникации нет и прибыли. Предпринимательство — это творческая экономическая деятельность, связанная с риском, который возникает при реализации новых бизнес-идей, требующих различных бизнес-коммуникаций [2].
Создание эффективных предпринимательских структур в условиях рыночной экономики предполагает наличие мощной системы бизнес-коммуникаций.
Как показали исследования, результаты работы бизнескоммуникации как системы можно представить в виде уравнения:
R = Ffr, у, z, t),
где R — результаты работы системы (прибыль и т. д.);
х — группа внешних факторов: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала, информации и т.д.), потребители, конкуренты, законы и государственные органы, состояние экономики (в т. ч. инфляционные процессы и т.п.), политическая обстановка в стране и другие;
у — группа внутренних факторов системы: структура и функции управления, организационная культура, технология преобразования ресурсов (информационных, материальных, энергетических и др.) экономический и энергетический потенциал фирмы (капитал, информация, трудовые ресурсы и т. д. );
z — структура бизнес-коммуникаций;
t — фактор времени.
Следует подчеркнуть, что ряд факторов в предпринимательстве имеет приоритетное значение (талант предпринимателя, потребители, структура бизнес-коммуникаций и т. д.). Все эти элементы создают синэнергетику бизнеса, его многообразие и динамичность и позволяют эффективно проводить бизнес-операции.
Формирование эффективных структур бизнес-коммуникаций требует значительных затрат. Комплексный подход (технический и социально-экономический) к классификации структур бизнес-коммуникаций позволяет выбрать рациональную структуру для конкретной бизнес-ситуации.
Структуры бизнес-коммуникаций можно условно разделить на следующие виды:
— бинарные (например, продавец-покупатель);
— n-арные (продавец — группа посредников — покупатель);
— вертикальные (взаимодействие между фирмой и филиалами);
— горизонтальные (взаимодействие между конкурентами);
— радиальные (взаимодействие между источником рекламной информации и приемниками: потенциальными покупателями и т. п.);
— кольцевые и многоугольные сетевые: взаимодействие между контролирующими, принимающими решения элементами сети в процессе их деятельности по поводу владения, пользования и распоряжения ресурсами сети (информация, труд, материалы, финансы, время, связи и др.);
— интровертированные (ориентированные на узкий круг контролирующих организационных структур — сети с высоким уровнем авторитарности управления);
— экстравертированные (расширяющиеся сети с высоким уровнем демократизации, например, коммерческие компьютерные сети, где доступ участников сети практически пока неограничен);
— комбинированные, включающие в себя все выше перечисленные бизнес-коммуникации. [2]
Следует отметить, что на структуру бизнес-коммуникаций большое влияние оказывает фактор времени. Например, маркетинг сделок характерен для кратковременных бизнескоммуникаций, а маркетинг взаимоотношений для долговременных связей.
Отношения (взаимодействия) — важный ресурс в предпринимательской деятельности. Оценка данного ресурса имеет качественную основу — доверие, взаимопонимание, гармония и т. д.
Структура бизнес-коммуникаций является важнейшим аспектом функционирования социальной системы.
Создание современной транспортной инфраструктуры — важнейшее условие модернизации экономики. Как показало исследование по заказу Организации экономического сотрудничества, развитие этой инфраструктуры даёт мультипликационный эффект на макро-, мезо — и микроуровне.
Мультипликационный эффект включает в себя:
— развитие межрегиональной кооперации, массового предпринимательства и торговли. Как показало исследование на материалах Азии, это позволяет преодолеть нищету на депрессивных территориях и уменьшить опасную дифференциацию доходов населения;
— превращение крупных городов в центры агломераций, развитие пригородов, куда перемещаются офисы крупных компаний, что разгружает от транспортных потоков центры городов и способствует развитию региональной культуры, занятости и т.д.;
— возрождение городов с затухающей экономикой, изменение экономических и социальных условий жизни в этих городах. Это показало опубликованное в 2010 г. исследование на материалах г. Миннеаполис (США). В России это особенно актуально для 335 моногородов, где проживает 15% россиян.
— резкое увеличение заказов на транспортную технику, металл, стройматериалы и т.д., создание системы грузовой логистики с сотнями тысяч рабочих мест, стратегических альянсов и партнёрств, повышающих конкурентоспособность регионов, развитие электронной коммерции, преобразующей региональную экономику;
— включение экономики регионов в глобальный рынок [6].
При переходе к инновационной, постиндустриальной экономике изменяется база международной экономической интеграции. Этой базой становятся уже не традиционная внешняя торговля, а научно-производственная кооперация, совместная разработка, производство и сбыт наукоёмкой конечной продукции, позволяющая регионам создать технологические цепочки производства добавленной стоимости, занять устойчивое место на глобальном рынке высокотехнологичных товаров и услуг и развитие региональных и межрегиональных кластеров как опорных точек роста инновационной инфраструктуры региона.
Основные задачи кластера — трансферт технологий, формирование новых видов деятельности, создание материальнотехнической, социально-культурной, сервисной и финансовой баз для развития малых и средних предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений и наукоёмких технологий, а также их передачи на рынок.
1 7 1
[1
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Механизм мультипликации кластера зависит от транспортной инфраструктуры, системы образования, туристско-рекреационной сферы. Фирмы кластера делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведёт к массовому возникновению новых фирм (Greenfield), связанных единой транспортно-логистической сетью.
При этом развитие кооперирования, как прогрессивной формы международного разделения труда, поставка узлов, компонентов и деталей для сборки готовых изделий промышленными предприятиями в разных странах, в т.ч. принадлежащих одной и той же ТНК привели к массовому использованию стандартных контейнеров в международных перевозках.
Реализация систем бизнес-коммуникаций оказывает многообразное влияние на технико-экономический уровень системы, поэтому понятие «эффективность», а именно: отношение результатов труда (эффекта) к затратам необходимо трактовать более широко, поскольку это понятие включает в себя научные, технические, социальные, экономические и другие положительные результаты.
В основе концепции лежит сравнение результатов, получаемых от реализации бизнес-коммуникаций, с затратами на ее создание и функционирование. Расчетный коэффициент эффективности определяется отношением «результаты — затраты» по формуле:
E = AR / AZ
где AR — изменение результатов;
AZ — изменение затрат.
Результаты реализации бизнес-коммуникации могут быть выражены:
— в натуральных показателях;
— в относительных измерителях (баллы, степень доверия к фирме партнеру по бизнесу — в % );
— в денежной форме. [2]
Затраты на создание и функционирование бизнес — коммуникаций определяются в денежной форме. Однако необходимо отметить, что затраты и результаты выражаются в разных единицах измерения (результаты — баллы, затраты — денежные эквиваленты), поэтому в дальнейшем, с целью приведения к одной единице измерения, необходимо применять относительные измерители (индексы). Например, отношение затрат базовой системы (существующей) к затратам на реализацию новой бизнес-коммуникации (индекс затрат).
Формула интегрального коэффициента будет иметь вид:
E _ Rl/Ro _ [r_ ,
Zl/ Z0 IZ
где IR — индекс результатов;
IZ — индекс затрат;
R, — результаты с новой бизнес-коммуникацией (в баллах);
R0 — результаты базовой системы (в баллах);
Z,, Z0—аналогично — затраты с новой системой бизнес-коммуникаций и базовой системы в денежных единицах. [2]
Однако эффективность бизнеса зависит не только от качества программного продукта, но и от прибыли, получаемой за счет разницы цен на основе дополнительной информации в сетях о рынках, конкурентах, поставщиках, покупателях и т. д.
В этом случае результаты определяются: в денежных единицах измерения R, — прибыль, получаемая за счет правильного использования «пяти сил конкуренции Портера», ценовой политики, производства и рекламы, а также экономии материальных, денежных и трудовых ресурсов; за счет правильного выбора рынка и системы безналичных расчетов в сети Internet. В этом случае показатель эффективности определяется по формуле:
E = (R, - R0) /(Z, - Z0) ,
где R0, R, — результаты до и после применения бизнес — коммуникаций;
Z0, Z, — затраты до и после применения бизнес — коммуникаций.
Затраты могут быть представлены в виде трудовых, денежных, материальных и временных параметров.
Как известно при расчете экономической эффективности инвестиционных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [7]. Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:
• коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников [1];
• бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
• экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.
При этом в процессе инвестиционного проектирования, при принятии решения о выборе населённого пункта, в котором будет размещаться объект инвестирования, рекомендуется принимать во внимание покупательную силу данной территории, определяемую по закону Рэйли, который гласит, что «с ростом города число посторонних покупателей возрастает» [3]. Математически закон Рэйли записывается формулой:
U / Ub = (B / Bb)*(Db /D )n ,
где B — численность населения;
D — расстояние между городами а и b, км.;
U — оборот розничной торговли;
a, b — города;
n — эмпирически вычисляемый параметр, который, по Рэй-ли, равен 2.
Величину оттока покупательной силы из региона можно рассчитать при помощи закона Конверсе:
Ua /Ub = (Ba /Bb)*(2,5 /Da)2 ,
где g — населённый пункт, из которого происходит отток покупательной силы;
2,5 — эмпирически определяемый фактор покупательной мобильности [3].
При этом следует учесть экологическое обеспечение эффективности региональной инфраструктуры. Основа эффективности минимизация вредного воздействия экономического роста на состояние окружающей среды, снижение опасности техногенных и природных катастроф.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) определено в числе основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития [6].
При этом обеспечение экологической эффективности экономики является общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсного потребления.
К 2020 г. предполагается снижение уровня экологического воздействия национальной экономики в 2-2,5 раза, соответствующего показателям сбережения природы европейских стран.
В мировой экономической литературе обоснована необходимость инфраструктуры green innovation — создания дружественных окружающей среде технологий, которые будут оказывать на неё минимальное воздействие. Примером такой технологии является электромобиль, альтернативная энергетика, биотопливо и безотходный термоядерный реактор.
1 72
__________________________________________________ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Децентрализация управления экономикой предполагает новое распределение полномочий между центром и регионами. Федеральный центр отвечает за развитие межрегиональной инфраструктуры, компенсируя провалы рынка, развитие региональной финансово-банковской и институциональной инфраструктуры, стимулирование долгосрочных факторов инновационного роста, развития человеческого капитала и массового предпринимательства, правовое обеспечение собственности на землю и другую недвижимость, использование её в качестве залога, разработку требований к региональным стратегическим планам и целевым программам.
Литература
1. Горенбургов М. А., Медведев А.Л. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле: Учебное пособие. — СПб.: Д.А.Р.К., 2008. — 200 с.
2. Горенбургов М.А. Бизнес-коммуникации и эффективность предпринимательства: диссертация доктора экономических наук: — СПб, 1997. — 310 с.
3. Горенбургов М.А. Гончаров В.В. Обоснование экономической эффективности инвестиций в городскую недвижимость на основе теории игр. — СПб.: Д.А.Р.К., 2012. — 166 с.
4. Горенбургов М.А., Шопенко А.Д. Организация предпринимательства и бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 83 с.
5. Кельбах С.В. Методология исследования региональной инфраструктуры в условиях инновационного развития: монография. — СПб.: СПбГИЭУ, 2012. — 168 с.
6. Кельбах С.В. Развитие транспортной инфраструктуры — основа модернизации региональной экономики //Проблемы современной экономики. — 2013. — №2(46). — С.215-218.
7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / Мин-во экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет по строительству, архитектуре и жилищной политике; рук. авт. колл.: В.В. Косов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. — М.: ОАО «НПО» изд-во «Экономика», 2000. — 421 с.
8. Орлова Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании. — 3-е изд., стер.- М.: Омега-Л, 2005. — 152 с.
9. Стрелец И.А. Сетевая экономика. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
Новая региональная политика РФ предусматривает передачу ряда федеральных полномочий и ресурсов на регионально-муниципальный уровень. Реформирование системы межбюджетных трансфертов оставляет в распоряжении регионов увеличение сбора местных налогов, заменяет субсидии целевыми грантами, связанными с ростом налогового потенциала регионов.
Таким образом, инфраструктура, является ключевым звеном структурной политики, обеспечения экономической безопасности регионов, инновационного прорыва, важным звеном экономической доктрины.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Д.Н. Девятловский,
доцент кафедры экономики и управления на предприятии Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета,
кандидат педагогических наук [email protected]
М.О. Позднякова,
студент Лесопромышленного факультета Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета
В статье рассматривается понятие корпоративной социальной ответственности, история появления КСО в России, приводится оценка деятельности российских компаний в сфере КСО, определены е, специфические черты. Также выявлены проблемы малого бизнеса при реализации программ КСО, предложены варианты их решения и стратегия поведения предприятий.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, малый бизнес, социальная политика, некоммерческие организации, интеграция усилий.
УДК 338.4 ББК 65.262.1я7
Наличие корпоративной социальной ответственности (или социальной ответственности бизнеса) как общественного явления свидетельствует о повышении уровня развития человечества, поскольку первой ступенью, возвышающей человека над животными, стало умение использовать предметы труда в своей деятельности, следующая ступень — умение добывать не только жизненно необходимый минимум, но и получать излишки и обмениваться ими с другими людьми, далее — умение обеспечить себе безопасность существования путем постоянного эффективного процесса труда. А вот способность нести ответственность за последствия своего благополучия, ограничивать себя в пользу окружающих — есть высшая ступень этой лестницы.
Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие» [1].
На сегодняшний день нет единого определения этого термина, различные ассоциации предлагают множество вариантов, описывающих суть и действие корпоративной социальной ответственности, однако одним из самых кратких, но очень ёмких является определение американского объединения корпораций Business for social responsibility: «корпоративная
173