С учетом того, что женщины стали заниматься метанием молота сравнительно недавно, почти стабильный рост лучших результатов сезона в мире в женском метании молота объясняется реализацией спортсменками неиспользованного потенциала их физических возможностей при достижении уровня технической подготовленности на основе техники, заимствованной у мужчин.
Обострение конкуренции в спорте высших достижений, основанной на возрастании уровня развития конкретного вида спорта, и увеличение числа стран-участниц, претендующих на завоевание лидирующих позиций, обосновывает необходимость изучения спортивных достижений для определения путей совершенствования системы подготовки, выработки более конкретных требований к построению тренировочного процесса спортсменов высшей квалификации, перед которыми стоит задача завоевания и сохранения высоких результатов на международной арене.
Список использованных источников
1. Скороходов, Н. М. Международное спортивное движение на рубеже веков / Н. М. Скороходов // Вес. Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. -№ 1. - С. 47-49.
2. Германов, Г. Н. Изучение детерминант подготовки, определяющих успех выступления спортсменов стран Европы в легкоатлетическом спорте высших достижений // Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова / / Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 2. - Т. 84. - С. 34-39.
3. Основные понятия соревновательной деятельности. Социальная сущность состязания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //referatwork.ru/category/sport/view/ 451872_osnovnye_ponyatiya_sorevnovatel_noy_deyatel_nosti_social_naya_suschnost_sostyazaniya. -Дата доступа: 23.03.2016.
4. Курамшин, Ю. Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика / Ю. Ф. Курамшин - М.: Советский спорт, 2005. - 408 с.
5. Полещук, С. Рекорды мира по легкой атлетике. Самые старые рекорды мира в легкой атлетике / С. Полещук [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://fb.ru/ article/224406/rekordyi-mira-po-legkoy-atletike-samyie-staryie-rekordyi-mira-v-legkoy-atletike. - Дата доступа: 21.03.2016.
6. Лутковский, В. Е. Особенности управления технической подготовкой метателей молота различной квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Е. Лутковский. - Санкт-Петербург, 2011. - 249 с.
02.05.2016
УДК 37.037(075.8)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»
Е. М. Якуш, канд. пед. наук, доцент,
Белорусский государственный университет физической культуры
Аннотация
Для совершенствования координационных способностей были проведены исследования на учащихся младшего школьного возраста (8-9 лет). В результате изучения и отбора игровых и других средств была разработана методика совершенствования координационных способностей, рассчитанная на 30 уроков (20 уроков + 10 ЧЗС). Проведенный педагогический эксперимент показал,
что учебный процесс по физическому воспитанию, ориентированный на совершенствование координационных способностей, оказывает положительное влияние не только на развитие самих координационных способностей, но и способствует более качественному и быстрому освоению практического материала.
THE EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF THE DIRECTED DEVELOPMENT AND COORDINATION ABILITIES IMPROVEMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT PHYSICAL CULTURE AND HEALTH LESSONS
Annotation
A research for improvement of coordination abilities was made based on the students of primary school (8-9 years). The method of coordination abilities improvement allocated for 30 lessons (20 lessons and 10 sport and health lessons) was developed as a result of studying and selection of gaming and other means. Carried out pedagogical experiment showed that the educational process of physical training focused on coordination abilities improvement exerts positive impact on development of coordination abilities but also promotes better and faster digestion of practical material.
Введение
Одна из главных задач физического воспитания - достижение и сохранение оптимального уровня здоровья. Особенно важно достижение этой цели для организма младших школьников, темпы роста которого высоки, а особенности возрастного созревания органов и систем - специфичны. В непрерывном процессе индивидуального развития организма гетерохронность онтогенеза позволяет выделить отдельные этапы, фазы, периоды, которые отличаются друг от друга биологическими свойствами и способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Младший школьный возраст - это во многом определяющий период в физическом и психическом развитии детей. С поступлением в школу у ребенка меняется вид ведущей деятельности с игровой на учебную. Объём организованной двигательной активности, по сравнению с дошкольниками, сокращается практически в два раза [1, 2].
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий [3, 4]. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [5, 6].
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче [7, 8].
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, увеличению двигательного опыта.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития и совершенствования координационных способностей, - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в учебной деятельности. Это справедливо и закономерно. В современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. Координационные способности включают чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями [9].
Поэтому проблема совершенствования координационных способностей в младшем школьном возрасте является весьма актуальной и требующей ее решения.
Цель исследования
Совершенствование координационных способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье».
В связи с этим в исследовании решались следующие задачи:
1. Разработать методику совершенствования координационных способностей учащихся младшего школьного возраста.
2. Экспериментально обосновать ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы показал, что наиболее эффективными средствами для развития и совершенствования координационных способностей являются подвижные игры, гимнастические, акробатические и игровые упражнения. В связи с этим были сформированы комплексы физических упражнений, которые включались в урок для совершенствования координационных способностей. Двигательные действия, входящие в состав подвижных игр и игровых упражнений, были достаточно сложны, понятны и доступны. Многократное выполнение упражнений в беге, прыжках и метаниях, преодолении различных препятствий способствовало формированию и совершенствованию у учащихся разнообразных двигательных умений и навыков.
В результате проведенных исследований была разработана методика совершенствования координационных способностей с учетом длительности и интенсивности нагрузки, числа повторений, продолжительности интервалов отдыха и характера отдыха, рассчитанная на 20 уроков плюс 10 уроков «Час здоровья и спорта». Занятия с использованием данной методики проводились 3 раза в неделю.
На основании анализа полученных результатов тестирования были сформированы 3 опытных класса: контрольный (КК), в котором освоение учебного материала шло по учебной программе, и два экспериментальных класса (ЭК-1, ЭК-2), в которых освоение материала шло по разработанной методике, но было разным соотношение экспериментальных факторов. Так, в ЭК-1 использовались подвижные игры и игровые упражнения, а в ЭГ-2 - гимнастические и акробатические упражнения.
Результаты исследования
Анализ результатов в начале эксперимента показал, что в исходном уровне развития координационных способностей у всех испытуемых контрольного и экспериментальных классов существенных различий не было выявлено (Р > 0,05).
Однако после окончания педагогического эксперимента были получены данные, характеризующие в численном выражении результаты эксперимента в течение полугода. Полученные результаты позволяют проследить совершенствование координационных способностей учащихся младших классов. Анализируя изменение во времени этих показателей у учащихся младших классов, можно констатировать, что проявляется тенденция к их улучшению, которая носит достаточно выраженный характер.
Сравнивая начальные и конечные значения результатов выполнения тестов, можно подчеркнуть, что дети экспериментальных классов показали более высокие результаты, чем контрольный, различия были достоверными при (Р < 0,05).
Так, например, результаты прыжка в длину у учащихся экспериментальных классов заметно улучшились по сравнению с контрольным классом. Если за время эксперимента длина прыжка у мальчиков контрольного класса увеличилась на 61,9 см, то в экспериментальном классе-1 - на 68,5 см (р < 0,05), а экспериментальном^ - на 69,8 (р < 0,05). Похожая картина наблюдается и у девочек (47,3 см у контрольного класса, 53,4 см у экспериментального класса-1 и 55,0 см у экспериментального класса-2). Сравнивая изменение длины прыжка, можно увидеть, что этот показатель в экспериментальных классах как у девочек, так и у мальчиков увеличился более чем на 8-10 % по сравнению с контрольным классом.
Если в ходе эксперимента точность метания мяча ведущей рукой для мальчиков контрольного класса возросла с 2,02 до 1,48 м, т.е. на 0,58 балла (для девочек возросла с 1,98 до 1,35, т.е. на 0,63 балла), то у мальчиков экспериментальных классов этот показатель возрос в среднем с 2,06 до 1,45, т.е. на 0,65 балла (у девочек с 2,00 до 1,34, т.е. на 0,72 балла) (р < 0,05). Сравнивая эти показатели, следует сказать, что они имели более высокую скорость роста у учащихся экспериментальных классов.
Сравнительный анализ результатов выполнения этого теста между мальчиками и девочками контрольного и экспериментальных классов подтвердил более высокую скорость его роста у учащихся экспериментальных классов. Так, в начале эксперимента показатель выполнения теста для мальчиков контрольного и экспериментальных классов составлял 15,34 см (для девочек 14,65 и 14,93 см), то к моменту окончания эксперимента этот показатель для мальчиков экспериментальных классов составил 10,8 см, а у мальчиков контрольного класса - 11,44 см, у девочек 11,28 и 11,43 см соответственно. Изменение этого показателя для мальчиков контрольного и экспериментальных классов составило 3,8 и 4,54 см, 4,56 см. (для девочек 3,41 и 3,32 см 3,43 см соответственно) (р < 0,05).
В процессе выполнения контрольного теста было установлено уменьшение количества попыток, необходимых учащимся для выполнения теста «Фламинго». Если в начале эксперимента мальчикам и контрольного и экспериментальных классов необходимо было примерно 5 попыток (5,06 и 5,01, 5,03 соответственно),
то к окончанию педагогического эксперимента количество попыток уменьшилось до 3,56 у мальчиков контрольного класса и до 3,40 и 3,33 у мальчиков экспериментальных классов. У девочек контрольного класса число попыток уменьшилось с 4,88 до 3,46, а у девочек экспериментальных классов с 4,95 до 3,20 и с 4,89 до 3,18. Из приведенных показателей можно отметить лучшие результаты учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольным классом (р < 0,05).
При выполнении ходьбы по линии с открытыми и закрытыми глазами отмечено снижение отклонения при ходьбе по линии и у мальчиков, и у девочек; и контрольного, и экспериментальных классов.. При этом для обоих вариантов выполнения теста отмечается более быстрое изменение этого показателя для учащихся младшего школьного возраста экспериментальных классов по сравнению с показателями учащихся контрольного класса. Если в случае выполнения теста в первом варианте у мальчиков контрольного класса этот показатель снизился на 2,6 см (у девочек - на 2,4 см), то во втором варианте снижение составило 3,2 см (р < 0,05).
Выводы
В ходе анализа научно-методической литературы установлено, что наиболее эффективными средствами направленного развития и совершенствования координационных способностей учащихся младших классов являются игровые упражнения и подвижные игры. Уроки, проводимые на основе использования подвижных игр и игровых упражнений, способствуют формированию устойчивого интереса у учащихся младших классов к занятиям физической культурой.
Результаты педагогического эксперимента показали, что учебный процесс учащихся младшего школьного возраста по предмету «Физическая культура и здоровье», ориентированный на совершенствование координационных способностей, оказывает положительное влияние за достаточно короткий промежуток времени не только на развитие самих координационных способностей, но и способствует более эффективному освоению изучаемого материала.
Таким образом, полученные данные доказывают важность и эффективность разработанной методики совершенствования координационных способностей.
Список использованных источников
1. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. - 214 с.
2. Уроки физической культуры в школе: пособие для учителей / под общ. ред. В. А. Баркова. - Минск: Технология, 2001. - 240 с.
3. Лях, В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физического воспитания. 1991. -№ 3. - С. 31-35.
4. Овчаров, В. С. Настольная книга учителя физической культуры: метод. пособие / В. С. Овчаров. - Минск: Сэр-Вит, 2008. - 200 с.
5. Лях, В. И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2007. - № 6. - С. 2-7.
6. Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования. Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 11. - С. 16-23.
7. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях - Минск: Полымя, 1989. - 159 с.
8. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
9. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе: метод. пособие / А. А. Гужаловский, Е. Н. Ворсин. - Минск: Полымя, 1988. - 95 с.
20.04.2016