дение приемами "управления стрессом" и формирование навыков устойчивого поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи специальной психологической подготовки сотрудников ОВД составляют:
1. Повышение стрессоустойчивости сотрудников в процессе действий в экстремальных и сверхэкстремальных условиях службы, т.е. в формировании психологической надежности-устойчивости психики к ситуациям риска, перенапряжению, временным неудачам, ожидаемым трудностям, умению переключаться от состояния ожидания к предельно динамичным состояниям.
2. Выработка психологических навыков и умений, требующихся данным видом службы для выполнения профессиональных задач в любых условиях: умение выдерживать физические и эмоциональные перегрузки, хорошая координация движений, хорошая память, профессиональная наблюдательность, быстрая реакция.
3. Формирование умения нейтрализовать негативные последствия эмоционального стресса (мобилизация жизненного опыта, программирование оптимальных целей и эффективных действий для конкретной ситуации).
4. Создание нравственных личностных установок позитивного плана.
5. Ознакомление с природой и механизмом заболеваний и воспитании ответственности за свое состояние.
6. Обучение личного состава умению своевременно распознавать психические нарушения как у себя, так и у сослуживцев, с использованием методик упрощенной оценки психологического стресса для выработки навыков самоконтроля.
7. Разработка системы психологической саморегуляции.
8. Обучение поведенческим аутогенным методам релаксации (самовнушение, обсуждение, релаксация, концентрация, медитация, регуляция дыхания и др.).
Для данного контингента, с учетом особенностей профессиональной деятельности, важная роль в повышении устойчивости к психотравмирующим ситуациям, безусловно, должна отводиться физической подготовке. У постоянно занимающихся физической подготовкой лиц развиваются позитивные изменения в организме, в том числе и функционального состояния систем, подвергшихся наиболее сильному воздействию стрессогенных факторов: усиление эффективности сердечной деятельности, улучшение легочной вентиляции, регуляция артериального давления и уровня тестостерона в крови.
Таким образом, проведение комплекса мероприятий по своевременной психодиагностике стрессовых расстройств, адекватной психокоррекции последствий и правильная психологическая подготовка сотрудников ОВД к профессиональной деятельности может помочь в преодолении негативных эмоциональных состояний и предотвратить появление и развитие психосоматических заболеваний.
ЛИТЕЖГУ1А
1. Березин Ф.Б. Методика многостороннего развития личности. - М., 1995.
2. Губачев Ю.М., Жузжанов О.Г., Симаненков В.И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. - Алма-Ата: "Казахстан", 1990.
3. Кузнецова A.C. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний в связи с особенностями профессиональной деятельности. - М., 1993.
4. Мягких Н.И. Организационно-методические вопросы медико-психологической реабилитации сотрудников УВД с посттравматическими психическими нарушениями: Мат-лы семинара психодиагностики и коррекции постстрессовых состояний. - М.: Академия МВД РФ, 1997.
5.0 мерах по совершенствовании врачебной экспертизы, психологическом отборе и медико-психологическом сопровождении. - М.: МВД РФ, 1996.
6. Поташов ДА., Мингапимова М.М. Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. -1998. -№ 1.
7. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.
8. Симаненков В.И. Психисоматические аспекты предъяз-венных состояний и язвенной болезни: Автореф. дис... д-ра мед. наук.-СПб., 1991.
9. Суворова В В. Психофизиология стресса. - М., 1975.
10. Тополянский В.Д., Сшруковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.,1986.
11. Харитонова И.В. Дезадаптивные проявления у людей с различным темпераментом при эмоциональном стрессе. -СПб., 1998.
12. Цветкова Л.Б., Поташов Д.А., Мингапимова М.М. Психошррекционная работа с сотрудниками из групп риска // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1999. -№ 1.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В.И. Щепкин, начальник медицинского отдела A.A. Сазонова, врач-психиатр
УВД Омской области
Программа психотерапевтической помощи сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, осуществляющим контртеррористические мероприятия вСКР (в Северо-Кавказском регионе), разработана в соответствии с Планом неотложных мероприятий МВД России по усилению борьбы с преступлениями террористического характера на 2001 г
Программа регламентирует объем и порядок осуществления медико-психологических, социально-психологических, психотерапевтических мероприятий с личным составом; определяет источники финансирования, ответственных должностных лиц, этапы реабилитации, используемые формы и методы психологической работы с сотрудниками в штатных и экстремальных условиях, служебными коллективами, членами семей погибших и т.д. Программа разработана Главным управлени-
ем кадров, Медицинским управлением МВД РФ. Практическое применение программы на базе медицинского отдела и поликлиники при УВД Омской области осуществляется с 2001 г.
Комплекс мероприятий медико-психологической помощи сотрудникам ОВД состоит из 3 этапов, каждый из которых предполагает определенные алгоритмы действий психологов, медицинских работников.
Первый, доэкстремальный этап в период возникновения и нарастания тревоги, состоит из мероприятий по подготовке сотрудников ОВД к работе в экстремальных условиях. Он включает в себя психологический и психофизиологический отбор, профессиональную подготовку, проведение мероприятий по формированию и сплочению служебных коллективов. На данном этапе основная работа проводится ЦПД и ОВР УВД. Психотерапевтическая служба поликлиники УВД при наличии в списках сотрудников, состоящих на профилактическом учете, уточняет их психологическое состояние, готовность к действиям в экстремальных условиях. Практически после таких сверок один или несколько сотрудников не допускаются к поездке в СКР по медицинским показаниям.
Второй - экстремальный этап - в период формирования и развития острых стрессовых реакций, дезадап-тивных состояний объединяет непосредственно организационную и практическую медико-психологическую помощь сотрудникам в условиях временной дислокации и осуществляется ОВР УВД. Психологи подразделений регулярно выезжают в зоны ЧС при наличии у сотрудников признаков дезадаптации. Сведения об их особенностях и проявлениях дают важную информацию для диагностики и эффективного оказания медико-психоло-го-психотерапевтической помощи в условиях медслуж-бы на последующем этапе.
Примером могут служить несколько случаев возврата сотрудников до окончания срока пребывания подразделения в СКР, когда особенности первых проявлений стресса помогли в диагностике в одном случае ПТСР, а в другом - депрессивного расстройства в рамках аффективных расстройств эндогенной природы.
Третий - постэкстремальный этап - в период психофизического истощения и формирования посттравматических стрессовых расстройств включает в себя комплекс различных психологических воздействий и связанные с этим психологические и социальные мероприятия. Они направлены на восстановление психического здоровья и работоспособности у сотрудников после пребывания в экстремальных условиях и возвращения в места постоянной дислокации. Это основной этап, на котором проводится оказание помощи медицинским отделом ОВД, в частности, сотрудниками психотерапевтического кабинета при поликлинике УВД.
По результатам обязательного для каждого сотрудника, вышедшего из чрезвычайной ситуации, медико-психологическош обследования, проводимого ЦПД, определяются его психическое состояние и необходимые реабилитационные мероприятия. Следует отметить, что участие психиатра-психотерапевта в бригаде с терапевтом, невропатологом при осмотре сотрудников в течение первых нескольких дней по прибытии из СКР,
в ряде случаев дает уточняющую информацию для психологов ЦПД, проводящих психологическое обследование (например: алкогольные эксцессы; аффективные реакции), что улучшает качество диагностики.
В среднем ежегодно около 100 сотрудников, вернувшихся из СКР, проходят психотерапевтическое лечение в поликлинике при УВД Омской области. Проанализировано 100 историй болезни сотрудников ОВД, состоящих на профилактическом учете в психотерапевтическом кабинете поликлиники при УВД Омской области по поводу ОСР и ПТСР.
Факт наличия психотравмирующей ситуации имел место в 100% случаев, однако 76 человек отрицали значимость психотравмирующей ситуации при формировании синдромов заболевания, вытесняя в подсознание ее важность, и объясняли наличие симптомов психо-матических расстройств, таких, как вегетососудистые кризы, кардиолгии, тахикардия, расстройство желудочно-кишечного тракта, переутомлением, непониманием на службе и в семье.
Сновидения и ночные кошмары на тему боевых действий имели место в 86 случаях; причем 45 сотрудников во время первых бесед с психотерапевтом скрывали наличие кошмаров, считая это незначительным расстройством, и лишь в последующем доверились врачу, раскрывались в своих переживаниях по этому поводу. У 20 пациентов наличие нарушений сна и двигательных расстройств в ночное время пугали родственников, а такие, как крик во сне, агрессия и т.п. были причиной обращения за помощью.
Наиболее тягостно воспринимаемыми были навязчивые воспоминания у 74 пациентов и возвращения к психотравмирующей ситуации (68 человек).
Чувство вины за то, что остался в живых, отмечалось у 4 сотрудников, а за действия, которые пришлось совершить, у 20 человек. Симптомы психогенной амнезии имели место у 12 пациентов. Раздражительность и вспыльчивость отмечали 87 человек.
Большинство пациентов неохотно соглашались на лечение, связанное с пребыванием на больничном листе и посещением ПТГ, мотивируя это тем, что командиры "не поймут", "могут последовать увольнения, притеснения" и т.п.
Поэтому одной из важных составляющих в реабилитационной работе мы считаем постоянную просветительную работу в подразделениях ОВД, когда по заранее запланированную графику врач, психиатр-психотерапевт выходит в подразделения, проводит беседы для руководящего состава подразделений об особенностях проявлений посттравматических стрессовых расстройств, акцентируя внимание на симптомах. Разъясняется, что именно в этот сложный период, когда возникают конфликтные ситуации в семье, на службе, в личной жизни сотрудник должен находиться под неустанным вниманием руководства, коллег и близких ему людей. Нельзя оставлять его один на один со своими проблемами, нужно дать ему возможность выговориться, освобождаясь от накопленной негативной информации. Если руководитель сам не обладает способностью слушать и сопереживать, он должен найти доброжелательного челове-
ка из числа значимых для сотрудника людей. Необходимо убедить человека в наличии выхода из конфликтной ситуации. Ни в коем случае не следует начинать разговор в бравурно-веселом тоне с высказываниями "Да ты не мужчина, перестань", "Это все не страшно", "Возьми себя в руки, не раскисай" и т.п. Только доброжелательный, неторопливый разговор, забота, искреннее внимание являются действенным способом снять накопившееся напряжение. В противном случае человек замыкается в себе, происходит фиксация внимания на травматических переживаниях.
Употребление алкоголя во время встреч участников военных действий, поминок и т.п. может вызвать, даже в малых дозах, амнестические формы опьянения с последующими неадекватными действиями - агрессией в адрес случайно "попавшихся под руку лиц", уходами и обнаружением себя в "неожиданном месте", разрушительными действиями и др. Поэтому обращается особое внимание руководителей на проведение безалкогольных встреч или тактичное препровождение домой употребившего алкоголь сотрудника.
В результате просветительской работы улучшается "диапазон преемственности" лечебных воздействий врача-психотерапевта и врачей других специальностей.
Достаточно часто у пациента наблюдается частичная или полная (гораздо реже) амнезия психотравмиру-ющего события.
Этот феномен - естественная .защита организма от перегрузки негативной информации, а также симптом диссоциации участков нейронной сети. Надо ли вскрывать амнезированный эпизод? Если у человека после психической травмы, которую он не помнит, полное благополучие в психическом, соматическом и социальных аспектах, то вскрывать данную амнезию нет смысла. При этом необходимо постоянно помнить о травме и наблюдать этого человека не менее 5 лет. Повторная психотравма способна вскрыть амнезированный участок памяти, и в таких случаях ПТСР протекает гораздо тяжелее и злокачественней.
"Распаковка" амнезии легче всего производится при помощи гипнотического подхода. Интересны наблюдения американского врача (CHEEK, 1974 г.). Он изучал память у больных после хирургического наркоза: "Воспоминания о глубоко подавленной последовательности". Первое указание, что вспоминается нечто осмысленное, поступает из очень глубокой зоны центральной нервной системы, в виде реакции на сенсорный стимул, связанный с физиологической адаптацией. Это отражается в потении, в учащении дыхания и сердцебиения еще до того, как появляется некоторый идеомоторный сигнал, свидетельствующий о распознавании стресса. И в последнюю очередь сообщение получаегся на более сознательном горизонте мышления, способном перевести чувство в словесный язык. Эта триада имеет важнейшее значение, если надо убедиться в достоверности конечной вербализации». Когда он просил пациента возобновить воспоминание о травматическом переживании или сновидении, то ориентировал вначале на идеомоторный сигнал с использованием сознательно-подсознательной двойной связки: "Не пытайтесь ощутить
это сознательно... Сначала вы должны узнать эти чувства подсознательно, а уж потом пережить их сознательно".
Опишем случай из собственной практики: пациент 30 лет неоднократно, более 9 раз выезжал для работы в зонах локальных боевых действий, он радист. Больной высказывал жалобы на нарушение сна, тревогу, страх, головные боли, шум в голове, ухудшение слуха, памяти, взрывчатость, нетерпеливость. Наблюдался у невропатолога по поводу энцефалопатии сложного генеза. Из анамнеза выяснено, что во время боевых действий много раз был обстрелян, но получал или нет взрывную травму, не знает, терял ли сознание, не помнит, данных о начале перечисленных симптомов дать не может. Во время первого сеанса пациенту проводилась стандартная процедура дестабилизации последнего психотравматического эпизода методом визуально-кинестетической диссоциации - пациент восстановил событие оглушения взрывной волной с потерей сознания и вегетативными расстройствами. На окончании первого сеанса он стал слышать звуки пения птиц, доносившиеся из открытой форточки и другие "звуки жизни", которых давно не слышал; осознал, что всегда четко слышал "лишь звуки рации". На последующих сеансах он реконструировал более ранние оглушения взрывной волной, после чего прошли головные боли, шум в голове, восстановилась память, стал спокойнее, наладился сон. Катамнез через 1 год; 2 года; 3 года - проявление ПТСР полностью отсутствует, к невропатологу не обращается. Чувствует себя хорошо.
Описанная выше психотерапевтическая работа требует достаточно длительного времени (сеанс может длиться более 1 часа). Она проведена с 12 пациентами, достигнуты стойкие результаты. Количество сеансов -от 2-3 до 10. Практически со всеми пациентами, состоящими на профилактическом наблюдении, проводится метод десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ)> методы, разработанные для сильных эмоциональных состояний.
В результате применения названного метода:
- у 20 человек прекратились тягостные воспоминания, ночные кошмары;
- у 15 человек снизилось чувство страха, прошли фобии;
-у 30 человек прошли тревога, напряженность.
Во всех случаях применения ДПДГ наступало улучшение общего состояния настроения, облегчение переживаний, горя, утраты.
Сеансы групповой и семейной психотерапии посещали 48 сотрудников. Следует отметить, что во всех случаях был достигнут положительный результат - налаживались отношения в семье, жены проявляли заинтересованность в лечении и посещали психотерапевтические группы. Пациентам назначалось медикаментозное лечение в виде седативных, общеукрепляющих, в более тяжелых случаях - психотропных препаратов. 10 пациентов прошли курс в реабилитационном центре МЧС № 10 на базе санатория "Русь".
Из приведенной таблицы видно, что за 4 го да (с 1999 по 2002 гг.) всего 95 сотрудников из состоящих на профилактическом наблюдении и прошедших психотерапев-
Таблица
Сведения о сотрудниках ОВД, выполнявших служебно-боевые задачи в СКР в 1999-2002 гг.
Длительность командировки
Годы ' Количество сотрудников 1-3 месяца Свыше 3 месяцев
1 раз 2-3 раза более 3 раз 1 раз 2-3 раза более 3 раз
1999 16 12 4 - - - -
2000 17 14 2 - 1 - -
2001 37 37 _ _ _ _ _
2002 25 25 _ — _ _
Итого: 95 88 6 - 1 - -
тическое лечение в поликлинике при УВД выезжали в служебные командировки в СКР, из них 88 сотрудников по 1 разу в год длительностью до 3 месяцев; 6 сотрудников - 2-3 раза в год длительностью до 3 месяцев; 1 сотрудник был в командировке более 3 месяцев. Анализ их психологического состояния после командировок показал, что декомпенсации состояния здоровья не наступало.
Сотрудники были обучены технике "проговарива-ния" психотравмирующих ситуаций, имели "ресурс безопасности", т.е. умение в определенные моменты "не трогать" психотравмирующие воспоминания, "оживлять" ресурсные состояния и самостоятельно создавать новые.
Резюмируя изложенное, следует указать, что комплекс мероприятий медико-психологической помощи сотрудникам, участвующим в боевых действиях, состоит из 3 этапов. Роль р задачи медико-психолого-психотерапевтической службы поликлиники при УВД Омской области на каждом этапе различны. Основная психотерапевтическая работа проводится на постэкстремальном этапе. Эффективность работы зависит от своевременности оказания помощи и оперативного взаимодействия с психологами ОВР, ЦПД, заинтересованными лицами, важной частью реабилитационной программы является работа с руководящим составом подразделений. Разъяснения относительно психологических особенностей участников боевых действий и оказания психологической поддержки улучшает "диапазон преемственности" лечебных воздействий.
Все изложенное подтверждает необходимость эффективной комплексной медико-психолого-психотера-певтической помощи участникам боевых действий, осуществлявшейся по программе, разработанной ГУ кадров и Медуправлением МВД России.
ЖПЖМА
1. Александров Е.О. Взорванный мозг. - Новосибирск, 2001.
2. Александров Е.О. Психотерапия участников боевых действий // Материалы семинара практических психологов и психотерапевтов - Омск, 2001.
3. Программа психологической помощи сотрудникам и военнослужащим, осуществляющим контртеррористические мероприятия в СКР. - М.: МВД РФ, 2001.
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ОВД К ПРОВЕДЕНИЮ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
Канд. психол. наук В.Е. Петров,
инспектор по особым поручениям
У РАС ГУ К МВД России, г. Москва
Подготовка психологов органов внутренних дел к организации и проведению реабилитационных мероприятий с личным составом должна осуществляться с охватом ряда вопросов, носящих, в большей степени, прикладной характер. При этом обучение может проводиться как в централизованном (в первую очередь на базе образовательных учреждений МВД России), так и децентрализованном (в ОВД) порядке.
В условиях ограниченного финансирования органов внутренних дел актуальной является подготовка психологов непосредственно в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. Организационной формой такого обучения служит семинар.
Анализ практики организации и проведения реабилитационных мероприятий с сотрудниками ОВД позволил сформировать требования к содержательной стороне подготовки психологов (методическая компонента).
В предлагаемый примерный тематический план семинара включены вопросы, определяющие минимальный объем знаний, практических умений и навыков, необходимых для успешной реализации реабилитационных мероприятий непосредственно в органах внутренних дел.
В целях обеспечения высокого качества обучения и его практической направленности к проведению занятий с психологами целесообразно привлекать руководителей психологических служб МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, центров психологической диагностики, медицинских учреждений, преподавателей ведомственных и гражданских образовательных учреждений, учебных центров, а также иных специалистов, имеющих богатый опыт осуществления реабилитационных мероприятий.