Efficiency of the Compact Controlled High -Voltage Power Lines
Postolaty V.M., Bykova E.V., Suslov V.M.
Institute of Power Engineering of the Academy of Sciences of Moldova Chisinau, Republic of Moldova Shakaryan Y.G., Timashova L.V., Kareva S.N.,
Scientific centre of Federal Grid Company of Unified Energy System of Russia, Moscow,
Russian Federation
Abstract. The basic theoretical principles to create compact controlled transmission lines are analyzed in the paper. The results of technical and project elaboration of some variants of such type of power transmission lines are presented and the comparison between their technical and economic indicators with those of traditional power transmission lines and foreign analogues is made in the paper. The efficiency of compact controlled transmission lines application to form power systems and to create intersystem ties as well as distribution electric network is also stated in the paper. Keywords: compact controlled power lines, single circuit and multi circuit compact lines, controlled, self-compensating transmission lines, phase-shifting devices.
Eficienta liniilor electrice aeriene compacte dirijate Postolatii V., Bicova E., Suslov V.
Institutul de Energetica al A§M Chi§inau, Republica Moldova §acarian Iu., Tima^ova L., Kareva S. Central tehnico-§tiintific de Electroenergetica SA CFR din Rusia, Moscova, Rusia Rezumat. Sunt prezentate principiile teoretice de baza ale realizarii liniilor electrice aeriene dirijate compacte, rezultatele elaborarilor tehnice §i de proiectare a unui §ir de variante ale LEA de acest tip, este efectuata compararea indicatorilor tehnico-economici cu cei ale liniilor electrice traditionale §i omologii straini, se argumenteaza eficienta utilizarii liniilor electrice dirijate compacte in componenta sistemelor electroenergetice §i realizarea interconexiunilor cu sistemele electroenergetie ale tarilor vecine §i dezvoltarea retelelor electrice de ditsributie.
Cuvinte-cheie: linii electrice compacte dirijate, linii compacte cu un singur circuit §i cu mai multe circuite, linii electrice dirijate cu autocompensare, instalatii de reglare a decalajului de faza.
Эффективность компактных управляемых высоковольтных линий электропередачи Постолатий В.М., Быкова Е.В., Суслов В.М.
Институт энергетики Академии наук Молдовы, Кишинев, Молдова Шакарян Ю.Г., Тимашова Л.В., Карева С.Н.
НТЦ Электроэнергетики Федеральной Сетевой Компании Единой Энергетической Системы России
Москва, Россия
Аннотация: Рассмотрены основные теоретические положения создания компактных управляемых линий электропередачи, приведены результаты технических и проектных разработок ряда вариантов электропередач данного типа, выполнены сопоставления их технико-экономических показателей с аналогичными показателями линий электропередачи традиционного исполнения и зарубежных аналогов, показана эффективность применения компактных управляемых линий электропередачи для формирования электроэнергетических систем, создания межсистемных связей и распределительных электросетей.
Ключевые слова: компактные управляемые линии электропередачи, одноцепные и многоцепные компактные линии, управляемые самокомпенсирующиеся линии электропередачи.
Введение
Основными проблемными вопросами, возникающими при дальнейшем формировании объединенных электроэнергетических систем, выборе межсистемных и межгосударственных связей и модернизации распределительных электрических сетей, являются:
• обоснование и создание электропередач в
соответствии с заданными параметрами и пропускной способностью;
• обеспечение управляемости электропе-
редач, регулирование режимных параметров, величины и направления потоков мощности;
PROBLEMELE ENERGETICII REGIONALE 3 (29) 2015 ELECTROENERGETICÄ выполнение всех требований технического характера, а также ограничений по экологическим показателям, минимально
земельных
возможному отчуждению угодий под строительство; • сооружение электропередач при минимально возможных капитальных вложениях при строительстве и минимальных затратах при эксплуатации.
Традиционные конструкции линий электропередач и регулирующее оборудование по целому ряду показателей не в полной мере отвечают существующим требованиям, а некоторые их показатели имеют противоречивый характер. Например, увеличить пропускную способность линий электропередач обычной конструкции можно путем перехода на более высокие классы напряжения. Однако при этом возникают проблемы экологического характера и увеличения стоимости. Другим способом увеличения пропускной способности линий электропередач (ВЛ) является применение устройств продольной компенсации. Однако это сопряжено со значительными дополнительными капитальными вложениями. Применение различных средств регулирования на ВЛ с недостаточно хорошими первичными параметрами сопровождается низкой
эффективностью их использования и большими затратами.
В связи с указанными проблемами становится весьма актуальной задача поиска и разработки новых альтернативных технических решений в области транспорта электроэнергии, формиро-вания электроэнергетических систем, создания межсистемных и межгосударственных связей с заданными техническими характеристиками, эффективной модернизации электрических сетей с существенно лучшими режимными, экологическими и технико-экономическими показателями по сравнению с традиционными технологиями.
К настоящему времени рядом отечественных и зарубежных научно-исследовательских, проектных и производственных организаций сделан большой научный и практический задел по созданию линий электропередачи переменного тока нового типа, обладающих существенно более высокими техническими и экономическими показателями: увеличенной при прочих равных условиях пропускной способностью, улучшенными регулировочными характеристиками и сниженным уровнем воздействия на окружающую среду. К числу
таких электропередач относятся
рассматриваемые ниже управляемые компактные ВЛ переменного тока, исследуемые и разрабатываемые на протяжении ряда лет в Институте энергетики АН Молдовы и НТЦ «Электроэнергетики» при участии Института «Энергосетьпроект», Московского энергетического Института и других организаций.
Основные идеи создания управляемых компактных ВЛ состоят в использовании дополнительных технических возможностей ВЛ переменного тока, которые по целому ряду причин не были замечены и реализованы ранее.
Сущность новых идей по созданию электропередач нового типа, существенно превосходящих по своим основным показателям линии электропередачи обычного типа, состоит в:
• выборе оптимальной конструкции
расщепленных фаз, числа и сечения составляющих;
• предельно возможном сближении фаз ВЛ,
что становится возможным при выносе строительных элементов опор линии за пределы междуфазных воздушных промежутков;
• применении новых конфигураций распо-
ложения фаз, обеспечивающих равномерность значений напряженности электрического поля на всех фазах и их составляющих при предельно допустимом сближении фаз линии и оптимизации их конструкции;
• использовании эффекта регулирования
взаимного электромагнитного влияния фаз и цепей линии путем изменения углового сдвига векторов напряжений фаз (и цепей) с помощью устройств фазового управления или применения соответствующих схем первичных соединений;
• комплексном применении средств
регулирования параметрами и характеристиками электропередачи в целом, с учетом требований обеспечения как собственных, так и заданных общесистемных параметров и режимных характеристик.
В ряде публикаций [1-8, 12-17] изложена сущность указанных идей, результаты теоретических исследований и практических разработок, которые могут служить базой для принятия решений об использовании управляемых
компактных ВЛ различных классов напряжения в электросетевом строительстве, а также для создания межсистемных и межгосударственных транзитов мощности. Отечественная новизна компактных управляемых ВЛ защищена авторскими свидетельствами [1, 2, 18] и зарубежными патентами [19, 20].
Цель настоящей работы - изложение в обобщенном виде основных результатов исследований и разработок в области управляемых компактных линий
электропередачи и обоснование предложений о возможном практическом использовании электропередач нового типа, называемых также электропередачами нового поколения.
Классификация ВЛ нового поколения
К категории воздушных линий электропередачи (ВЛ) нового поколения на современном этапе отнесены одноцепные и многоцепные ВЛ повышенной по сравнению с ВЛ традиционного типа пропускной способностью, оснащенные современными регулирующими устройствами типа FACTS и отвечающими всем, наперед заданным, техническим и экономическим характеристикам и режимным параметрам:
• компактные одноцепные ВЛ с УШР;
• компактные двухцепные УСВЛ с УШР;
• компактные УСВЛ с дискретно
регулируемыми параметрами;
• компактные двухцепные УСВЛ с плавно
регулируемыми параметрами (с применением фазоповоротных устройств ФПТ) и УШР;
В линиях электропередач нового поколения предусматривается, прежде всего, создание компактных конфигураций расположения фаз с минимально допустимыми расстояниями между ними; выбор оптимальной конструкции расщепления фаз и линейной изоляции; применение новых типов опор, позволяющих создать компактные конструкции линии с минимально допус-тимыми расстояниями между фазами и обеспечить совместно с междуфазными изоляционными элементами, устанавливаемыми в про-
летах; механическую устойчивость линии в целом при воздействии неблагоприятных климатических факторов.
Компактность конструкций связана с уменьшением междуфазных расстояний и выбором оптимальной конфигурации расположения фаз на опорах и в пролетах.
Анализ показывает, что минимально допустимые расстояния между фазами ВЛ при линейном напряжении между ними при условии обеспечения диэлектрической прочности изоляционных промежутков «фаза-фаза» с учетом максимального рабочего напряжения, коммутационных и грозовых перенапряжений может быть принято на уровне 0.35-0,5 от величины расстояния, принимаемого между фазами в ВЛ традиционной конструкции, и это не противоречит существующим нормативам [ПУЭ]. На рис.1. показаны значения минимально допустимых расстояний для ВЛ 110-500 кВ. В дальнейшем при разработке вариантов конструкции компактных ВЛ приняты следующие значения междуфазных расстояний для:
ВЛ-110 кВ -1,1-1,3 м; ВЛ-220 кВ -2,2-3,0 м; ВЛ-330 кВ -3,3-3,5 м; ВЛ-500 кВ -4,0-4,5 м; ВЛ-750 кВ -5,0-6,0 м.
Обязательным требованием при выборе минимально допустимых расстояний между фазами компактных ВЛ является принятие дополнительных мер по повышению механической устойчивости работы фаз в пролетах, что может быть достигнуто за счет установки между фазами в пролетах изоляционных распорок (или стяжек), выбора измененной конструкции расщепленных фаз и изоляционных подвесок на опорах и др. Возможны варианты компактных ВЛ, выполненных на опорах с изолирующими траверсами. Конструктивные особенности компактных управляемых ВЛ наглядно иллюстрируются на приведенных ниже рисунках.
I
о; о
i—
о о
Щ
о.
110 220 330 500
- Минимально допустимые расстояние по условиям рабочего напряжения ( 1)
- Минимально допустимые расстояние по условиям внутренних перенапряжений ( 2)
- Минимально допустимые расстояние по условиям грозовых перенапряжений ( 3) Растояния, характерные для ВЛ традиционной конструкции (4)
* Растояния, характерные для компактых ВЛ ( 5)
Рис .1 Минимально допустимые расстояния между фазами ВЛ.
Компактные одноцепные управляемые ВЛ
3,0
Рис. 2. Одноцепная компактная ВЛ 220 кВ.
ВЛ
к к к
УШР УШР
УШР
Рис. 3. Однолинейная схема компактной одноцепной управляемой ВЛ с УШР.
Расстояния между фазами на опоре для компактной ВЛ-220 кВ принято равным 3,0 м. Остальные габариты остаются такими же, как и у обычных ВЛ.
В схемном отношении одноцепные компактные ВЛ не отличаются от обычных с применением шунтирующих реакторов (УШР) для компенсации зарядной мощности линии, если она будет избыточна при холостом ходе или небольших величинах передаваемой по ВЛ мощности (рис.3)
В большинстве случаев на компактной ВЛ не требуется установка средств продольной или поперечной емкостной компенсации.
Компактные ВЛ, благодаря компактной конструкции, обеспечивают заданную величину пропускной способности в 1.2-1.4 раза выше, чем ВЛ традиционной конструкции, если этого будет достаточно по исходным требованиям.
Если на компактную одноцепную ВЛ возлагаются еще и функции регулирования величины и направления перетока мощности, то последовательно в линию должно быть включено устройство, обеспечивающее соответствующую величину и знак углового сдвига векторов напряжений, изменяемых в соответствии с заданным режимом. Один из вариантов схемы одноцепной компактной ВЛ с устройством фазового регулирования (ФПУ) показан на схеме рис.4.
ФПУ
УШР
вл
п
УШР
УШР
АРкорр сг - среднегодовые потери на корону; а0! - волновая длина линии (электрических градусов); здесь I - длина линии (км), а0 -коэффициент изменения фазы (эл. град./км), определяемый по формуле:
Рис. 4. Схема компактной одноцепной ВЛ с УШР и ФПУ.
Выбор параметров и соответствующих технических решений компактных управляемых ВЛ связан, прежде всего, с обеспечением заданной пропускной способности ВЛ, величина которой определяется большим числом различных факторов. Задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее влияющие из них и обосновать возможности их реализации.
Пропускная способность ВЛ переменного тока.
При выборе тех или иных вариантов ВЛ и их пропускной способности, как правило, исходят, прежде всего, от заданной величины передаваемой мощности и дальности передачи.
В общем виде величина передаваемой по ВЛ мощности определяется выражением [9]:
N • \и2
Р = —-и-— • ,
1В • ъта01
(1)
где - С/1 ,|С/2 вектор напряжения, приложенного
в начале линии и в ее конце, соответственно; 3 - угол сдвига векторов напряжений начала и конца линии;
2В - волновое сопротивление линии (Ом), определяемое по формуле:
2 = ,Г0 + X
в №+в
(2)
индуктивное
где х0 = оь0 - удельное
сопротивление проводов (фаз);
В0 = оС0 - удельная емкостная проводимость проводов (фаз) линии;
г0 - удельное активное сопротивление проводов (фаз), Ом/км;
g0 - удельная активная поперечная проводимость проводов (фаз) линии, определяемая выражением: (См/км), где
а0 = о
ЛС0
(
,.2 Л
1 +-
8х
(3)
0 У
При фиксированных значениях напряжения линии, ее длины и волнового сопротивления предельная величина мощности (Рт), которую можно передать по линии, достигается при 8т5=1, т.е. когда разность углов между векторами напряжений и1 и и2 достигает 90°. В данном случае выражение (1) примет вид:
N • \и2
Р = --и-— • .
1В • Бша,,/
(4)
При волновой длине ВЛ, равной 90 эл. град., 57«а0/=1, и при равенстве модулей напряжений £/1 и и2 выражение (4) принимает вид:
р= =Р
т гу на
^ в
(5)
которое является выражением натуральной мощности линии.
Выражение (5) представляется весьма удобным для сопоставления при заданном классе напряжения различных типов ВЛ, отличающихся друг от друга только волновым сопротивлением.
Анализ различных влияющих факторов показал, что именно благодаря воздействию на величину волнового сопротивления можно изменять при прочих равных условиях характеристики линии и ее режимные параметры.
При передаче по линии мощности, равной величине ее натуральной мощности, имеет место режим натуральной мощности линии, характеризующийся практически постоянным уровнем напряжения вдоль линии.
Приведенные выражения величины натуральной мощности и волновых параметров могут быть использованы при исследованиях как одноцепных трехфазных ВЛ, так и двухцепных и многоцепных, а также в общем случае многофазных многопроводных линий
электропередачи, в зависимости от того, какие первичные параметры будут использоваться.
Как следует из выражения (5) увеличить значение натуральной мощности линии можно за счет уменьшения волнового сопротивления, что может быть достигнуто путем уменьшения удельного индуктивного сопротивления линии (х0) и соответствующего увеличения удельной емкостной проводимости (В0), как это следует из выражения (2).
Индуктивное сопротивление многоцепной многопроводной линии определяется геометрическими параметрами линии и векторными соотношениями токов, протекающих по рассматриваемой фазе и остальным фазам, тросам и по «земляному» проводу [10].
Вместе с тем, в ряде работ приведены другие выражения для определения величины натуральной мощности линии, с выделением влияющих факторов, на которые можно воздействовать для увеличения натуральной мощности линии.
Например, согласно работе [11] величину нату-ральной мощности трехфазной линии электро-передачи можно определять по формуле:
Ph =-
' r0 ' Едоп ' иф
20 КН
(6)
где п и г0 - число и радиус составляющих расщепленной фазы;
Едоп - допустимая величина напряженности электрического поля на поверхности проводов;
Щ - фазное напряжение;
Кн - коэффициент неравномерности распределения напряженности электрического поля на поверхности проводов фазы.
Выражение (7) наглядно показывает, что вели-чина натуральной мощности линии электропередачи прямо пропорциональна числу проводов, их радиусу, напряжению линии и допустимой величине напряженности
электрического поля на поверхности проводов.
Путем соответствующего выбора указанных параметров может быть обеспечена любая заданная величина натуральной мощности линии.
При заданной допустимой величине напряженности электрического поля (£доп) согласно [11] может быть определен допустимый суммарный электрический заряд линии по условию ограничения коронного разряда:
2ж ■ е0
Чдоп
■ r ■ F
'0 -^доп
Кн
(7)
Другим весьма удобным и наглядным выражением натуральной мощности является выражение, приведеное в работе [12]:
ph =v 'U S h qcos(^- -a у
(8)
где V - скорость распространения электромагнитной волны;
и - фазное напряжение линии; д7 - заряд 7-го провода (или фазы). у1 и а1 - аргументы напряжения (Ц) и тока (I), соответственно.
Приведенное выражение наглядно показывает, зависимость величины натуральной мощности многопроводной (многофазной) линии от значений электрических зарядов, которые могут быть созданы на проводах, составляющих фазы и линию в целом.
Указанные выражения (7), (9) позволяют выполнить оптимизационные расчеты конфигураций расположения фаз и их конструкций, обеспечивающих максимум функции (Рн), а также определить обобщенные характеристики линий различного типа и провести их сопоставление.
Параметры одноцепных компактных ВЛ
Для трехфазных одноцепных ВЛ при условии симметричных и равных по модулю протекающих по фазам токов при частоте У=50 Гц выражения погонных параметров имеют следующий общеизвестный вид [5]:
< = го'пр / n
X0 = 0,1445 ■ lg—^ +
Dcr 0,0157
B0 =
7,58 '10 6 ; lg(Dcr / r3 );
(9)
= AP / U
корр.сг 1
2
ном >
где гопр и r0' - удельное погонное активное
сопротивление фазы и провода соответственно при заданной температуре воздуха, Ом/км.
D^ - среднегеометрическое расстояние между фазами ВЛ, м;
гэ - эквивалентный радиус расщепленной фазы, м;
Xом, Ьом, ¿см -индуктивное сопртивление, емкостная проводимость и волновое сопртивление.
Из выражений (10) следует, что уменьшить удельное индуктивное сопротивление и увеличить удельную емкостную проводимость, а, следовательно, снизить величину волнового сопротивления и увеличить величину натуральной мощности ВЛ, можно идя по пути уменьшения среднегеометрического расстояния между фазами (Всг), т.е. выполнения линии в виде компактной с предельно сближенными между собой фазами.
При этом предполагается соответствующее изменение конструкции опор, числа и сечения составляющих расщепленных фаз и обязательного выполнения нормируемых требований и ограничений.
Выполненные исследования показали, что не нарушая правила устройства электроустановок и соблюдая другие технические ограничения, речь может идти о создании компактных одноцепных трехфазных ВЛ различных классов напряжения с уменьшенными расстояниями между фазами до величины 0,35^0,5 от принимаемых в настоящее время при проектировании и строительстве ВЛ традиционных типов. Благодаря этому можно обеспечить увеличение натуральной мощности компактной ВЛ в 1,2-1,4 раза по сравнению с величиной натуральной мощности ВЛ обычного (традиционного) исполнения.
Физическая сущность УСВЛ
Управляемые самокомпенсирующиеся
высоковольтные линии электропередачи переменного тока (УСВЛ) могут быть выполнены в воздушном или кабельном вариантах. На первых этапах разработок рассматриваются двухцепные воздушные УСВЛ, как наиболее доступные для практического исполнения.
Физическая сущность данных линий состоит в том, что у них сближены между собой трёхфазные цепи (путем попарного сближения фаз разных цепей) на расстояния, минимально допустимые по электрической прочности воздушных промежутков «фаза-фаза». Благодаря этому создается большое взаимное электромагнитное влияние цепей друг на друга. Если до сближения фаз разных цепей, параметры фаз цепей (индуктивное сопротивление, емкостная проводимость, волновое
сопротивление) характеризовались практическим только собственными значениями (х0, Ь0, ZC0), то после сближения появляются взаимные составляющие параметров цепей, а именно
(X оМ, ЬоМ, 7 см) , и результирующие параметры фаз принимают новые эквивалентные значения:
г = X 0 + X о.
Ьоэ = Ь0 - Ьо,
7 = 7
+ 7„,
„р.
¿в
(10)
Величины взаимных составляющих сопротивлений в зависимости от степени сближения цепей могут составлять 25-30 % от собственных значе-ний указанных параметров, а их знак зависит от углового сдвига (0) между протекающими по цепям трехфазными системами векторов токов, который в режиме натуральной мощности ВЛ может быть принят равным величине углового сдвига приложенных к цепям трехфазных систем напряжений.
При 6=0° каждая из фаз линии будет обладать параметрами:
XXоэ = X0 + X01
Ьоэ = Ь0 - Ьом ;
7С = 7 + 7 .
С о ом
(11)
При 6=180° параметры следующие значения:
фаз будут иметь
Xоэ = Х^0 - Xом Ьоэ = Ь0 + Ьом ;
= 7 - 7 .
С о ом
(12)
При углах в диапазоне 6=0^180° эквивалентные значения параметров принимают промежуточные значения:
О = и2 • Ь .
ом оэ
(13)
При принятии минимальных допустимых значениях расстояний между сближенными фазами о?с=(0,25-0,3)В, где В - принимаемые на практике расстояния между фазами обычных линий электропередач того же класса напряжения, удается в УСВЛ при 6=180° (120°) обеспечить благодаря минимальному при этом индуктивному сопротивлению и максимальной емкостной проводимости снижение волнового сопротивления фаз на 30-40 % по сравнению с исходными значениями до сближения. В результате это обеспечивает увеличение на 30-40 % величины натуральной мощности линии, а соответственно и ее пропускной способности.
Режим при 0=180° (120°) необходим при максимальной передаваемой мощности (Рт). При уменьшении передаваемой мощности
целесообразно регулировать угол (0) в меньшую сторону, а в пределе при холостом ходе линии -устанавливать значение 0=0°. При этом фазы линии обладают минимальной удельной зарядной мощностью, что создает возможности обеспечить поддержание заданного уровня напряжения вдоль линии при минимальных величинах мощности шунтирующих реакторов.
Значения угловых сдвигов между системами векторов напряжений цепей могут быть фиксированными (0, 120, 180°), или регулируемыми, как показано на рис. 6. Фазовый сдвиг между системами векторов напряжений цепей (0° и 120°) может быть создан с помощью соответствующих схем присоединения фаз к шинам подстанций, угловой сдвиг 180° - с помощью применения трансформаторов с соответственно разными группами соединения, а регулируемый в пределах 0^180° или в другом диапазоне - с помощью фазорегулирующих устройств трансформаторного или автотрансформаторного типов. Применение средств фазового регулирования в сочетании с управляемыми устройствами компенсации позволяет осуществлять глубокое регулирование эквивалентных параметров электропередачи во всех нормальных и аварийных режимах работы электропередачи.
Основные технические решения по созданию двухцепных и многоцепных управляемых ВЛ с использованием эффекта взаимной самокомпенсации параметров цепей
Используя основные подходы к созданию одноцепных компактных ВЛ может быть сделан следующий шаг к созданию двухцепных и многоцепных компактных ВЛ.
Наиболее простым способом является создание многоцепных компактных ВЛ с фиксированными параметрами трехфазных цепей путем расположения на одной опоре двух и более одноцепных компактных ВЛ.
Варианты расположения компактных цепей на одной опоре могут быть различными - с горизонтальным расположением фаз,
треугольным и произвольным.
При этом исполнении параметры каждой компактной цепи являются независимыми от режима других компактных цепей, а пропускная способность электропередачи в целом
определяется суммой пропускной способности цепей.
Выполненные исследования и разработки показали, что в случае необходимости создания многоцепных компактных ВЛ более целесообразно применение управляемых самокомпенсирующихся высоковольтных линий электропередачи (УСВЛ).
Варианты конструкций и схем компактных управляемых самокомпенсирующихся двухцепных ВЛ (УСВЛ)
Примененные схемные решения двухцепных компактных УСВЛ поясняются на рис.5 и 6. Для УСВЛ предусматривается применение схем дискретного регулирования углового сдвига между системами векторов напряжений в пределах 0-120°, путем схемных переключений, или непрерывного - в диапазоне 0-180 (120)° с помощью фазоповоротных устройств (ФПУ), (рис.6).
В обоих вариантах схем УСВЛ
предусматривается применение управляемых шунтирующих реакторов (УШР). Основные конструктивные особенности УСВЛ состоят в том, что цепи УСВЛ, как правило, располагаются на общих опорах (одно, двух, четырехстоечных), возможно расположение пар сближенных фаз на отдельных опорах. Сближенные фазы в пролетах фиксируются друг относительно друга с помощью изоляционных элементов - гирлянд изоляторов (стяжек) или изоляционных распорок, которые при воздействии неблагоприятных атмосферных факторов практически снимают проблему пляски и вибрации проводов линии. Возможны варианты нетрадиционных подвесок фаз на опорах, что при определенных расчетных условиях может обеспечить работоспособность конструкций сближенных фаз без установки между ними в пролетах изоляционных элементов.
Ниже на рис 7-9 показаны разработанные варианты конструкций управляемых компактных ВЛ (УСВЛ). Вариант двухцепной компактной УСВЛ-110 кВ реализован и находится в эксплуатации более 30 лет в энергосистеме Молдовы. Первый участок УСВЛ-110 кВ построен на одностоечных опорах, а второй - на двухстоечных опорах (рис.7). Расстояние между сближенными фазами разных цепей на опоре приняты 2,2 м, а в пролете, благодаря установленным стягивающим гирляндам
изоляторов - 1.1 м. Общая УСВЛ-110 кВ составляет 54 км.
а)
И!
УСВЛ
протяженность
и.
кк кк кк
УШР
УШР
б)
И! ФПубл +90° УСВЛ
к.
ФПУ
бз -90°
УШР
ФПУ
■04
ш
УШР
■0-
И,
ФПУ
Рис. 5. Двухцепная компактная УСВЛ: а) - с УШР; б) - с УШР и ФПУ.
Опыт работы данной УСВЛ положителен. Натурные эксперименты подтвердили правильность расчетных параметров и режимных характеристик.
Величина натуральной мощности УСВЛ-110 кВ в 1,3 раза выше в сравнении с двухцепными ВЛ обычного типа.
На основе анализа отечественных и зарубежных работ в области компактных ВЛ предлагается использовать варианты ВЛ нового поколения:
• двухцепная компактная УСВЛ 220 кВ с проводами в расщепленных фазах 2хАС-300/66 с горизонтальным расположением фаз (рис.10);
• двухцепная ВЛ 220 кВ с проводами в расщепленных фазах 2хАС-300/66 с расположением фаз типа «дельта», которая может быть выполнена с применением опор типа «Чайка» (рис.11). Приведенные на рис. 12 данные показывают, что величина натуральной мощности компактных одноцепных и двухцепных ВЛ 220 кВ почти в два раза выше, чем у ВЛ традиционной конструкции.
Основные удельные параметры двухцепной УСВЛ-330 кВ приведены в таблице 1. Данный вариант УСВЛ был использован в расчетной схеме замещения энергосистемы Молдовы, Украины и Румынии при включении в ее состав УСВЛ-330 кВ на участках Сучава-Бельцы-Рыбница- Котовск- Южно-Украинская АЭС.
Рис. 7. Опытно-промышленная УСВЛ-110 кВ в Молдавской энергосистеме.
PROBLEMELE ENERGETICII REGIONALE 3 (29) 2015 ELECTROENERGETICÄ
Регулирование углового сдвига фаз электропередачи Способы достижения фазового сдвига систем напряжений цепей
Выбор схем присоединения к шинам подстанций
Установка средств фазового регулирования
ABC
AB С
Цискретное регулирование фазового угла 0°/120"
Регулирование угла в широком
_ _ . диапазоне с помощью фазорегулирую-
й - Г)в Включены Bi и В,(ВтОткпючен) „ „
ит.^чсп™ lji иг|из ! щего устройствам устройств FACTS
© = 120°Включены Bi и Вз(В2ота1ЮЧ6н) Рис.6. Схемы двухцепных УСВЛ с дискретным и непрерывным регулированием параметров
16 -15 -14 -13 -12 -11 -10 -9 -8
7 +
6
5 -4 -3 -2 -1 --
I I I I I | I I I I I г
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6
Рис. 9. Двухцепные компактные УСВЛ 330 кВ
Рис. 8. Промежуточная опора УСВЛ -500/500 кВ типа «Чайка» на оттяжках
17,3
12,3
2,5
V 1 А 1 1 "Ж" А > >
¿-1 1 т
Рис. 10. Опора двухцепной компактной УСВЛ 220 кВ с горизонтальным расположением фаз
Рис. 11. Опора двухцепной УСВЛ 220 кВ «Чайка»
ВЕЛИЧИНЫ НАТУРАЛЬНОЙ МОЩНОСТЬ ВЛ 220 кВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Двухцепная компактная управляемая ВЛ
Двухцепная компактная ВЛ
Двухцепная ВЛ традиционной конструкции
Одноцепная компактная ВЛ
Т
Т
т
600
I
200 300 400 500 Натуральная мощность линии, МВт
Рис. 12. Величины натуральной мощности ВЛ 220 кВ различных типов
Таблица 1 Параметры компактной двухцепной
Параметр Наименование УСВЛ 330 кВ
Сучава-Бэлць Бэлць-Рыбница Котовск -Южно-Украин -ская АЭС
Длина,км 128 104,4 150
Я0, Ом/км 0,032 0,032 0,032
Х0, Ом/км 0,22 0,22 0,22
в0,мкСм/км -5,57 -5,57 -5,57
20, Ом 198,3 198,3 198,3
Рн, МВт 664,6 664,6 664,6
Я,Ом 4,096 3,34 4,8
X, Ом 28,16 22,96 33,41
Б, мкСм -712,96 -581,5 -846,1
Конструкция и параметры варианта двухцепной УСВЛ-500 кВ.
В качестве конструкции опоры для двухцепной УСВЛ-500 кВ принята двухстоечная портальная металлическая опора, показанная на рис.12. Данная конструкция опоры была разработана Северо-Западным Отделением ВГПИ и НИИ «Энергосетьпроект» по исходным данным Института энергетики АН Молдовы.
Для выбранного варианта УСВЛ-500 кВ предусмотрено горизонтальное расположение фаз. На опоре расстояние между сближенными фазами принято равным 5,5 м. В каждом пролете на расстоянии от опор % длины пролета установлены стягивающие изоляционные элементы, с помощью которых расстояние между сближенными фазами устанавливается равным 4,0 м. На рис. 8 был представлен вариант промежуточной опоры 500/500 кВ типа «Чайка» на оттяжках. Данный тип опоры также может рассматриваться как перспективный.
В качестве проводов для УСВЛ-500 кВ приняты провода АС-240/39. Рассмотрены два варианта УСВЛ-500 кВ. Для первого - каждая
фаза является расщепленной на 6 составляющих и содержит провода 6хАС-240/56; радиус расщепления принят равным гр=0,5 м, для второго 5хАС-240/39, с радиусом расщепления гр=0,34 м. Кроме этого, рассмотрен вариант расщепленной фазы, состоящей из проводов 6хАС-300/39, с радиусом расщепления гр=0,34 м. Выбор проводов и конструкции расщепленной фазы УСВЛ-500 кВ осуществлен по действующей методике с учетом условия Ет<0,9 Ен, где Ет - максимальная величина напряженности электрического поля на поверхности проводов (среднее амплитудное значение), Ен - величина напряженности электрического поля, соответствующая началу возникновения короны.
При выбранной конструкции промежуточной портальной опоры и принятых геометрических расстояниях были рассчитаны параметры двухцепной УСВЛ-500 кВ. Их значения для варианта УСВЛ-500 кВ с проводами 6хАС-300/39, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Расчетные параметры двухцепной УСВЛ напряжением 500 кВ (с проводами 6хАС-300/39, dnp=24 мм)*.
Наименование параметров Един. УСВЛ, в На одну Удельные
измерения целом цепь на фазу
Напряжение кВ 500 500 289
Провода фазы 6хАС-240/39 6хАС-240/39 6хАС-240/39
Количество фаз 6 6 1
Активное сопротивление фазы (го) Ом/км 0,0099 0,0198 0,0198
Радиус расщепления фазы м 0,4 0,4 0,4
Расстояние между сближенными фазами м 4,0
Расположение фаз Горизонтальное
Удельное индуктивное сопротивление фаз (Хо): при 9=0° при 9=120° при 9=180° Ом/км Ом/км Ом/км 0,1797(0,181)* 0,0947(0,097) 0,0818(0,0839) 0,3594 0,189 0,1636 0,3594 0,189 0,1636
Удельная емкостная проводимость фаз (во): при 9=0° См/км-10-6 6,68 (6,59) 3,34 3,34
при 9=120° См/км-10-6 11,789 (11,5) 5,89 5,89
при 9=180° См/км-10"6 13,49 (13,14) 6,745 6,745
Волновое сопротивление фаз (2в): при 9=0° Ом/км 164 (166) 328 328
при 9=120° Ом/км 89,75 (91,9) 179,5 179,5
при 9=180° Ом/км 77,9 (80) 155,8 155,8
Натуральная мощность, (8в) при 9=0° при 9=120° МВт МВА 1522 (1504) 2779 (2714) 761 1389
при 0=180° МВт 3197 (3117) 1598,5
Удельная зарядная мощность ^с)
при 0=0° МВАр/км 1,674 0,837 0,279
при 0=120° МВАр/км 2,946 1,473 0,491
при 0=180° МВАр/км 3,378 1,689 0,563
В скобках приведены данные для УСВЛ-500 кВ с проводами в фазах 6хАС-240/56, dпp = 22,4 мм, радиус расщепления гр=0,4 м; Активное сопротивление провода г0=0,1218 Ом/км.
Данные, приведенные в табл.2, показывают большую зависимость основных параметров УСВЛ от угла сдвига (0) систем векторов напряжений сближенных цепей при регулировании угла (0) в пределах от 0 до 180°. Это изменение достигает почти двухкратной величины. Данные свойства УСВЛ целесообразно использовать для управления параметрами режима электропередачи и, в первую очередь, для регулирования зарядной мощности линии с целью поддержания требуемого уровня напряжения вдоль линии при изменении величины передаваемой по ней мощности.
Сопоставление вариантов ВЛ -компактных управляемых и традиционных
Основными условиями при сопоставлении вариантов ВЛ являются следующие:
• соблюдение принятых допущений, одинаковых для всех рассматриваемых
типов в ВЛ; в качестве одноцепные
лучших, принимаются компактные ВЛ и компактные УСВЛ (в расчете на одну цепь), которые обладают наибольшей величиной натуральной мощности (Рнат).
Задача состоит в том, чтобы с помощью дополнительных средств компенсации увеличить пропускную способность традиционных ВЛ до уровня компактных одноцепных и двухцепных УСВЛ (в расчете на одну цепь), и, в итоге, определить мощность и стоимость этих средств, которые следует рассматривать как дополнительные для обычных ВЛ, уравнивающих их с компактными управляемыми ВЛ. Величина этих затрат может рассматриваться как экономия средств при использовании компактных ВЛ по сравнению с обычными. Показателем пропускной способности принята величина натуральной мощности. Принципиальные однолинейные схемы обычных ВЛ с установками компенсации и регулирования приведены на рисунках 13-15.
Рис. 13. Обычные одноцепные ВЛ: а) - с УПК и УШР; б) - с ИРМ и УШР.
Ф1|У и. УПК УПК
тИ
—i-7п-т-л-т—
к к к
ушр ушр
фпу и.
—0-
утр иг,м ушр ирм ушр
Рис. 14. Обычные одноцепные ВЛ : а) - с УПК и УШР и ФПУ; б) - с ИРМ, УШР и ФПУ
Рис. 15. Обычные двухцепные ВЛ: а) с УПК и УШР; б) с ИРМ, УШР и ФРТ
Итоговые данные сопоставительного анализа рассмотренных вариантов ВЛ ВЛ 110-750 кВ приведены в таблице 3. Согласно приведенным выше обоснованиям затраты на ФПУ, предназначенные для регулирования величины и
направления потоков мощности, передаваемой по ВЛ, приняты одинаковыми для рассмотренных сопоставляемых вариантов ВЛ (в расчете на одну цепь), и поэтому в суммарные затраты не включены. В расчетах в качестве исходных были приняты следующие данные удельной стоимости средств компенсации и регулирования: источники реактивной мощности типа ИРМ (СТК) ^50 евро/кВАр; УШР - 25 евро/кВАр; нерегулируемые УПК
(конденсаторные батареи - КБ для неуправляемой продольной компенсации) 15 $/кВАр; ФПУ - 40 $/кВА.
РКОБЬЕМЕЬЕ ЕМЕКОЕПСП КЕОЮМЛЬБ 3 (29) 2015 ЕЬЕСТКОЕМЕЯОЕТГСА При
выполнении сопоставлений
использованы некоторые данные из литературных источников [21,22].
На основании данных, приведенных в таблице 3, построены на рис. 16 зависимости экономии удельных капитальных затрат (тыс. $/км) при создании одноцепных компактных ВЛ (зависимость 1) и двухцепных компактных УСВЛ (зависимость 2 на обе цепи) по сравнению с ВЛ обычного типа - одноцепных и двухцепных, соответственно, при принятых сопоставимых условиях.
Таблица 3
Данные экономического сопоставления вариантов ВЛ различных типов
№ Наименование показателей Ед. Нап ряжение ВЛ [, кВ
п/п измер. 110 220 330 500 750
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Напряжение ВЛ кВ 110 220 330 500 750
2. Удельная экономия затрат за тыс.$/к 0,998- 13,296- 24,75- 76,04- 133,7-
счет создания одноцепных м 0,92 12,56 24,57 75,57 132,09
компактных ВЛ по
сравнению с одноцепными
ВЛ обычного типа с ИРМ
или УПК (регулируемыми)
3. Удельная экономия затрат за тыс.$/к 1,996- 26,592- 49,5- 152,08- 267,4-
счет создания компактных м 1,84 25,12 49,14 151,14 264,18
двухцепных УСВЛ по
сравнению с двумя
одноцепными ВЛ обычного
типа с регулируемыми ИРМ или УПК
4. Удельная экономия затрат за счет уменьшения стоимости УШР на двухцепных компактных УСВЛ с ФПУ тыс.$/к м 0,796 10,637 19,8 60,836 106,95
5. Удельная суммарная тыс.$/к 2,792- 37,229- 69,3- 212,916- 374,35-
экономия затрат за счет м 2,636 35,757 68,94 211,976 371,13
создания компактных
двухцепных УСВЛ по
сравнению с двумя
одноцепными ВЛ обычного
типа с регулируемыми ИРМ
или УПК
Результаты сопоставления различных вариантов ВЛ
Условия сопоставления:
• одноцепных компактных ВЛ с ВЛ обычного типа с применением на них дополнительных устройств компенсации
для увеличения натуральной мощности до уровня компактных; • двухцепных компактных УСВЛ - с двум двухцепными ВЛ обычного типа с установкой на них дополнительных устройств компенсации,
обеспечивающих увеличение их
натуральной мощности до уровня двухцепной компактной УСВЛ; на всех ВЛ обеспечивается регулирование напряжения вдоль линии при изменении величины передаваемой мощности от значения натуральной мощности до холостого хода с помощью УШР;
Экономия удельных капитальных затрат при создании компактных одноцепных ВЛ (зависимость 1) и двухцепных компактных УСВЛ (зависимость 2) за счет разности стоимости средств компенсации и регулирования по сравнению с обычными одноцепными и двухцепны
110
220
330
500
750
Номинальное напряжение линии, кВ
Рис.16. Экономия удельных затрат при создании компактных одноцепных и двухцепных ВЛ
дополнительную экономию
установленной мощности УШР.
Полученные результаты являются наглядным свидетельством того, что компактные управляемые одноцепные ВЛ и компактные управляемые двухцепные УСВЛ (а также управляемые многоцепные ВЛ) создают возможности создания электропередач с новыми качествами и достижения при этом значительной экономии капитальных вложений.
Важными также являются дополнительные преимущества рассматриваемых ВЛ нового типа по сравнению с обычными в части управления режимами, повышения надежности, снижения экологического влияния, а также экономии земельных угодий, отводимых под строительство ВЛ. Учет этих дополнительных преимуществ способствует достижению соответственно еще большей экономической и технической эффективности компактных управляемых электропередач по сравнению с ВЛ обычного типа.
• для придания всем рассматриваемым
вариантам ВЛ функций регулирования величины и направления передаваемых по ним потоков мощности для всех вариантов предусматривается установка фазоповоротных устройств (ФПУ), мощность которых принята равной величине натуральной мощности ВЛ, как расчетной мощности, передаваемой по ВЛ.
• отношение величины установленной
мощности ФПУ к значению натуральной мощности для всех вариантов ВЛ одинаково;
• для возможности осуществления фазового
регулирования величины и направления передачи по ВЛ мощности во всех вариантах ФПУ включаются
последовательно в линию, со стороны отправной или приемной подстанций;
• для двухцепных УСВЛ не выходя из
условия суммарной величины мощности ФПУ, равной натуральной мощности УСВЛ в целом, ФПУ устанавливаются на каждой цепи в начале и в конце, что позволяет управлять потоками передаваемой мощности, и также регулировать величину и знак взаимного электромагнитного влияния сближенных цепей, и при этом обеспечить также
Заключение
Результаты проведенных на конкретных примерах исследований отражают эффективность применения в энергосистемах компактных ВЛ 110, 220, 500, которые по сравнению с традиционными электропередачами позволяют:
> повысить в 1,3-1,6 раза пропускную способность высоковольтных линий и электросетей;
^ существенно улучшить регулировочные свойства электропередач;
> снизить удельные капитальные затраты на строительство в расчете на единицу передаваемой мощности в пределах на 15-30%;
> уменьшить потери электроэнергии и эксплуатационные затраты;
^ улучшить экологические показатели за счет сокращения на 20-40% земельных площадей, отводимых под строительство ВЛ, а также уменьшения напряженности электромагнитного поля в коридоре прохождения ВЛ и вблизи границ зон отчуждения.
Рассмотренные варианты новых технических решений в области создания компактных управляемых линий электропередачи могут послужить аналогами при проектировании и строительстве целого ряда объектов из большого перечня, строительство которых планируется на
ближайший период и на перспективу. По предварительной оценке около половины планируемых электропередач может быть сооружено в виде компактных управляемых электропередач с достижением значительного экономического эффекта и качественно нового технического уровня в области формирования энергосистем, управления режимами,
повышения надежности работы энергосистем и охраны окружающей среды. Выполненные к настоящему времени технические и проектные разработки, а также уже накопленный в предыдущий период положительный опыт позволяют сделать вывод о технической и экономической целесообразности и реальности практического применения ВЛ нового поколения - компактных управляемых ВЛ различных классов напряжения, регулирующего электрооборудования и систем. При развитии и соответствующей координации работ может быть создана платформа для отечественного международного лидерства в области создания компактных управляемых электропередач и новых средств регулирования, принимая во внимание актуальность тематики и важность решаемых проблем развития электроэнергетики в части эффективности транспорта и распределения электроэнергии, а также формирования объединенных энергосистем.
Литература (References)
[1]Venikov V.A. e.a. Sposob peredachi electroenerghii Sposob peredachi electroenerghii/ [The mode of transmission of energy]. Certificate of the author (former USSR) no 218294, 1968.
[2] Venikov V.A. e.a Sposob peredachi electroenerghii
Sposob peredachi electroenerghii/ [The mode of trans-mission of energy]. Certificate of the author (former USSR) 266924, 1968.
[3] Astahov Iu.N., Postolatii V.M., Comendant I.T.,
Chalyi Gh.V. Upravleaemye linii electroperedachi. [Controlled transmission lines] Pod red. VA. Venikova. - Kishinev: Shtiintsa, 1984. - 296 pp.
[4] Aleksandrov G.N., Evdokunin G.A. Podporkin G.V.
Parametry vozdushnyh linii electroperedachi kpmpaktnoi konstruktsii. [Parameters of aerial transmission lines of compact construction] -Electrichestvo, 1982, N4, p. 10-17.
[5] Ryjov Iu.P. Dalnie electroperedachi sverhvysokogo
napreajeniaa. [Long-distance high voltage power lines]- Moskow, 2007.
[6] Postolatii VM., Bycova E.V. Efectivnosti primenenia
upravleaemyh samocompensiruiuschihsea
visikovolithyh linii electroperedachi i fazore-
guliruiuschih ustroistv transformatornogo tipa. [The efficiency of the use of controlled self-compensated high voltage power lines with and phase controlled apparatus of transformer type] Electrichestvo, 2010, N2, pp. 7-14.
[7] Upravleaemye electroperedachi. Nr.8 (23), Trudy
Instituta energhetiki AN Moldovi za 2001-2007. [Proceedings of the Institute of Power Engineering of the ASM], 2007. 234 s.
[8] Postolatii V.M. Nauchnaia shkola v oblasti
upravleaemyh electroperedach. Etapi issledovanii i bibliografia. [Scientific school in the field of controlled transmission lines], Vol.l.Chisinau, 2012.
[9] Venikov V.A. Dalinie electroperedachi. [Long
distance power transmission lines] Gosenergoizdat, 1960.
[10] Postolatii V.M., Radcenco N.P. Inductivnosti mnogotsepnyh linii electroperedachi. Izvestia ANM, 1979. Nr.1, s. 55-63.
[11] Aleksandrov G.N. Propusknaia sposobnosti vozdushnyh linii electroperedachi s rascheplennymi provodami. [Bandwidth of air power transmission lines with splited wires] «Linii electroperedachi povyshennoi propusknoi sposobnosti». Chisinau, 1982. p. 24-33.
[12] Postolatii V.M. Tehniceskie harakteristiki upravleaemih samokompensiruiuscehsea linii elektroperedaci i telesoobraznosti primenenia ih dlea formirovania sistemoobrazuiuscei seti Edinoi energeticeskoi sistemi SSSR. [Technical data of self-compensated transmission lines and the feasibility of their application for the formation of a backbone network of the Unified Energy System of the USSR.] Izvestia Akademii nauk SSSR "Energetica i transport ". Moskva, 1989, p.54-64.
[13] Sakarean Iu.G., Timasova L.V., Kareva S.N., Postolatii V.M., Bicova E.V., Suslov V.M. Effektivnosti primenetia kompaktnih upravleaemih linii elektriperedaci. [Efficiency of the use of compact power transmission lines] Sbornik trudov NIT "Electroenergetiki" FSK EES №1.(prilojenie c jurnalu «Energia edinoi seti»).
[14] Postolatii V.M., Sakarean Iu.G., Timasova L:v:, Bycova E.V. Tehniceskie vozmojnosti electroperedaci povisennoi propusknoi sposobnosti dlea obiedinenia OES Sibiri i OES Vostoka. [Technical possibilities of increased power capacity to join the ECO and ECO East Siberia] Sbornik naucinih trudov naucino-prakticeskoi konferentii « Problemi i puti resenia effectivnogo ispolizovania toplivno-energeticeskih resursov», 22-23 dekabrea 2015, p 18-28.
[15] Sakarean Iu.G., Timasova L.V.,Kareva C.N., Postolatii V.M. Effektivnosti peredaci elektriceskoi energii pri primenenii kompaktnih upravleaemih VL.[ The efficiency of transmission of electrical energy by controlled application of
compact high-voltage lines] «Energia edinoi seti», 2014, nr.3(14), pp. 4-16.
[16] Dementiev Iu. A., Goriusin Iu. A., Sakarean Iu.G., Timasova L.V., Postolatii V.M., Bycova E.V.,Bobiliova N.V. Effektivnie sredstva [20] transporta elektroenergii. Doklad na XI Mejdunarodnoi naucno-tehniceskoi ronferent;ii TRAVEK «Intelectualinaia elektroenergetika, avtomatika i visokovolitnoe kommuta^ionnoe oborudovanie», [Effective means of transport of electricity], 2011, Moskva.
[17] Sakarean Iu.G., Timasova L.V.,Kareva C.N., Postolatii V.M., Bycova E.V., Suslov V.M., Bobiliova N.V., Uts N.N. Effektivnosti primenenia kompaktnih upravleaemih linii elektroperedaci dlea formirovania mejsistemnih i mejgosudarstvennih tranzitov. [The effectiveness of the compact controlled transmission lines to
form the interconnection and inter-state transit]. [21] Doklad na sectsionnom zasedanie naucino-tehniceskogo Soveta InterRAO EES, 15 april 2013, Moskva.
[18] Postolaty V.M. e.a. Patent nr. 566288 (USSR) [22] Electroperedacea peremennogo toka [Alternating current electric power transmission line].
[19] Postolaty V.M. e.a. Electroperedacea peremennogo toka. [Alternating current electic power transmission line] Patent of USA №4001672, 1977; Patent GDR №116990, 1976; Patent of France №7508749, 1977; Patent of
Great Britain №1488442, 1978; Patent of Sweden №75032268, 1978; Patent of Canada №10380229, 1978; Patent FRG №2511928, 1979; Patent of Japan №1096176, 1982. Bosneaga V.A., Kalinin L.P., Postolatii V.M. Ustroistvo izmenenia fazovogo sdviga [he phase shift measuring apparatus] Patent of USA № 3975673, 1976; Patennt of GDR № 119494, 1976.; Patent USA № 4013942, 1977; Patent of GDR № 123846, 1977; Patent of Great Britain № 1484522, 1977; Patent of France № 7522737, 1977; Patent of Great Britain № 1493652, 1978; Patent of Swedwn № 7508349, 1978; Patent Sweden № 7508350, 1978; Patent of FRG № 2531578, 1978; Patent of FRG № 2531644, 1978; Patent of France № 7522615, 1978; Patent of Canada № 1045202, 1978; Patent of Canada № 1041172, 1978.
Venikov V.A., Stroiev V.A., Glazunov A.A., Jukov L.A. Electriceskie sistemi. Elektriceskie seti. [Electrical Systems. Electric nets.], Moscow 1998.
Ersevici V.V., Zeiliger A.N., Illarionov G.A. Spravocinik po proiektirovanii
electroenergeticeskih sistem. [Guide to the design of electric power systems], Moscow 1985.
Сведения об авторах:
Постолатий Виталий Михайлович, д.х.т.н, академик, заведующий Лабораторией управляемых электропередач Института энергетики АНМ. Сфера научных интересов: управляемые, гибкие, компактные электропередачи, современные средства регулирования, энергетическая безопасность E-mail: postolati@rambler.ru Быкова Елена Витальевна, д.т.н., ведущий научный сотрудник Лаборатории
управляемых электропередач Институт энергетики АНМ. Сфера научных интересов: электрические сети и системы и управление ими, управляемые электропередачи, энергетическая безопасность, моделирование процессов в энергетике.
Тимашова Лариса Владимировна, к.т.н., заместитель научного руководителя, Центра электротехнического оборудования, "НТЦ Электроэнергетики" — ВНИИЭ. Область научных интересов: электромагнитная совместимость воздушных линий электропередачи и подстанций высокого напряжения с радиоэлектронными техническими средствами, техника высоких напряжений.
Суслов Виктор Миронович, научный сотрудник Лаборатории управляемых электропередач Институт энергетики АНМ. Сфера научных интересов: электрические сети и системы и управление ими, управляемые электропередачи, моделирование процессов в энергетике.
Шакарян Юрий Гевондович, д.т.н., профессор, зам. директора "НТЦ Электроэнергетики" — ВНИИЭ. Сфера научных интересов: электромашиновентильные
комплексы, электроэнергетические системы, электрические машины, автоматизированный электропривод, сверхпроводящие линии электропередач.
Карева Светлана Николаевна, инженер Центра электротехнического оборудования ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС», Москва, РФ. Сфера научных интересов: техника и электрофизика высоких напряжений, воздушные компактные , управляемые линии электропередачи.