№ 2(128)
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
февраль, 2025 г.
DOI: 10.32743/UniPsy.2025.128.2.19261
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БИОХИМИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В БИОХИМИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
Хамроев Собир Хусенович
преподаватель кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: sobirhamroyev730@gmail. com
Кузиев Шерали Насруллоевич
PhD, доц. кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: kuziev. sherali@gmail. com
Юнусова Муслима Холматовна
PhD, и.о.доц. кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: muslima8390@gmail. com
Далимова Сурайё Нугмановна
д-р биол. наук, проф. кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
Умарова Гулбахор Базарбаневна
канд. биол. наук, доц. кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: gulbakhorumarova@gmail. com
Мухамаджонова Гузал Мухаммаджановна
канд. биол. наук, доц. кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
Хамдамова Нигора Азамжон кизи
преподаватель кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
Дадахонова Мухлиса Бахром кизи
преподаватель кафедры биохимии Национального Университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
Библиографическое описание: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БИОХИМИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В БИОХИМИЧЕСКОМ КРУЖКЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. Хамроев С.Х. [и др.]. 2025. 2(128). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/19261
№ 2(128)
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
февраль, 2025 г.
EFFICIENCY OF STUDYING BIOCHEMISTRY, SUGGESTIONS AND RECOMMENDATIONS FOR UNDERGRADUATE STUDENTS IN BIOCHEMISTRY CIRCLE
Sobir Khamraev
Lecturer, Department of Biochemistry National University, Uzbekistan, Tashkent
Sherali Kuziev
PhD, Associate Professor of the Department of Biochemistry
National University, Uzbekistan, Tashkent
Muslima Yunusova
PhD, Acting associate professor of the Department of Biochemistry
National University, Uzbekistan, Tashkent
Surayo Dalimova
Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Biochemistry National University, Uzbekistan, Tashkent
Gulbakhor Umarova
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biochemistry
National University, Uzbekistan, Tashkent
Guzal Mukhamadzhonova
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Biochemistry
National University, Uzbekistan, Tashkent
Nigora Khamdamova
Lecturer, Department of Biochemistry National University, Uzbekistan, Tashkent
Mukhlisa Dadakhonova
Lecturer, Department of Biochemistry National University, Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Каждая отрасль науки требует внимания посетителей во время показа презентации постеров на конференциях, симпозиумах, семинарах и т.д. В частности, участникам конференции по химии и биохимии нужно больше визуальных инструментов для подробного объяснения своей исследовательской работы. В данной публикации показана возможность применения интерактивных методов для организации внеаудиторной работы студентов высших учебных заведений, а также для обучения тенденциям современной биохимии в процессе работы в биохимическом кружке, выявлена эффективность предложений и рекомендаций для реализации в образовательном процессе.
ABSTRACT
Every branch of science requires the attention of visitors during the poster presentation session at conferences, symposia, seminars, etc. In particular, participants of the chemistry and biochemistry conference need more visual tools to explain their research work in detail. The possibility of using interactive methods for teaching students biochemistry is shown. The effectiveness of conducting marathon training is revealed, not memorizing facts about biochemistry, learning concepts, staying on top, not procrastinating, understanding and deconstructing figures and graphs.
№ 2(128)
февраль, 2025 г.
Ключевые слова: кружок, интерактивные методы, научная деятельность, усвоение знаний, обучение. Keywords: circle, interactive methods, scientific activity, acquisition of knowledge, education.
Стремительно ускоряющийся темп научно-технического прогресса влечет за собой такое же безудержное ускорение изменения информационного пространства. Увеличивается объём информации, накопленные данные становятся более доступными. Развиваются мобильные технологии, позволяющие получать доступ к информации практически в любом месте и в любое время. Знания становятся ближе, чем когда-либо - буквально на расстоянии вытянутой руки, держащей смартфон, планшет или ноутбук. Мобильные устройства становятся более популярными и доступными, по сравнению со стационарными компьютерами.
Задача преподавателя - научить студента ориентироваться в потоке информации, воспринимать её критически. Для этого современный преподаватель должен уметь максимально использовать потенциал современных мобильных устройств и периферийных устройств, не бояться экспериментировать, включать в учебный процесс все полезные возможности мобильной техники и гаджетов [1].
Значение биологических кружков в вузе заключается в следующем:
• Формирование качественного контингента студентов. Занятия в кружках развивают базисные натуралистические знания и эколого-биологиче-скую эрудицию у учащихся, что влияет на их дальнейшее образование в вузе.
• Заложение фундамента для профессионального роста. Совместная работа руководителя кружка с обучающимися закладывает начальный фундамент для профессионального роста будущего бакалавра или магистра.
• Подготовка к научной деятельности. Систематические занятия в кружках позволяют обучающимся более серьёзно подходить к написанию курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.
• Развитие лидерских качеств и творческих инициатив. Креативный и инновационный подход руководителя кружка помогает вовлечь слушателей в будущую профессиональную деятельность, развить у студентов умение работать в коллективе [7].
Биохимия - сложный курс, который использует комбинацию многих концепций из общей химии, органической химии и биологии. Изучение биохимии - это огромное обязательство по времени, если вы хотите добиться успеха.
Для осуществления работы биохимического кружка можно рекомендовать нижеследующее:
1. Не запоминать факты по биохимии, изучать биохимические закономерности процессов. Каждый раз студенты, обучающиеся на курсах биохимии, не понимая сущности, пытаются запомнить пройденный материал, вызубривать и рассказывать их на экзамене, а затем, чтобы подготовиться к следующей теме, просто-напросто забывают всю информацию. Метод запоминания и зубрежки является
одним из наименее эффективных способов изучения биохимии. Большинство студентов, изучающих биохимию, обязаны присутствовать на экзамене в качестве предварительного условия для получения степени STEM [9]. Тем из студентов, которые провалили экзамен по обязательному курсу Биохимия, испытывает трудности при изучении этого предмета, нужно понять материал, а не запоминать. Если студенты усвоят и поймут сущность различных процессов, например, как ферменты реплицируют ДНК, им не нужно будет запоминать информацию о каждом конкретном типе репликации. После усвоения основных закономерностей репликации, обучающиеся могут без трудностей использовать свои знания о репликации ДНК на репликацию РНК. Это не значит, что запоминание не является частью изучения биохимии. Такие вещи, как аминокислоты, нуклеиновые кислоты, липиды и стероиды, являются биомолекулами со структурами и названиями, которые нужно будет запомнить. С другой стороны, их функции и химические процессы нужно будет изучить и понять их [2].
В предмете биохимия есть химия биологических процессов, но в отличие от химии, биохимия сосредоточена на механизме реакций, протекающих в клетке. Если понимать механизм реакций, можно затем применять их к нескольким биологическим системам.
2. Для того, чтобы оставаться на высоте, нужно сделать правило, не откладывать усвоение нового материала на потом.
Одной из самых больших проблем студентов, изучающих биохимию, является попытка справиться с огромным объемом информации за короткий период времени. Большинство курсов по биохимии являются курсами верхнего уровня, и преподаватели предполагают, что студенты, изучающие биохимию, уже знают основы химии и биологии.
Есть два разных метода обучения: а) повторение и б) изучение. Рассмотрим их более подробно:
а) повторение: во-первых, обязательным является просмотреть материал, прежде чем приходить на занятия [8]. Особое внимание необходимо уделять рисункам и графикам. Для нормального восприятия нового материала необходимо иметь приблизительное представление о том, о чем пойдет речь на лекции. Время драгоценно, и ежедневное изучение биохимии требует многого, если выделять небольшое количество времени на её изучение каждый день, студенты получат большую пользу.
На протяжении всего курса будут рассмотрены закономерности, которые известны студентам, и те, которые совершенно им не знакомы и сбивают студентов с толку [5]. Студентам рекомендуется постоянно повторять основные закономерности, например, при наличии свободных 10-15 минут (например, в дороге на работу или во время еды), которые уже усвоены.
№ 2(128)
иММЕВБиМ:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
февраль, 2025 г.
Также как мышечная память формируется из повторений движений, так и знания по биохимии формируются путем многократного повторения основных закономерностей. Таким способом можно запоминать названия и структуры аминокислот, уравнения и научные термины. Это станет большим стимулом для уверенности, когда студенты будут сдавать экзамены и смогут уверенно определять и отвечать на вопросы точно и быстро.
б) изучение: теперь, для тех закономерностей, которые являются новыми для студентов и их изучение сопряжено с некоторыми трудностями, действительно сложно усвоить. Такие темы можно отложить для их изучения позже. Студентам следует выделять 2-3 часа в неделю для более подробного изучения сложного материала, в это время можно будет прочитать и усвоить новые закономерности. Не нужно пытаться вызубрить материал, без понимания его сущности. Процесс зубрежки - это наименее эффективный способ усвоения материала по биохимии. Определив процесс повторения и изучения, студенты смогут начать наращивать свою базу знаний по любому предмету.
Теперь рассмотрим эффективное использование времени для усвоения больших и сложных материалов.
3. Методы марафонского обучения.
Для быстрого усвоения материала необходимо полностью погрузиться на трехчасовой отрезок времени, можно конечно, выделить больше времени в день, но это малоэффективно, в силу того, что нервные клетки, воспринимающие импульсы от зрительного анализатора, будут страдать от нехватки энергии для своей работы. Придётся переключиться на другой род работы. В начале чтения материала, будет понятна закономерность изучаемых процессов, по истечении времени возникает такое чувство, будто упираешься в стену, информация начинает усваиваться с трудом. В этот момент времени нужно остановиться от чтения и начать вспоминать прочитанный текст.
Вот несколько советов, как пошагово преодолеть эту проблему. Во-первых, это проблема многих, пожалуй, всех, кто сталкивается со сложными законами природы. Необходимо скоординировать и сформировать учебные группы из сверстников, которые изучают этот материал.
Некоторые темы данного учебного материала могут быть более понятны другим членам группы, и они смогут помочь усвоить другим членам группы [11].
Лучшему усвоению нового материала могут быть полезны различные образовательные сайты интернет, в которых наглядно показаны данные процессы. Существуют учебные организации, где преподаватели курсов, ассистенты преподавателей или онлайн-специалисты готовы помочь учащимся в определенной области знаний. Людям по своей природе нравится говорить о своих любимых темах, и они сделают все возможное, чтобы учащийся понял этот
материал. Повторение - мать всего обучения, и невозможно изучать биохимию, не выписывая формулы и структуры биологических молекул.
Работа требует дифференциации материала и интеграции её с практикой, для этого нужно разделить время и материал, чередуя изучение одной темы и решения несколько практических задач в качестве самооценки. При этом можно пользоваться рисунками и графиками в своих конспектах лекций или учебниках и определять, что они означают. Нужно попробовать найти статьи или блоги по темам, связанным с тем, что изучается в данный момент [6]. Для повышения самоуверенности и квалификации по данному предмету можно воспользоваться интернетом, сдать экзамен по предмету в режиме онлайн, посмотреть, какие вопросы пропущены при изучении, на какие темы необходимо обратить дополнительное внимание.
4. Использование номенклатуры и систематики.
В биохимии существует большое количество
терминов, и их названия имеют определенное значение. Если учащийся понимает терминологию, то он в значительной степени понимает любой описываемый процесс.
Так, например, «сукцинат превращается в фума-рат сукцинатдегидрогеназой». В этой цитате слово дегидрогеназа - это технический термин, который дает следующую информацию: эта биомолекула является ферментом (-азой), и она катализирует дегидрирование, которое является типом окислительно-восстановительной реакции [12]. Таким образом, в этом процессе одна биомолекула будет подвергаться окислению, в то время как другая подвергается одновременному восстановлению. Одно название дало всю эту информацию. Вот в чем важность понимания и использования правильной терминологии.
Сказать, что Taq-полимераза - это белок, технически правильно, но назвать её ферментом - более описательно как по её происхождению, так и по её функции. Когда вы действительно начнете понимать биохимию, вы, возможно, даже начнете указывать на неправильное использование технической терминологии в повседневных СМИ.
5. Понимание и изменение фигур и графиков.
Как упоминалось выше, биохимия чрезвычайно
наглядна. Биохимия изучает взаимодействие биомолекул друг с другом, часто изображаемое графически в виде сфер, соприкасающихся с другими сферами и вызывающих реакцию. Такие графики представляют собой модели больших картин, которые скрывают тонкости того, что происходит на молекулярном уровне, чтобы не перегружать студентов информацией. По мере продвижения студенты смогут легче интерпретировать фигуры и знать, какие конкретные процессы задействованы.
Графики - это визуальные изображения математических данных, которые неизбежно придется интерпретировать для более доступного изложения того или иного процесса. Наиболее распространенные графики в биохимии используются для описания кинетики ферментов; например, много графиков
№ 2(128)
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
февраль, 2025 г.
Михаэлиса-Ментен. Ознакомьтесь с тем, как правильно читать графики. Посмотрите на ось Х (нижняя горизонтальная) и ось Y (обычно левая вертикальная сторона) и обратите внимание на то, что отображается на графике, и на единицы измерения [3]. Вот несколько примеров: метры против времени (график скорости), нм против поглощения (спектрофотометр) и концентрация против скорости (кинетика ферментов). Необходимо усвоить метод чтения графиков и то, как быстро определять ключевые точки, такие как пересечения кривых с осью Х или Y, средние точки на линиях и плато кривых линий.
Итоговый контроль по предмету биохимия покажет, как учащийся выработал навыки определения значений на схемах и графиках, как эти графики будут изменяться, когда на биологическую систему будет воздействовать внешняя среда [10].
Заключение. Биохимия считается наиболее интересной, загадочной и сложной сферой образования,
где требуется ювелирный подход к обсуждению результатов наблюдения биологических систем. Однако стоит отметить, что сложность биохимии может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. При этом биохимия является фундаментальной наукой, которая изучает химический состав и свойства веществ, составляющих живые системы, их взаимопревращения в процессе метаболизма, а также роль обменных процессов в функционировании различных органов и тканей в норме и при патологии. Интерактивное обучение биохимии позволяет реализовать компетентностный подход, включая пробуждение у обучающихся интереса к дисциплине, приводящего к эффективному усвоению сложного материала; поиск самостоятельного решения поставленной учебной задачи; установление сотрудничества между студентами и обучение командной работе; формирование общекультурных и профессиональных навыков.
Список литературы:
1. Батурин Н.А. Универсальная методика для изучения уровня и структуры. 2009. №5. - С. 131-139
2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. C. 224
3. Керша Ю.Д., Обухов А.С. Экспериментальное исследование роли онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании//Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 208-226
4. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление//Педагоги-ческое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113
5. Паринова Г.К. Методы педагогического.2016. С.229-233
6. План мероприятий ("Дорожная карта") "Кружковое движение" Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nti2035.ru/documents/docs/DK_kruzhkovoye_dvizheniye.pdf (дата обращения: 22.06.2021)
7. Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников. Химия: методика преподавания. - 2009. -№5. - С. 43-46
8. Ярлыков Н.Г. Использование современных образовательных технологий при изучении дисциплин биологической направленности//Актуальные проблемы образования и общества: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. - Ярославль, 2019. С. 167
9. Ehsan Faridi, Abolfazl Ghaderian, Fatemeh Honarasa, Arefeh Shafie. Next generation of chemistry and biochemistry conference posters: Animation, augmented reality, visitor statistics, and visitors' attention/Multimedia in biochemistry and molecular biology education. 2021 Jul;49(4). P. 619-624
10. Gushchin Y.V. Interactive teaching methods in higher education// Psychological journal of the international University of nature, society and man « Dubna », Dubna Psychological Journal. - 2012, № 2. - P. 1-18
11. Hattie J. Visible learning for teachers: maximizing impact on learning/John Hattie First published 2012 by Routledge
12. Sumitra Govindarajan, Sujatha Rajaragupathy, Kavitha Subramanian, Jayagowri Karthikeyan. Effectiveness of team teaching in biochemistry lectures for undergraduate students/Multimedia in biochemistry and molecular biology education. 2021 Jul;49(4). P. 583-587