платы, то обеспечивается относительная экономия затрат на оплату труда. Снижение этих расходов и их экономное использование является значительным резервом снижения уровня расходов на оплату труда и общего уровня издержек обращения.
Снижение расходов на оплату труда достигается при выполнении следующих условий.
ТПРо > ТПРфзп; ТПРпт> ТпРз/п ,
где ТпрО — темп прироста оборота розничной торговли, %;
Тпрфзп — темп прироста фонда заработной платы, %;
Тпрпт — темп прироста производительности труда, %;
Тпрэ/п — темп прироста средней заработной платы, %.
Рационализация товародвижения является важным фактором снижения уровня издержек обращения. Сокращение звен-ности движения товаров, доставка товаров непосредственно в розничную торговую сеть обуславливают снижение транспортных расходов, товарных потерь и других расходов.
Влияние звенности товародвижения определяется путем расчета излишнего завоза (недовоза) товаров.
И
(к - к ) * О,
v з1 V 1
100
[7]
З.
и *у
з пе 100~
[8]
"(з)
о
[9]
ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Ч — среднесписочная численность работников, чел.
Второй показатель — стоимостное строение торговой деятельности (ТД) — это отношение потребленных материальных затрат к потребленной величине затрат на оплату труда.
ТД = МЗ/ФЗП [11]
где МЗ — сумма материальных затрат, тыс. руб.;
ФЗП — фонд заработной платы, руб.
Третий показатель — органическое строение торговой деятельности (ТД) — выражает отношение примененных основных фондов к потребленному фонду заработной платы.
ТД' = ОФ/ФЗП [12]
Производительность труда является функцией фондовооруженности и фондоотдачи по хозрасчетному доходу.
ПТ=ФВ*ФО [13]
где ФО — фондоотдача, руб.
При этом фондоотдача является результативным показателем деятельности предприятия.
фо
фзп + п фзп:фзп + п: фзп 1+r,
где Из — сумма излишнего завоза (недовоза) товаров, руб.;
КЗ1, КЗ0 — коэффициент звенности товародвижения отчетного и базисного периодов соответственно, %.
Затем рассчитывается сумма дополнительных затрат (или их сокращение) по переменным статьям издержек по следующей формуле
оф
оф фзп
тд
[14]
где З оп — сумма дополнительных затрат (+) или их сокращение (-4, руб.;
Упер1 — уровень переменных расходов отчетного периода, %.
Отклонение в уровне издержек обращения за счет изменения звенности товародвижения определяется как процентное отношение суммы дополнительных затрат или их снижения и оборота розничной торговли.
з
ДУ„ 100
где АУИ(З| — изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения звенности товародвижения, %.
Торговые предприятия пользуются услугами транспортных, коммунальных, ремонтных и многих других предприятий. Поэтому к независящим от торговли факторам, влияющим на уровень издержек обращения, относится изменение тарифов и ставок за предоставляемые услуги. Без учета индекса этих тарифов нельзя сделать экономически обоснованные выводы о действительной динамике издержек обращения по статьям, дать правильную оценку происходившим изменениям в составе расходов. Отсюда следует, что сумма издержек обращения по статьям, связанным с оплатой услуг и материальным потреблением, зависит от двух условий. Во-первых, от количественного выражения этих услуг (объема перевозимых товаров, площади арендуемых помещений и т.п.), а во-вторых, от уровня тарифов на предоставляемые услуги и цен на материалы. В процессе анализа необходимо установить, в результате каких из этих условий изменились издержки обращения .
Издержки обращения, представляя собой обособившуюся часть стоимости, создаваемую в хозяйственном процессе — категория объективная. Они включают в себя затраты живого и овеществленного труда, что следует учитывать при проведении факторного анализа издержек обращения.
Первый показатель — фондовооруженность труда — представляет собой отношение примененных основных фондов к примененной среднесписочной численности работников.
ФВ = ОФ/Ч [10]
где ФВ — фондовооруженность труда, руб./чел.;
где П — прибыль предприятия, руб.;
РФЗП — норма чистого дохода (рентабельность фонда заработной платы).
Издержки обращения прямо пропорциональны фондовооруженности труда, норме чистого дохода, средней оборачиваемости основных фондов, фонду заработной платы и обратно пропорциональны производительности труда.
Зависимость издержек обращения от стоимостного строения торговой деятельности проявляется в равенстве следующего вида.
фзп 1
-=--[15]
мз+фзп тд + 1 1]
Показатель, характеризующий отношение потребленных овеществленных ресурсов ко всем потребленным ресурсам определяется по следующей формуле.
^^ мз [16]
мз+фзп
где К — коэффициент, характеризующий отношение потребленных овеществленных ресурсов ко всем потребленных ресурсам.
Отношение потребленных ресурсов живого труда ко всем потребленным ресурсам рассчитывается следующим образом.
е = фзп [17]
мз + фзп
где Е— коэффициент, характеризующий отношение потребленных ресурсов живого труда ко всем потребленным ресурсам. При этом К + Е = 1.
В процессе анализа издержек обращения уделяется также внимание взаимосвязи затрат живого и овеществленного труда (И) с величиной используемых основных фондов, что непосредственно связано с их оборачиваемостью (л), которая определяется по формуле:
п = И/ОФ [18]
Из формулы следует, что экономия примененных ресурсов прошлого труда предпочтительнее экономии потребленных ресурсов, поскольку при таком соотношении ускоряется оборачиваемость фондов и растет производительность труда.
На уровень издержек обращения влияют и другие факторы: состояние материально-технической базы, финансовое состояние, производительность труда. Опережающие темпы роста производительности труда против темпов роста средней заработной платы работников ведут к снижению уровня расходов на оплату труда.
Выявление факторов и их количественная оценка учитываются при анализе и планировании издержек обращения.
Литература
1. Грибов В.Г., Грузинов В.П. Экономика организации (предприятия). — М.: КНОРУС, 2010. — 405 с.
2. Гомонко Э.А., Тарасова Т.Ф. Управление затратами на предприятии: учебник. — М.: КНОРУС, 2010. — 320 с.
3. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. 5-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2010 — 416 с.
4. Под ред. А.Н. Соломатина Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 560 с.
создание системы по правовому
предупреждению банкротства организации
С.В. Гончаренко,
аспирант кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии (г Санкт-Петербург)
В статье раскрываются вопросы регулирования финансового оздоровления и реструктуризации организации на основе использования системы нормативных и правовых документов
Ключевые слова: банкротство, регулирование, закон, оздоровление
УДК 330.5 ББК 65.051
В условиях нестабильной экономики основой эффективного управления организацией является разработка и реализация скоординированных упреждающих действий, нацеленных на предотвращение и минимизацию ущерба от воздействия кризиса, то есть превентивное управление.
Проблемы превентивного прогнозирования и диагностики кризисов недостаточно исследованы в отечественной экономической и управленческой науке. Это объясняется продолжительным господством в прежней, плановой экономике мнения, которое исключает возникновение кризисов при социалистической системе управления. Такой подход в теории и практике управления не исследовал и не развивал проблему антикризисного управления хозяйствующими субъектами, в целом, и диагностику и прогнозирование кризисов, в.т.ч. на ранних стадиях, в частности [2].
Следует отметить, что в настоящее время превентивное прогнозирование и диагностика кризисов используется в практической деятельности достаточно большого числа отечественных организаций.
Для управленческого звена высшего уровня и собственников хозяйствующих субъектов диагностика является способом получения качественной достоверной информации для принятия управленческих решений на начальной стадии кризиса организации и основой для применения методов и механизмов менеджмента, способствующих предотвращению развития кризисных ситуаций. Результаты диагностических и предупреждающих кризисные явления исследований служат основой для выбора основных направлений осуществления экономической деятельности организации, а управленцы и собственники имеют возможность приступить к разработке рефлексивной модели по ее антикризисному управлению [1, 2]. Одним из составляющих такой модели является наличие соответствующих нормативно-правовых актов, являющихся превентивным фактором предупреждения банкротства организации.
В Российской Федерации в интересах регулирования процессов финансового оздоровления и реструктуризации организаций в целях улучшения положения организации на рынке, повышения конкурентоспособности продукции, роста рентабельности деятельности разработана система нормативно-правовых документов по вопросам финансового оздоровления и реструктуризации организаций.
В настоящее время российское законодательство в сфере несостоятельности — это сложная система правовых норм, основанием которой является Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Именно, его положения регулируют банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25), юридических лиц (ст. 65) и содержат специальные, обязательные к выполнению, рекомендации применения основных положений о банкротстве (ст. 64).
Основным правовым документом, регулирующим вопросы финансового оздоровления организаций, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (закон о банкротстве). В соответствии с данным Законом финансовое оздоровление возможно как в судебных процедурах банкротства, так и во внесудебном порядке, а именно в период до возбуждения дела о банкротстве в целях предупреждения банкротства и в период проведения восстановительных мероприятий по предотвращению угрозы банк-
ротства, таких как мировое соглашение, внешнее управление, финансовое оздоровление. Механизм реализации возбуждения процедур банкротства в Законе о банкротстве проработан достаточно полно, недостаточно проработано его применение в досудебный период.
В современную систему российского законодательства, регулирующего сферу несостоятельности (банкротства), кроме Закона о банкротстве входят следующие основные нормативно-правовые документы:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ Гражданский кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ Налоговый кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за правонарушения, связанные с несостоятельностью (банкротством));
— Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 37.07.1998 № 145-ФЗ Бюджетный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ Таможенный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ;
— Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ Уголовный кодекс РФ (в части установления ответственности за преступления, связанные с несостоятельностью (банкротством);
— Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
— Федеральный закон от 09.07,2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
— Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
— Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;
— Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»;
— Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
— Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Можно отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации ведется законотворческая деятельность, осуществляющая регулирующую функцию отношений в сфере несостоятельности (банкротства) с учетом особенностей отдельно взятого региона.
Сущность и содержание существующих нормативно-правовых документов в области банкротства показывает, что главным положением, направленным на защиту от банкротства и потери собственности учредителями, является то, что процедура банкротства в настоящее время не может быть введена неожиданно для руководства должника. Право на подачу заявления о банкротстве в арбитражный суд возникает у кредитора, участвующего в конкурсном отборе и органа, уполномоченного по денежным обязательствам, только после вступления в силу судебного решения арбитражного, третейского или другого судебного органа о взимании с хозяйствующего субъекта-должника денежных средств, а у уполномоченного органа по обязательным платежам — только по прошествии 30 дней после вступления в силу решения органов налоговых или таможенных служб о взимании задолженности за счет финансовых средств или другого имеющегося имущества организации-должника, либо вступления в силу решения суда или арбитражного суда.
К числу правовых документов федерального уровня, оказывающих влияние на проблематику финансового оздоровления и реструктуризации организаций в процедурах банкротства, помимо Закона о банкротстве относятся такие законы, регулирующие особенности проведения процедур для кредитных организаций и субъектов естественных монополий, как: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [3]; Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 88-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [4]. В нормативную базу входят также разъяснения и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Правительства РФ, утвердившие в соответствии со ст. 29 Закона о банкротстве различные правила деятельности саморегулируемых организаций и их членов арбитражных управляющих. Редакцией Закона о банкротстве от 30 декабря 2008 г. [5] изменены функции регулирующего органа, которые теперь направлены на разработку политики государства и регулирование нормативно-правовой сферы в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Важным направлением анализа в процедурах банкротства является выявление признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства, т.е. правонарушений в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 24 Закона о банкротстве является общей обязанностью арбитражных управляющих вне
зависимости от того, на какой стадии находится проведение процедур банкротства [3].
Выделив убыточные и низко рентабельные стратегические организации в особую категорию должников в соответствии со ст. 191 Закона о банкротстве в целях предупреждения их банкротства, Правительство РФ в соответствии федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляет следующие действия:
— организует проведение учета и анализа финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— осуществляет реорганизацию хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— обеспечивает погашение задолженности федерального бюджета, которая образовалась по причине несвоевременной оплаты государственного заказа, перед хозяйствующими субъектами стратегического значения, являющимися исполнителями работ по государственному заказу;
— занимается проведением реструктуризации задолженности, а именно основного долга, процентов, пеней и штрафов хозяйствующих субъектов стратегического значения, которые являются исполнителями работ по государственному заказу, перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами государства;
— способствует достижению соглашения о реструктуризации их кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов стратегического значения с организациями-кредиторами, в том числе при помощи обеспечения государственных гарантий;
— осуществляет восстановление хозяйствующих субъектов стратегического значения в соответствии с порядком, указанным настоящим Федеральным законом;
— проводит другие мероприятия, направленные на предотвращение возникновения банкротства хозяйствующих субъектов стратегического значения.
До настоящего времени не приняты в комплексе соответствующие правовые документы, которые могли бы позволить их системную и целенаправленную реализацию.
Анализ нормативно-правового регулирования отношений финансового оздоровления и реструктуризации убыточных и низкорентабельных организаций на федеральном и городском уровнях показал, что федеральные правовые документы осуществляют указанное регулирование в основном в сфере принудительного истребования задолженности проблемных организаций через механизмы исполнительного производства и несостоятельности (банкротства). Вместе с тем пока не нашли своих решений вопросы, связанные с осуществлением функций и выполнением обязанностей при проведении процедур банкротства собственника имущества организации-должника, которым является государственное унитарное предприятие.
Институт несостоятельности (банкротства) Российской Федерации играет важную роль в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а система ее правового регулирования позволяет отсечь заведомо неэффективные сегменты национальной экономики, реанимировать активную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов посредством арбитражного управления.
Литература
1. Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 2.
2. Трененков Е.М., Дведенидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 1.
3. Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД РФ 27.09.2002) // Справочная правовая система <Консультант плюс>.
4. Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 88-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (принят ГД РФ 01.07.2005) // Справочная правовая система <Гарант>.
5. Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации акты в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» // Справочная правовая система <Консультант плюс>.