Научная статья на тему 'Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий'

Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRARIAN TERRITORIES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛА / SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF COUNTRYSIDE / AGRARIAN TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы сохранения, приумножения территориальной целостности государства, воспроизводства социально-экономического потенциала, что является важнейшими функциями сельских территорий. Значение этой политики особенно возрастает в условиях нарастания мирового продовольственного кризиса, глобализации экономики, сокращения земельных ресурсов (с учетом рисков и санкций экономических, политических, природно-климатических в России). Изменения в сельском хозяйстве проявляются в усилении государственной поддержки села на основе инноваций устойчивого развития сельских территорий России, и в Ростовской области, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL USE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRARIAN TERRITORIES

The article considers actual problems of keeping and widening state territorial unity, reproduction of socio-economic potential that are main functions of agrarian territories. This polisy is raising under global food crisis, globalization of economy, land resourses (with risks and sanctions of economic, political and nature-climate in Russia. Changes in agriculture are shown up in government support of agriculture measures raising on the base of innovations of sustainable development of agrarian territories in Russia and Rostov territory.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий»

УДК 332

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛ ЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Солдатова доктор экономическихх наук, профессор, главный научный сотрудник,

Ирина Всероссийский НИИ экономики и нормативов РАН

Юрьевна (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52).

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы сохранения, приумножения территориальной целостности государства, воспроизводства социально-экономического потенциала, что является важнейшими функциями сельских территорий. Значение этой политики особенно возрастает в условиях нарастания мирового продовольственного кризиса, глобализации экономики, сокращения земельных ресурсов (с учетом рисков и санкций экономических, политических, природно-климатических в России). Изменения в сельском хозяйстве проявляются в усилении государственной поддержки села на основе инноваций устойчивого развития сельских территорий России, и в Ростовской области, в частности.

Ключевые слова: сельскохозяйственные территории, инновационное развитие, устойчивость развития сельских территорий, социально-экономический потенциал села.

Преодоление нарастающего системного кризиса в сельских территориях идёт крайне медленно [1, с. 35]: сокращается число сельских населенных пунктов, уменьшается численность сельского населения, в том числе молодого, растет разрыв между городскими и сельскими жителями по ожидаемой продолжительности жизни, сохраняется огромная разница в уровне материального благосостояния, в доступе к объектам социальной инфраструктуры. Природно-ресурсная направленность развития сельской экономики приводит к ухудшению экологической ситуации в сельских районах. Отток молодежи, квалифицированных кадров на селе (в том числе с аграрным высшим образованием) препятствует модернизации и инновационному развитию аграрного производства. Крайне недостаточна информация об инвестиционных новациях, резко сокращаются финансовые субсидии в неё. Совершенно очевидно, что необходимы дальнейшие шаги реформы государственной политики развития сельских территорий Российской Федерации [2].

Народнохозяйственные функции сельских территорий многообразны, и заключаются в следующем:

- социально-демографическая функция: воспроизводство личного фактора сельского населения, обеспечение сельского хозяйства и других отраслей экономики трудовыми ресурсами;

- производственная функция: удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье;

- культурная и этническая функция: сохранение самобытных национальных языков и культуры, народных традиций, обычаев, обрядов, фольклора, опыта ведения хозяйства и освоения природных ресурсов, охрана памятников природы, истории и культуры, расположенных в сельской местности;

- экологическая функция: поддержание экологического воспроизводства, содержание заповедников, заказников, национальных парков и т.д.;

- рекреационная функция: создание условий для восстановления здоровья сельского и городского населения;

- политическая функция: опора стабильности и реакционных сил в обществе, т.к. сельское население является наиболее однородной, консервативной частью общества;

- функция социального контроля над территорией: содействие сельского населения государственным органам в обеспечении общественного порядка, безопасности в малолюдных поселениях.

В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ № 151-р от 02.02.2015) [3], создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, направленной на эффективное использование всего социально-политического потенциала страны. «Устойчивое развитие» - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Под «устойчивым развитием сельских территорий» понимается развитие сельского сообщества, обеспечивающее:

- выполнение им народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);

- расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;

- поддержание экологического равновесия в биосфере.

Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием сельскохозяйственного производства. «Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей за 9 месяцев 2014 г. в фактически действовавших ценах составил 2995,3 миллиарда рублей, или 107,7% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода 2013 г. По состоянию на 1 ноября 2014 г. в хозяйствах всех категорий намолочено зерна в первоначально оприходованном весе 105,7 миллиона тонн, подсолнечника - 8,1 миллиона, накопано сахарной свеклы 28,6 миллиона тонн, картофеля -30,5, собрано 13,8 миллиона тонн овощей. В текущем году зерна намолочено на 16,1% больше уровня предыдущего года. Подсолнечника получено меньше на 1,5%, сахарной свеклы - на 2,0% меньше. Сбор картофеля увеличился к уровню предыдущего года на 2,8%, овощей - на 0,5%. За 9 месяцев 2014 г. в хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 8,5 миллиона тонн (104,1% к уровню 9 месяцев 2013 г.), молока - 24,1 миллиона тонн (99,4%), яиц - 31,4 миллиарда штук (99,2%) [4]».

Основными факторами, которые определят более полное использование имеющегося в отрасли потенциала на сельскохозяйственных территориях являются:

модернизация, переход к инновационной модели развития, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производимой продукции и формировать кадровый потенциал села, способный осваивать прогрессивные технологии;

введение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен, в целях наращивания сельскохозяйственного производства, а также формирования экспортных ресурсов, более полного освоения сельских территорий;

диверсификация агропромышленного производства, направленная на создание эффективной занятости сельского населения;

повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях создания условий для расширенного воспроизводства, сближение уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве со средним его значением по экономике страны, а также рост престижности сельскохозяйственного труда;

развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры, воспроизводство земельных и других ресурсов отрасли, экологизация производства.

Основными задачами Стратегии в области региональной политики являются: создание необходимых организационно-экономических условий для совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве, обеспечивающего улучшение использования биоклиматического потенциала страны и ее регионов, ресурсосбережение, рост эффективности и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также обеспечение импортозамеще-ния и развитие экспорта;

использование более эффективных механизмов государственной поддержки для развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы сельских территорий, в первую очередь депрессивных регионов;

преодоление социально-экономического неравенства населения и товаропроизводителей в сельских территориях за счет более интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих доступность, качество и сроки предоставления услуг, соответствующих параметрам устойчивого развития этих территорий.

В Северо-Кавказском федеральном округе, учитывая относительно высокий потенциал плодородных земель, следует продолжить интенсификацию возделывания зерновых культур, сахарной свеклы, овощей, подсолнечника и других масличных культур, увеличить производство мяса свиней и птицы, формировать экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Одновременно целесообразно направить инвестиции на модернизацию и строительство новых сахарных заводов, масложировых и мясоперерабатывающих организаций.

В Стратегии в качестве приоритетной формы поддержки сельских территорий рассматривается предоставление субсидий. Однако исследование показывает отсутствие зависимости между суммой полученных субсидий и финансовым состоянием сельскохозяйственных организаций. Это может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.

Необходимо использовать более диверсифицированный комплекс мер в развитии сельскохозяйственных территорий.

Существенным фактором, влияющим на развитие сельских территорий, является повышение мотивации работников села к диверсифицированному, высокопроизводительному труду. Для большинства работников сельского хозяйства их доходы не находятся в прямой зависимости от производительности труда. Недостаточная мотивированность приводит к консервации кризисного состояния сельскохозяйственного сектора, к росту безработицы. Решению данной проблемы будут способствовать отраслевые программы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности, охватывающие сельскохозяйственные и несельскохозяйственные виды деятельности, формирование системы непрерывного обучения кадров, повышение производительности труда, темпы роста которого остаются крайне низкими.

Особое значение имеет экологизация сельскохозяйственных территорий. Важнейшей задачей здесь является доработка и принятие закона РФ «Об экологическом сельском хозяйстве». Необходимо рассмотреть специальные кредиты и субсидии для стимулирования развития производства экологически чистой продукции, безотходных технологий. Основная задача при этом состоит в создании, с одной стороны, принципиально новых процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов в процессе производства, с другой -максимальную их утилизацию.

В Ростовской области с 01.01.2014 действует программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» [5]. В 2014 году на реализацию мероприятий федеральной целевой Программы предусмотрены средства областного бюджета в размере 507,1 млн рублей, в том числе:

на мероприятия по обеспечению жильем граждан РФ, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - 300,0 млн руб.;

на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения - 166,1 млн руб.; на разработку проектно-сметной документации объектов водоснабжения - 3,7 млн руб.; на строительство и реконструкцию объектов газификации - 2,2 млн руб.; на разработку проектно-сметной документации объектов газификации - 9,9 млн руб.; на комплексное обустройство площадок - 21,0 млн руб.;

на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности - 4,2 млн руб.

Финансирование мероприятий данной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Муниципальная фискальная политика и налоговое регулирование представляет ряд инструментов воздействия на промышленный сектор. Это местная политика возмещения затрат (тарифы водо- и энергоснабжения, уборка мусора и регулирование стоков; взносы), местные налоговые ставки, муниципализация и приватизация финансовых обязательств предприятий и учреждений. Важное место при оценке эффективности органов местного самоуправление занимает доля дотаций и субсидий в местном бюджете [6].

Финансирование понижается, «устойчиво низкие цены на нефть ослабят экономическую активность в странах-экспортерах. Например, согласно прогнозам, рост российской экономики снизится в 2015 году на 2,9 процента и с трудом вернется к положительным показателям в 2016 году, когда рост ожидается на уровне 0,1 процента [7]. Для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов муниципальным районам доведены лимиты средств областного бюджета на 2014 год. По развитию газификации и водоснабжения, поддержке комплексной компактной застройки сельских поселений муниципальным образованиям области перечислены средства областного бюджета для оплаты кредиторской задолженности по объектам строительства и проектирования сетей газо- и водоснабжения, образовавшейся по состоянию на 01.01.2014 г. в объеме 40,3 млн рублей. Муниципальными образованиями области проведено 25 аукционов и объявлено 5 аукционов по выбору подрядных организаций для проведения строительно-монтажных и проектных работ.

Эффективное использование ресурсов села предполагает высокую организацию деятельности органов управления АПК и государственной и местной исполнительной власти. Выравнивание экономического развития муниципальных образований в сельской местности - это повышение уровня жизни низкообеспеченных слоев населения, приближение местных условий к лучшим в стране. Стабильность - создание сбалансированной многопрофильной структуры производства, обеспечение кризисоустойчивости предприятий, надежности рабочих мест, ресурсное обеспечение местного хозяйства [8].

В заключение предлагаются основные выводы и рекомендации.

1. Определяющим фактором в системе мер государственной поддержки устойчивого развития сельскохозяйственных территорий остаётся бюджетная поддержка, направленная на комплексное развитие сельского хозяйства. Формирование затрат бюджета на поддержку сельского хозяйства происходит без достаточных экономических обоснований. При подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета не проводится связь возможностей производства продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума потребительской корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат, не проводится оценка эффективности отдельных направлений бюджетной поддержки. Поэтому только комплексное решение проблем в сфере сельского хозяйства (личный фактор сельскохозяйственных территорий), способно сохранить, приумножить сельское хозяйство в России, качественно улучшить положение жителей села, поднять престиж сельскохозяйственного труда, сохранить село как основу экономики и культуры общества.

2. Концептуальный подход к развитию сельских территорий имеет два аспекта: отраслевой подход, ориентирующий основные меры государственной поддержки на развитие сельской экономики, и территориальный подход, предполагающий комплексное развитие

сельских территорий с учетом различий их природно-климатических, демографических, социальных, экономических, личностных и других потенциалов.

Развитие сельских территорий в перспективе обуславливается решением двуединой задачи: развитием сельскохозяйственного производства и созданием благоприятных условий проживания сельского населения. В настоящее время в России доминирует отраслевой подход, где под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель. В этом определении основные акценты сделаны на объемах производства продукции, а не на сельских жителях, упускаются мультипликативная, временная составляющая процессов развития, регулирующая роль государства.

3. Уровень развития институциональной среды определяет эффективность осуществления государственной поддержки развития сельских территорий, достижение целей устойчивого развития. Институциональная среда в данном случае рассматривается как совокупность основных политических, социальных и правовых норм, которые образуют базис для производства, обмена и потребления. Изменение одного из базовых институтов невозможно без преобразования всех остальных в этой системе. Основные институциональные ограничения, которые в настоящее время существенно снижают эффективность реализации программ сельского развития в РФ, заключаются в том, что, во-первых, существующий механизм реализации политики сельского развития не учитывает разнообразия сельских территорий России и экологическую составляющую устойчивого развития; во-вторых, мероприятия государственной поддержки направлены на решение проблем в краткосрочной перспективе и не предусматривают ожидания возможных рисков для решения перспективных задач, включая международную сферу (ВТО, глобализация и т.д.).

4. Выход села на качественно новый уровень развития становится одной из важных государственных задач, но для этого нет научно обоснованной методологии управления сельскими территориями. Каждый регион руководствуется своими подходами к развитию сельских территорий, т.е. не учитываются сложившиеся социально-экономические ситуации, особенности сельских поселений, что тормозит процесс устойчивого развития, снижает результативность эффективности управления территорией. Отсутствие системности в развитии сельских территорий в немалой степени привело к нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим диспропорциям.

5. В целях создания условий для комплексного развития сельских территорий целесообразно увеличить объем субсидий, выделяемых на софинансирование из федерального бюджета; условия и сроки инвестиционного кредитования на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений; приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования; предоставить предприятиям, реализующим проекты по строительству животноводческих комплексов, рассрочку на срок до 15 лет; разработать дополнительные компенсирующие меры, направленные на закрепление трудовых ресурсов на селе.

6. Учет региональной специфики является важнейшим направлением политики развития сельскохозяйственных территорий, она становится доминирующей по направлениям и объемам финансирования. Эффективность региональной политики проявляется в ее гибкости, адресности, больших возможностях контроля за целевым использованием бюджетных средств. Отсутствие этих предпосылок на федеральном уровне резко снижается. Региональной политики должна формироваться на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз сельскохозяйственных территорий.

Литература

1. Солдатова И.Ю. Тенденции развития кластеров в аграрном предпринимательстве / Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Сборник докладов VI международной научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014.

2. Кузнецов В.В. Приоритеты государственной поддержки сельского хозяйства России // Научное обозрение. Саратов. 2014. № 4.

3. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/, КонсультантПлюс, 2015.

4. Статистический обзор по Российской Федерации за 9 месяцев 2014 года // Статическое обозрение. 2014. № 4 (91).

5. Игнатова Т.В., Киященко Т.А., Аширова М.Н. Совершенствование показателей оценки эффективности деятельности местных органов власти // Научное обозрение. 2014. № 8. С. 416 - 423.

6. Солдатова И. Государственная поддержка сельского хозяйства: современные ориентиры: Научная монография. Palmarium academic publishing. 2014.

7. State Support of Russian Agriculture Entering the Global Market / editor I. Soldatova / Kuznetsov V., Soldatova I., Ignatova T., Arkhipov A. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishung, 2014.

Soldatova Irina Yurievna, Doctor of economic science, Professor, Chief Researcher of All-Russia Research Institute of Economy and Regulations of the Russian Academy of Science (52, Sokolov Ave., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: [email protected]

EFFICIENCY OF SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL USE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF AGRARIAN TERRITORIES Abstract

The article considers actual problems of keeping and widening state territorial unity, reproduction of socioeconomic potential that are main functions of agrarian territories. This polisy is raising under global food crisis, globalization of economy, land resourses (with risks and sanctions of economic, political and nature-climate in Russia. Changes in agriculture are shown up in government support of agriculture measures raising on the base of innovations of sustainable development of agrarian territories in Russia and Rostov territory. Keywords: agrarian territories, innovative development, sustainable development of agrarian territories, socio-economic potential of countryside.

References

1. Soldatova I.Ju. Tendencii razvitija klasterov v agrarnom predprinimatel'stve / Problemy i perspektivy razvitija predprinimatel'stva v Rossii. Sbornik dokladov VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D.: Izd-vo JuRIU RANHiGS, 2014.

2. Kuznecov V.V. Prioritety gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozjajstva Rossii // Nauchnoe obozrenie.

Saratov. 2014. № 4.

3. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 2 fevralja 2015 g. № 151-r «Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih

territory Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/, Konsul'tantPljus, 2015.

4. Statisticheskij obzor po Rossijskoj Federacii za 9 mesjacev 2014 goda // Staticheskoe obozrenie. 2014. № 4 (91).

5. Ignatova T.V., Kijashhenko T.A., Ashirova M.N. Sovershenstvovanie pokazatelej ocenki jeffektivnosti

dejatel'nosti mestnyh organov vlasti // Nauchnoe obozrenie. 2014. № 8. S. 416 - 423.

6. Soldatova I. Gosudarstvennaja podderzhka sel'skogo hozjajstva: sovremennye orientiry: Nauchnaja monografija. Palmarium academic publishing. 2014.

7. State Support of Russian Agriculture Entering the Global Market / editor I. Soldatova / Kuznetsov V.,

Soldatova I., Ignatova T., Arkhipov A. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishung, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.