научно-методический электронный журнал
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75249. -0,28 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75249
УДК 372.8
Иовлева Екатерина Алексеевна,
студентка факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров |ру^а [email protected]
Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала
на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка»
Аннотация. В статье приводится пример использования комплекта наглядного пособия и нетрадиционного наглядного материала для проведения урока изо на тему «(Дымковская игрушка». Даётся анализ декоративной композиции по мотивам росписи дымковской игрушки.
Ключевые слова: система дополнительного образования, дымковская игрушка, орнамент, роспись, наглядность, наглядное пособие.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Для этого по художественному и декоративному искусству организуются кружки, центры и секции. Таким образом, система дополнительного образования подходит для полного разбора материала по видам народных промыслов родного края [1].
Известным и уникальным промыслом на Вятке считается дымковская игрушка, так как её создание и роспись - процесс увлекательный и нравится школьникам. Учителя, работающие в системе дополнительного образования, проводят уроки на тему «Знакомство с дымковской игрушкой». Для данной темы разработано большое количество пособий в виде тетрадки, альбома, раскрасок которыми педагоги пользуются на своих занятиях. Чтобы разнообразить наглядный материал предлагается использовать комплект наглядных пособий и нетрадиционный наглядный материал по теме «Роспись дымковской игрушки». Это облегчит восприятие материала, школьники приобретут навыки правильного поэтапного выполнения элементов росписи, а также сформируют устойчивое представление о росписи дымковской игрушки.
Наглядность является одним из принципов обучения. Учитель использует вспомогательный материал при обучении школьников на уроках изобразительного искусства по изучению промысла дымковской игрушки [2]. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, формируется правильное восприятие и представление об изделии и самой росписи.
В распоряжении педагога по изобразительному искусству имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, разработанные самими педагогом таблицы, схемы этапов выполнения элементов орнамента дымковской игрушки, плакаты, изделия, расписанные по мотивам дымковской игрушки, кинофильмы, а также эскизные композиционные разработки орнамента самого учителя.
Широко используются изобразительные наглядные материалы, которые делятся на демонстрационные и индивидуальные.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75249. -0,28 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75249 УДК 372.8
К демонстрационным относятся: плакаты, с элементами росписи дымковской игрушки; фотографии игрушек и мастериц; сравнительные таблицы; схемы поэтапного выполнения элементов игрушки и росписи орнамента; различные предметы, расписанные под дымку, а также дымковская игрушка в натуральную величину. Их целью является развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся.
К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, книги с иллюстрациями, альбомы, раскраски, учебные пособия. Цель этих наглядных материалов - помочь школьникам самостоятельно выполнять задания по созданию игрушки из глины или пластилина; помочь правильно и поэтапно выполнить роспись дымковской игрушки; определится с цветовой гаммой и составить декоративную композицию по мотивам росписи дымковской игрушки [3].
Проанализировав виды наглядности, нами был разработан наглядный материал, выполненный в виде триптиха из деревянных тарелок, расписанных под дымку.
Триптих - это произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и т.п., объединенных общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом [4].
При разработке наглядного материала в виде трех деревянных тарелочек был проведен анализ орнамента дымковской игрушки.
Так как на Вятке дымковская игрушка считается брендом Кировской области, то по мотивам дымковской игрушки создавали декоративный узор для экстерьеров и интерьеров города Киров (см. Таблица 1).
Таблица 1
Ппредприятия и объекты с узорами дымковской игрушки
№п/п Название объектов с использованием дымковской росписи Описание объектов
1 Памятник Дымковской игрушке - композиция «Семья» Памятник Дымковской игрушке - главному бренду Кировской области расположен у Театра кукол им. Афанасьева на ул. Спасской, 22. Появилась чудесная скульптурная композиция «Семья», состоящая из дымковских персонажей, в Кирове осенью 2010 года. Такой памятный подарок с любовью к Вятским традициям наш город получил от компании «Мегафон».
2 Стелла «Киров» на въезде в город, со стороны Победилово, расписали дымковским орнаментом Это мероприятие прошло в рамках проекта «Дымка», созданном по инициативе кировского Клуба маркетологов. На покраску букв потребовалось 60 литров краски.
3 Дома на Привокзальной площади Проект «Дымка». Цель - сделать город ярким и позитивным.
4 Вход в парк им. Кирова 7 июля 2014 года на улице Горького ворота в парк им. Кирова раскрасили под дымку.
5 Подземный переход г. Кирова На улице Воровского, 135. 9 июня творческая группа молодых инициативных кировчан оформила подземный пешеходный переход напротив «Макдональдса» в стиле граффити. Этот проект под названием «ГдеДымкаНеБывала» стал подарком молодежи Кирова ко дню рождения города. В оформлении «подземки» будут использоваться приемы стилизации дымковской игрушки, а также элементы, отражающие тематику 640-летия областного центра.
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75249 УДК 372.8
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75249. -0,28 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
6 Новогодние скульптуры и площадки На театральной площади города Кирова в 2014 году были построены ледяные горки расписанные под дымку. А Дымковский индюк украшал одну из горок.
7 Музей «Вятские народные промыслы» Ул. Свободы, 67. Можно посетить магазин и увезти сувенир на память, а также можно сходить с экскурсией к мастерице, где вам покажут мастер- класс. Посетить музей дымковской игрушки.
Этот экскурсионный вариант очень хорошо подходит для учителей, которые проводят уроки по теме роспись или орнамент дымковской игрушки. Рассматривая их, дети могут увидеть стилизованные варианты росписи и новый подход в нанесений узоров.
В рамках школы нет возможности и времени провести экскурсионное мероприятие. Педагог может показать фотографии этих мест с дымковской росписью.
Более эффективно работать с наглядным материалом, который можно принести на урок и показать ребятам. Например, дымковская игрушка или предметы, расписанные по мотивам дымки. Был проведен анализ таких работ (см. Таблица 2).
Таблица 2
Наглядные материалы с использованием традиционного орнамента дымковской игрушки
№п/п Виды наглядных материалов с использованием орнамента дымковской игрушки Описание работ
1 Тарелки Тарелки расписанные под дымковский орнамент. Китай. Бумажные пластиковые одноразовые тарелки.
2 Одежда Костюмированные наряды барыни или всадника, для выступления на празднике. ярмарках. Платья со стилизованным орнаментом росписи дымковской игрушки. Комбинезон для собачек расписанный узорами дымки.
3 Кредитные карты Банковская карта Вятка Банк украсила свои карты узором под дымку.
4 Упаковка РЖД предлагает пассажирам поезда упаковку с сахаром с узорами дымки.
5 Программки Приглашения на выборы губернатора Кировской области, приглашения были оформлены стилизованными узорами в стиле Дымки.
Следовательно, наглядные материалы способствуют быстрому усвоению общепринятых идеалов, устоявшихся канонов, схем поэтапного выполнения элементов росписи, так как деятельность школьника сводится к копированию и имитации видимых или знаемых моделей. Используя наглядные материалы в виде ярких плакатов и предметов, макетов следует дополнять их речевыми сообщениями. Это формирует у школьников:
- умение анализировать произведения мастериц дымковской игрушки;
- умение выражать своё эмоциональное состояние к увиденному;
- навыки правильного поэтапного выполнения элементов росписи;
- первичные представления о богатстве и разнообразии промыслов родного
края.
К поэтапному выполнению элементов орнамента учитель может применять ряд наглядных пособий для воспитания изобразительной грамотности.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
ru Q м
науш.о-методический электронный журнал
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75249. -0,28 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75249
УДК 372.8
1. Демонстрационные изобразительные пособия.
К этому виду наглядных пособий относятся картины и учебные таблицы с изображением мастериц, этапами выполнения дымковской игрушки, наборы картинок с элементами росписи, картины со вставками, аппликации.
2. Иллюстрации.
Под иллюстрациями обычно понимают помещённые в учебнике рисунки и схематические изображения видов игрушки. А также схемы, таблицы поэтапного выполнения орнамента элементов игрушки. При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов.
3. Дидактический материал.
Для формирования основных понятий о дымковской игрушке, а также для выработки навыков выполнения росписи необходимо использовать разнообразный дидактический материал в виде тетрадей с заданиями, раскраски, альбомы [5].
Исходя из вышесказанного, мы разработали комплект наглядных пособий по теме: «Приёмы и последовательность выполнения росписи дымковской игрушки». Демонстрационный материал разработан в виде таблиц, а дидактический материал представлен в форме учебной тетради для младших школьников. Это облегчает восприятие теоретического материала школьниками и способствует быстрому его запоминанию.
Предлагаемый материал и пособия для урока на тему дымковская игрушка легко подготовить педагогу. Так как материал можно найти в любом магазине. Для тетрадки понадобятся листы A4 формата, гуашь и инструменты для поэтапного выполнения росписи. Для нанесения узора можно использовать различные инструменты: кисти разных размеров, ватная палочка, ластик на обратной стороне карандаша. Тетрадку можно проиллюстрировать картинками с игрушками мастериц и рассказать немного о каждой. Так тетрадка будет ещё и познавательной. Для выполнения наглядного материала из трёх тарелочек понадобятся деревянные тарелки, лучше если они будут одинаковые по форме, а по размерам две маленькие, а центральная побольше. Перед тем как расписать тарелочки покройте их с двух сторон акриловым грунтом, после высыхания можно расписать их элементами росписи дымковской игрушки. Узор можно стилизовать, но перед тем как расписать следует разработать композицию, которая будет перенесена на три тарелочки. Это нужно для того чтобы все три предмета были объединены одним стилем. Приготовив этот комплект наглядного материала, педагог разнообразит урок яркими картинками и заданиями.
Педагогу предлагается использовать наглядное пособие и нетрадиционный наглядный материал на уроках изобразительного искусства при знакомстве с историей дымковского промысла, выполнении самой глиняной игрушки из пластилина или бумажной массы, при изучении росписи дымковской игрушки. Это поможет учителю применить нестандартный подход, а также сформирует у школьников устойчивое представление о дымковской игрушке и росписи орнамента.
Ссылки на источники
1. Информационный портал системы дополнительного образования детей. - URL: http://dopedu.ru/chudozhestvenno-esteticheskaya-napravlennost/tvorcheskaya-shkola-studiya-izobrazitelnogo-i-prikladnogo-iskusstva (дата обращения 16.01.2015).
2. Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и док. / сост. Г. Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.
3. Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru (дата обращения 16.01.2015).
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75249. -0,28 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75249 УДК 372.8
4. Википедия свободная энциклопедия. -16.01.2015).
5. Шпикалова Т. Я Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения
Ekaterina lovleva,
Student, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirov
Iovlewa [email protected]
Effective use of non-traditional visual aids at fine arts lessons, dedicated to Dymkovo toy
Abstract. The paper provides an example of the set of visual aids and non-traditional visual material for lesson on "Dymkovo toy". The author analyzes composition of decorative paintings based onDymkovo toys. Key words: additional education system, Dymkovo toy, ornament, painting, visual, visual aid.
Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
PU г м
977230412015930