МИХАЙЛЕНКО А.Ф.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
В настоящее время остро встала проблема технического перевооружения и модернизации изношенного оборудования основной сети на предприятиях электроэнергетики. Авария в Московской энергосистеме 25 мая 2005г. была не единственной за последние годы, однако она обратила пристальное внимание на вопросы финансирования энергообъектов.
За период с 1980г. по 2001г. в электроэнергетике степень износа основных фондов в увеличилась с 32 % до 53 %, а коэффициент обновления основных фондов за тот же период снизился с 6% до 0,9%.
В настоящее время выработан ресурс 34 тыс. МВт., что составляет 16% мощности электростанций России. В перспективе произойдет лавинообразное нарастание объемов выработавшего свой ресурс основного оборудования. К 2010г. 104 тыс. МВт установленной мощности, или 50% действующего в это время оборудования тепловых и гидроэлектростанций (ТЭС и ГЭС), выработает свой ресурс, а к 2020г. — 150 тыс. МВт, что составит 70%. К 2000г. около 25% оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы. Все это говорит об огромной необходимости в инвестировании всех типов электроэнергетических предприятий страны. По оценкам специалистов потребность в инвестициях в электроэнергетику к 2020г. составит порядка 148 — 217 млрд. долларов США, а потребность инвестирования в топливно-энергетический комплекс в целом — Ь 520 — 697 млрд. долларов США (табл. 1).
N Из таблицы 1 видно, что потребность в инвестициях нарастает не линейно, что связано с упо-
00мянутой выше лавинообразной выработкой ресурса основного оборудования. N
о
I—
ф
I—
х о а ф
N
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
о
Таблица 1. Потребность российской электроэнергетики и ТЭК в инвестициях, млрд. долларов
X
0
1_
О
х Ф
-В общей потребности учтены инвестиции в нетрадиционные источники энергетики, теплоснабжение и энергосбережение.
О. Источник: авторск. по [4].
О <
О
о
При выборе источников и возможных вариантов инвестирования электроэнергетические предприятия могут воспользоваться одним из следующих основных путей финансирования:
о - бюджетное финансирование (на возвратной и безвозвратной основе);
В настоящее время бюджетное финансирование имеет огромное значение для развития энергетической отрасли России. Проработанный подход к инвестиционной политике государства может
ш
О
I—
£ обеспечить инвестиционную привлекательность электроэнергетики не только для отечественных, но
х и для зарубежных инвесторов. Формы государственного финансирования могут быть различными:
0 изменение подходов к тарифообразованию, предоставление крупных кредитов на модернизацию и ® развитие энергетических предприятий, предоставление налоговых льгот, и т.д.
'1 - собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль и т.д.).
^ Из диаграмм (рис. 1, 2) видно, что основным источником финансирования являются собствен-
1 ные средства холдинга, однако явно просматривается тенденция к увеличению доли заемных средств. о В соответствии с инвестиционной программой РАО «ЕЭС России» в 2005г. направило на финансиро-
9 вание генерации 25,9 млрд. руб.
о
л
I-
0 со
7
си
01
г
1П
о IN □
□
N
о
I—
ф
I—
^
о а ф
X
>
0
1_
О х х Ф ш
I—
О
а
о <
>
о о
г
Рисунок 1. Источники финансирования инвестиционных проектов РАО «ЕЭС России» в 2002 и 2004 гг.
В отличие от крупной компании, более мелкие энергопредприятия не способны накапливать значительные средства для самостоятельного финансирования инвестиционных проектов, что заставляет их искать иные пути для обновления основных фондов.
- дополнительный выпуск акций предприятия.
В настоящее время дополнительная эмиссия акций является одним из наиболее распространенных способов привлечения инвестиционных ресурсов в России и в странах с более развитой экономикой. Применялся этот способ и РАО «ЕЭС России».
- прямые инвестиции (российских и иностранных инвесторов).
Высокий уровень инвестиций в реальные проекты говорит о благоприятном инвестиционном климате в отрасли, и уверенности инвесторов в получении прибыли от реализации проекта. На дан-
о о о.
О
ном этапе РАО «ЕЭС России» стратегически важно скорейшее привлечение долгосрочных инвестиций в электроэнергетику. В настоящее время уже есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в строительство новых генерирующих мощностей, однако пока отказываются от финансовых вложений. Одна из основных причин этому — отсутствие подписанного правительством РФ постановления «Механизм гарантирования инвестиций».
- кредиты коммерческих банков.
В настоящий момент отечественные энергетические предприятия могут получить валютный кредит на небольшой срок (3 — 5 лет) под значительные проценты (15 — 20% годовых). Учитывая, что энергетическое оборудование из-за своей высокой стоимости может окупаться за срок до 30 лет, прибыли предприятий может едва хватать на покрытие кредита.
- лизинг.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» трактует лизинг, как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В свою очередь договор лизинга — договор, в соответствие с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Федеральный закон, давая определение договора лизинга, не дает нам определения самого лизинга [5, ст. 376; 6, ст. 5394]. Другие авторы предлагают следующие определения:
Лизинг — это инвестиционный инструмент, позволяющий предприятию, не отвлекая собственные ресурсы, произвести модернизацию основных фондов и получить новое, современное высокотехнологичное оборудование.
Лизинг — это способ финансирования, при котором получение средств на развитие совмещается с оптимизацией налогообложения предприятия.
Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю с последующим переходом права собственности лизингополучателю.
Наряду с этим, лизинг определялся и как сложная лизинговая сделка, состоящая из разных договоров, и как разновидность договора аренды. Такая многозначность понятия лизинга постоянно дезориентировала практику и, безусловно, требовала терминологической упорядоченности.
В новой редакции Закона лизинг определен как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга. Тем самым соблюдается необходимая терминологическая четкость, а в основу определения лизинга кладется понятие одноименного договора. Другими словами, договор лизинга и правоотношения, возникающие при его реализации, именуются лизингом. Таким образом, чтобы определить, что такое лизинг, надо сначала дать понятие договора лизинга. Хотя многозначность понятия сохраняется, но в гораздо более узких пределах, что само по себе уменьшает количественную базу для возникновения различных экономико-правовых коллизий, обусловленных инвариантностью возможных трактовок лизинга.
В литературе также используются следующие словосочетания, близкие по смыслу английскому слову LEASING:
- finance tease — финансовая аренда;
- hire-purchase — наём-покупка;
- leveraged lease — аренда с финансовым рычагом;
- net lease — чистая аренда.
Мы согласны с А.А. Ивановым, который отмечает, что «это правильно, поскольку инвестиционную деятельность как вложение средств в те или иные имущественные ценности осуществляет только одна сторона договора лизинга — лизингодатель. Лизингополучатель ничего никуда не вкладывает, а напротив, получает имущество в пользование. Если бы лизинг считался инвестиционной деятельностью, выходило бы, что не все участники ее осуществляют. Но это противоречило бы исходной посылке: лизинг — инвестиционная деятельность» [4]. Определение лизинговой деятельности как инвестиционной придает ей специальное значение. Не все участники лизинговых отношений ведут ее, а только некоторые, в основном лизингодатели. Остальные же просто выступают как участники лизинговых отношений.
Стоит отметить и то, что из новой редакции Закона исчезла формулировка «определенные условия, обусловленные договором», которая представляла собой явную тавтологию («условия обусловленные»).
В новой редакции Закона наблюдается отказ от взгляда на лизинг как на экономико-правовую категорию, что нередко имеет место в трудах отдельных авторов. Например, В.Д. Газман считает, что «процесс лизинга выражает комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с движением имущества между участниками лизинговой операции. Поэтому лизинг, как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей» [1, 2].
Определение лизинга как предпринимательской деятельности — это определение с позиции только одного участника сделки, неспособное адекватно выразить его сущность. Ведь объект лизинга одновременно выступает и как собственность лизингодателя, и как функция капитала лизингополучателя. Более того, экономическая основа лизинга содержит в себе существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности. Попытка отражения перечисленных экономи-
лизинга в полном объеме относятся на себестоимость;
ся число клиентов и помимо поставки может заключаться контракт на доставку, монтаж, обучение персонала и многое другое, то лизинговые операции в сфере электроэнергетики могут получить широкое применение.
N
_п
ческих содержаний лизинга и сущности лизинга, как правового явления в одном определении неиз- ц
СП
т
си
бежно приводит к неоднозначности и размытости полученной формулировки.
На наш взгляд, весьма удачным является утверждение В.А. Горемыкина, что в трактовке лизинга как особом виде предпринимательской деятельности необходимо выделить три формы организа- ^ ционно-экономических отношений, свойства которых включает в себя лизинг: кредита, аренды и ^ торговой деятельности, которые в сочетании образуют новую форму экономической деятельности. В ^ то же время лизинг отличается от кредита, аренды и т.д. Так, лизинг является формой вложения о средств на возвратной основе, так как договор лизинга заключается на определенный период времени и выплаты по нему лизингодатель получает в установленный срок [3]. □ По нашему мнению основные преимущества лизинга заключаются в следующем: 20 - уменьшение налога на имущества за счет возможности использования механизма ускоренной амортизации с коэффициентом 3 включительно;
уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поскольку платежи по договорам о
ф
улучшение баланса предприятия-лизингополучателя; о
ф
- возможность эксплуатации оборудования без крупных единовременных финансовых вложений;
- по сравнению с кредитом, срок инвестиционного проекта, финансируемого по договору ли- х зинга, может быть более длительным. о
Таким образом, из рассмотренных вариантов финансирования инвестиционных проектов по
о
х
техническому перевооружению энергопредприятий, на наш взгляд, лизинг является наиболее перс- ф пективным способом обновления дорогостоящего энергетического оборудования. А, учитывая, что о
схема лизинга является привлекательной и для производителей оборудования, так как увеличивает- о
^
о о
0
1_
о о
ЛИТЕРАТУРА. о
1. Газман В.Д. Изменения в законодательстве о лизинге // Хозяйство и право. 2002. № 12. о
2. Газман В.Д., Кабатова Е.В. Лизинг в России // Хозяйство и право. 2003. № 3. ^
3. Горемыкин В.А. Лизинг. М.: Инфра-М, 1997. ^
4. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга) в новых условиях // Известия ВУЗов. Право- ф ведение. 2002. № 2.
5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» от ^ 29.01.2002 № 10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. ?
6. Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. 2