Научная статья на тему 'Эффективность использования кадров механизаторов на уборочных работах'

Эффективность использования кадров механизаторов на уборочных работах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБОРКА УРОЖАЯ / ПОТЕРИ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНАЖЕРЫ / HARVESTING / LOSSES / WORKING RESOURCES / HUMAN FACTOR / LABOUR PRODUCTIVITY / EFFECTIVENESS OF WORK / TRAINING / SPECIAL EQUIPMENT FOR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Надежда Владимировна

Рассмотрена проблема влияния человеческого фактора на ход уборочного процесса. Приведены средние данные об эффективности работы механизаторов с разным стажем, графики изменения уровня профессионального мастерства оператора-механизатора и динамика сокращения количества зерноуборочных комбайнов и механизаторов. Предложено использование тренажеров, которые предназначены для использования в качестве тренировочных средств вместо имитируемых или реальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of machine operator staff involving in harvesting

The problem of human factor influence on the harvesting is developed. Average data about effectiveness of work of machine operator with different length of professional skill level of a machine-operator and reduction dynamics of a combine harvester and a machine operator quantity are given. It is offered to use some special equipment for training instead of imitated or real systems.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования кадров механизаторов на уборочных работах»

УДК 62-501.72

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ МЕХАНИЗАТОРОВ НА УБОРОЧНЫХ РАБОТАХ

© 2010 г. Н.В. Петренко

Рассмотрена проблема влияния человеческого фактора на ход уборочного процесса. Приведены средние данные об эффективности работы механизаторов с разным стажем, графики изменения уровня профессионального мастерства оператора-механизатора и динамика сокращения количества зерноуборочных комбайнов и механизаторов. Предложено использование тренажеров, которые предназначены для использования в качестве тренировочных средств вместо имитируемых или реальных систем.

Ключевые слова: уборка урожая, потери, трудовые ресурсы, человеческий фактор, производительность труда, эффективность работы, обучение, тренажеры.

The problem of human factor influence on the harvesting is developed. Average data about effectiveness of work of machine operator with different length of professional skill level of a machine-operator and reduction dynamics of a combine harvester and a machine operator quantity are given. It is offered to use some special equipment for training instead of imitated or real systems.

Key words: harvesting, losses, working resources, human factor, labour productivity, effectiveness of work, training, special equipment for training.

Уборка урожая - это завершающий этап возделывания зерновых культур. Она должна проводиться в сжатые сроки, без потерь, обеспечивать сохранность качества зерна. На этот сложный организационнотехнологический процесс приходится до 60% всех трудовых затрат, связанных с производством зерна. Для его осуществления привлекается максимально возможное количество технических средств и людских ресурсов. Несмотря на это, продолжительность уборочных работ, как правило, превышает допустимые агротехнические сроки в 2-3 раза, что ведет к существенному недобору и снижению качества урожая.

Существенное влияние на ход уборочного процесса оказывают трудовые ресурсы. Далее рассмотрим его более подробно.

Характеристика трудовых ресурсов и человеческий фактор уже более пятидесяти лет изучаются отечественными НИИ, ГОСНИТИ, ВНИИ охраны труда и рядом других научных учреждений и вузов, а также мировой наукой (Г. Салвенди [1]).

Важнейшим показателем использования механизаторов на уборочных работах

является производительность труда, то есть его продуктивность, результативность. Она измеряется либо количеством продукции в единицу времени, либо количеством времени на единицу продукции. Благодаря росту производительности экономятся трудовые ресурсы, удешевляется производство [2, 3].

Основы теории использования механизаторов в производстве сельхозпродукции с помощью механизированных технологий заложил Н.В. Краснощеков. Он раскрыл влияние базовых факторов системы стимулирования на производительность и качество труда, высокопроизводительное, ресурсосберегающее использование техники, фактически установил статистические связи между организационно-технологическими условиями работы коллектива механизаторов и выходными технико-экономическими характеристиками продуктовых технологических комплексов, определил область параметров, при реализации которых коллектив механизаторов способен выдавать максимальную производительность при приемлемых технико-экономических характеристиках процесса в целом.

Выполнить механизированные работы на высоком агротехническом уровне, т.е. с наилучшими технико-экономическими показателями, могут только работни-

ки высокой квалификации, специализирующиеся в сфере производственной эксплуатации МТП.

Таблица 1

Средние данные об эффективности работы механизаторов с разным стажем

Производственный стаж механизатора, лет Число технологических отказов Коэффициент использования времени смены Производительность, га/ч

1,0 19,0 0,45 2,41

5,0 4,7 0,42 2,74

23,0 3,7 0,63 2,85

В таблице приведены [5, 6] данные по эффективности работы механизаторов с разным стажем на уборке урожая пшеницы комбайном «Сибиряк». Из нее видно, что с увеличением стажа оператора число технических отказов уменьшается до 4-5 раз, коэффициент использования времени смены возрастает почти в 1,5 раза. В этих данных рассматривается производственный опыт колхоза им. Ворошилова, в котором средний возраст механизаторов 29 лет (главным образом, трактористы тракторов К-701, комбайнеры зерноуборочных комбайнов «Дон-1500», водители автопоездов КамАЗ-55102). Максимальный уровень профессионального мастерства оператора сложной мобильной техники достигается к стажу 7-10 лет и к возрасту 27-30 лет. Высокий уровень работы механизатора (тракториста, комбайнера) сохраняется до 47-52 лет, затем механизатор, как правило, переходит на работу в систему технического сервиса (рис. 1).

На данном предприятии в последние годы наблюдается недетерминированная связь между стажем и возрастом комбайнеров. Это объясняется тем, что за последние годы произошло значительное «пест-рение» состава механизаторов. В настоящее время отсутствует прямая зависимость этих данных из-за нехватки механизаторов. Колхоз им. Ворошилова вынужден обучать даже работников нетехнических специальностей навыкам управления комбайном, организационным принципам технологии уборки, системе технологической настройки. При этом основную ставку делают на

молодежь, т.к. молодые способные механизаторы лучше воспринимают новые технические идеи, быстрее осваивают прогрессивные технологии. Средний возраст и стаж работы комбайнеров соответственно 35 и 13 лет.

Снижение профессионального мастерства происходит по естественным физиологическим причинам, и при переходе на менее напряженную работу в систему технического сервиса механизатор еще долго может работать на высоком профессиональном уровне, способствуя повышению технической и технологической надежности ЧМС.

Однако в современных условиях, когда наиболее работоспособная и талантливая часть механизаторов не участвует в формировании корпуса операторов ЧМС и возможный источник привлечения работников - это крайне молодые, плохо подготовленные люди и зрелые механизаторы предпенсионного и пенсионного возраста, эффективность использования кадров механизаторов снижается. Особо остро встает вопрос о подготовке и переподготовке молодых работников в системе образования: в лицеях, профессионально-технических училищах, в различных образовательных учреждениях районного и муниципального уровней.

В новых условиях роль человека - работника на производстве принципиально меняется. Он перестает быть механическим исполнителем «при машине» и становится главным звеном в технологическом процессе - его контролером. Это обусловливает

Уровень профессионального мастерства

потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя и идущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях. Образовательная и профессиональная подготовка современных кадров ведётся на ос-

нове опережающего, широкопрофильного и непрерывного обучения. Это значит, что новые техника и технологии должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на сельхозпредприятиях, а повышение и корректировка квалификации работников ведутся постоянно, вместе с развитием научно-технического прогресса [4].

трудовой

деятельности

на максимальном уровне профессионального мастерства

технического

сервиса

Рис. 1. Примерное изменение уровня профессионального мастерства оператора-механизатора в технологических ЧМС

Производительность работника низкой квалификации составляет 60% от «среднего». Подсчитано, что рост квалификации работников является наиболее дешёвым и доступным средством повышения производительности техники. Приобретаемая и поступающая современная техника более производительная, энергонасыщенная, оснащенная многофункциональными агрегатами, сложными электронными приборами и программным управлением. Большинство работников

среднего и низшего звена нуждаются в обучении грамотной эксплуатации и полного использования её технических возможностей. Организация учёбы механизаторов, проведение предуборочных занятий-семинаров является важной функцией управленческого звена.

Ряд авторов, включая ведущих специалистов Минсельхоза и ученых, в своих публикациях отмечают ухудшение обеспеченности сельскохозяйственных предприя-

тий механизаторскими и другими рабочими кадрами, происшедшее в 1990-х годах.

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения численности операто-

ров-механизаторов. На рисунке 2 отражена примерная динамика сокращения количества зерноуборочных комбайнов и механизаторов по Ростовской области [6].

Годы

Рис. 2. Примерная динамика сокращения количества зерноуборочных комбайнов и механизаторов (Ростовская область)

Сегодня труженик села должен обладать достаточной подготовкой, чтобы быстро освоить новую технику и полностью использовать ее возможности для повышения производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции. Организация труда в хозяйствах также предъявляет повышенные требования к развитию работников, способности логически мыслить и быстро ориентироваться в сложных ситуациях, когда нужно не только воспроизводить полученные знания, но и самостоятельно оперировать ими в производственных условиях.

Подготовка и переподготовка механизаторов и шоферов выполняется, как правило, в хозяйствах их силами и средствами. Применяется и переподготовка механизаторов в районных школах передово-

го опыта, к работе в которых должны привлекаться специалисты районных организаций. В этой системе занимаются комбайнеры, трактористы, работники звеньев ТО, шоферы, а также механизаторы стационарных агрегатов, звеньевые. Основным содержанием этого этапа подготовки кадров должно быть изучение техники (с целью усвоения всех ее технических возможностей), технических средств обслуживания, особенностей новых сельскохозяйственных машин, непрерывно поступающих на вооружение хозяйств.

Особое внимание следует уделять изучению организационных вопросов работы механизаторов, определяемых новой системой: взаимодействию комбайнеров и шоферов в комбайно-транспортных звеньях, режиму и методам ТО, методу и поряд-

ку работы звеньев, подготовке полей, режиму работы звеньев культурно-бытового обслуживания и т. д. Необходимо овладеть всей методикой работы на каждом рабочем месте в новых условиях.

Наконец, следует организовать изучение новых передовых приемов, которые накапливаются в производстве в условиях зоны, на основе предложений механизаторов, рационализаторов и изобретателей.

Рост уровня механизации работ и использования прогрессивных технологий в сельском хозяйстве влечет за собой необходимость повышения качества подготовки механизаторских кадров.

Основными организациями подготовки механизаторских кадров являются средние профессиональные училища и лицеи. Преобладающей формой повышения их квалификации должно стать непрерывное обучение на производстве.

Подготовке механизаторов широкого профиля должна способствовать правильная организация производственного обучения кадров. Причем основываться обучение должно на опыте производственной деятельности квалифицированных рабочих.

При подготовке квалифицированных механизаторских кадров особое внимание необходимо обращать на материальнотехническое оснащение учебного процесса и максимально полное использование технических средств, учебно-методических пособий, плакатов, стендов и т.д.

Одной из основных проблем кадровой политики является совершенствование материально-технической базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации механизаторских и других рабочих кадров для АПК. Вследствие недостаточного финансирования в течение всего периода после 1992 г. системы Минобразования как лицеи (именовавшиеся ранее сельскими профессионально-техническими

училищами - СПТУ), так и учебнокурсовые комбинаты системы Минсельхо-за почти не обновляли парк тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин, используемых для обучения учащихся практическим навыкам управления техникой. В результате учебная база не только износилась физически, стала небезопасной для применения в учебных целях, но и устарела морально. Будущие механизаторы учатся управлять техникой, которой в хозяйствах, куда завтра они должны прийти на работу, может уже не быть. В то же время новой техники, особенно зарубежной, которая приобретается наиболее успешными хозяйствами, молодые трактористы, отучившиеся в среднем по 2-3 года в лицеях, не видели. Пользы от такого обучения и переподготовки немного [4].

Особое значение в системе дополнительного обучения операторов должно занимать применение тренажеров, которые предназначены для использования в качестве тренировочных средств вместо имитируемых или реальных систем [ 1].

Применение тренажеров представляет собой более безопасный, экономичный и удобный способ обучения механизаторов по сравнению с использованием реальной системы. Они позволяют углубить процесс обучения благодаря решению спектра формируемых навыков и приемов. Тренажеры создают учебную обстановку, которую пришлось бы обеспечивать в действующей системе; они предназначены также для отработки важных профессиональных навыков, приобретение которых в реальной обстановке просто невозможно.

Из вышесказанного следует, что необходимо уделять больше внимания обучению механизаторов, т.к. от их профессионального мастерства значительно зависят качество и количество собранного урожая.

Литература

1. Человеческий фактор / в 6 т. [Текст] / под ред. Г. Салвенди; пер. с англ. под общей ред. В.И. Зинченко, В.М. Мунипова. - М.: Мир, 1991.- 487 с.

2. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие [Текст] / Л.М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 400 с.

3. Методика определения эффективности технологий и сельскохозяйственной техники [Текст] / ВНИИЭСХ. - М.: Минсельхоз РФ, 1996. - 219 с.

4. Бирман, В.Ф. Крупные хозяйства как основа эффективного развития зернопродуктового подкомплекса [Текст] / В.Ф. Бирман. - Ростов н/Д: Терра, 2003. - 720 с.

5. Липкович, И.Э. Человеко-машинные системы в агроинженерной сфере растениеводства: механико-эргономические основы создания и функционирования: монография [Текст] / И.Э. Липкович. - Ростов н/Д: Терра, 2004. - 612 с.

6. Липкович, Э.И. Организация машинно-технологических станций в условиях дефицита материально-технических средств [Текст] / Э.И. Липкович. - Зерноград: ВНИПТИМЭСХ, 1999. - 160 с.

Сведения об авторах

Петренко Надежда Владимировна - канд. техн. наук, ассистент кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359) 35-6-71.

Information about the authors

Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the department of safety of technological processes and productions, Azov-Blacksea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359) 35-6-71.

УДК 621.432.001.2

РАЗРАБОТКА МЕТОДА НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗАКАЛЕННЫХ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

© 2010 г. Д.А. Тихонов, А.И. Сидашенко, Н.Г. Поздняков

Изнашивание цилиндров при трении в паре с поршневым кольцом происходит в результате многих одновременно протекающих процессов. Поэтому рабочая поверхность гильз должна иметь высокую твердость, что достигается поверхностной закалкой.

Ключевые слова: трактор, гильзы, цилиндры, контроль, качество, эксплуатация, металл.

Usually cylinders and cylinder rings degrade because of frictions during many simultaneous processes. That’s why working surfaces of cylinder liners must have high hardness, which is achieved by surface hardening.

Key words: tractor, liners, cylinder, control, quality, maintenance, metal.

Актуальность темы. Основной деталью двигателей тракторов является гильза цилиндров, от которой зависит ресурс машины в целом. Ее изготавливают из серого чугуна (СЧ20 ГОСТ 1412-85) с добавкой легирующих элементов и подвергают рабочую поверхность закалке ТВЧ.

В настоящее время контроль качества осуществляется путем разрушающих методов (оценка твердости, прочности, структуры) на специально вырезанных темпле-

тах по 1 шт. от партии до 80-100 штук каждой плавки. Такой контроль не обеспечивает надежность выпускаемой продукции как по качеству основного металла, так и термообработки.

Решение этой проблемы возможно только путем разработки неразрушающего контроля качества каждого изделия в различные периоды маршрута технологического процесса с оценкой свойств и уровня напряженного состояния как основного ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.