УДК 338
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Семенова А.Н., к.э.н, доцент кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова», e-mail: [email protected] Данина Т.М., к.э.н., доцент директор филиала НИИ СП в Приволжском федеральном округе, e-mail: [email protected]
Создание и развитие бизнес-инкубаторов осуществляется в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо развитие методического и информационного обеспечения, ежегодной оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторов. В статье рассмотрены практические аспекты выбора критерия и источников информации для оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторов, приведен перечень основных услуг бизнес-инкубаторов, определен состав информации о бизнес-инкубаторе, рассмотрены критерии, рекомендованные контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований при определении эффективности деятельности объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Исследование проводилось на примере бизнес-инкубаторов одного из субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, бюджетные средства, бизнес-инкубатор, критерии эффективности, показатель деятельности.
EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS TO SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE
Semenova A., Ph.D., Associate Professor at the Financial Control, Analysis and Audit, FSEIHE «Plekhanov Russian University of Economics»,
e-mail: [email protected] Danina T., Ph.D., Associate Professor Director of the branch NII SP in the Volga Federal District, e-mail: [email protected]
The creation and development of business incubators is carried out within the framework of the state support of small and medium-sized businesses. It is necessary to develop methodological and information support, an annual assessment of the effectiveness of business incubators. The article deals with the practical aspects of selection criteria and sources of information to evaluate the effectiveness of business incubators, a list of basic services of business incubators, to determine the composition of information about the business incubator, examined the criteria recommended by the audit agencies of the Russian Federation and municipal entities in determining the effectiveness the activities of infrastructure for small and medium-sized enterprises. The study was conducted on the example of business incubators one of the Russian Federation.
Keywords: small and medium-sized businesses, budget,business incubator, performance criteria, performance indicators.
Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации традиционно рассматривается как средство решения таких экономических и социальных задач, как обеспечение занятости населения и увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. В новых условиях субъекты малого предпринимательства могут участвовать в насыщении рынка товарами и услугами отечественного производства. Также малый бизнес призван сыграть определенную роль в формировании конкурентной среды.
Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в мировой практике считается создание и обеспечение функционирования бизнес-инкубаторов. В Российской Федерации мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов, реализуются в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно проводит конкурсный отбор субъектов РФ, которым предоставляются субсидии на создание и развитие бизнес-инкубаторов.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России[1] начиная с 2013 года, бизнес-инкубаторы, созданные в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства с 2005 по 2013 годы проходят обязательную оценку эффективности деятельности. Результаты оценки должны предоставляться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Минэкономразвития России.В настоящее время нет официально утвержденной методики оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторов.
Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России ежегодно в адрес уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской федерации по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства направляются письма, содержащие, в частности, требования к основным разделам оценки деятельности бизнес-инкубатора. Как показал анализ указанных требований, Минэкономразвития России рекомендует приоценке эффективности деятельности бизнес-инкубаторов провести анализ степени выполнения своих функций организацией, управляющей деятельностью бизнес инкубатора. Названные функции определены Приказом Минэкономразвития России в 2014 году.[2]
На наш взгляд, кроме того необходим анализ соответствия
деятельности бизнес-инкубатора условиям, сформулированным в конкурсной документации соответствующего года для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации. Данная рекомендация является обоснованной и соответствует методологии аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств, а именно положению о том, что одним из источников для выбора критериев оценки эффективности являются нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность объекта аудита эффективности.[4]
В таблице 1 представлен образец оценки выполнения условий, которые должны были соблюдаться в 2013 году субъектом Российской Федерации для участия в конкурсе на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание и развитие бизнес-инкубаторов.
Основные условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации ежегодно дополняются и корректируются с целью совершенствования требований к созданию и развитию бизнес-инкубаторов в регионах.Так, в 2014 году расширен перечень основных услуг бизнес-инкубаторов, определен состав информации о бизнес-инкубаторе, которая должна размещаться в сети Интернет, уточнено, что организация, управляющая деятельностью бизнес-инкубатора, должна иметь в штатном расписании не менее двух должностей менеджеров для работы с резидентами бизнес-инкубатора[2].
Контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований рекомендовано при определении эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательст ва,использовать такие критерии, как обеспечение равнодоступности бизнес-инкубаторов, отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе на конкурсной основе, наличие критериев оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторовв целевых программах субъектов РФ и муниципальных образований. [3]. Последний из названных критериев обеспечивает методологическую взаимосвязь процессов планирования и оценки эффективности бизнес-инкубаторов.
В Чувашской Республике функционирует четыре бизнес-инкубатора, которые проходят ежегодную оценку эффективности их деятельности. В процессе проведения оценки эффективности деятельности названных бизнес-инкубаторов нами изучены региональные и муниципальные нормативно-правовые акты в качестве
Таблица 1 - Оценка выполнения требованийпо созданию и развитиюбизнес-инкубатора
№ п/п Условия участия в конкурсном отборе на создание и развитие бизнес-инкубаторов Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 Оценка по 5-ти балльной системе
1. Общая площадь бизнес-инкубатора Не менее 900 кв. метров 5
2. Площади для размещения субъектов малого предпринимательства (СМП) Не менее 85 проц. от полезной площади бизнес-инкубатора 5
3. Площадь, сданная в аренду одному СМП Не должна превышать 15 проц.от площади бизнес-инкубатора 5
4. Бизнес-инкубатор может быть: Общего типа Инновационного типа. 5
5. Основные услуги бизнес-нкубатора: Предоставление в аренду СМП офисов и производственных площадей бизнес-инкубатора, техническая эксплуатация здания бизнес-инкубатора, консультационные услуги и другие 4
6. Дополнительные услуги бизнес-инкубатора: Подготовка учредительных документов и документов для государственной регистрации юридических лиц;маркетинговые и рекламные услуги;помощь в получении кредитов и банковских гарантий и другие 3
7. Требования к помещениям бизнес-инкубатора: - количество рабочих мест с орг. техникой и телефоном; - доля рабочих мест с выходом в сеть Интернет; - коллективный доступ к оргтехнике - наличие переговорной комнаты; - наличие зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий Не менее 70 единиц Не менее 80проц. Факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС; Не менее одной Не менее одного 5 5 5 5 5
8. Аренда помещений бизнес-инкубатора Осуществляется на конкурсной основе 5
9. Запрети на виды деятельности СМП Всего 15 групп видов деятельности, в том числе финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство, включая ремонтно-строительные работы; игорный бизнес и другие. 5
10. Максимальный срок арендыпомещений СМП Не должен превышать трех лет. 5
11. Субъект РФ должен обеспечить функционирование бизнес-инкубатора В течение не менее 10 лет с момента получения субсидии на создание бизнес-инкубатора 5
11.1 Обеспечить текущее финансирование деятельности бизнес-инкубатора В течение не менее 10 лет 5
11.2 Обязательное размещение в сети Интернет Информация о помещениях, предназначенных для аренды СМП 1
11.3 РАЗРАБОТКА документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубатора: утвердить организацию, управляющую деятельностью бизнес-инкубатора; разработать условия заключения льготных договоров аренды с СМП; условия доступа СМП к основным и дополнительным услугам 5 5 4
12. Требования к организации, управляющей бизнес-инкубатором
12.1 Руководитель организации должен быть гражданином Российской Федерации Высшее экономическое образование или высшее образование в сфере управления, опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет 5
12.2 Управляющая компания должна иметь Должности управляющих менеджеров для работы с СМП 3
12.3 Управляющие менеджеры осуществляют непосредственное участие В процессе создания модели бизнеса и выхода на рынок СМП 1
12.4 Управляющие менеджеры должны соответствовать требованиям: Высшее образование в сфере менеджмента; опыт работы не менее 3 лет. 4
источников информации для выбора критериев оценки эффективности деятельности бизнес-инкубаторов. Планирование показателей деятельности бизнес-инкубаторов в настоящее время встречается в государственных и муниципальных программах (подпрограммах) по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе и муниципальном образовании. Детализация показателей деятельности бизнес-инкубатора на очередной год и плановый период осуществляется государственном и муниципальном задании организации, являющейся управляющей компанией бизнес-инкубатора.
Нами исследованы также государственные и муниципальные задания за период с 2013 по 2015 годы трех бизнес-инкубаторов, созданных в Чувашской Республике с привлечением субсидий из федерального бюджета. Результаты исследования показали, что в государственных и муниципальных заданиях управляющих компаний бизнес-инкубаторовпредусмотрены количественные и качественные параметры государственных и муниципальных услуг по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим открыть собственный бизнес(бесплатные обучающие семинары, разработка бизнес-планов, предоставление переговорных
комнат и залов для конференций, консультационные услуги, аренда площадей на льготных условиях, выпуск информационных изданий по вопросам ведения предпринимательской деятельности).
На наш взгляд, анализ названных показателей по степени выполнения параметров государственного или муниципального задания, а также их динамики за ряд лет следует использовать при оценке эффективности деятельности бизнес-инкубатора. Вместе с тем, государственные и муниципальные задания могут быть дополнены показателями, характеризующими не только непосредственные, но и конечные результаты деятельности бизнес-инкубатора. Поскольку бизнес-инкубаторы создаются в регионах в рамках государственной поддержки малого бизнеса, на условиях софинансирования субъектами РФ и субсидирования из федерального бюджета, оценка эффективности их деятельности должна содержать критерии, раскрывающие степень достижения целей и задач развития малого предпринимательства в регионе. В первую очередь, это количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, прирост рабочих мест, рост налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты, рост объемов произведенных и реализованных
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №1 2017 | 35
товаров и услуг, доходы от использования государственного и муниципального имущества(помещений, оборудования), доля субъектов малого предпринимательства, успешно функционирующих в условиях рынка по окончании периода инкубирования.
Литература:
1. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
2. Приказ Минэкономразвития России № 411 от 01.07.2014 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Россий-
ской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
3. Валеев А. Р. Методические рекомендации по проведению аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств, выделяемых на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности и развитие инновационной деятельности[Текст] / А.Р. Валеев - Казань: Казанский университет, 2013, - с. 60-61
4. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Саунин. — М.: Издательство Московского университета, 2015. — 336 с.
УДК 33
ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Бурцев Ю.А., профессор кафедры Антимонопольного регулирования, ГОУВОМО «Московский государственный областной
университет»
В данной статье рассматривается взаимосвязь демографии и экономики, их влияние на безопасность страны, в частности России. Приведены исторические факты, показывающие развитие страны на определённых этапах её становления. Экономическая сводка, подобранных статистических данных, показывающих демографические изменения, отражает тесноту их связи.
Ключевые слова: экономика, экономическое развитие, демография, взаимосвязь, Россия.
DEMOGRAPHIC IMPACT ON ECONOMIC SECURITY
Burtsev Y., professor, Antimonopoly regulation chair, SEIHEMR «Moscow State Regional University»
In this article is considered interrelation of a demography and economy, their influence on the country, in particular Russia. The historic facts showing development of the country at certain stages of its formation are given. The economic report, the picked-up statistical data showing demographic changes reflects narrowness of their communication.
Keywords: economy, economic development, demography, interrelation, Russia.
Со времён существования торгово-рыночных отношений человечество всё чаще прибегает к распространённому слову «экономика». Впервые оно было упомянуто ещё в IV в. до н. э., и прочно вошло в современный лексикон.
Экономика в целом представляет собой совокупность отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Это взаимосвязь между людьми, состоящими в торгово-рыночных отношениях.
Экономическое развитие же является неотъемлемым процессом улучшения качества производительности, внедрения инноваций. В целом оно считается положительным изменением в экономике.
Во всех сферах жизни ключевым аспектом является человек. Именно он развивает то, что было разработано, создано и смоделировано на протяжении всего времени существования цивилизации. И важнейшим критерием является демографическая составляющая.
Демография представляет собой обобщенные данные о численности населения, его воспроизводстве, миграции и составе на всей территории земного шара.Если рассматривать демографию как науку, то ейнемногимболее 150 лет. По одним источникам,«демография»впервые возникла в 1855 году, ввёл её в оборот французский учёный, статистик, демограф А. Гийяр в книге «Элементы статистики чело-века, или Сравнительная демография». Хотя пытался подобрать нужное слово и математик К. Бернулли, назвавший «демографию»«популяционистикой».Но по другим источникам,«демография» появилась в январе 1662г. благодаря купцу и учёному-самоучке Джону Граунту.[1,3]
В российской же литературе «демография» появилась значительно позже. В 1872 году Е.Н. Анучин использовал этот термин в своей работе «Значение статистики как науки и Международный статистический конгресс».[3]
Экономика и демография тесно взаимосвязаны: возрастно-половой состав населения и его составляющие прямо влияют на процесс производства, распределения производимых обществом благ. Следовательно, проблемы демографического состояния страны прямо влияют на ее экономику. В настоящее время многие экономисты не только в нашей стране, но и за рубежом уделяют много внимания демографической ситуации, складывающейся в том или ином государстве. Демографическая политика Российской
Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирования внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Специфика демографической ситуации в России заключается в том, что несоответствие темпов развития демографической и экономической подсистемы вызывает противоречия, влияющие на характер развития рынка рабочей силы.[2]
Цель данной статьи - рассмотреть и показать взаимосвязь между экономикой и демографией.
В России всё чаще стали поднимать вопрос о демографических проблемах. Рассмотрим, как демография влияет на экономикунашей страны.
Возьмём самый яркий и не такой уж далёкий ХХвек. Его начало - правление императора Николая II - в истории характеризуется процветанием всех сфер жизни. В то время не было совершено ни одной смертной казни, вместе с тем уровень рождаемости превысил показатели уровня смертности. Вместе с количеством населения росло и количество городов, были построены новые предприятия и железные дороги. Аграрный сектор начал набирать обороты. Россия становится главным экспортёром сельскохозяйственной продукции.
Правление В.И. Ленина связано с октябрьской революцией 1917 года, гражданской войной 1918-1922 годов., советско-польской войной 1919-1921 годов, что непосредственно отразилось на демографии страны и её экономическом развитии, не смотря на принятие новой экономической политики в 1921 году. И лишь в 1922 году, когда был образован советский союз, экономическое развитие вновь возобновилось. Население присоединённых стран изменило демографическую картину страны.
В сталинский период было резкое экономическое развитие, несмотря на то, что численность населения из-за Великой Отечественной и Второй Мировой Войны резко сократилась. В этот период активно развивались промышленность и машиностроение. Такой резкий скачок скорее исключение из правил, нежели само правило. Как можно увидеть из двух определений, которые непосредственно связанны, именно численность и плотность население, и его миграция, активно влияют на экономическое развитие. Но Россию не