Проблема повышения эффективности и надежности становится особенно актуальной в связи с созданием новейших высокопроизводительных машин, работающих при высоких скоростях и нагрузках.
Возможность оценки работоспособности механизмов связана с необходимостью достаточно точной идентификации ведущих разновидностей изнашивания и повреждений технических средств с последующим моделированием процессов изнашивания и расчетным прогнозированием ресурса ведущих деталей, основанными на учете условий нагружения (в первую очередь - разномасштабности), кинематики контакта, теплового режима работы и закономерностей изменения трибологических характеристик [3].
Более 80 % машин и механизмов, в том числе и ДВС, выходит из строя в результате износа деталей, работающих на трение: подшипников, цапф, зубчатых колес, деталей уплотнений, муфт, шлицевых соединений, скользящих направляющих и др. Сложность оценки износостойкости различных трибосопряжений связана с тем, что износ находится в прямой зависимости от скоростей, нагрузок, мощностей и режимов эксплуатации машин, помимо свойств самих материалов.
Выводы:
1. Детали из одних и тех же материалов в зависимости от условий эксплуатации могут характеризоваться как минимальными, так и катастрофическими износами. Более того, абсолютные значения износов, зафиксированные для одинаковых пар трения и в одинаковых условиях эксплуатации, могут отличаться весьма существенно.
2. Принято считать, что износы идентичных пар трения, полученные в идентичных условиях и отличающиеся на проценты или в несколько раз, принадлежат к одной статистической совокупности данных, которая подлежит корректной математической обработке для определения закономерностей изнашивания.
3. Проведенные автором исследования позволяют утверждать, что процесс изнашивания может быть удовлетворительно описан уравнениями, связываю-
щими интенсивность изнашивания подшипника и контртела с совокупностью свойств подшипника, контртела, смазочной среды, контактным давлением и скоростью скольжения.
Библиографические ссылки
1. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на водном транспорте // Транс-трибо-2013 : тр. V Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике (10-11 октября 2013 г.) / под общ. ред. С. Г. Чулкина и В. М. Петрова. СПб. : ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013. 335 с.
2. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на транспорте // Транстрибо-2010 : тр. IV Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике / под общ. ред. С. Г. Чулкина и П. М. Лысенкова. СПб. : ЛОМО-Инфраспек, 2010. 348 с.
3. Чулкин С. Г., Качиньски Р., Лысенков М. П. Эффективность техногенных пар трения : монография. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. 194 с.
References
1. Increase of wear resistance and durability of machines and mechanisms for water transport : Proceedings of the V International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo 2013" (10-11 October 2013) / Under obsch. red. S. G. Chulkin and V. M. Petrov (book) St.-Petersburg : GUMRF named after Admiral Makarov, 2013. 335 p.
2. Increased wear resistance and durability of machines and mechanisms for transport: Proceedings of the Fourth International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo-2010" / Under obsch. red. S. G. Chulkin and P. M. Lysenkov. St.-Petersburg : LOMO-Infraspek, 2010. 348 p.
3. Chulkin S. G, Kaczynski R., Lysenkov M. P. The effectiveness of man-made friction units. Monograph. Petersburg : Publ Polytechnic. University Press, 2007. 194 p.
© Чулкин С. Г., 2014
УДК 336
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
С. Г. Чулкин
Государственная полярная академия Российская Федерация, 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Воронежская, 79, а/я 533 E-mail: [email protected]
Проведен анализ зависимости затрат на производство от инвестиций. Установлено, что для уменьшения затрат эффективнее создавать новое техническое решение и инвестировать средства в новый продукт.
Ключевые слова: эффективность, инвестиция, инновация, производство.
Решетневскуе чтения. 2014
EFFICIENCY INVESTMENT IN INNOVATION OF AEROSPACE PRODUCTION
S. G. Chulkin
State Polar Academy p.o.box 533, 79, Voronezskaya st., Saint-Petersburg, 192007, Russian Federation E-mail: [email protected]
The dependence of the production costs of the investment is analysed. It is established that in order to reduce the expenses it is more efficient to create a new technical solution and invest in a new product.
Keywords: efficiency, investment, innovation, production.
Инвестиции в медицину, образование, науку, промышленность, транспорт, в финансовую сферу преследуют разные цели. Тем не менее всегда имеется
в виду, что они должны быть эффективными, т. е. средства должны быть потрачены на заявленные цели и эти цели, полностью или частично, должны быть достигнуты [1--3]. Из всего многообразия инвестиций остановимся на инвестициях в промышленность, которая за годы реформ превратилась в отсталую отрасль народного хозяйства. Это напрямую связано и с аэрокосмическим производством. Понимая это, политическое руководство страны взяло курс на модернизацию экономики России, в первую очередь промышленности. При этом упор делается на инновационное развитие обрабатывающих отраслей промышленности.
Если упрощенно рассматривать инновационный процесс как некую совокупность мероприятий по исследованию и разработке новых продуктов с более привлекательными для потребителя свойствами, их эксплуатационную проверку и коммерциализацию, а также по поддержанию жизненного цикла, то эффективность этой деятельности с точки зрения инвестиций, может быть оценена следующим уравнением [1]:
З = С + Ен ■ И, (1)
где З - затраты на производство нового продукта; С - себестоимость нового продукта; И - инвестиции в создание нового продукта; Ен - коэффициент окупаемости инвестиций.
Если считать допустимой окупаемость инвестиций в течение 3,5 года, тогда коэффициент Ен будет равен 0,3.
Обычно инвестиции расходуются на то, чтобы создать продукт с более высокими потребительскими свойствами, и на то, чтобы технология изготовления продукта требовала минимальных расходов в сфере производства, эксплуатации и ремонта [3]. Если предположить, что себестоимость продукта снижается при увеличении инвестиций и предположительно обратно пропорциональна сумме инвестиций в создание нового продукта [1:И], то уравнение (1) может быть представлено графически, как показано ниже (см. рисунок).
Анализ процесса инвестирования средств в промышленность, позволяет утверждать следующее. На начальной стадии инвестирования средств в создание продукта затраты на его производство максимальны. Затем по мере освоения технологии, совершенствова-
ния конструкции и приемов эксплуатации себестоимость продукта монотонно снижается. Но иначе обстоит дело с суммарными затратами. График зависимости затрат от суммы инвестиций имеет экстремальную форму с отчетливо выраженным минимумом. Это значит, что совершенствование технического решения продукта путем инвестирования средств за пределами минимума не имеет смысла и экономически не оправдано. Нельзя бесконечно долго «улучшать» продукт. Эффективнее создавать новое техническое решение, инвестировать средства в новый продукт [3].
1
1 3
\
1 V. /
\ /
Л ' -' щ JMJ sis M ■
D 1 2 3 4 5 6 7 3 9 10
Инвестиции
Зависимость затрат на производство от инвестиций: 1 - себестоимость продукта; 2 - инвестиции;
3 - суммарные затраты
Схема, представленная на рисунке, показывает, что процесс инновационного развития технических средств нуждается в двух основных компонентах: плодотворных научно-технических идеях и финансовых средствах. Главным здесь является наличие идей, а наличие финансов вторично. Попытки решить любую техническую проблему методом «забросаем деньгами» всегда оказывается бесперспективным.
На основании проведенных исследований авторами установлено следующее:
1. Магистральным направлением модернизации промышленности России в целом и аэрокосмического производства, в частности, является вложение финансовых средств в инновации, в создание новых продуктов мирового уровня по потребительским качествам.
2. Осуществление инновационных проектов возможно при наличии двух компонентов, а именно: плодотворных научно-технических идей и финансовых средств.
3. Наличие идей является приоритетным условием реализации инновационных проектов.
4. Каждое инновационное решение требует минимальных инвестиций для своего воплощения, после которого инвестиции в совершенствование продукта экономически бесперспективны.
5. Инновационный процесс носит скачкообразный, а не эволюционный характер. Для этого нужны «прорывные» идеи.
Библиографические ссылки
1. Чулкин С. Г., Качиньски Р., Лысенков М. П. Эффективность техногенных пар трения : монография. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. 194 с.
2. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на транспорте // Транстрибо-2010 : тр. IV Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике / под общ. ред. С. Г. Чулкина и П. М. Лысенкова. СПб. : ЛОМО-Инфраспек, 2010. 348 с.
3. Чулкин С. Г., Лысенков П. М. Эффективность инвестиций в инновации на водном транспорте //
Вестник гос. ун-та морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова, 2013. Вып. 1(20). С. 123-127.
References
1. Chulkin S. G, Kaczynski R., Lysenkov M. P. The effectiveness of man-made friction units. Monograph. Petersburg : Publ Polytechnic. University Press, 2007. 194 p.
2. Increased wear resistance and durability of machines and mechanisms for transport: Proceedings of the Fourth International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo-2010" / Under obsch. red. S. G. Chulkin and P. M. Lysenkov. St.-Petersburg : LOMO-Infraspek, 2010. 348 p.
3. Chulkin S. G., Lysenkov P. M. Effectiveness of investments in innovation in water transport // Herald State University of sea and river fleet of Admiral Makarov, 2013, iss. 1(20). p. 123-127.
© Чулкин С. Г., 2014